ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТЕРПИМОСТИ

Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО
от 16 ноября 1995 года

Преамбула

Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября
— 16 ноября 1995 года,

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы
Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны… вновь
утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и в этих целях
проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года,
подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается,
что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений
и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию,
терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах,

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

  • Конвенцию о правах ребенка,

  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года,
    касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и
    унижающих достоинство видов обращения и наказания,

  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации
    на основе религии или убеждений,

  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,
    религиозным и языковым меньшинствам,

  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по
    правам человека,

  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече
    на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в
    области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и
расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и
Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии
с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций,
посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных
государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время
актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма,
отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым
меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах,
а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу
мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном
и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и
поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка,
национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов
терпимости преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших
обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира
и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:

Статья 1 — Понятие терпимости

1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония
в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это
прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти
основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека,
плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие,
означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных
правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не
означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.
Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи,
поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает,
что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2 — Государственный уровень

2.1. На государственном уровне терпимость требует справедливого и
беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных
норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального
развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния
подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует
ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать
новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для
всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные
люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен
без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее
защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по
отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют
право отличаться друг от друга» (статья 1.2).

Статья 3 — Социальные аспекты

3.1. Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в
век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и
взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования
социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально
угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит
глобальный характер.

3.2. Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так
и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе
необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.
Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу
и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по
отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается,
что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и
групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее
защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы
предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья,
обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством
образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение
соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного
сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных
контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических
решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 – Воспитание

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения
нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие
права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного
императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости,
вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости,
лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать
улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми,
так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие
влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать
формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений,
основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь
программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека
и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической
подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов,
включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых
восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность,
предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 — Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы
и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 — Международный день, посвященный терпимости

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям,
кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения
терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным
днем, посвященным терпимости.