1990 Авдет №2 (1 серпня)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

События и факты

Будни палаточного городка в Ялте

18 июня 1990 года в 23 часа 30 мин. неизвестная женщина в нетрезвом состоянии, сняв с ноги туфлю, каблуком разбила осветительный плафон на площади Советской, где расположен палаточный городок вернувшихся на родину крымских татар.

Усилиями пикетирующих и русского гражданина она была задержана и в сопровождении милиционера доставлена в горотдел милиции.

22 июня около часа ночи на территории палаточного городка неизвестными лицами было брошено два взрыв пакета. Пострадавших нет. Предположительно взры пакеты брошены с крыши Ялтинского горисполкома .

24 июня в 6 часов утра группа милиционеров из 7 человек нагрянула в палаточный городок и потребовала паспорта для определения личностей проживающих здесь крымских татар. Они забрали в отделение милиции У. Чапуха, Н. Люманова, Н. Велиулла и Н. шанкулова. Составив на людей протоколы и взяв с них объяснения, милиция отпустила задержанных. 27 июня в 8 часов утра в городок прибыло 3 милиционера, которые отказались представиться. Под предлогом нарушения норм санитарии и гигиены в палаточном городке они предложили нескольким пикетирующим поехать в милицейской машине на встречу с представителями санэпидемстанции для составления протокола. В частности, забрали У. Салаватову и А. Телипчиеву.

Однако вместо санэпидемстанции пикетчицы были доставлены в 1-ое отделение милиции г. Ялты. Забрав у Салаватовой и Телепчиевой паспорта и составив на них протоколы о якобы нарушении статьи 185 УК УСС , милиционеры доставили женщин в ялтинский горнарсуд, где судьей уденко на них наложен штраф в размере 200 рублей.

4 июля в 6 часов утра в палаточный городок нагрянуло 14 человек, 7 из которых в милицейской форме. азбудив людей, они потребовали паспорта и всех переписали. Свой приход эта группа мотивировала тем, что кругом бродят подозрительные личности, которые называют себя татарами и ночуют на лавках.

В этот же день городок посетила поэтесса Белла Ахмадулина, которая подписалась под обращением крымских татар. Она лично написала плакат и подписалась от имени Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы, Ф. ­скандера и других, с которыми все согласовала по телефону.

По Ялте провел слух, что силами комсомольцев города будет ликвидирован палаточный городок. Наши представители побывали в горкоме комсомола и ознакомились с резолюцией пятого пленума ГК ЛКСМ (МДС) об отношении к требованиям крымскотатарского народа по восстановлению исторической справедливости. Оказывается, они признают наши требования законными, но некоторые действия считают экстремистскими. Предлагает снять пикетирование и решить вопросы путем переговоров без ущерба для местных жителей.

14 июля — 29 день пикета. дет обсуждение проблемы самостроя (исполком молчит). Ведется выявление земель в районе Ялты, Краснокаменки, Голубого залива, Оползневого. дет также заготовка материалов и хозяйственного оборудования.

…Вечером приехали представители ОКНД и провели собрание, на котором изложили основные моменты государственной программы по возвращению и обустройству крымских татар. Они предложили пикетчикам занять пустующие земли и приступить к самострою..

16 июля ялтинские пикетчики приняли участие в областном пикете возле Крымского обкома партии в г. Симферополе.

17 июля палаточный городок посетил корр. газеты «Ла Варгуарзия» (Барселона, спания) в Москве афаэль Пак де Фелиу. Ему были переданы материалы по национальной проблеме. ностранцы посещают пикетчиков очень часто.

…В этот же день в палаточном городке побывали депутаты горсовета . Шевчук и А. Айбазов. Первый приехал из Киева, где занимался в УкрН градостроительства по вопросу выявления земельных участков. Конкретные ответы не получены. Сейчас ведется диалог с сотрудниками горархитектуры. Цель диалога — тщательное изучение карты Большой Ялты и выяснение мест, которые отведены УкрН для индивидуального строительства.

25 июля в Ялте начала работу сессия городского Совета народных депутатов. В этот день вопрос о крымских татарах в повестке не значился.

Утром перед зданием горисполкома русскоязычным населением был образован пикет. Свои требования собравшиеся выразили в транспарантах: «Убрать гаражи и отдать земли татарам;», » Не рубите деревья на Табачной!», «Долой Семеняко- палача природы!»

…На следующий день сессия горсовета рассматривала в основном вопросы капитального и индивидуального строительства, депутаты утвердили место и площадь территории, отводимой под индивидуальное жилищное строительство. Всего для этой цели будет выделено 68 га земли. ­то в районе с.с. Краснокаменка., Оползневое, Голубой залив, Бекетово.

Вначале площадь для индивидуальной застройки определили в размере 0,015 га, что вызвало больное неудовлетворение не только крымских татар, но и депутатов. Но после открытого поименного голосования последних под индивидуальное жилищное строительство решено выделить не менее 0,04 га.

Симферопольский район

15 июля у здания обкома партии состоялся митинг крымских татар. На нем принято решение выразить недоверие областному партийному руководству, перенести палаточный лагерь на площадь им. Ленина и создать в лагере областной исполнительный комитет по оказании помощи возвращающимся на родину крымским татарам.

Власти района и области по-прежнему не желают конструктивно решать вопросы выделения земельных участков. В результате постоянно растет число палаточных городков. В настоящее время в Симферопольском районе стоят палаточные и земляночные городки в селах Фонтаны, Софиевка, Марьино, Каменка, Лозовое и в районе автостанции «Западная» г. Симферополя.

Умеров

Коротко о крымскотатарском вопросе

23 июля 1990 года в г. Бахчисарае режиссер-постановщик Всесоюзного объединения «Видеофильм» В.В. Немировский, работающий над фильмом «Полуостров сокровищ»», взял видеоинтервью у Председателя ОКНД Мустафы Джемилева. Ниже приводится ответ М. Джемилева на просьбу вкратце рассказать о предыстории образования ОКНД и состоянии дел в решении крымскотатарского национального вопроса.

Национальное движение крымских татар за возвращение на свою историческую родину — Крым — и восстановление национальной государственности; как общественно-политическое движение, возникло и довольно быстро начало приобретать общенациональный характер в конце 50-х годов, т.е. уже после смерти большевистского вождя Йосифа Джугашвили по кличке «Сталин «.

До рудиментов демократии и в послесталинские годы, конечно, была все еще, как говорится, дистанция огромного размера, но все-таки уже Советская власть не сразу убивала людей за слово в защиту своих национальных и гражданских прав. Больше практиковались увольнения с работы, исключения из учебных заведений, создание вокруг человека обстановки морального террора, а потом уж только арест, суд и лагеря. За это время человек успевал что-то высказать хотя бы ограниченному кругу людей, что-то написать, отстучать на машинке и распространить среди близких.

Наше Национальное движение, особенно в первые свои годы, носило преимущественно петиционный характер. Писали петиции и прошения царю, т.е. Генеральному секретарю ЦК КПСС, и другим кремлевским бонзам рангом ниже, собирали подписи, направляли делегации в Москву в надежде, что их примут там и выслушают. Но очень скоро в Национальном движении, особенно среди молодежи, наметилось более радикальное, по тогдашним понятиям и условиям, крыло, которое делало ставку на общественность. Они адресовали свои обращения не к власть имущим, а к народу, причем, не только к гражданам ССС , но и к мировой общественности, устанавливали контакты с иными национальными, религиозными и общедемократическими движениями в стране. Вот с ними-то власти старались расправляться в первую очередь, так как именно в них они видели главную опасность устоям.

