1992 Авдет №4 (20 лютого)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Конституция Крыма: диалог или Крыма

16 февраля более 8 тысяч крымских татар собрались в центре Симферополя на митинг, организованный Центральным Советом ОКНД.

Площадь, вчера еще по пятки вождя заваленная снегом, а сегодня вычищенная до блеска крымским солнцем давно не видела столько взволнованных лиц (больше крикливые, чем многочисленные собрания РДК «сотоварищи», почти еженедельно демонстрирующие «полуторамиллионный» порыв «крымчан» в объятия матушки-России, не в счет).

Тысячи крымских татар, приехавших со всех концов полуострова, из Тамани, Геническа, Херсона, независимо от возраста, жизненного опыта, политических симпатий, принадлежности к разным группам и организациям объединило здесь общее понимание того, в какую бездну собирается ввергнуть всех нас ВС КрАССР, приняв Конституцию, которая теперь уже «законно» сведет коренной народ Крыма к состоянию бесправного национального меньшинства на своей земле.

 

Резолюция
митинга крымских татар
«О политической ситуации вокруг Крыма и положении 
крымскотатарского народа»

События последних месяцев осложнили возможность справедливого решения крымскотатарской проблемы Крым — национальная территория крымских татар — превращен в предмет торга и спора между Россией и Украиной. В этом споре обе стороны открыто и цинично игнорируют право крымскотатарского народа на самоопределение на своей исторической Родине.

В результате открытого противодействия администрации Крыма возвращению и обустройству крымских татар, десятки тысяч людей, возвратившихся в Крым, остались без крова и средств к существованию. Правительство республик Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Россия, куда была депортирована основная часть крымских татар, внесших за эти годы значительный вклад в развитие их экономики, отказываются в финансировании программ возвращения и обустройства крымскотатарского народа на своей Родине. Поэтому сотни тысяч крымских татар, остающиеся в местах высылки, не имеют никаких возможностей для возвращения на свою Родину.

Одновременно власти Крыма, пользуясь бездействием парламента Украины, не принимающего политического решения о полном восстановлении прав крымскотатарского народа и его незаконно ликвидированной национальной государственности, в спешном порядке принимают меры, направленные на закрепление результатов преступной акции 1944 года. Вот почему, пока большинство крымских татар все еще вынужденно находятся в местах высылки, незаконный Верховный Совет Крымской АССР в срочном порядке готовится принять Конституцию Крыма и закон о приватизации, которые направлены против национальных интересов крымскотатарского народа. Грубо попирая права коренного народа Крыма, помимо его воли  и в его отсутствие сегодняшние последователи вчерашних преступников пытаются оставить за собой наши дома, земли, имущество, отобранные бандитским способом в 1944 году. Для реализации этих новых преступных замыслов власти Крыма ведут целенаправленную антитатарскую пропаганду. В этих целях при поддержке властей Крыма проводится организованная Республиканским движением Крыма (РДК) кампания по подготовке и проведению нового референдума в Крыму. По сути эта возня направлена на дестабилизацию обстановки в Крыму, против интересов как крымскотатарского народа, так и интересов всех национальных групп, проживающих в Крыму.

Исходя из анализа сложившейся ситуации в Крыму и вокруг него, митинг крымских татар заявляет, что решение всех накопившихся в Крыму проблем и полное восстановление прав крымскотатарского народа возможно лишь при соблюдении следующих условий:

1. Признание права крымскотатарского народа на самоопределение на своей исторической Родине – в Крыму. Придание Крыму статуса национально-терриориального государственного образования.

2. Признание Меджлиса крымскотатарского народа в качестве единого полномочного представительного органа крымских татар и необходимости его полноправного участия во всех вопросах по определению статуса Крыма.

3. Соблюдение политических, экономических, культурных и иных законных прав всех жителей Крыма, независимо от их национальной принадлежности.

4. Признание установившихся границ между Россией и Украиной.

