КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ИМЕЮТ ПРАВО РЕШАТЬ СВОЮ СУДЬБУ

   

На полуострове продолжаются акции крымских татар. Власти расценивают такие мероприятия как нарушения правовых норм. Можно ли говорить об угрозе безопасности Крыма, если такое противостояние не прекратится? Этот и другие актуальные вопросы корреспондент «УиМС» Ирина ШКОНДА задала Рефату ЧУБАРОВУ, члену фракции «Наша Украина», заместителю председателя Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины.

— Рефат Абдурахманович, могут ли акции протеста крымских татар угрожать безопасности Украины или Крыма?

— Прежде всего давайте уточним термины. В Крыму проходят акции протеста крымских татар, причиной которых являются крайне неудовлетворительное разрешение наиболее актуальных для людей проблем, особенно в части их наделения земельными участками — как для строительства собственного жилья, так и для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Разумеется, есть и другие вопросы, в том числе политико-правового характера, решение которых неоправданно затянулось, но говорить о «национально-освободительной борьбе» не приходится. Крымские татары возвращаются на свою Родину в условиях, когда само государство поддерживает процесс возвращения. Другое дело — насколько искренни и профессиональны действия многих чиновников, связанные с возвращением в Украину народа, подвергшегося преступной депортации и насильственно удерживавшегося десятилетиями в местах высылки.

Сегодня в Украине мне приходится встречать таких политиков, которые само возвращение крымскотатарского народа уже воспринимают как некую угрозу. Мне же представляется, что ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в анализе действий и поведения самих крымских татар. Такой объективный анализ может свидетельствовать только об одном — крымские татары были и остаются одной из наиболее последовательных прогосударственных сил как на Крымском полуострове, так и в Украине.

— Как вы считаете, возможно ли нормализировать ситуации в Крыму без задействования рычагов влияния всеукраинского масштаба?

— Конечно же, нет. Основные вопросы, связанные как с возвращением, обустройством и восстановлением прав крымскотатарского народа, так и с развитием Автономии, могут быть решены только при условии реализации комплексной и сбалансированной программы. К сожалению, множественные усилия государственных органов Украины по разрешению сложнейших вопросов, практически не связаны между собой. Соответственно, эффективность реализуемых решений небольшая. К числу наиболее недопустимых подходов в отношении Крыма я бы отнес все еще сохраняющуюся практику искусственного отделения собственно крымских проблем от крымскотатарских. Ведь именно оно и привело к появлению новых проблем во взаимоотношениях больших групп людей и государственных органов…

Например, та же проблема выделения земли для репатриантов на Южном Берегу Крыма. Тут следует подчеркнуть, что основная часть крымских татар в додепортационный период проживала именно в тех районах, куда по возвращении их решили не допускать — это территории современных Ялты, Алушты, Судака, Севастополя… Добавлю, что принятая в сентябре 1990 года (еще в условиях СССР) Крымским областным советом схема расселения возвращающихся крымских татар исходила из того, что репатрианты не могут составлять ни в одном из регионов Крыма более 20—25%. Понятно, какая цель преследовалась теми властями — главное, с их точки зрения, чтобы возвратившись на Родину, крымские татары не могли бы участвовать наравне со всеми остальными в реальном соуправлении жизнедеятельностью крымского общества.

Катастрофическими по своим последствиям для крымских татар оказались и результаты разгосударствления сельскохозяйственной земли,— распаевание. Сегодня более 70% возвратившихся крымских татар расселены в сельской местности, однако только 18—20% из этих людей получили возможность стать собственниками земельных паев (для сравнения — нетатарское сельское население Крыма — более 50%). А ведь дело не просто в цифрах — скажите, какая перспектива у той части населения, которая, проживая в селе, осталась без основного средства для экономической деятельности, по сути без средств существования — земли?

— В последнее время возросло число конфликтов, связанных с выделением земельных участков на Южном Берегу Крыма. Что можно предпринять, чтобы он проходил цивилизованно, в рамках закона?

— Если мы подразумеваем под «органами государственной власти» органы местного самоуправления, так они и сегодня контролируют вопросы выделения земли. Другое дело — как и кому выделялись земли и насколько эффективно при этом разрешались земельные проблемы собственно жителей Крыма, в том числе и репатриантов. Вспомните результаты последних проверок Генеральной прокуратуры Украины соблюдения законности при выделении земель в Крыму — практически на территории каждого совета были выявлены вопиющие нарушения действующего законодательства.

