К чему стремился и чего достиг Челебиджихан Номан?

Челебиджихан Номан — особая фигура в истории крымскотатарского народа. Его вспоминают как первого председателя правительства Крымской народной республики и первого муфтия мусульман Крыма, Литвы, Польши и Белоруссии. Какое же историческое значение личных, социальных и государственных достижений Номана Челебиджихана?

Отвечая на этот вопрос, нам надо погрузиться в ту эпоху, когда жил этот выдающийся деятель. А родился он, как утверждают различные источники, где-то между 1883 и 1885 годами — в конце XIX в. Этот период был непростым временем правления в России Александра III. Как мы знаем, в 1887-1888 годах произошла русско-турецкая война, а после — был непростой период попыток преодоления экономических последствий после нее. Принимались новые законы, изменялись налоги, однако все эти изменения, вместе с коррупцией и другими социальными проблемами, стали в России настоящим «котлом» для брожения очень прогрессивных революционных идей большевизма. В Украине тем временем тоже закипали идеи, но совсем другие по своей сути: формировались многочисленные националистические движения и организации, которые создавались и действовали подпольно. Идеи национального возрождения и самоидентификации были основным двигателем для элитных кругов украинского общества, схожие настроения просыпались и в Крыму, где крымские татары также пытались недвусмысленно заявить о себе, как об отдельной нации. Но пока мы «суетились» в своих попытках создания государства, назревало что-то слишком глобальное и одновременно угрожающее, то, чего не могли предвидеть наши политические лидеры. В то время, когда мы были так заняты своим «светлым» будущим, Европой начали шагать яркие идеи большевизма, красивой утопии, которая, впрочем, для широких нищих масс выглядела чем-то вроде «долгожданного спасения». В России эти идеи набрали действительно неслыханных масштабов, что вскоре полностью изменило ход истории — но все это произойдет чуть позже, а пока — вернемся к тому, чего же все-таки успели достичь крымские татары за тот довольно короткий период «свободомыслия» и почему сейчас это имеет большое значение.

Итак, Челебиджихан Номан. Он родился в семье Ибрагима Челеби, который был имамом в мечети села Биюк-Сунак. Имам — это председатель мусульманской общины, который руководит молитвой в мечети. Согласно исламу, им может стать любой верный, который имеет достаточные духовные знания и авторитет среди общины. Родиться в такой семье — это почти наверняка — иметь отличный старт для получения хорошего образования. Так и случилось — парень получил хорошее образование, сначала учась в начальной школе родного села, затем — в медресе Актера в Джанкое, затем — в Симферополе, а еще позже — в Турции. За этот период Челебиджихан проявил себя очень способным учеником с незаурядными литературными и поэтическими талантами. Получив диплом юриста и богослова, Челебиджихан возвращается на родину, где какраз начинает набирать обороты национальное движение. Чувствуя себя способным сделать что-то для своего народа, он становится организатором подпольного студенческого объединения «Vatan» («Родина»). Стоит отметить, что Челебиджихан был горячим поклонником социального равенства людей, но эти идеи в его случае проектировались и на понятие государственности, то есть — речь шла не только о равенстве прав богатих и бедных, но и о равенстве государств/народов сильных со слабыми, а затем, на неотъемлемое, естественное право на самоопределение, которое должно быть у каждой нации. Этот подход в дальнейшем и станет тем ключевым фактором, почему Челебиджихан будет рассматриваться большевиками как «враг новой России».

События стремительно набирают обороты после Февральской революции 1917 года. Россия «взорвалась» волной большевистских идей, подхваченных широкими массами, поэтому бывшая «элита» с большим энтузиазмом сметалась с лица земли, а ее имущество стихийно грабилось и делилось. Этот уникальный момент смены власти в России сразу «подхватили» украинские деятели, которые провозглашают Украинскую Центральную Раду. То же делают и крымские татары, создавая Крымскую Народную Республику. Эти два непризнанных «государства», которые просуществовали очень недолго, поддерживали между собой хорошие связи и очень надеялись, что Россия сможет превратиться в федерацию равноправных республик.

Таким образом, пока новая большевистская власть России была занята взятием под контроль всех процессов в государстве, и украинцы, и крымские татары получили немного времени пожить с поднятой головой и, очевидно, всерьез надеялись на то, что смогут наконец отделиться от оккупанта и добиться независимости. Другое дело, что большевистская Россия вовсе не собиралась отпускать столько ценных экономических и человеческих ресурсов в «свободное плавание», а ее социализм вовсе не предусматривал свободы, но все это проявит себя чуть позже.

Как мы уже выяснили, Челебиджиханан был именно тем лидером, в котором так нуждался его народ. Поэтому, в марте 1917 года он был избран Главным муфтием Крыма, а также председателем Крымского центрального исполнительного комитета. Что это означало на самом деле? Муфтий — это мусульманский богослов и правовед, который имеет право давать объяснения из разных религиозных и юридических вопросов. Провозгласить для себя муфтия, уже само по себе означало, что появился лидер, слово которого имеет вес, человек, к которому прислушиваются, а следовательно, который может повести других за собой. Поэтому уже этот факт сам по себе был довольно значительным в истории крымских татар. И Челебиджихан полностью оправдал эти ожидания, он действительно не побоялся взять на себя ответственность вести свой народ. Он возглавляет Мусульманский исполком, который впоследствии становится первым Временным правительством крымских татар.