Участники митинга требуют немедленной приостановки принятия разработанной властями Конституции Крыма и других законов, попирающих права крымскотатарского народа и призывают Меджлис крымскотатарского народа в случае принятия таковых законов, объявить о придании крымскотатарскому народу статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение и действовать в соответствии с этим статусом.

16 февраля г. Симферополь

 

На особом контроле

В субботу, 15 февраля в общежитии по улице Севастопольской, № 116 были зверски избиты активисты ОКНД: 33-летний Эриван Байрамов и 56-летний Сейдамет Халибаев, а также вступившийся за них Вагид Гасратов. Имена преступников известны — это работник СИЗО Андрей Павличенко, работник СУ-51 Юрий Березовский (оба живут в этом же общежитии) и некто по фамилии Паша, по непроверенным данным бывший работник милиции.

Конфликт в общежитии начался с традиционного «Дай закурить», а потом в темном, узком коридоре двух крымских татар не избивали, а просто убивали. В ход шли самые изуверские приемы, били головой о стену, ногами, бутылками, банками.

Стоны, крики о помощи, шум драки разносились по всему общежитию, но смельчаков откликнуться не находилось. Пришедший на помощь Вагид был также зверски избит. Лишь одна женщина (имя по ее просьбе мы не называем), услышав крики и увидев всю страшную картину избиения, вызвала милицию и «Скорую помощь».

Милиция приехала быстро — всего через 20 минут — и кроме избиения зафиксировала факт кражи. Известно, что только у С. Халибаева украдены 3 тыс. руб., золотое кольцо, куртка, шапка.

Пострадавших отвезли в больницу им. Семашко, причем об их состоянии можно было только догадываться, т.к. к ним, по распоряжению дежурного врача С.Е. Иванова, никого не пропускали. Сам же хирург, вопреки всем санитарным нормам, пребывал на дежурстве в шерстяных вещах, был не вполне трезв и не совсем корректен. Удалось узнать, что двое пострадавших: Эриван и Вагид прооперированы в нейрохирургическом отделении больницы. Третий — С. Халибаев добился разрешения находиться дома. Кроме сотрясения мозга без указания степени, ушибов головы и лица — диагноза, поставленного в больнице, врачи Ф. Аблямитов, С. Абибуллаев, И. Теминдаров при его осмотре установили сотрясение мозга 2-ой степени, переломы ребер, костей носа, рваную рану на подбородке, ушиб почек и гематомы мягких тканей лица.

Зато в полном благоденствии находятся преступники: их в тот же день отпустили, несмотря даже на то, что они были в состоянии алкогольного опьянения, а у одного, ко всему прочему, нашли еще и наркотики. Правда, 16 февраля, через день, их вновь задержали (как видно, митинг на площади заставил вспомнить правоохранителей об их долге).

17 февраля, во время встречи членов Меджлиса Р. Чубарова, Н. Бекирова и члена ЦС ОКНД К. Абдуллаева с заместителем начальника Симферопольского ОВД В. Жуковым в присутствии начальника Центрального РОВД было указано на все нарушения ведения следствия: у пострадавших не взяты показания, с ними не проведена судмедэкспертиза. Обещая провести по этим нарушениям служебное расследование, В. Жуков заверил, что дело это будет находиться на особом контроле органов внутренних дел. Хотелось бы в это верить.

А пока мы позволим задать вопрос: для чего отпустили преступников в первый же день — чтобы дать им возможность договориться между собой или чтобы спровоцировать ответные действия со стороны крымских татар.

Г. Курталиева

Делегаты Меджлиса в Турции

5 февраля 1992 года делегация Меджлиса в составе Мустафы Джемилева, Халила Мустафаева, Сервера Омерова прибыла в Стамбул. Членов Меджлиса встречали сотрудники Министерства иностранных дел Турции. Здесь же в аэропорту состоялась краткая пресс-конференция для представителей различных средств массовой информации. Затем в правительственном салоне аэропорта в честь гостей был дан обед.

