Песни

Вокально-инструментальная пьеса макам заключает в себе черты сюиты. Кроме того, макам – это жанр профессиональной и народной музыки крымских татар, который до сегодня малоизучен. Знатоков этого древнейшего жанра до сегодня осталось очень мало, сейчас он почти исчезает. Сам термин «макам» употребляют еще и в значении «мелодия» и «лад».

На характерным является пение хором для крымско-татарской народной музыки, но иногда, при хоровых танцах, манелер исполнялись хором в унисон. Способ такого пения смешанный: горловой и грудной. Отдельной группой также являются песни, которые исполняли для танцев, к примеру: «Къарасувнынъ дёрт кошеси» (Четыре стороны Карасубазара), «Юксек минаре» (Высокий минарет) и многие другие.

Редко превышал одну октаву диапазон крымско-татарских народных песен, но полутора октав он достигает в песнях позднего происхождения. Самостоятельные инструментальные вступления имеют некоторые народные песни, они правильно выдержаны в характере песни и являются настройкой для певца, к примеру: «Хаста гонълюм» (Душа больна), «Эр къасапта» (У каждого мясника) и другие. Такого рода инструментальные вступления выполняет полный состав ансамбля. Баглама (багълама) – это инструментальные отыгрыши-каденции, которые исполняют в конце песни или же интерлюдии в середине. Ее употребляют зачастую именно в древних макамах, это их часть, что зачастую имеет импровизационный характер. Чаще всего баглама исполняется на скрипке, но может исполняться и на других инструментах.

 У песен, которые исполняли крымские татары, ярко выражен характер свободы и широты  мелодического развертывания, гибкости метра и ритма, ладовое богатство и многие варианты.