На полуострове продолжаются акции крымских татар. Власти расценивают такие мероприятия как нарушения правовых норм. Можно ли говорить об угрозе безопасности Крыма, если такое противостояние не прекратится? Этот и другие актуальные вопросы корреспондент «УиМС» Ирина ШКОНДА задала Рефату ЧУБАРОВУ, члену фракции «Наша Украина», заместителю председателя Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины.
— Рефат Абдурахманович, могут ли акции протеста крымских татар угрожать безопасности Украины или Крыма?
— Прежде всего давайте уточним термины. В Крыму проходят акции протеста крымских татар, причиной которых являются крайне неудовлетворительное разрешение наиболее актуальных для людей проблем, особенно в части их наделения земельными участками — как для строительства собственного жилья, так и для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Разумеется, есть и другие вопросы, в том числе политико-правового характера, решение которых неоправданно затянулось, но говорить о «национально-освободительной борьбе» не приходится. Крымские татары возвращаются на свою Родину в условиях, когда само государство поддерживает процесс возвращения. Другое дело — насколько искренни и профессиональны действия многих чиновников, связанные с возвращением в Украину народа, подвергшегося преступной депортации и насильственно удерживавшегося десятилетиями в местах высылки.
Сегодня в Украине мне приходится встречать таких политиков, которые само возвращение крымскотатарского народа уже воспринимают как некую угрозу. Мне же представляется, что ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в анализе действий и поведения самих крымских татар. Такой объективный анализ может свидетельствовать только об одном — крымские татары были и остаются одной из наиболее последовательных прогосударственных сил как на Крымском полуострове, так и в Украине.
— Как вы считаете, возможно ли нормализировать ситуации в Крыму без задействования рычагов влияния всеукраинского масштаба?
— Конечно же, нет. Основные вопросы, связанные как с возвращением, обустройством и восстановлением прав крымскотатарского народа, так и с развитием Автономии, могут быть решены только при условии реализации комплексной и сбалансированной программы. К сожалению, множественные усилия государственных органов Украины по разрешению сложнейших вопросов, практически не связаны между собой. Соответственно, эффективность реализуемых решений небольшая. К числу наиболее недопустимых подходов в отношении Крыма я бы отнес все еще сохраняющуюся практику искусственного отделения собственно крымских проблем от крымскотатарских. Ведь именно оно и привело к появлению новых проблем во взаимоотношениях больших групп людей и государственных органов…
Например, та же проблема выделения земли для репатриантов на Южном Берегу Крыма. Тут следует подчеркнуть, что основная часть крымских татар в додепортационный период проживала именно в тех районах, куда по возвращении их решили не допускать — это территории современных Ялты, Алушты, Судака, Севастополя… Добавлю, что принятая в сентябре 1990 года (еще в условиях СССР) Крымским областным советом схема расселения возвращающихся крымских татар исходила из того, что репатрианты не могут составлять ни в одном из регионов Крыма более 20—25%. Понятно, какая цель преследовалась теми властями — главное, с их точки зрения, чтобы возвратившись на Родину, крымские татары не могли бы участвовать наравне со всеми остальными в реальном соуправлении жизнедеятельностью крымского общества.
Катастрофическими по своим последствиям для крымских татар оказались и результаты разгосударствления сельскохозяйственной земли,— распаевание. Сегодня более 70% возвратившихся крымских татар расселены в сельской местности, однако только 18—20% из этих людей получили возможность стать собственниками земельных паев (для сравнения — нетатарское сельское население Крыма — более 50%). А ведь дело не просто в цифрах — скажите, какая перспектива у той части населения, которая, проживая в селе, осталась без основного средства для экономической деятельности, по сути без средств существования — земли?
— В последнее время возросло число конфликтов, связанных с выделением земельных участков на Южном Берегу Крыма. Что можно предпринять, чтобы он проходил цивилизованно, в рамках закона?
— Если мы подразумеваем под «органами государственной власти» органы местного самоуправления, так они и сегодня контролируют вопросы выделения земли. Другое дело — как и кому выделялись земли и насколько эффективно при этом разрешались земельные проблемы собственно жителей Крыма, в том числе и репатриантов. Вспомните результаты последних проверок Генеральной прокуратуры Украины соблюдения законности при выделении земель в Крыму — практически на территории каждого совета были выявлены вопиющие нарушения действующего законодательства.
Надо признать, что степень недоверия людей к органам местного самоуправления Крыма в вопросах земли чрезвычайно высока. Люди исходят из того, что земля уходит к тем, кто имеет возможность повлиять своим положением во власти или ресурсами на принятие нужных им решений. Соответственно, отчаявшиеся граждане все чаще прибегают к тем формам защиты своих прав, которые они могут применять в сложившихся условиях. Хочу особо подчеркнуть, никто не говорит о законности самозахватов, но нельзя и не замечать причин, движущих людьми… Кстати, если уж я заговорил о самозахватах, то хочу заметить, что существенная их часть допускается и юридическими лицами, в том числе из-за пределов Украины, за которыми стоят «сильные мира сего».