В тот же день делегация Меджлиса вылетела в Анкару. В аэропорту Анкары в момент прибытия представителей Меджлиса собралось более 1000 соотечественников — крымских татар, проживающих в Турции.

Утром 6 февраля состоялась пресс-конференция для корреспондентов турецких газет. В тот же день прошла встреча с первым помощником премьер-министра, а затем с премьер-министром Турции Сулейманом Демирелем.

В ходе 40-минутной беседы премьер-министр выразил полное понимание проблемы крымских татар, сказал, что Турецкая республика обязана помочь крымскотатарскому народу. Он также заметил, что в ближайшие дни вылетает в США, где, в числе других проблем, будет ставить и вопрос о возможности оказания помощи крымскотатарскому народу американской стороной. По возвращению из Америки С. Демирель признал необходимым еще раз встретиться для обсуждения конкретных путей и видов оказания помощи.

Во второй половине дня состоялась встреча с председателем социал-демократической партии Турции, а также с государственным министром Турции Орханом Тилерджи-оглу и министром внутренних дел Турции Исметом Тезгином.

Вечером 6 февраля председатель Меджлиса Мустафа Джемилев выступил по государственному телевидению Турции.

7 февраля была намечена встреча членов Меджлиса с Президентом Турции Тургутом Озалом.

Информслужба Меджлиса

 

Одной строкой

Казань

В начале февраля прошел всетатарский Курултай, избравший Милли Меджлис. Председателем которого стал Талгат Абдуллин.

14-16 февраля на первом Курултае тюркской молодежи учреждена Ассоциация Тюркской Молодежи (АТМ). В работе Курултая приняли участие организация «АЗАТЛЫК», Лига сибирских татар, Общество им. И. Гаспринского, Лиина кумыкской молодежи, Ассоциация хакасского народа «ТУН», партия «ТУРАН», ногайская организация «БИРЛИК», Лига возрождения Балкарии и др.

Татарский общественный центр (ТОЦ) принял решение призвать Меджлис крымскотатарского народа, как высший представительный его орган.

Вильнюс

В конце января прошла отчетно-выборная конференция Общины литовских татар. Председателем ее стал полномочный представитель ОКНД в Литве, делегат крымскотатарского Курултая поэт Адас Якубаускас.

 

Заседание ЦС ОКНД

18 февраля 1992 года состоялось очередное заседание Центрального Совета ОКНД. В результате детального обсуждения было принято решение о подготовке и проведении в г. Киеве массовой акции протеста крымских татар.

На ближайшем заседании ЦС ОКНД намечено утвердить пакет требований к парламенту Украины, среди которых — немедленное принятие Верховным Советом Украины политического решения о полном восстановлении прав крымскотатарского народа и придании Крыму статуса национально-территориального государственного образования, а также проведение срочных мероприятий, обеспечивающих возвращение и обустройство крымских татар в кратчайшие сроки на своей Родине. Принимая во внимание, что 20 марта 1992 года в г. Киеве намечено провести совещание глав государств — членов СНГ, ряд которых несут прямую ответственность за решение крымскотатарской проблемы (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Россия, Украина), ЦС ОКНД планирует всю организацию работы по подготовке акции протеста завершить до 15 марта 1992 года, а саму акцию начать 18 марта 1992 года.

В этой связи ЦС ОКНД обращается с призывом к крымскотатарскому народу, местным меджлисам, инициативным группам, ветеранам национального движения активно включиться в работу по подготовке акции. Координация подготовительной работы на местах решением ЦС ОКНД возложена на районные отделения ОКНД.

На заседании ЦС был также рассмотрен вопрос о проекте Закона Крымской АССР «О приватизации имущества государственных и коммунальных (муниципальных) предприятий».

