Наврез

Наврез – это древний праздник землевладельцев, его отмечают как начало весны и нового хозяйственного года. Название дано от иранского слова: нав значит «новый» и рез (руз) – «день». 21 марта проводят праздник, когда Солнце входит в созвездие Овна (Овцы), крымские татары говорят Къозу, то есть когда день равен ночи. Еще в 12-13 веке среди крымских татар возник обычай праздновать Наврез, то есть в период, когда был принят ислам.

Как и к другим праздникам, хозяйки начинают готовиться к Наврезу за неделю, тогда выполняется побелка, уборка всех помещений, а также откладывают старые и негодные вещи для сжигания. Мужчины в это время ремонтируют сельскохозяйственный инвентарь и готовятся к пахоте. Мальчики готовят костюмы и маски козы, обычно это шуба на изнанку, к которой прикрепляют хвост. Крымские татарки перед праздником варят яйца, но не красят их. А также пекут кобете (мясной пирог со слоеным тестом) и разнообразные национальные печенья.

Когда приходит праздничный вечер, разжигают костер, в котором сжигают старые вещи и обрызгивают друг друга водой. Когда наступает темнота, группы мальчиков (по 3-7 человек) надевают приготовленные маски (а один из них костюм козы), берут в руки ветки, на которых прикрепляют подснежники, и ходят от дома к дому с новогодними песнями. За это они получают от хозяев сладости и орехи. Два дня перед Наврезом девушки собираются в одном доме, где готовятся к гаданиям в новогоднюю ночь. Они бросают в кувшин с водой свои кольца или ожерелья, и ставят его под куст розы в ночь перед Наврезом. Накануне праздника они собираются возле куста, завязывают глаза самой младшей, и она, вытаскивает украшения из кувшина, в шутливой форме говорит о судьбе хозяйки в новом году (какой будет ее суженный, станет ли она женой в этом году, в какой дом она попадет и т.п.).

Пожилые люди в этот день посещают кладбище, где читают молитвы, убирают могилы и просят Бога о хорошем урожае, умножении стада. Считается, что это способ общения с усопшими. В Наврез мужчины выходят в поле, и самый уважаемый старец читает молитву, после чего делает первую борозду и садит первую горсть семян будущего урожая. Когда-то этот праздник считали хозяйственным новым годом, который завершался 22 сентября, после Дервиза.