— Какой же выход?
— Гласность и прозрачность всех принимаемых решений, связанных с землею на полуострове, особенно на Южном Берегу Крыма. Мы давно призываем власти опубликовать в СМИ все данные о том, кому, где и сколько было выделено земли в Крыму за последние 13 лет. В ответ — тишина…
— В недавней акции протеста в Судаке крымские татары высказали сожаление по поводу того, что Украина не оправдала их надежды. Они также требовали прекратить политику этноцида крымскотатарского народа. Действительно ли есть основания для таких заявлений?
— Крымские татары составляют неотъемлемую часть украинского общества, со всеми присущими ему надеждами и разочарованиями. Разумеется, после пережитых в условиях советского режима репрессий и унижений, возвращающиеся из мест депортации люди возлагали большие надежды на Украинское государство по восстановлению их попранных прав. Не все они оправдались, это тоже правда. Но разве менее недовольны ситуацией в государстве другие его граждане?
Смею утверждать, что крымские татары, особенно с их опытом политической борьбы в условиях недавнего коммунистического режима, прекрасно умеют отличать отношение к ним Украинского государства и украинского общества от отношения некоторых чиновников. Возможно, в отдельных выступлениях и прозвучали требования о прекращении политики этноцида… Глубоко убежден, что сегодня можно говорить о многих реально существующих проблемах, но говорить о политике этноцида со стороны украинского государства по отношению к крымским татарам — несправедливо.
Другое дело — за десятилетия изгнания нанесен столь катастрофический ущерб национальной культуре и языку крымскотатарского народа, что устранение этих последствий не терпит отлагательства. Только один пример: на протяжении четырех десятилетий была запрещена школа с крымскотатарским языком преподавания. Соответственно, не было учебников, не готовились преподавательские кадры. Представьте, не приведи Аллах, что это было бы с вами, с вашими детьми, с вашим народом. Конечно, подобное перенесли и культуры других народов, мы знаем о тяжелых последствиях «интернационализации» украинской нации, но, согласитесь, и потенциал для возрождения духовной жизни у разных народов не одинаковый.
Никого не должно обижать утверждение, что крымскотатарский народ был на грани исчезновения. Таковой была официальная политика властей бывшего СССР. Задача всех нас — устранить эту опасность, доставшуюся Украине в наследство от недавнего прошлого.
— Имеют ли основания проекты по созданию национального крымскотатарского государства, автономии?
— Позиция крымскотатарского национального движения заключается в том, что в Украинском государстве должны создаваться все политико-правовые условия, позволяющие народу быть уверенным в своем завтрашнем дне, сохранении целостности этноса с присущей ему самобытностью. В своей очень сложной, но и не менее достойной истории наш народ имел различные формы самоорганизации, в том числе и государственной. Уместно напомнить и о том, что на протяжении веков украинский и крымскотатарский народы находились в тесных взаимоотношениях. К сожалению, многие страницы нашей общей истории долго освещались исключительно в русле официальной российской историографии — сперва с позиций интересов Российской империи, а затем и советской. Я очень надеюсь, что новое поколение исследователей сделает свой вклад в объективное освещение прошлого наших народов.
Теперь по сути вашего вопроса. Как и любой другой, крымскотатарский народ имеет безусловное право на свободное определение собственной судьбы. Задача же Украины, нас всех вместе, состоит в том, чтобы найти такие формы самоопределения этого народа, которые полностью будут соответствовать интересам и крымских татар, и Украинского государства со всеми его гражданами. Замечу, что в современном мире накоплен солидный опыт позитивного решения подобных проблем. Кстати, современное международное право также направлено на то, чтобы реализация фундаментального права народов на свободное определение собственного развития в рамках существующих независимых государств осуществлялось на основе сочетания целостности этих государств и неотъемлемых прав народов, которые их населяют.
У крымских татар не было и нет никаких намерений реализовывать свои права вне Украинского государства. Любые иные утверждения не соответствуют духу нашего народа, десятилетиями боровшегося за право на возвращение. Возможно, именно эта последовательность крымских татар и их стремление возродиться в составе независимой Украины является особым раздражителем для тех политических сил, которые и сегодня хотели бы свернуть нашу страну с пути ее дальнейшей интеграции в европейское и международное сообщества.
Интервью было опубликовано в газете «Украина и мир сегодня»
http://uwtoday.com.ua/index.php?page=full&id=367