С начала 60-х годов последовали политические судебные процессы над крымскими татарами по обвинению в «антисоветской пропаганде и агитации», в «создании антисоветской организации». Ну, а после введения летом 1966 года в уголовные кодексы республик — дополнительных статей, предусматривающих наказание за составление и распространение документов, порочащих советский государственный и общественный строй, вообще стало легко отправлять людей в лагеря.

Но эти мери, разумеется, не могли ни подавить, ни приостановить рост и расширение Национального движения. Если не считать демонстраций в Тбилиси в 1956 году и в Новочеркасске в 1961 году, то, можно сказать, крымские татары одними из первых начали проводить массовые митинги и демонстрации протеста. Правда, их не давили танками и не расстреливали из пулеметов. Но десятки людей поплатились своим здоровьем, свободой — провели лучшие годы за колючей проволокой, а кое-кто лишился и жизни.

С началом в стране процесса демократизации Национальное движение крымских татар, имеющее уже солидный опыт борьбы, разумеется, приняло более организованный и массовый характер.

В апреле 1987 года в г. Ташкенте было созвано одно из наиболее представительных совещаний представителей инициативных групп Национального движения, которое решили назвать Первым Всесоюзным совещанием. Здесь впервые открыто и гласно была избрана Центральная инициативная группа Национального движения из 12-ти человек, которые должны были координировать деятельность инициативных групп на местах до следующего Всесоюзного совещания. В соответствии с решением этого же Всесоюзного совещания летом 1987 года в Москве на Красной площади были проведены беспрецедентные для столицы со времен Февральской революции 1917 года массовые демонстрации около полутора тысяч делегатов крымских татар. менно после этих демонстраций советская печать была вынуждена признать существование крымскотатарского национального вопроса и вообще существование крымскотатарской нации как таковой. Правда, это признание сопровождалось традиционной для коммунистической печати ложью и гнусными оскорблениями в адрес крымских татар — я имею в виду известное Сообщение ТАСС от 23 июня 1987 года, — но это было вполне понятно, ибо это было признанием сквозь клыки. Так сказать, оскал хищника, который почувствовал опасность расплаты за совершенные зверства.

Дальнейшие события как в нашем национальном вопросе, так и в общественной жизни страны в целом, требовали от Национального движения большей организованности. Поэтому на очередном Всесоюзном совещании представителей инициативных групп в начале мая 1989 года было решено создать Организацию крымскотатарского Национального движения (ОКНД) со своей организационной структурой и Уставом, где были бы четко очерчены цели Национального движения и основные методы борьбы за их достижение.

Председатель, Центральный Совет и евизионная комиссия ОКНД избираются в соответствии с Уставом тайным голосованием и обязательно на альтернативной основе.

Может возникнуть вопрос: насколько полно ОКНД отражает мнение крымских татар и является ли выразителем воли крымскотатарского народа

Как известно, не бывает такого, чтобы какая-то организация или партия отражала мнение всех людей. Наряду с ОКНД в Национальном движении существуют и другие течения, организации и группы, которые по своему трактуют те или иные вопросы, имеют свои точку зрения о путях достижения конечных или промежуточных целей Национального движения. С ними ОКНД старается по мере возможности искать точки соприкосновения и координировать свои действия. Правда, это не всегда удается, ибо порой приходится сталкиваться с довольно экстравагантными и неприемлемыми для нас воззрениями и концепциями.

В официальной печати ОКНД обычно характеризуют как весьма радикальную, антикоммунистическую и, стало быть, «нехорошую» организацию, не вместе с тем объективности ради признают, что она является самой влиятельной среди крымских татар.

Диапазон деятельности ОКНД весьма широкий и охватывает практически почти все проблемы, которые стоят перед крымскими татарами. Первоочередные проблемы — это, конечно, возвращение всех наших соотечественников на свой родину и их обустройство, восстановление нашей государственности, восстановление и возрождение нашей национальной культуры, которая подвергалась тотальному уничтожению в течение многих десятилетий. Не на последнем плане и проблемы экологии Крыма.

Сейчас, согласно статистике УВД области, на 1 июля 1990 года в Крыму прописано 89233 человека — крымских татар. ­то примерно 15-20 процентов от общего числа проживающих в ССС наших соотечественников. Остальные пока еще остаются в местах ссылки в Узбекистане и Таджикистане, десятки тысяч разбросаны в различных областях Казахстана, Киргизии, оссии, Украины и других республиках.

Прибыли в Крым и смогли обустроиться преимущественно те, кто смог продать свои дома на прежнем месте жительства и приобрести какое-то жилище здесь. Причем многие из них вынуждены были продавать свои дома за бесценок, а здесь выкупать по многократно завышенным ценам порою собственные дома, которые были отняты у них Советской властью в 1944 году по бандитскому праву сильного. Однако и продающиеся по баснословным ценам домов становится все меньше. Переселенных или переселившихся сюда после 1944 года колонистов не тянет на свои родные земли в оссии или на Украине. м нравится здесь – у них несколько иное, чем у нас, представление о одине, несколько иная шкала жизненных ценностей. Но это далеко не самое главное, ибо вопрос о возвращении народа на одину все равно не решить куплей частных домов. Со многими проживающими в Крыму гражданами разных национальностей мы вполне уживаемся, если конечно, они не будут, как это делают сейчас некоторые, устраивать пропагандистские кампании и иные акции, направленные против возвращения нашего народа, или пытаться, пользуясь своим численным превосходством определять за нас статус нашей одины.

По крымскотатарскому вопросу за последние три года создавалось три комиссии.

Первая комиссия под председательством главы государства А.Громыко была создана в июне 1987 года после бурных демонстраций крымских татар в Москве на Красной площади. Через одиннадцать месяцев эта комиссия опубликовала свои выводы, которые сводились к тому, что крымские татары должны оставаться там, где они живут, и статус Крыма будет оставаться прежним.

Однако после новых массовых митингов, демонстраций, забастовок и иных демократических акций крымских татар, после заявлений прогрессивных деятелей в стране и за рубежом была создана новая, комиссия — депутатская комиссия под председательством Г. Янаева, куда вошли и несколько представителей крымских татар. В ноябре 1989 года эта комиссия вынесла свои «Выводы и предложения», где говорится о необходимости возвращения народа на свою одину и восстановления Крымской АСС в рамках Украинской СС .

Конечно, эти «Выводы и предложения», утвержденные затем Сессией Верховного Совета ССС , были значительным прогрессом, но в то же время они содержат ряд двусмысленностей и нечетких формулировок, которые дают реакционным силам легальную возможность саботировать процесс возвращения народа и восстановления его прав.

Наконец, в январе 1990 года была создана третья комиссия — Государственная комиссия по проблемам крымскотатарского народа под председательством зам. председателя Совмина ССС В.Х. Догужиева. В эту комиссию также вошли несколько крымских татар.

На сегодняшний день эта комиссия приняла документ под заголовком «Первоочередные меры по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар на постоянное жительство в Крымскую область», а также приняла на рассмотрение разработанный Совмином УСС проект «Государственной программы возвращения крымских татар в Крымскую область».

К сожалению, ни уже подписанные Н. ыжковым «Первоочередные меры», ни проект Государственной программы, который собираются утверждать в сентябре этого года, не отвечают законным требованиям крымских татар.

Проект составлен без учета пожеланий и требований самого крымскотатарского народа в части географии расселения, необоснованно растянуты на 8 лет сроки возвращения, чрезвычайно занижена численность планируемого к возвращению народа. Они исходят из общей численности крымских татар в ССС не более 350 тысяч человек, в то время как их не менее полумиллиона даже по минимальным оценкам, и это значит, что возвращение может быть растянуто не на восемь, а даже на 10-15 и более лет.