Р. Рефатов

Обсуждаем проект Конституции

А.Р. ХАЛИТОВ (Кировский р-н):

Предложение о включении Меджлиса в структуру ВС считаю ошибочным. Депутаты от крымскотатарского народа должны избираться тоже по избирательным округам прямым и тайным голосованием. Необходимы гарантированные квоты представительства крымскотатарского народа, не менее 1/3 от общего количества депутатов ВС.

ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ АССОЦИАЦИИ «КАВКАЗ-КРЫМ «(г. Нальчик):

Настоящий проект Конституции объективно отражает право коренных народов Крыма на свою государственность, предусматривает цивилизованные, демократические формы защиты интересов коренных народов, никак не ущемляя при этом национальные права и права человека всех остальных граждан, проживающих в настоящее время в Крыму и, более того, оставляя им равное право на участие в управлении государством. В ст. 13 предлагаем дописать, «…разногласия, возникающие при противоречии законодательства Республики с законодательством Украины, разрешаются через согласительные процедуры или в конституционном суде». В ст. 134 — Главный прокурор Республики НЕ ДОЛЖЕН быть подотчетен Генеральному прокурору Украины и не должен быть ответственен перед ним. Главный прокурор Республики может и должен действовать в рамках отведенных ему полномочий, закрепленных Конституцией и оговоренных Договором между Украиной и Крымом».

М. ДАВЛЕТОВ (г. Уфа):

Предлагаю редакцию ст.42-43 «Не допускается произвольное, из опыта сталинского КГБ, запугивание, давление, шантаж граждан Республики спецслужбами и правоохранительными органами данной республики по политическим, религиозным и иным причинам, а также использование био-психоневрологических, нейтронных, радиочастот, частот в диапазоне резонанса человеческого тела, радиоактивных, экстрасенсорных, химических средств в добыче информации против гражданина или подследственного и могущих привести к ущербу его здоровья и жизни».

ДУЧЕВ — специалист по возвращению депортированных греков в Комитете по делам депортированных народов:

В Верховном Совете предлагаю учредить палату Национальностей.

В этой палате каждая национальность, малая или большая, имеет только по одному кандидату (условия — не менее 1000 человек проживания данной национальности в Крыму). Каждый представитель от зарегистрированных культурных обществ от каждой национальности должен обладать правом «вето». Другими словами — все законы, создаваемые в ВС, должны утверждаться в палате Национальностей в обязательном порядке.

Р. ВОЕННЫЙ (г. Симферополь):

Преамбулу Конституции нужно записать так: «Мы, крымский народ — правопреемник государства крымского ханства, образовавший в 1921 году Крымскую АССР, караимы и крымчаки, составляющие коренное население Республики, и граждане других национальностей, считающие в силу исторических обстоятельств Крым второй родиной, руководствуясь неотъемлемым правом народов на самоопределение, стремясь восстановить попранное право крымского народа на государственность на своей исторической родине и полностью преодолеть последствия политики геноцида, преисполненные решимостью построить в Крыму на базе гражданского общества правовое демократическое государство, где будут гарантированы права и свободы человека, независимо от его расы, национальности, политических взглядов и вероисповедания, принимаем и утверждаем настоящую Конституцию — Основной Закон Республики Крым, состоящий на основе Договора в союзе с независимой демократической Республикой …»

В. МАРЧЕНКО (г. Евпатория): В ст.7 необходимо добавить в конце текста: «Все религии равны. Ни в чем не может пользоваться приоритетом ни одна религия».

Н. КАДЫРОВ (Симферопольский р-н):

В преамбуле: «Мы народ Крыма — крымские татары, крымчаки и караимы, составляющие коренное население Республики, и граждане других национальностей (для которых в силу исторических обстоятельств Крым стал родиной) — взятое в скобки предлагаю написать в следующем виде: «…которые в силу исторических обстоятельств проживают в Крыму».

