Крымскотатарская народная музыка

Крымскотатарская народная музыка является довольно развитой частью многонациональной культуры Украины. Крымско-татарский народ очень свободолюбивый и в своих песнях выкладывал думы и чаяния, все наилучшие черты своего национального характера. Очень часто правящие классы пытались отвергнуть славную многовековую культуру, но им это не удалось.

Духовенство и царские чиновники преследовали народных музыкантов и певцов, чинили разнообразные препятствия развитию музыкальной культуры крымских татар. Такие условия не давали возможности расти национальным формам и жанрам музыки, кроме того трудно было создать коллективы, развиваться композиторам и исполнителям. Как культура устной традиции развивалась крымско-татарская народная музыка.

В далекое прошлое уходят истоки культуры крымских татар. И ее все время обогащала развиваемая музыкальная традиция. Они сумели сохранить свою самобытность и до сегодня, даже невзирая на попытки ассимиляции путем насилия со стороны царских чиновников, а также советских идеалов. Все традиции удержались и сумели развиваться, даже во время, когда были закостенелые догмы КПСС, которые налагали запреты на музыку крымских татар.

На территории Крыма была еще и крымчакская и караимская народная музыка, помимо крымско-татарской, сегодня ее не особо отличают и называют народной музыку Крыма. Еще в глубокой древности на полуострове Крым возникло музыкальное искусство. Первые примитивные инструменты были изготовлены сотни лет назад: музыкальный лук, флейта из рогов и костей животных и другие. Красноречие и проникновенность творчества крымских музыкантов также уходит в глубокую древность: кедайлар, ашыкълар, йырджылар, чалгъыджылар, усталар. Но религиозно-государственная идеология ислам также противилась прогрессу музыки, хотя некоторые оформления музыкой предполагала даже ее обрядово-ритуальная сторона. Тексты из Корана речитировался муэдзинами, а со временем их заменила светская музыка.

Очень часто исполнять народную крымско-татарскую музыку запрещали, особенно при проведении массовых праздников. Сами ханы и известные крымско-татарские деятели когда-то занимались музыкой как любители. Но основные ее носители, которые сохранили культуру, это были обычные татары, которые играли на слух, без нот. Но, именно все испытания, которые выпали на долю крымско-татарской музыки, сделали ее многовариантным и неисчерпывающимся богатством народного творчества.