Переселение предполагается осуществить в основном, примерно на 70 процентов, за счет средств самого народа. А что касается куцых государственных вложений, то и здесь нет четких гарантий, что эти средства пойдут на реализацию программы возвращения, а не будут разбазарены на иные нужды. Для обоснования подобных подозрений можно хотя бы сослаться на пункт предусматриваемой статьи расхода на строительство свинарников для мусульман — крымских татар. Не следует сбрасывать со счетов и то, что Государственная программа будет реализовываться в основном чиновниками, многие из которых ответственны за преступления в отношении крымских татар в прошлые годы и настроены против их возвращения.

ассчитывать на то, что представителям крымских татар в Госкомиссии удастся внести какие-то существенные изменения в проект Государственной программы тоже особо не приходится. Процедура принятия Госкомиссией и утверждения Председателем Совмина ССС Н. ыжковым «Первоочередных мер» показала, что с их мнением почти не считаются.

Все это говорит о том, что мы не можем доверяться госкомиссиям и госпрограммам и ждать, пока власти сами нас пригласят в Крым. Нам всегда говорили: вопрос ваш решается в высоких инстанциях, не торопитесь, продолжайте жить там, где жили… тем временем продолжали заселять Крым новыми партиями переселенцев из областей оссии и Украины. ­тот процесс продолжается и по сей день.

Пред лицом такого лицемерия властей, видимо, было бы наивно рассчитывать, что крымские татары будут относиться к ним с доверием.

Поэтому люди бросают все свои сбережения и последние средства на переезд в Крым. Они требуют хотя бы выделения им земельных участков и обеспечения стройматериалами по государственным расценкам. м отказывают под предлогом отсутствия свободных земель, но в то же время тысячи и тысячи земельных участков лихорадочно раздают русскоязычному населению и областной номенклатуре под дачи, обеспечивают их стройматериалами и механизмами, заключают договоры на строительство жилья для переселенцев из северных областей оссии. Одним словом, неприкрытое продолжение шовинистической и расистской политики…

***

3 июля с.г. делегация крымских татар, пикетирующих у Ялтинского горисполкома, обратилась с заявлением и была принята первым заместителем председателя данного органа местной власти Б.П. Черненко. В заявлении наших соотечественников сообщалось о желании верующей части пикетирующих соблюсти в день большого мусульманского праздника Къурбан-байрамы сопутствующие этому событию обряды и совершить Намаз.

Шовинизм без маски

Ознакомившись с заявлением, Б.П. Черненко набросился на делегацию со словами: «Допустили вас сюда, выгнать вас надо отсюда!… Бабушка мне рассказывала, как крымские татары вырезали русских. Ваша родина там, где вы живете. Здесь вам делать нечего. Какие вы мусульмане Навыдумывали все это!»

В связи с хамским поведением ялтинского чиновника, которое, впрочем, характерно для большинства представителей крымских властей, крымские татары направили Заявление в адрес Президента ССС М. Горбачева, Председателя ВС ССС А. Лукьянова, Генерального прокурора ССС А. Сухарева и Председателя Духовного Управления Мусульман Европы и Сибири Т. Таджидина. «Если и в дальнейшем такие, как Б. Черненко, будут «бабушкиными аргументами» решать вопрос депортированного народа, — говорится в этом документе, — то никакая государственная программа по возвращению крымских татар на свою историческую родину не будет реализована «.

Пикетчики, да и все крымские татары считают, что подобная провокационная выходка со стороны представителя ялтинского горисполкома повышает и без того напряженную обстановку в Крыму. Есть, как говорится, над чем подумать правоохранительным органам, если только они на деле, а не на словах, служат Закону.

Избрание главного имама

29 июля в мечети Кебир-Джами состоялось собрание симферопольского религиозного общества мусульман «Акъ-месджит». В повестке дня стоял вопрос об избрании главного имама мечети Кебир-Джами.

Председателем религиозного общества «Акь-месджит» и главным имамом мечети избран Сейтджелил-эфенди браимов. Он — выпускник медресе «Мир-Араб», что в Бухаре. Сейтджелил-эфенди ранее работал имамом — хатибом мечети «Ун-Курган» Орджоникидзенского района Ташкентской области.

На этом собрании принял участие Председатель ОКНД М. Джемилев. Он поздравил Сейтджелил-эфенди с избранием его главным имамом Кебир-Джами. От имени ОКНД М. Джемилев подарил новоизбранному главному имаму джуббе (халат) и сарыкъ (чалма), привезенные из Турции, а также вручил ему изданную в Стамбуле книгу мусульман – Коран.

Юнус Кандым

 

Затмение в Бахчисарае

Кажется, что дорога старого города, плавно петляя меж древних кварталов, ведет куда-то в неизведанное. Вдруг перед путником, подобно миражу, возникают сказочные строения, покрытые красно-коричневой черепицей, и стройные башни минаретов, гордо взметнувшиеся ввысь, поближе к богу. не нужны здесь чьи-либо объяснения, чтобы понять — перед нами знаменитый дворец крымских ханов. Хочется помолчать перед застывшей историей.

Пушкин, посетивший Бахчисарай в 1820 году, нашел дворец дремлющим в забвении. В прошлом только редкие путешественники приезжали осматривать его, сейчас же бывшая ханская обитель, именуемая типичным совдеповским названием «Бахчисарайский историко-архитектурный музей», принимает в год более полумиллиона посетителей.

Что же показывают и о чем рассказывают нынешнему туристу

С первых слов экскурсоводов проясняется: акценты сменены на очернение прошлого крымских татар. Ах да, мы забыли, где и в какое время живем! Музей-то относится к разряду идеологических учреждений. поэтому, оперируя фактами псевдоистории, в сознание современного пилигрима с кощунственным упоением здесь прививается негативное отношение к истории коренного населения, его культуре, быту и т.д., и т.п.

Вот классический пример: женщина-педагог, совмещая свою деятельность с обязанностями экскурсовода, у входа в музей обращается к ученикам: «Дети, все, что вы здесь увидите, построено руками русских и украинских пленников, иранских, турецких, итальянских мастеров. Татарского здесь ничего нет, у этого дикого народа не было культуры и искусства…»

Невдомек, видимо, этой «учительнице», что искусство было уже и у пещерного человека, который разрисовывал стены своего жилища охрой. Впрочем, она могла начитаться нацистской литературы, хотя, как известно, Геббельса в педагогических заведениях не изучают.

Откуда, спрашивается, такая неприязнь к другому народу Вопрос совсем непраздный, тем более что историко-архитектурный музей работает под эгидой Министерства культуры. Не поэтому ли некоторые экскурсоводы стараются проявить степень своей культуры, а точнее бескультурья, доходящего до обыкновенного цинизма!

­то по части одурманивания мозгов. Ну, а что же здесь показывают Наверное, всем, кто впервые посещает бывший ханский дворец, бросаются в глаза разноцветные ромбики, квадратики, прямоугольники, которыми размалеваны стены — прямо детский сад какой-то. Оказывается, это «шедевры» художников реставрационных мастерских Украинской республики, которые не один десяток лет умело высасывают из музея деньги. Авторство такого примитива, естественно, не рекламируется.

Простой по гениальности «фонтан слез» бахчисарайского мастера Умера переиначен в произведение некоего иранца Омера. Надпись на плите фонтана гласит: «Приди, пей воду чистую. Она приносит исцеление. пусть источник своим языком расскажет свою хронограмму». Глубоко символично, что фонтан, перенесенный со своего родного места, теперь подпитывается далеко не чистой водой, как и сознание людей, пришедших к нему, и историю он рассказывает намного грустнее той, которую здесь преподносят. о каком исцелении может идти речь, когда не внемлют голосу разума!