Э. ДЖАНКЛЫЧ (г. Евпатория): За коренными народами: крымскими татарами, караимами, крымчаками необходимо закрепить право на свою палату в парламенте и право «вето» на любые решения парламента, не отвечающие интересам коренных народов Крыма. Национальными меньшинствами в Крыму являются те же коренные народы Крыма: крымские татары, караимы, крымчаки и очевидна необходимость представительства (по одному представителю) от национально-культурных организаций данных национальных меньшинств: крымских татар, караимов, крымчаков. К языковым меньшинствам в Крыму относятся кроме крымских татар, караимов, крымчаков представители других языковых групп: армян, греков, грузин, азербайджанцев и прочих, поэтому возможно представительство (по одному), с правом совещательного голоса представителей языковых меньшинств. Чтобы полнее учесть интересы религиозных меньшинств: крымских татар, караимов, крымчаков и других очевидна необходимость представительства от данных конфессий с правом совещательного голоса в палате национальностей парламента.

Э. ШАБАНОВ, член Ревизионной комиссии Курултая (г. Карасубазар)

Любая Конституция готовится прежде всего для своего народа и гарантирует права и свободу остальным народам, живущим на его территории. Я считаю, что предоставленный Меджлисом проект Конституции зачеркивает многовековую борьбу крымскотатарского народа и полностью противоречит решению Курултая, поэтому в особой спешке для завершения его обсуждения в ближайшее время я не вижу никакой необходимости. Пусть Багровы и ему подобные спешат. Республику ведь они провозгласили, пусть провозгласят и Конституцию без его коренного народа.

А нам спешить не следует.

Как член ревизионной комиссии, предлагаю:

1. Преамбулу, предлагаемую Меджлисом, поменять на пять пунктов Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой на Курултае в г. Акмесджите 28.07.91.

2. Высшим органом на территории Крыма является Меджлис, выбранный на Курултае.

3. В главе 5 статье 31 Конституции «О гражданстве» предлагаю учесть, что гражданином республики может быть любой гражданин, проживающий на территории Крыма до 1989 года, верней до принятия Верховным Советом бывшего СССР декларации об отмене законодательных актов в отношении репрессированных народов от 14 ноября 1989 г. Крымские татары являются постоянными гражданами своей родины, где бы они ни проживали и когда бы они ни вернулись.

 

«Нам вместе жить на этой земле»?

В одном из декабрьских номеров «Южной газеты» была опубликована статья В. Мережкова «Нам вместе жить на этом земле». Фрагменты ее, как истинные перлы шовинизма, мы предлагаем читателю.

…В Отечественную войну крымские татары, поверив нацистским посулам независимости, выступили в значительной степени в поддержку «нового порядка».

Да, нельзя признавать преступным весь народ: гитлеры приходят и уходят. Но судите сами: 20.000 татар-мужчин призывного возраста добровольно присоединились к оккупантам… А эти преступления, как известно, срока давности не имеют.

…Но они не могли бы совершать свои деяния (мне хорошо известны обычаи народов) без благословения, а то и прямого наказа своих стариков, поддержки матерей. За их спиной стояли десятки тысяч родичей.

…Высылка же, несмотря на варварские условия транспортировки изгоев, как ни парадоксально, сохранила народ. И даже значительно его приумножила: в 1939 году численность крымских татар составляла 218 тысяч человек. Ныне, как утверждают объективные исследователи, — около четырехсот тысяч.

…Переселенные из Крыма в Среднюю Азию татары, как правило, неплохо прижились в родственной им по духу и культуре мусульманской среде, обзавелись садами, особняками, солидным хозяйством. Ныне национальные вожаки, как рассказывают сами татары, заставляют их продавать свои усадьбы, бросать нажитое и ехать в Крым.

…Откровенно говоря, главным может быть тут стратегическая татаризация Крыма. Судите сами: даже умеренные татарские «отцы народа» — взять тех же лидеров Национального движения крымских татар — заявляют, будто общее число их соплеменников вне Крыма достигает 1 200 000 человек, из них 800 тыс. «вернутся в Крым».