С апреля 1917 практически все дела на полуострове решались именно Мусульманским исполкомом, который решается на следующий шаг — создает Национальную-партию — Милли-Фирка. Целью новосозданной партии становится создание автономного Крымского государства, которое сохраняет порядок между всеми этническими группами Крыма. Очевидным следующим шагом стало желание сформировать собственные вооруженные силы, к чему Челебиджихан активно призывает своих соотечественников. Но все эти шаги вызывают явное недовольство в новой российской власти, которая успела закрепить свое положение на местах и уже начала активно интересоваться своими «родными» территориями, которые «вдруг» решили «отколоться». Чтобы остановить этот процесс, российская контрразведка решается арестовать Номана Челебиджихана в Севастополе, однако массовые выступления и протесты крымских татар против заключения их лидера таки заставляют большевиков освободить Челебиджихана. Оказавшись на свободе, крымскотатарский лидер продолжает свою активную государственную работу, и в октябре 1917 года, на Всекрымском съезде крымских татар в Симферополе, он предлагает реорганизовать Мусульманский исполком в Курултай — парламент крымскотатарского народа. Первый Курултай созывается уже в ноябре, он ставит своей целью создание территориальной автономии полуострова. Следовательно, — утверждается проект Конституции и объявляется Крымская Народная Республика, а председателем Директории (национального правительства) выбирают Номана Челебиджихана.

Понимая всю сложность и напряженность тогдашней политической ситуации, можно с уверенностью сказать, что откровенная критика и осуждение большевистского переворота, которую озвучил в Петрограде Челебиджихан еще в октябре 1917 года, была очень смелым и одновременно отчаянным шагом. Как политик, и как общественный деятель, он выступал за создание революционной власти с участием всех социалистических партий, но без кадетов. Отметим, что кадеты в национальном вопросе хоть и признавали право на развитие национальной культуры нерусских народов, но были категорически против переустройства России на началах автономии или федерации. Кроме того, Номан Челебиджихан провозглашал равноправия всех народов, живущих в Крыму, ставя в пример порядок и устройство Швейцарии. Таким образом, все, чем жил тогдашний Крым, в глазах большевиков было очередным «вызовом судьбы» и своеобразным последним рубежом, который непременно нужно преодолеть. Большевики не могли допустить автономии и не собирались признавать крымскотатарское правительство.

Чувствуя слабость крымскотатарских позиций, а может и боясь кровопролитной борьбы неравных сил, 4 января 1918 Номан Челебиджихан по собственному желанию подает в отставку со всех руководящих должностей. Понимая серьезность ситуации, Курултай создает «переговорную комиссию», которая должна была вести с большевиками переговоры о прекращении вооруженной борьбы в Крыму. Но этот шаг был воспринят исключительно как «проявление слабости», которым без лишних раздумий воспользовались большевики и фактически беспрепятственно (14 января 1918 года) захватили власть в Симферополе. А чтобы навсегда поставить точку в этом вопросе, лидера крымских татар Номана Челебиджихана сразу же арестовали, а уже в феврале этого же года расстреляли и выбросили его тело в Черное море.

А теперь вернемся к вопросу – к чему же стремился и чего все таки достиг Челебиджихан Номан? Желал он, как мы можем убедиться, лишь одного — свободы для своего народа на родной земле. Это то самое большое природное право, человеческое право, которое прописывают во всех конституциях мира. И он первый, кто сумел достичь этой цели. Да, вероятно, за тот короткий год, крымские татары вряд ли смогли в своей жизни почувствовать эту свободу. Но есть одна вещь, которая оказалась важнее — крымские татары четко заявили о том, что они — народ, нация. Они сплотились вокруг мудрого лидера, чтобы стать государством. Они показали, что хотят мира и выступают за равенство всех этнических групп своего края. И это замечательное достижение, о котором мы должны помнить, несмотря на такой печальный финал.

Да, большевики силой вырвали эти ростки свободы, они уничтожили новые ростки многих народов, чтобы паразитировать на их земле, но мы помним, кто мы! Пока мы знаем настоящую историю своего народа, рано или поздно наши корни снова пустит побеги.

Крымские татары снова переживают сложные времена, когда сильные государства стремятся диктовать свои условия не только в политических и экономических вопросах, но и в вопросах культуры. Когда то, что делает тебя татарином, рассматривается исключительно как националистический вызов и «проявление экстремизма». Конечно, это непростое время. Но наши прадеды тоже переживали похожие трудности и они — выстояли, а значит — выстоим и мы. Пусть память о первом основателе государства Номане Челебиджихане и его политический подвиг вдохновит каждого крымского татарина верно оберегать искру своей аутентичной культуры и быть готовым к новой борьбе за свою землю.