В последнее время раздается много голосов в защиту памятников старины. Бахчисарайская районная газета «Слава труду» возмущается по поводу занятия земель у подножья Мангуп-Кале крымскими татарами. Люди, возрождающие на свой страх, риск и деньги стертую с лица земли деревню Ходжа-Сала, вместо полагающейся по нормам человеческого общежития моральной и материальной помощи, постоянно испытывают давление и угрозы со стороны местных властей. Директор Бахчисарайского музея Е. Петров, неоднократно выезжая к крымским татарам под Мангуп-Кале пытался убедить их, что якобы под возводимыми ими строениями находятся археологические памятники. Между тем такая «отеческая «забота к историческим ценностям никак не вяжется с его практической деятельностью. ­то с его директорского официального согласия и благословения целая фотомастерская кооперативов размещается в одном из отсеков Большой дворцовой мечети.

По логике Петрова получается, что фотореактивы абсолютно безвредны для древних камней мечети, а вот татары…

Целая серия уникальных памятников мирового значения находится в окрестных долинах Бахчисарая — Мерьем-дере и Ашлама-дере, Зынджырлы-медресе (1500 год), Мавзолей крымских ханов (1501 год), христианский храм св. Девы Марии (VIII- IX вв.), здесь же на плато возвышается средневековая цитадель — Чуфут-кале. В этой долине покоится прах выдающегося гуманиста и просветителя . Гаспринского, памятник же на месте его захоронения был варварски уничтожен.

Только древний ерусалим может сравниться с Бахчисараем тем, что на сравнительно небольшой территории размещены памятники-реликвии трех мировых религий: иудейской, христианской, мусульманской. , видимо, чтобы поглумиться над историей, над памятью человечества, на заре Советской власти в чье-то затуманенное сознание пришла мысль разместить здесь учреждение для умственно отсталых и психически больных. Время от времени окрестные скалы священной долины оглашаются дикими криками и воплями людей, на кого пала божья кара, ослепленного в порыве гнева, за грехи человеческие.

Первая фраза надписи знаменитого «фонтана слез» устами мудрого мастера Умера гласит: « солнце вновь озарило лицо Бахчисарая».

Взойдет ли оно вновь Наступит ли озарение Победят ли силы света тьму

С. ­бубекиров,
ст. научный сотрудник Бахчисарайского
историко-архитектурного музея

Председателю Государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа Совета министров СССР В.Х. Догужиеву

18 июля 1990 г. группа граждан крымскотатарской национальности, в том числе двое нижеподписавшихся представителей крымских татар в Государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа, были приглашены в Крымский облисполком для участия в работе трех так называемых «рабочих групп» по выработке материалов на заседание Государственной комиссии 19-20 июля 1990 гола: в группе по вопросам жилья и соцкультбыта, группе по определению развития строительного комплекса промышленных материалов и в группе по созданию рабочих мест.

Основой для работы  этих групп должно было быть Постановление Совета министров СССР № 666 от 11 июля 1990 года «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область».

С текстом упомянутого Постановления и самих «Первоочередных мер» приглашенные крымские татары имели возможность ознакомиться лишь за несколько минут до начала заседаний групп. Однако даже беглое ознакомление с указанными документами дает основание заявить, что они противоречат  решениям, согласованным с членами Государственной комиссии от крымских  татар, и  не  отвечают  интересам крымскотатарского народа.

В соответствии  с  пунктом 7 Положения о Государственной  комиссии решения в  этой комиссии должны приниматься «большинством голосов ее членов,  в том числе и большинством представителей крымскотатарского народа, которые входят в состав Государственной комиссии». Упомянутый пункт Положения полностью игнорируется составителями «Первоочередных  мер», поскольку этот  документ  не  был одобрен или  подписан ни одним из представителей крымских  татар  в Госкомиссии. Более того, они даже не были ознакомлены с окончательным текстом этого документа до представления его на  утверждение председателю Совета министров СССР.

Таким  образом,  выяснилось, что представители крымских  татар были  включены  в Государственную комиссию лишь для проформы, и с их мнением  не собирались считаться. Они, очевидно, нужны  были Госкомиссии только  для придания видимости того, что якобы решения принимаются с участием представителей крымских татар. Это  дает основание полагать,  что такая же роль крымским татарам отводится и в «рабочих группах»,  для участия в которых они были приглашены 18 июля сего года.  Поэтому, естественно, они отказались участвовать в намеченном спектакле.

Считаем необходимым заявить, что подобная  бесцеремонность чиновников аппарата  с представителями народа  будет способствовать лишь усилению  напряженности  в Крыму и  чревата серьезными  последствиями.

Просим Вас пересмотреть принцип работы Государственной комиссии и аннулировать не согласованные с представителями крымских татар  пункты  документа  под заголовком «Первоочередные меры». В противном случае дальнейшее участие  представителей  крымских татар в  работе Госкомиссии будет невозможным.

Члены Государственной комиссии СМ СССР:
Рефат Чубаров,
Риза Асанов.

Игнорируют права людей

С 3 июля с.г. перед зданием Крымского обкома партии стоит палаточный городок, устроенный приехавшими на свою родину крымскими татарами. Однако их право жить в Крыму игнорируется местными и областными властями, которые чинят нашим соотечественникам всевозможные препятствия. Они по-прежнему продолжают занимать выжидательную позицию, обещая изыскивать резервы, средства и т.д., и этим самым блокируют решение вопроса.

Всего на площади более 20 палаток. Требования пикетчиков — выделение земельных участков, прописка людей и восстановление в Крыму национальной государственности крымских татар. Властям был предъявлен и ультиматум — в случае нерешения проблем с участками до 16 июля люди будут вынуждены пойти на самовозврат земли, что и произошло после митинга перед облисполкомом.

В поселке Марьино Симферопольского района пикет и подготовка к самовозврату шли параллельно. 14 из 80 человек в списках дежурят в палаточном городке, остальные — на участках.

Беседую с одним из организаторов палаточного городка, членом евизионной комиссии ОКНД ­миром Меджитовым.

- Наша работа все более носит организованный и стабильный характер, — говорит он. — Конечный результат зависит от сплоченности и дисциплины. Кстати, в палаточном городке порядок поддерживается специально утвержденными правилами.

- Состоялся ли какой-то диалог с представителями «верхов»

- Нет. Спуститься к нам никто не решился. Подходили к нам отдельные депутаты, газетчики из Москвы и зарубежных изданий. Постоянно дежурит у палаточного городка милицейский наряд.

- Какова реакция на палаточный городок у местных жителей

- азная. От симпатий и поддержки до прямых оскорблений. В основном высказывает свое отношение старшее поколение. Молодежь смотрит изучающе.

- Участки будут получены, что дальше

- Дальше — строительство и требование обеспечить людей стройматериалами. А сколько еще предстоит выстоять при таком отношении властей!

- Откуда идет блокирование вопроса, снизу или сверху

- Снизу вверх. нициатива застоя именно снизу.

- Как себя чувствуют люди в палаточном городке, ведь жить там рискованно для здоровья

- Да, и здоровье здесь многие теряют. Среди нас есть инвалиды и ветераны войны, женщины преклонного возраста, дети. Но иного выхода возвращающиеся на родину сегодня не видят.

Гульнара Курталиева

 

На помощь крымским татарам

27 июля в Крым из Казани прибыла группа татарской молодежи — студенческий строительный отряд. В ее числе известная по ряду публикаций о крымских татарах зав. отделом пропаганды и агитации газеты «Комсомолец Татарии» Венера Якупова, члены агитбригады под руководством члена правления Татарского общественного центра (ТОЦ) и партии Национальной независимости Татарии «ттифак» река Гарипова.

Строительный отряд из 21 человека возглавляет студент Казанского университета афаэль Зиганшин. Все члены отряда, откликнувшиеся на объявление в республиканской молодежной газете члена ЦС ОКНД Надира Бекирова, решили оказать помощь крымским татарам, возвращающимся на свою одину. 9 человек уже приступили к работе в возрождающемся с. Ходжа-Сала Бахчисарайского района. Остальные помогают крымским татарам, занявшим землю в с. Фонтаны Симферопольского района.