Надо признать, что степень недоверия людей к органам местного самоуправления Крыма в вопросах земли чрезвычайно высока. Люди исходят из того, что земля уходит к тем, кто имеет возможность повлиять своим положением во власти или ресурсами на принятие нужных им решений. Соответственно, отчаявшиеся граждане все чаще прибегают к тем формам защиты своих прав, которые они могут применять в сложившихся условиях. Хочу особо подчеркнуть, никто не говорит о законности самозахватов, но нельзя и не замечать причин, движущих людьми… Кстати, если уж я заговорил о самозахватах, то хочу заметить, что существенная их часть допускается и юридическими лицами, в том числе из-за пределов Украины, за которыми стоят «сильные мира сего».

— Какой же выход?

— Гласность и прозрачность всех принимаемых решений, связанных с землею на полуострове, особенно на Южном Берегу Крыма. Мы давно призываем власти опубликовать в СМИ все данные о том, кому, где и сколько было выделено земли в Крыму за последние 13 лет. В ответ — тишина…

— В недавней акции протеста в Судаке крымские татары высказали сожаление по поводу того, что Украина не оправдала их надежды. Они также требовали прекратить политику этноцида крымскотатарского народа. Действительно ли есть основания для таких заявлений?

— Крымские татары составляют неотъемлемую часть украинского общества, со всеми присущими ему надеждами и разочарованиями. Разумеется, после пережитых в условиях советского режима репрессий и унижений, возвращающиеся из мест депортации люди возлагали большие надежды на Украинское государство по восстановлению их попранных прав. Не все они оправдались, это тоже правда. Но разве менее недовольны ситуацией в государстве другие его граждане?

Смею утверждать, что крымские татары, особенно с их опытом политической борьбы в условиях недавнего коммунистического режима, прекрасно умеют отличать отношение к ним Украинского государства и украинского общества от отношения некоторых чиновников. Возможно, в отдельных выступлениях и прозвучали требования о прекращении политики этноцида… Глубоко убежден, что сегодня можно говорить о многих реально существующих проблемах, но говорить о политике этноцида со стороны украинского государства по отношению к крымским татарам — несправедливо.

Другое дело — за десятилетия изгнания нанесен столь катастрофический ущерб национальной культуре и языку крымскотатарского народа, что устранение этих последствий не терпит отлагательства. Только один пример: на протяжении четырех десятилетий была запрещена школа с крымскотатарским языком преподавания. Соответственно, не было учебников, не готовились преподавательские кадры. Представьте, не приведи Аллах, что это было бы с вами, с вашими детьми, с вашим народом. Конечно, подобное перенесли и культуры других народов, мы знаем о тяжелых последствиях «интернационализации» украинской нации, но, согласитесь, и потенциал для возрождения духовной жизни у разных народов не одинаковый.

Никого не должно обижать утверждение, что крымскотатарский народ был на грани исчезновения. Таковой была официальная политика властей бывшего СССР. Задача всех нас — устранить эту опасность, доставшуюся Украине в наследство от недавнего прошлого.

— Имеют ли основания проекты по созданию национального крымскотатарского государства, автономии?

— Позиция крымскотатарского национального движения заключается в том, что в Украинском государстве должны создаваться все политико-правовые условия, позволяющие народу быть уверенным в своем завтрашнем дне, сохранении целостности этноса с присущей ему самобытностью. В своей очень сложной, но и не менее достойной истории наш народ имел различные формы самоорганизации, в том числе и государственной. Уместно напомнить и о том, что на протяжении веков украинский и крымскотатарский народы находились в тесных взаимоотношениях. К сожалению, многие страницы нашей общей истории долго освещались исключительно в русле официальной российской историографии — сперва с позиций интересов Российской империи, а затем и советской. Я очень надеюсь, что новое поколение исследователей сделает свой вклад в объективное освещение прошлого наших народов.

Теперь по сути вашего вопроса. Как и любой другой, крымскотатарский народ имеет безусловное право на свободное определение собственной судьбы. Задача же Украины, нас всех вместе, состоит в том, чтобы найти такие формы самоопределения этого народа, которые полностью будут соответствовать интересам и крымских татар, и Украинского государства со всеми его гражданами. Замечу, что в современном мире накоплен солидный опыт позитивного решения подобных проблем. Кстати, современное международное право также направлено на то, чтобы реализация фундаментального права народов на свободное определение собственного развития в рамках существующих независимых государств осуществлялось на основе сочетания целостности этих государств и неотъемлемых прав народов, которые их населяют.

У крымских татар не было и нет никаких намерений реализовывать свои права вне Украинского государства. Любые иные утверждения не соответствуют духу нашего народа, десятилетиями боровшегося за право на возвращение. Возможно, именно эта последовательность крымских татар и их стремление возродиться в составе независимой Украины является особым раздражителем для тех политических сил, которые и сегодня хотели бы свернуть нашу страну с пути ее дальнейшей интеграции в европейское и международное сообщества.

Интервью было опубликовано в газете «Украина и мир сегодня»
http://uwtoday.com.ua/index.php?page=full&id=367