Узбекистан, надеемся, поддержит

Годы жизни крымскотатарского народа в Узбекистане были долгими, потому и отношения между нашими народами сложились крепкие и, надеюсь, будут всегда теплыми. Мы ведь не один пуд соли съели, живя по соседству и работая плечом к плечу. Плов, чай, горячие лепешки, каймак, дыни, фрукты — все выставляли перед тобой люди, чьи традиции восточного гостеприимства не смогли изменить даже всесильные органы — партийные и силовые. Все хорошее запечатлелось в памяти нашего народа. От личности тоже многое зависит. Помню, как один наш земляк рассказывал, что, работая в отделе Ферганского обкома компартии, был свидетелем того, как его коллега вбежал в кабинет первого секретаря Шамсутдинова и стал нервозно докладывать ему, что крымские татары в поселке текстильщиков опять собрались и требуют права возвращения на родину в Крым. Секретарь обкома прервал его и, смотря прямо в глаза, сказал: “Если бы с вас кто-то сорвал пиджак, вы побежали бы жаловаться в милицию, а у этого народа отняли Родину, дома, имущество, и вам их требования почему-то кажутся чрезмерными!” Ретивый работник сник. Такие случаи не единичны, просто о них раньше не распространялись.

А как там сегодня без нас, уехавших 10-12 лет назад?

В широко раскрытую дверь нашей редакции на днях вошел мужчина средних лет спортивного телосложения. Интуиция меня не обманула. Энвер Аблякимов из Ферганы взял высокий жизненный барьер — наконец вся его семья собралась в Крыму. Оба сына имеют высшее образование, жена преподает английский язык, сам 15 лет возглавлял Ферганский облспорткомитет, курировал футбольную команду “Нефтчи”, а последний год занялся организацией работы среди молодежи и был председателем спортобщества “Ешлик” в Фергане. Выкраивал время и для работы среди наших соотечественников, сотрудничал с представителем Меджлиса в Центральной Азии Али Хамзиным, в Ферганской долине был председателем группы содействия по первичной обработке документов для определения принадлежности к гражданству Украины. Председателем группы содействия по Самаркандской, Навоийской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Джизакской, Бухарской областям является Бекиров Ромен (г.Самарканд, ул.Депутатская, 26, Багишамальский район. Д/тел,: (2662) 37-03-35), по Ташкентской и Сырдарьйнской областям — Месицкий Ленмар (г. Ташкент Сабир-Рахимовский р-он, д. 12, кв.41). По Ташкентской области действуют дополнительные пункты: г.-Янгиюль, ул.Нуритдинова (бывшая Набережная). туп.4, д.4. Д/т.: (260) 2-38-58 Хамзин Али; г. Алмалык, Асанов Асан, д/т (261) 4-07-39 и Меметов Рустем — ул.Фабричная, 71, д/т.: 4-18-17.

Группы содействия будут осуществлять проверку правильности комплектации документов для определения принадлежности к гражданству Украины депортированными, сбор и централизованную их сдачу в консульский отдел. Обратной связью нашим соотечественникам будет отправляться информация о том, когда необходимо посетить консульский отдел Посольства Украины в Ташкенте для получения паспорта.

Приехавшие из Узбекистана говорят, что люди мало информированы о юридической стороне оформления гражданства. До сих пор не все знают, что при предъявлении паспорта Украины, копии вида на жительство с постоянной пропиской и листка убытия оплата авиабилетов и контейнеров в одном направлении для граждан СНГ, постоянно проживавших в Узбекистане и выезжающих на постоянное место жительства в Украину, производится в сумах. Жаль, что упрощенный вариант выхода из гражданства Узбекистана действует до 31 декабря 2001 г. Крымские татары надеются, что руководство Узбекистана пойдет навстречу пожеланиям нашего народа и продлит срок действия этого документа.

Народ мы немногочисленный, а вот разброс политических и житейских взглядов у нас велик. Тейфук Сейдали-оглы Сейдалиев из Янгиюльского района (82 года, инвалид ВОВ I группы) в сентябре-октябре 2001 года гостил у своих детей в Крыму, посетил дорогие его сердцу места на ЮБК, помолился у могил своих родителей и в начале ноября вернулся обратно. Ему не понравилось, что много писали о возможных беженцах из Узбекистана в разгар афганских событий. Он считает, что татары в Узбекистане не бросят дома и не побегут в Крым, пусть, дескать, шовинисты не тревожатся. Он требует “гуманный закон, а также разрубить узел национализма, шовинизма на полуострове, направленные против нашего народа”.

У каждого свое видение проблем. Ну а если ближе к делу то приехавшие говорят, что билеты на самолет до 1 ноября стоили 119 тыс. сумов, а сейчас поднялись до 180 тыс. сумов Контейнер получить трудно, если нет поступивших из Украины. Мясо на рынке стоит 1500 сумов за 1 кг, хлеб — 100 сумов. Минимальная зарплата — 3600 сумов. 1 квт./час энергии стоит 6,2 сума. Двухкомнатная квартира в центре Ферганы — 1300 долларов, а трехкомнатная в бывшем обкомовском доме — 2000 долларов; обычные квартиры в Киргилях или на “текстильке” — 150-300 долларов. Слушал я Энвера Аблякимова и ушам своим не верил Но в это время другой посетитель сказал, что в Бекабаде его родственник продал трехкомнатную квартиру вместе мягкой мебелью за 700 долларов. Все это — информация для размышления.

Адиль Сеитбекиров
(“Голос Крыма”, № 1(425), 4 января 2002 г., с. 2)