Возвращение в Крым. Часть II

Провозглашение Украиной независимой стало новой страницей борьбы за свои права и для крымскотатарского народа. Правда, очень скоро стало понятно, что и на этот раз ожидания не оправдаются в полной мере. Первый президент Украины – Л. Кравчук отметил, что государство будет создавать в том числе и экономические условия для возвращения татар на родину. Однако очень скоро стало ясно, что «нет достаточных оснований для преобразования территориальной Крымской Автономной Республики в национально-территориальную».

Получается, что, несмотря на уже доказанный исторически геноцид татар, несмотря на незаконное лишение почти 200000 населения своего имущества и жилья, на это «закрывают глаза». Так можно вывезти с родной земли любую нацию на десятки лет, а потом заявить, что количественно больше нет оснований считать эту землю их … Довольно цинично … Но разве политика бывает честной? В очередной раз чьи-то интересы противоречили восстановлению исторической справедливости.

И все же — украинская власть была лояльной, она четко давала понять, что считает татар своими «союзниками» против сепаратистских настроений в Крыму. Ведь почти половина всех жителей полуострова — этнические русские. Поэтому уже с 1992 года процесс обустройства крымских татар начинает финансироваться из госбюджета. Общая сумма таких расходов за 1991-2004 годы достигла 826 млн. грн. Многие из этих средств ушли на создание предприятий и трестов, обеспечивающих жизнедеятельность населения (колхозы «Авдет» и «Ватан», совхозы «Аграрный» и «Водопойный»). Впрочем — все остальные проблемы так и остались неурегулированными, в частности — участие татар в представительствах госорганов власти в Крыму, законодательное нормирование статуса Курултая и Меджлиса, отсутствие закона о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку, не решен и вопрос выделения крымским татарам земельных участков для индивидуального строительства, что неоднократно вызывало «самовольный захват земель».

Из всего этого следует, что не столько по политическим мотивам, как скорее по бюрократическим и из-за коррупционной составляющей, жизнь татар в условиях независимой Украины трудно назвать удовлетворительной. Статистические данные достаточно четко отражают эту картину:

год/годы

в Крым вернулось человек

1989-1992

35-45 тисяч (ежегодно)

1997

5300

2001

2200

2004

2100

 За пределами Украины по сей день находится около 100 000 крымских татар. Большинство из них проживают в Узбекистане (до 80 тыс.), России (15 тыс.), Таджикистане (до 2 тыс.). Преградой для их возвращения являются в первую очередь большие трудности с обустройством в Крыму — проблема получения жилья и трудоустройства. На немалые шаги Украина таки пошла, за 1991-2004 гг. за счет государства было построено почти 8000 и выкуплено 1400 домов и квартир, что позволило обеспечить жильем более 33 тыс. человек. Еще 110 тыс. крымских татар приобрели жилье самостоятельно. В разных «очередях» на жилье стоят еще более 20000 татар, поэтому процесс еще очень далек от завершения. С начала массового возвращения крымских татар под индивидуальное строительство жилья им было выделено почти 70,5 тыс. земельных участков (площадь 8361,7 га). Но это очень мизерное количество, более того — циничное, тем более если учесть многочисленные факты нарушений земельного законодательства, когда огромные участки земли даже в рекреационных зонах отписывались физическим и юридическим лицам, которые проживают далеко за пределами Крыма и вообще Украины. Этот момент тотального игнорирования законов заставил татар действовать иначе. Если тем, кто имеет право на землю, тем, у кого она была грубо отобрана, безосновательно ее не возвращают, не выделяют даже кусочка, выписанного в законе, а вместо этого внезапно отдают целые гектары в чужие руки, не давая никаких вразумительных объяснений, и если никакие заявления и суды не восстанавливают справедливости, то что остается? Татары решили селиться без документов и разрешений, как говорят — «самовольно».

Что касается «политического урегулирования» и участия татар в руководстве автономией, то в 1999 году Л. Кучма таки подписал указ «О Совете представителей крымскотатарского народа», из представителей Меджлиса, но другие президенты практически не пользовались этим механизмом коммуникации с автономией, более того, в 2010 году В. Янукович вообще изменил принцип формирования этого органа. Он включил в состав Меджлиса оппозиционные силы к политике национально-демократического движения крымских татар. В результате, татары в этом совете оказались вообще в меньшинстве — 8 против 11. И все эти вещи никак не способствовали политическому диалогу между крымскими татарами и официальной украинской властью.

Таким образом, период пребывания Крыма в составе Украины в целом можно считать хорошим, но все же осталось много нерешенных вопросов и наболевших проблем крымскотатарского народа. Большим «рывком» к изменениям стала «Революция Достоїнства» в Киеве, которая имела целью наконец преодолеть бюрократию и коррупцию и восстановить справедливость во всех сферах жизни. Однако татары «не успели» воспользоваться достижениями этой революции в связи с аннексией полуострова Россией. Их борьба продолжается и дальше, хотя сейчас речь идет уже не об политических «привилегиях», а об обычных человеческих правах, свободах и ценностях, на защиту которых опять надо становиться. Жосткий режим РФ уже четко дал понять, чьи права он будем защищать. Поэтому единственное пожелание к тем, кто сегодня живет в Крыму — это мужества и сил, так как самые большие трудности еще впереди.