Агитбригада, в программе которой народные песни и танцы как казанских, так крымских татар, уже побывала в гг. Бахчисарае, Джанкое, Евпатории, Симферополе.

Умеров

 

На тему о «новом статусе» Крыма

Вторая сессия Крымского областного Совета народных депутатов образовала оргкомитет по выработке предложений о «новом государственном статусе Крыма». уководство им возложено на председателя областного Совета Н. Багрова. Не уверен, что все депутаты, проголосовавшие за образование «оргкомитета», осознали то «историческое «обстоятельство, что они участвуют в очередном действии затянувшегося более чем на 200 лет спектакля под названием «Крым — без крымских татар».

Пытаясь с уважением относиться к воле избирателей Крыма, отдавших свои голоса именно за этот состав облсовета, и тем не менее не могу понять, чем руководствовались депутаты, когда позволили втянуть себя в эту, мягко говоря, нечестную игру. Судите сами. Крымские татары еще не возвращены на свою родину. Процесс этот, как мы видим, наталкивается на различные препятствия, в массе своей создаваемые искусственно. Никто еще в государстве, включая и крымские власти, ничего не сделали кардинального в восстановлении попранных прав депортированного народа, а уже завязываются новые узлы для эскалации национального напряжения в Крыму. (Декларация Верховного Совета ССС также не в счет, так как без механизма реализации она не действует). Поэтому позволю себе напомнить членам «оргкомитета» статью первую «Международного пакта о гражданских и политических правах», ратифицированного в ССС в 1973 году: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами… Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».

Не здесь ли кроется главная причина столь спешного создания партийно-бюрократическим аппаратом с помощью депутатов «оргкомитета» по выработке предложений о «новом» государственном статусе Крыма Почему же впервые за 44 года (после преобразования Крымской АСС ) стал столь актуальным этот вопрос Да потому, видимо, что возвращение крымских татар на родину требует восстановления всех их прав, в том числе и на свою государственность. Вот и идут теперь в ход всякого рода рассуждения о некоем «новом» статусе Крыма, разумеется, в целях «наибольшего благоприятствования для всех народов и национальностей, населяющих Крым, и в целом для развития его экономики».

Но позвольте, разве до возвращения крымских татар Крым был национально однороден Нет, неоднороден. Так в чем же дело Почему, предваряя все вопросы о восстановлении Крымской АСС , заведующий государственно-правовым отделом обкома КПУ В. Бурмистров утверждает: «… Не можем мы воспользоваться и той Конституцией, которая была во времена автономной республики. Демографическая, этнографическая, политическая, экономическая обстановка — все изменилось, все иное, нежели в 1944 году..»

Более откровенно высказывается по этому поводу помощник Азово-Черноморского природоохранного прокурора А. Титарчук: «…Принцип образования автономии не выдерживает критики. Для этого нужно два основополагающих момента: особый быт и особый национальный состав. Как известно, ни тем, ни другим Крым не отличается».

Читаешь эти утверждения и диву даешься: будто неизвестно их авторам, что все изменения в Крыму произошли искусственно, а вернее, насильственным путем. Что же касается «особого быта и особого национального состава», то это уже что-то новое в определении прав народов на самоопределение. Непонятно только одно: как можно было создать в Крыму «особый быт и особый национальный состав», если с 1944 года деятельность всех партийных и советских органов в том числе и коллег А.Титарчука, в отношении к крымскотатарскому народу была как раз и направлена на то, чтобы не допустить их на свою родину, а уничтожение памятников крымскотатарской культуры целенаправленно проводилось с их молчаливого согласия.

Здесь мы подошли к чрезвычайно важной проблеме прав коренных национальностей в нашем многонациональном государстве в условиях усиленной миграции, а в нашем случае — в условиях насильственной депортации коренного народа и столь же искусственной колонизации. Единственным путем устранения межнациональных противоречий в Крыму, на мой взгляд, могут быть равные отношения между коренным народом и равноправными национальными группами, без оговорки соотношения численности и «особого быта».

Каждому мало-мальски образованному человеку должно быть ясно, что в условиях нашего государства союзная или автономная республика — единственный в мире национальный очаг коренной нации и основную заботу за территории и все аспекты ее жизни несет именно та нация, которая дала ей свое название.

Давайте оглянемся вокруг и подумаем над тем, что движет крымскими татарами, возвращающимися в Крым, невзирая на все лишения и ухудшение условий их жизни. Чем объяснить, например, то обстоятельство, что при этом бывшие руководящие работники устраиваются на предприятия рабочими, ученые работают на виноградниках, а преподаватели — водителями Все дело в том, что мои соотечественники предпочитает жить на своей земле, независимо от того, лучше или хуже тут условия по сравнению с другими регионами, где они вынужденно проживали. Как и представители других национальностей, проживающих в Крыму и имеющих за пределами Крыма свои (по национальному признаку) республики, крымские татары хотят на своей родине иметь свое государственное образование, что явится гарантом сохранения и дальнейшего развития их как этноса.

Достойно сожаления, что депутаты областного Совета не поняли, а может, не хотят понимать, что свободное развитие коренной нации — это единственное условие для равного развития всех национальных групп Крыма, и объяснить это можно расчетливой игрой местного аппарата, который всеми способами пытается отвлечь внимание, как депутатов, так и их избирателей от решения насущных вопросов экономической и социальной жизни области, а самому при этом уйти от ответственности.

Член Центрального Совета ОКНД
Чубаров

 

Собрание на стадионе

г. Джанкой, 28 июля,
(корр. «Авдета» . Джелилов)

В 18 часов вечера на городском стадионе состоялась встреча руководителей ОКНД с крымскотатарскими жителями г.Джанкоя и Джанкойского района. Всего на ней присутствовало более трехсот человек.

Встречу открыл член ОКНД из поселка Азовское М. Баиров. Он предоставил слово Председателю ОКНД М. Джемилеву. Сообщив о проделанном, М. Джемилев особо подчеркнул необходимость дальнейшей активизации действий как Организации, так и всех крымских татар, главная и конечная цель которых — полное восстановление своей национальной государственности.

Сегодняшняя деятельность Государственной комиссии по возвращению крымских татар на свою родину — вот тема выступления . Чубарова. Он подробно проинформировал наших соотечественников об итогах встречи в Симферополе с председателем созданной при Совмине ССС Госкомиссии В.Х. Догужиевым и выразил опасение по поводу того, что при нынешнем положении вещей возвращение крымских татар на свою исконную землю может затянуться вплоть до 2000-го года.

С большим интересом выслушали участники встречи речь доктора экономических наук из г. Душанбе Таджикской СС Х. Мустафаева, который на основе обоснованных научных данных опроверг измышления руководителей Крыма по поводу нынешней демографической и экономической ситуации в области. Он также рассказал о встрече с зам. министра Украины по строительству, привел конкретные факты по перспективе возвращения и обустройства крымских татар.

Член ОКНД, председатель общества смаила Гаспринского Н. балуллаев коснулся в своем выступлении многих аспектов жизни и деятельности нашего народа. В частности, говоря о попытках властей в недавнем прошлом ассимилировать крымских татар с людьми другой национальности в местах высылки, он призвал соотечественников к единству в борьбе за свои самобытность и национальную государственность. Нариман бадуллаев также рассказал о том, что руководители некоторых течений в Национальном движении рассылают в различные партийные и советские инстанции письма, осуждающие деятельность ОКНД (имеется в виду самовозврат земель и самострой), и призвал крымских татар внимательней относиться к подобного рода документам.

