Мунаджат и Мевлюд

Во все времена крымские татары берегли в своих сердцах веру и религиозные обряды, даже в период коммунизма, когда нельзя было даже говорить о религии. Частью этих обрядов стали Мунаджат и Мевлюд.

Мунаджат и Мевлюд – это религиозные песнопения, которые являются одними из важных составляющих в обрядах крымских татар. На особом религиозном собрании они читаются, у крымских татар их именуют Дуа. Без него не обходятся фактически ни один важный крымско-татарский обряд. Дуа обычно организовывают, когда рождается ребенок, выполняется обряд обрезания (суннет), обряд бракосочетания (никях), а также похоронный обряд (дженазе).

Особую роль в формировании религиозных песнопений, которые вошли в традиции крымских татар, играли суфии. Не только на обычных мусульманах отразилось их влияние в Крыму, но и на ханах, которые были членами суфийских тарикатов.

Мевлюд – это повествование о жизни Пророка Мухаммада, мир Ему. Он сформировался под влиянием ритуала празднования рождения Пророка. Оно имеет название «Ляйлят аль-маулид» или «Маулиду ан-Набий» (ночь рождения Пророка или рождение Пророка).

Мунаджат является религиозным текстом, который читают нараспев. Это одна из форм обращения к самому Аллаху. Когда формировался и развивался суфизм, стали выделять разные виды мунаджата, который имеет собственное обозначение, что указывают на отличительные особенности, а также условия исполнения. Частично такая схема сохранилась и у крымских татар. Названия мунаджата ставали указанием на его функцию, обстоятельства и период исполнения. Самыми известными можно назвать такие: Таухид («Единобожие»), Сув селя («Омывание»), Зикр (восхваления Аллаhа), Мухаммад медхлери («Восхваления Пророка Мухамада, мир Ему»), а также Мевлюд (празднование дня рождения Пророка Мухаммада, мир Ему).

Чаще, чем все остальные виды читаются мевлюд муджаты, которые являют собой коллективное распевание текстов с повествованием о жизни Пророка Мухаммада, мир Ему. Их читают на дуа, никях, когда рождается ребенок и т.д.