Возвращение в Крым. Часть I

Несмотря на все те трудности, которые пришлось пережить крымским татарам, они не смирились со своим бесправным положением. Ни смерти, ни нечеловеческие условия спецпоселений не сломали их внутренней свободы. Почти сразу начались их протесты, которые очень красноречиво свидетельствовали о том, что татары никому не забудут этого страшного преступления.

Впервые, политическую оценку депортации дали в 1956 году, на съезде КПСС. Хотя слово «оценка» очевидно, слишком громкое: никто ничего не комментировал и не объяснял, единственное, что было сделано — это снято административный надзор, но без права возвращения на родную землю и без права компенсации утраченного имущества. Конечно, это «достижение» было весьма далеким от реальных стремлений крымскотатарского народа, поэтому его борьба за свои права продолжалась. Немалый прогресс был впоследствии достигнут благодаря активной деятельности национального движения крымских татар, который поставил перед собой очень четкую цель — восстановить права татар и добиться их возвращения на родину.

Следующий «положительный шаг» советской власти был прописан в 1967 году — из татар снимали старые обвинения и позволили покинуть спецпоселение для проживания «на всей территории СССР». Но на практике режим продолжал оказывать сильное бюрократическое сопротивление возвращению татар на родину. Если обратиться к сухим цифрам, то увидим следующее:

 

год/года

в Крыму проживало человек

1956-1967рр.

15

1967р.

27

1968р.

256

1969р.

2365

1973р.

6874

1977р.

8190

 

Из Крыма при депортации было выселено более 190 000 человек, а процедуру «возвращения» жестко контролировали. Чтобы не дать возможности татарам «стихийно вернуться», в срочном порядке власти внедряют выдачу паспортов и «прописку по месту жительства». Кроме того, власти решают, что будут поселять в Крыму «аж» 100-200 семей в год и то только тех, которых отберут сами. Но эти «планы» оказались далеки от реалий — крымские татары возвращались домой сами. Сначала их еще «прописывали», а потом начали отказывать, ссылаясь на отсутствие жилья, нарушение всевозможных норм «купли-продажи» и другие подобные вещи. Например, по той же государственной программе в 1969 году должны были поселить 150 семей, а поселили только 104, в последующие годы такая тенденция сохранялась. В том же 1969 году из Крыма выслали более 12 000 татар, прибывших самостоятельно. Усиливался паспортный контроль, повторно выселяли за нарушение «паспортных правил». Стоит отметить, что «повторное выселение» было особенно циничным — происходило с привлечением милиции, а дома татар просто сносили бульдозерами. Из всего этого становится очевидным, что власть не имела ни малейшего намерения отдать татарам утраченное или дать им реальную возможность вернуться на родину.

Незначительное облегчение принес 1977, когда с «нелегально прибывших» было прописано около полутора тысяч человек — причина банальна — нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве. Но количество незарегистрированных лиц продолжала расти. В 1978 году не прописаными было 3100 человек. Как указал в своем отчете в ЦК КПСС В. Щербицкий — в Крыму в 1978 проживало почти 10000 человек, треть из которых проживала там неофициально. Все это было основанием для того, чтобы притормозить процесс возвращения крымских татар на историческую родину. Поэтому 80-е годы стали периодом определенного «застоя».

Новый виток в развязке ситуации произошел в 1989 году. Режим впервые признал, что его действия в отношении крымскотатарского народа были незаконными и преступными. Эта декларация говорила о том, что «попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится». Повторная волна и массовое возвращение татар уже на конец 1989 демонстрируют цифры — 34000 переселенцев. Но это — всего лишь 1,6% от населения крымского полуострова. Дальнейшая репатриация крымских татар происходила уже в условиях независимости Украины, старые проблемы оставались, но уже с большими надеждами на успех.

http://cidct.org.ua/uk/vozvrashhenie-v-kryim-chast-ii/