В ходе встречи Председатель ОКНД М. Джемилев подробно ответил на вопросы собравшихся. Кстати, среди прочих вопросов попался и один курьезный: «Мустафа-агьа! Говорят вы уезжаете за границу. Зачем тогда боролись за родину»

Тепло встретили наши соотечественники выступление поэтессы Лили Буджуровой, мужественные стихи которой известны сегодня далеко за пределами Крыма и страны.

В заключении к собравшимся с речью и песнями обратились наши гости: член правления Татарского общественного центра, член Партии Национальной независимости «ттифак» рек Гарипов, члены созданной недавно организации татарской молодежи Меляуша Хайрутдинова, им Гильфанов и льфат Нигматулин.

 

Сбор подписей под обращением

Вначале небольшая справка. На сегодняшний день в Сакско-Евпаторийской зоне прописано 1720 семей крымских татар. Общая численность людей — 6008 человек, из которых в г. Кезлеве (Евпатория) живут только 814. Однако отметим, что в этом регионе находятся многие сотни непрописанных наших соотечественников. Они не имеют достаточных денежных средств для приобретения частных домов, а потому записались в списки на получение земельных участков.

С 19 июля с.г. большая группа вернувшихся на свою родину крымских татар пикетирует здание евпаторийского горисполкома. В числе требующих земельные участки много таких, чьи родители являются уроженцами этих мест. Но это обстоятельство, как видно, нисколько не волнует представителей местной власти, которые упорно не хотят отозваться на требования пикетирующих. До настоящего времени ни один из них не вышел к людям. Зато эти «деятели» преуспевает в другом — разжигании межнациональной розни. С крымскими татарами разговаривают пока что только работники прессы и радио.

Пикетчики серьезно обеспокоены своим будущим. Перспектива надвигающихся осени и зимы заставила их написать обращение, которое озаглавлено » К людям доброй воли». В нем, в частности, говорится: «Жители и гости г. Евпатория всех национальностей! Крымскотатарский народ необоснованно подвергшийся 18 мая 1944 года геноциду, следствием чего явилась гибель 46,2% его сынов и дочерей, до сих пор находящийся в основной массе в местах ссылки, и обращается к вам проявить солидарность в защиту наших неотъемлемых прав и законных требований:

1. Незамедлительно выделить земельные участки в г. Евпатория для индивидуального жилищного строительства.

2. Создать условия для полного возрождения культурных и духовных ценностей народа.

3. Прекратить разжигание межнациональной розни партийно-административным аппаратом.

На 21.07.90 г. под обращением собрано более 240 подписей граждан из 53 городов ССС . Документ передан в Государственную комиссию по проблемам крымскотатарского народа.

 

Новое секретное указание?

Как уже сообщалось в первом номере газеты, повсеместно в Узбекистане с 5 июля 1990 гола в паспортных отделах органов МВД республики выезжающим в Крым крымским татарам отказывают в выписке. При этом их работники ссылаются на некое «указание сверху», но кто именно дал такое указание и носит ли оно форму какого-то постановления, инструкции или указа соответствующих инстанций, не уточняют. В некоторых местах говорят, что с просьбой не выписывать крымских татар обратились из Крымского облисполкома.

9 июля председатель Ташкентского отделения ОКНД Ф. Аблямитов с несколькими своими товарищами обратился по этому вопросу к начальнику паспортного отдела Главного управления внутренних дел Ташкента Ш.Р. Мухаммедову. Тот в присутствии секретаря Ташгорисполкома Монастыревской ответил: «Получена установка правительства временно не  выписывать крымских татар  и турок-месхетинцев». На просьбу уточнить, какого именно правительства: республиканского или союзного — Мухаммедов ответил, что, конечно же, союзного.

Ташкентским отделением ОКНД отправлены телеграммы председателю Государственной комиссии  по проблемам крымскотатарского народа В. X. Догужиеву, Председателю Совета Национальностей ВС СССР Р. Нишанову и  нескольким народным депутатам СССР, в которых  выражен протест против этого секретного дискриминационного указания. Однако никакого  ответа от них не получено.

Вопрос об отказе узбекистанских властей  выписывать крымских татар был поднят нашими  представителями и на расширенной встрече с членами Госкомиссии во главе с В. Догужиевым 20 июля т.г. в Симферополе, где присутствовали также руководители Крымского  облисполкома и обкома партии. Догужиев ответил, что о  существовании такого указания правительства ему  неизвестно. Первый секретарь Крымского обкома КПУ Н.В. Багров также заверил, что ни он, ни другие руководители области к Узбекистану с такой просьбой не  обращались.  В личной беседе с Председателем ОКНД М. Джемилевым  21 июля в Симферополе председатель Госкомиссии В. Догужиев по  этому вопросу высказался более категорично. На  замечание М. Джемилева, что, если подобная дискриминация с выпиской в отношении крымских татар будет продолжаться, то они попросту  могут собрать  и отправить паспорта в Кремль, Догужиев ответил, что такого указания со стороны правительства не было и не могло быть, и что это, по всей вероятности, чья-то провокация,  направленная  на усиление межнациональной напряженности.

Между тем, во многих  регионах Узбекистана крымским татарам продолжат отказывать в выписке, если они в листках  убытия  указывают «Крым». Есть случаи, когда удавалось выписаться после дачи взяток работникам паспортных отделов.

 

Ташкентская область

г. Алмалык

В конце первой недели июля три члена ОКНД — С. Абдувелиев, С. Джемилев, ­. Усеинов — получили по почте повестки в нарсуд, как «обвиняемые в проведении несанкционированного митинга 18 мая 1990 года».

В назначенный в повестке день, 13 июля 1990 года, у здания городского нарсуда кроме «нарушителей» собралось около 40 оповещенных соотечественников.

В присутствии З. Сулейманова и С. Абдувелиева народный судья Каримкулов рассмотрел дело «об административном правонарушении» С. Джемилевым и вынес постановление «об исправительных работах по месту работы с удержанием 20% заработанной платы в течение двух месяцев», (ст. 188-1, ч. 2 АК УзСС ). (С. Джемилев работает врачом. К административной ответственности по статье 188-1 АК УзСС привлекается впервые. Часть 2-я ст. 188-1 применяется при повторном в течение года административном правонарушении и «с учетом личности обвиняемого»). (Дела в отношении С. Абдувелиева и ­. Усеинова не рассматривались, т.к. якобы не были подготовлены соответствующие протоколы. К тому же Усеинов в это время находился в Крыму)

После судилища, посоветовавшись с ожидавшими на улице соотечественниками, члены ОКНД решили встретиться с председателем горсовета Абдувасиковым. Последний, выслушав членов ОКНД, заявил, что полностью одобряет решение нарсуда, т.к. налицо акт нарушения известного Указа ПВС УзСС . Не повлияли на председателя горсовета доводы З. Сулейманова о том, что за проведенные также в нарушении этого Указа первомайскую демонстрацию и праздник Сабантуй никто не был наказан. Также без внимания оставил Абдувасиков замечание Сулеймаиова о том, что решение о запрете митинга горисполком вынес за день до 18-го мая, но органы правосудия и не думают наказывать кого-либо из исполкома. Только после того, как З. Сулейманов предупредил, что в случае неудовлетворения их требований перед зданием горсовета будет проводиться ежедневно пикетирование, Абдувасиков предложил побеседовать в «более спокойной обстановке», в малом зале горсовета. Всего в беседе участвовали 45 крымских татар.

Официальную сторону (кроме Абдувасикова) представляли 2-й секретарь горкома партии Белан, 3-й секретарь Монахова и нарсудья Каримкулов.

В самом начале разговора Абдувасиков даже предложил со своей стороны написать «прошение о помиловании». После трехчасовой беседы он согласился с доводами членов ОКНД о нелепости предложения и обещал, что решение суда в отношении С. Джемилева будет отменено, а «дела» Усеинова и Абдувелиева будут прекращены. Соответствующие ходатайства от своего имени Абдувасиков должен был направить в облсуд. По этому же адресу решили направить свой протест С. Джемилев и члены Совета ОКНД г. Алмалыка.

