Рекомендация 1255 (1995)

о защите прав национальных меньшинств

о защите прав национальных меньшинств

(Парламентская Ассамблея Совета Европы 31 января 1995 года)

1. Защита прав меньшинств стала сегодня важнейшей задачей Совета Европы.
Ассамблея проявила живой интерес к этой проблеме, приняв рекомендации 1134 (1990), 1177 (1992) и 1201
(1993). В последней рекомендации она предложила, чтобы Комитет министров принял дополнительный протокол
по правам меньшинств к Европейской конвенции о правах человека на основе предложенного текста дополнительного
протокола, включенного в эту рекомендацию.

2. Настоящим Ассамблея подтверждает принципы, изложенные в ее рекомендации
1201 (1993), и внесенное ею тогда дополнительное предложение, в частности, определение «национального
меньшинства», которое следует понимать как «группу лиц в каком-либо государстве, которые:
a) проживают на территории этого государства и являются его гражданами;
b) поддерживают давние, прочные и непрерывные связи с этим государством;
c) обладают четкими этническими, культурными, религиозными и языковыми особенностями;
d) являются достаточно представительными, хотя и менее многочисленными по сравнению с остальным населением
этого государства или какого-либо региона этого государства;
e) движимы стремлением совместно сохранять элементы, составляющие их общее своеобразие, включая свою
культуру, традиции, религию и язык».

3. Однако правительства не последовали этой рекомендации. На встрече на
высшем уровне в Вене 9 октября 1993 года главы государств и правительств государств-членов Совета Европы
постановили поручить Комитету министров: «- в минимальные сроки подготовить проект рамочной конвенции,
содержащей конкретные принципы, которые участвующие государства обязуются соблюдать, с тем, чтобы
обеспечить защиту национальных меньшинств. Этот документ будет также открыт для подписания государствами,
не являющимися членами Совета; — приступить к разработке протокола, дополняющего в культурной области
Европейскую конвенцию о правах человека благодаря положениям, которые гарантируют индивидуальные права,
в частности права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам».

4. В своей рекомендации 1231 (1994) Ассамблея выразила «глубокое сожаление»
в связи с тем, что встреча на высшем уровне не последовала рекомендации Ассамблеи в отношении дополнительного
протокола по правам национальных меньшинств к Европейской конвенции о правах человека.

5. Тем временем Комитет министров разработал Рамочную конвенцию о защите
национальных меньшинств, которая была утверждена в ее окончательном виде на совещании министров 10 ноября
1994 года. Она будет (была) открыта для подписания 1 февраля 1995 года (сегодня) (и была подписана от
имени … государств-членов).

6. Несмотря на свои оговорки в отношении содержания по существу и
юридического характера Рамочной конвенции, Ассамблея выражает надежду, что она будет вскоре подписана и
ратифицирована подавляющим большинством государств-членов и что значительное число европейских государств,
не являющихся членами Совета, станут ее участниками. В этой связи она напоминает, что для вступления
Конвенции в силу требуется ее ратификация 12 государствами-членами.

7.Язык Конвенции не отличается категоричностью. В ней сформулирован ряд
нечетко определенных целей и принципов, соблюдение которых будет обязанностью участвующих государств, но
не правом, на которое смогут ссылаться отдельные лица. Механизм ее осуществления слаб, и существует
опасность того, что на практике процедуры контроля могут быть полностью отданы на усмотрение правительств.

8. Необходимо, кроме того, чтобы Рамочная конвенция сопровождалась
дополнительным протоколом к Европейской конвенции о правах человека, содержащим четко определенные права,
на которые отдельные лица смогут ссылаться в независимых судебных органах. В последней инстанции такими
органами могут быть Европейская комиссия и Суд по правам человека. По этой причине Ассамблея считает
чрезвычайно важным, чтобы работа над протоколом «в культурной области благодаря положениям, которые
гарантируют индивидуальные права, в частности права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»,
осуществлялась незамедлительно.

9. Права, которые следует включить в такой новый протокол, могут быть
позаимствованы как из рамочной Конвенции, так и из проекта дополнительного протокола, предложенного
Ассамблеей в ее рекомендации 1201 (1993). Примерный перечень этих прав приводится ниже и является
неотъемлемой частью настоящей рекомендации.

10. Есть еще и третий документ Совета Европы, который вызывает озабоченность
Ассамблеи. Это Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств. Данная конвенция была заключена
и открыта для подписания в 1992 году. До настоящего времени она ратифицирована только Финляндией и Норвегией.
Для вступления Хартии в силу необходима ее ратификация еще тремя странами.

11. Ассамблея озабочена не только небольшим числом государств, ратифицировавших
хартию до настоящего времени, но и тем, каким образом эту Хартию следует применять. На практике
государства-участники имеют широкий выбор прав и должны указать, в отношении какого меньшинства или
меньшинств эти права применяются.

12. По этим причинам Ассамблея рекомендует Комитету министров:
i) предложить государствам-членам как можно скорее подписать и ратифицировать Рамочную конвенцию о защите
национальных меньшинств;
ii) обеспечить, чтобы консультативный комитет, который должен быть создан после вступления Рамочной
конвенции в силу, стал независимым, эффективным и по возможности транспарентным органом, например, путем:
— создания такого комитета, в который каждое участвующее государство делегирует одного представителя;
— обеспечения проведения выборов в него по аналогии с Европейской комиссией по правам человека или
Европейским комитетом по предотвращению пыток; — предоставления комитету права получать информацию из
широкого круга источников и действовать по своей инициативе; — предоставления также комитету права
вступать в диалог с правительством заинтересованного участвующего государства и публиковать свои доклады
и рекомендации с разрешения этого правительства;
iii) предложить тем государствам-членам, которые еще не подписали (20 из 33), и тем государствам, которые
еще не ратифицировали (все, за исключением Финляндии и Норвегии) Европейскую хартию о региональных языках и
языках меньшинств, сделать это как можно скорее;
iv) удовлетворительно и в сжатые сроки завершить работу над проектом протокола к Европейской конвенции
о правах человека «в культурной области благодаря положениям, которые гарантируют индивидуальные права,
в частности права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»;
v) после завершения работы над проектом протокола представить его на рассмотрение Ассамблеи.

Источник: Департамент по правам человека Совета Европы.
Сборник международно-правовых документов. «Права человека».
Минск: Белфранс, 1999 г.