г. Чирчик

15 июля т.г. у к/т «Спутник» состоялось «несанкционированное» собрание (исполком разрешил провести собрание 22 июля), где участвовало около 350 человек. Были приняты две резолюции. Одна по поводу необходимости ускорения решения национального вопроса, восстановления на работе соотечественников, уволенных за участие в забастовке 1988 года, создания в городе рабочей комиссии. Вторая резолюция — в поддержку требований шахтеров Кузбаса с дополнительным пунктом по поводу отставки партийно-советского руководства Крымской области.

В соответствии с решением собрания 15-го июля, председатель горисполкома Махмудов 22-го должен был отчитаться о результатах рассмотрения требований, входящих в компетенция исполкома. Но 22-го июля за председателя «отчитывалась» Халилова — член областной комиссии по проблемам крымских татар. Отсутствие Махмудова и Азизходжаева она объяснила тем, что их вызвали в ЦК КП Узбекистана. В отношении требований, отраженных в резолюции собрания, она полностью признала свои некомпетентность.

В резолюции собрания выражалось недоверие председателю горисполкома.

***

При исполкоме создана рабочая комиссия по крымскотатарской проблеме. В нее включены только двое из семи выдвинутых на собрании представителей крымских татар. По этому поводу в ближайшее время намечено встретиться с местными властями.

г . Янгиюль

27.07.90 г. Ш. Тевфик и Л. Османов участвовали в заседании Президиума Народного движения Узбекистана «Бирлик», где подняли вопрос о возможных путях оказания Народным движением Узбекистана экономической помощи возвращающимся собственными силами крымским татарам. уководство «Бирлика» обещало подготовить текст обращения к своему народу с призывом всячески помогать возвращающемуся братскому крымскотатарскому народу. Кроме того, при открытии специального счета «Бирлик» мог бы перечислить определенные средства и организовать сбор пожертвований среди своих соотечественников. Прозвучали также предложения создать студенческий стройотряд для отправки в Крым, если будет достигнута договоренность официальных кругов Украины и Узбекистана.

Галабинский район

На последнее собрание крымских татар были приглашены руководится крупных предприятий района. Все они заявили о своей готовности покупать дома крымских татар, т.к. их рабочие остро нуждаются в жилье (директор лубзавода даже начал собирать заявления крымских татар, согласных продать свои дома). Но из-за отсутствия средств, по их словам, они не могут на сегодняшний день осуществить закупку.

Директор совхоза «им. 50-летия УзСС » (московского подчинения) сказал что у него имеются определенные средства — около 240 тысяч рублей. Необходимо лишь разрешение облисполкома закупать дома. Кроме того, после собрания 9 июня представители совхоза выезжали в Москву и «выбили» еще около 160 тысяч рублей. Администрация совхоза намерена выделять ссуды (от 18 до 22 тысяч рублей) гражданам, желающим купить дом крымского татарина, при условии, что эти люди будут работать в совхозе и имеют необходимую для хозяйства специальность. Дома будут закупаться по госрасценкам.

г. Ташкент

Анкетирование в Ташкенте, как известно, проводилось без участия членов ОКНД.

В ташгорисполком вызывали Н. Хайрединова, где ему сообщили, что все анкеты забрал Нурфет Мурахас и просили помочь в завершении этой работы, в частности, в обобщении результатов анкетирования. Хайрединов отказался, заметив, что правильней было бы обращаться по этому вопросу к тем представителям НДКТ, которые настаивали на анкетировании. К тому же, очевидно, что это анкетирование ни в коей мере не поможет решению проблемы.

На заявление Хайрединова представитель горисполкома сказал, что окончания работы по анкетированию с нетерпением ждут в Совмине республики. Оказывается, на основании полученных данных будет производиться расчет необходимого количества стройматериалов, а также определяться объем и вид материальной помощи каждой выезжающей крымскотатарской семье.

По мнению работников исполкома, на сегодняшний день анкетированием охвачено 80-90% крымскотатарского населения города Ташкента.

 

Отклики на палаточные городки

Сегодня жители и многочисленные гости Крыма становятся свидетелями возрождения разрушенных некогда крымскотатарских сел и деревень. ­тим благородным делом, несмотря на скрытое и явное сопротивление партийных, советских и правоохранительных органов, занимаются вернувшиеся на родину наши соотечественники. Бывая в палаточных городках, люди доброй воли искренне сочувствует крымским татарам и выражают свою солидарность с их требованиями. Свидетельством тому — эти отклики, за что редакция «АВДЕТА» благодарит их авторов.

***

“Мы, жители Севастополя, от всей души желаем вам устройства на земле предков с наименьшими для вас потерями нервов и не только нервов.

С уважением: Шелестов, Гинзбург, Дмитриевич.
3 июля 1990 года”

***

«От всей души желаем счастья хозяевам этой благодатной земли. В Крыму места хватит всем. Так не будем же зверьми. Чтобы татарам наконец засветило счастье.

Ваши друзья из Одессы:
инженер ОЛЕГ ГЕ БОВ, семья инженера ПОПОВА».

***

«10 июня 1990 г.

Мы, группа туристов из г. Евпатории, посетили поселение Ходжа-Сала, где познакомились с ребятами (крымскими татарами), узнали об истории крымскотатарского народа. Считаем, что на крымской земле всем места хватит: и русским, и украинцам, и крымским татарам, а потому хотим сказать нашим местным властям, чтобы они не затягивали вопрос о поселении крымскотатарского народа на своей исконной земле.

Василишина, Панасенкова, Шип, люшина.
с. Кольчугино Симферопольского района».

***

“Вместе с группой учащихся средней школы я приехал отдохнуть в район Мангуп-Кале. Здесь я оказался невольным свидетелем грубого давления на отличных ребят крымскотатарского народа со стороны прокурора Бахчисарайского района, заместителя областного прокурора и Чебышевой, работавшей ранее в Симферопольском районе и скомпрометировавшей себя незаконной выпиской подписной литературы. Очень удивлен, что такой нечестный работник получил повышение и занимается работой, связанной с возвращением крымских татар на родину. Убежден, что этот народ должен жить там, где он хочет. Не надо чинить ему препятствия, потому что всякие запреты к хорошему не приведут.

ГАЖАН Л.А.”

 

Соотечественники из Турции – в Крыму

Со 2-го по 6 июля в Крыму находилась группа проживающих в Турции соотечественников. В их числе полномочный представитель Центрального Совета ОКНД в Турции, координатор журнала «­мель (Анкара) и режиссер турецкого телевидения Зафер Каратай, председатель базирующегося в Анкаре — крымскотатарского благотворительного Фонда «­мель» Нуреттин Махир Алтуг, сопредседатель Стамбульского общества культуры и взаимопомощи крымских татар,адвокат Танер Каян, секретарь культурного общества крымских татар г. Бурсы Назиф Макас, сопредседатель ­ски-шехерского культурного общества крымских татар, доктор Ялкын Бекторе, корреспондент ежедневной газеты «Тюркие» (Стамбул) Кемал Чапраз, доцент Сельджукского университета в г. Конья Февзи Сарыкамым, сотрудники журнала «­мель»: ­ртургул Карач, Тюнчер Калкай, Зекки Даханер, Сафие Незетли, Фаизе Бекман и другие — всего 25 человек.

В соответствии с предварительной договоренностью гости должны были прибыть в Крым 29 июня, и поэтому на 1 июля в селе Озенбаш Бахчисарайского района Координационным центром возрождения крымскотатарской культуры было назначено народное празднество. Однако собравшиеся в Озенбаше свыше 20 тысяч крымских татар не дождались своих гостей. Прибыв 29 июня на автобусе в Батуми, они не смогли вылететь в Симферополь, как им объяснили, из-за отсутствия топлива. Лишь утром 2 июля на теплоходе «Аджария» они прибыли в Ялту, где были встречены представителями ОКНД и Координационного Центра. Трое гостей (Зафер Каратай,Танер Каян и Кемал Чапраэ), отделившись от своей группы, посетили палаточный городок крымских татар перед зданием горисполкома в Ялте и затем выехали в г. Бахчисарай для встречи с Председателем ОКНД Мустафой Джемилевым. Остальные направились в автобусе «нтуриста» в Симферополь, где были размещены в гостинице «Москва».

Утром 3 июля — в день мусульманского праздника Къурбан-Байрамы — все гости выехали в г. Кезлев (Евпатория), где вместе с мусульманами Сакского района и города Кезлева совершили праздничную молитву в знаменитой Хан-Джами, построенном в середине XVI века по проекту известного турецкого зодчего Хаджи Синана и в настоящее время используемом властями в качестве музея атеизма. Совершение Намаза в этот день в Хан-Джами мусульманам было разрешено в порядке исключения.

После Намаза гости посетили старую часть города Кезлева с развалинами памятников крымскотатарской архитектуры, а затем отправились в г. Саки, где была организована встреча с соотечественниками. Восемь человек из числа гостей в тот же день посетили могилу Мусы Мамута в с. Беш-Терек (Донское) Симферопольского района, где совершили молитву, встретились с проживающей в этом селе вдовой Мусы Мамута, а также посетили палаточный городок крымских татар в с. Богурча.

Утром 4 июля гости посетили палаточный городок крымских татар в г. Симферополе, а затем отправились в г. Бахчисарай. После осмотра Хан-Сарая они приняли участие в устроенном в их честь народном празднестве в местечке Юз-Чокракъ близ г. Бахчисарая.

Открылось празднество чтением молитвы местным муллой и доцентом Сельджукского университета Февзи Сарыкамышем. Затем, после краткой приветственной речи Председателя ОКНД, под звуки крымскотатарского гимна «Ант эткенмен» были подняты светло-голубой национальный флаг крымских татар и государственный флаг Турецкой еспублики. Были вывешены также национальные флаги других тюркских территорий, в том числе Турецкой республики Северного Кипра, Азербайджана, Туркестана. Татарии, Синдзяна и др. В концертной программе праздника, которой руководил солист ансамбля «Хайтарма» устем Меметов, приняли участие несколько крымскотатарских художественных коллективов, в том числе ВА «­фсане», «Къара -денъиз» и бахчисарайский фольклорный ансамбль «Авдет». В честь религиозного праздника жертвоприношения гости от имени проживающих в Турции соотечественников принесли в жертву 30 овец, которые были розданы жителям палаточных городков в различных частях Крыма.

В 16 часов этого же дня часть гостей выехала для участия в религиозном празднике в палаточный городок крымских татар с. Сары-Су близ г. Карасубазара(Белогорска). Выступивший здесь Зафер Каратай изложил планируемую программу культурных и иных связей крымских татар, проживающих в Турции, с соотечественниками, возвращающимися на свою родину — Крым. С речью выступил также корреспондент газеты «Тюркие» Кемал Чапраз, а Танер Каян исполнил несколько крымскотатарских песен, в том числе песню «Бахчисарай» на слова поэта Шакира селимова. Празднество в Сары-Су продолжалось до поздней ночи.

5 июля соотечественники из Турции, разделившись на несколько групп, посетили палаточные городки крымских татар в Судакском, Симферопольском, Карасубазарском районах и в г. Алуште. Однако в этот день решила проявить свое внимание к гостям и белогорская милиция. В 10 часов 30 минут утра возле палаточного городка милиционеры во главе с человеком в штатском задержали Зафера Каратая, Танера Каяна. Кемала Чапраза, ­ртогрула Карача и сопровождавшего их члена ОКНД львера Аметова, доставили их в районное отделение внутренних дел и подвергли допросу. Власти обвинили гостей в том, что они въехали в «запретную для иностранцев зону», на что соотечественники из Турции ответили, что в Крыму «иностранцами» скорее всего является сами милиционеры.

Вскоре в милицию прибыл один из старейших активистов Национального движения ­льдар Шабанов и потребовал немедленного освобождения гостей. Милиционеры, в их числе начальник районного паспортного отделения Пискунова, известная своими зверствами против крымских татар в «доперестроечные» годы, пытались оправдать свои действия постановлением 1981 года «об ограничениях в передвижении иностранцев в Крыму». Шабанов ответил, что это постановление принималось преступным правительством в целях сокрытия от широкой общественности положения в Крыму и предупредил, что если гости не будут освобождены, то он соберет возле милиции все крымскотатарское население района. Через 10 минут гости были вывезены в ОВ г. Симферополя. В 16 часов, после вынесения штрафа в размере 50 рублей льверу Аметову, гости были освобождены.

На извинения членов ОКНД за грубые действия крымской милиции Зафер Каратай ответил: «Вам довелось значительно больше бывать в их руках. ­тот инцидент дает нам возможность глубже прочувствовать ваше положение и то, что вам довелось пережить…»

В тот же вечер несколько гостей, в их числе и освобожденные из милиции Зафер Каратай, Танер Каян и ­ртогрул Карач, выехали в палаточный городок крымских татар в с. Ходжа-Сала Бахчисарайского района, где в их честь был устроен вечер районным отделением ОКНД. Ночь они провели в палаточном городке.

В полдень 6 июля гости вылетели из Симферополя в Батуми, откуда на следующий день отбыли в Турцию.

За время пребывания гостей состоялся обстоятельный обмен мнениями по вопросам укрепления связей с разбросанными во многих странах крымскими татарами и решения стоящих перед ними проблем.

Они передали в дар ОКНД и Координационному центру возрождения крымскотатарской культуры свыше ста наименований изданных в Турции исторических, религиозных и художественных книг, а также два комплекта номеров, издающегося в течение 30 лет в Турции журнала крымских татар «­мель», экземпляры священного Корана с параллельными текстами на арабском и турецком языках, магнитофонные кассеты с религиозными записями, проекты мечети. В числе переданных книг: шесть произведений проживающего в Лондоне талантливого крымскотатарского писателя Чингиза Дагджи (на турецком языке), ксерокопия изданной в 1934 году в Турции книги известного крымскотатарского политического деятеля Джафера Сейдамета «Гаспралы смаил-бей», изданная в 1952 году в Ф Г на немецком языке, книга ­диге Мустафы Кырымала /”Национальная борьба крымских тюрков”, экземпляры книги Мюстеджипа Улькюсала «Крымские тюрко-татары: вчера, сегодня, завтра» (Стамбул, 1980 г.) и др.

Книги будут переданы в создающиеся ОКНД и Координационным центром возрождения крымскотатарской культуры библиотеки, Обществу имени смаила Гаспринского и религиозным обществам крымских татар в Крыму. Часть религиозной литературы будет реализована населению.

 

Телеграммы

Бахчисарай, Крымская область, ул. .Люксембург, 7,Мечеть

Поздравляем всех мусульман Вашего города с возвращением мечети мусульманской общине, молим Всевышнего Аллаха о ниспослании благодати и успехов в ваших делах на укрепление веры и дружбы между народами.

С уважением Шейхуль слам Муфтий Талгат Таджиддин

***

Бахчисарай, Толбухина, 13.

От всей души поздравляем Вас и весь ваш народ с радостной вестью – выходом первого номера газеты «Авдет». Желаю Вам крепкого здоровья, больших творческих успехов.

С уважением народный артист Узбекской СС Февзи Белялов