Спрашивается, откуда вдруг столько объявилось крымских татар в СССР? Или сюда искусственно присоединяют татар астраханских, казанских, сибирских? Вполне возможно, коли преследуются далеко идущие политические цели, лежащие в орбите пантюркизма и панисламизма.

…И они не мыслят будущего Крыма иначе, как территорией с татарским преобладанием во всех сферах.

Правда, при этом произносятся утешительные слова, что, дескать, «пришлых», славян, «не тронут». Ой ли? У всех у нас перед глазами пример «братских» нацреспублик. Стоит ли рисковать и идти на такой эксперимент, даже имея за спиной Его величество Черноморский военный флот?! Простят ли нам утрату Крыма наши героические мертвецы, костями которых сплошь устлана земля Тавриды?

… Ни одна пядь Державы, будь то распоследний курильский камень, не должна распродаваться чужеземцам. Курилы нам самим нужны. Хотя бы как память. Тем более — Крым.

В своих расчетах татарские националисты наверняка, учитывают и тот факт, что у славян рождаемость в Крыму почти уравнялась со смертностью: в первом полугодии 1991 года на 15,8 тыс. родившихся зарегистрировано 14,2 тыс. умерших. Плодовитость же мусульманских семей при скрытом многоженстве давно вошла в пословицу на Востоке! Видимо, кое-кто всерьез рассчитывает в течение ближайшего столетия превратить Крым в регион татарского этнического преобладания. Уж больно лакомый кусок — полуостров Крым!

Между тем, на мой взгляд, справедливо было бы в первую очередь предоставлять в Тавриде место и помощь нашим славянским изгнанникам из мусульманских регионов бывшего Советского Союза, бездомным, ограбленным беженцам.

В. Мережков

Комментарий юриста

Встречаться с подобного рода измышлениями мережковых крымским татарам в Крыму приходится довольно часто. Потому соотечественникам, впрочем, как и всем «крымчанам» нужно знать, что действие, вызывающее нарушение национального и расового равноправия инкриминируется статьей 66 УК Украины.

В данном случае, имеется в виду та ее часть, где идет речь об умышленных действиях, направленных на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства. Это ведет к наказанию лишением свободы на срок до трех лет или штрафом в размере до двух тысяч рублей.

Это же наказание вменяется и в случае прямого или косвенного ограничения прав или установленных прямых или косвенных преимуще граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности.

Те же действия, соединенные с насилием, обманом (что имеется в данном случае) или угрозами, а равно, совершенные должностным лицом, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом до 5 тысяч рублей.

Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия (автор имеет в виду лишь ятаган за пазухой, не ставя никаких условий насчет кистеней, «мечей-кладенцов» и «верна друга засопожна ножичка») наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Н. Бекиров

Комментарий редакции

Материала этого могло и не быть, будь у издателей «Южной газеты» малейшее понятие о здравом смысле и журналистской этике – качествах сугубо профессиональных.

На полосе не нашлось места даже для попытки объяснения столь откровенного тиражирования подобного рода «личного мнения».

С автором понятно. Болезненная изощренность, с какой он разделывается со своей темой видна уже по началу текста его статьи.

Но позволительно ли коллегам из «Южной…» не предположить, что добротная шовинистическая статья Мережкова не только бальзам на его больные раны — она может вызвать и вполне законное чувство национальной агрессивности как у любого тюрка, караима или крымчака, так, впрочем, и у русского. Ведь и их автор не оставил вниманием — мол, вы, братья-славяне, потерпите, я оскорблю тут вас по пустякам, но в итоге, по большому счету в выигрыше окажетесь вы.

И вот еще что. Для более полного попадания в избранную мишень газета цинично использовала снимок с сюжетом известных событий годовалой давности. Горстка крымских татар — жителей разрушенного палаточного городка на площади напротив Ялтинского горисполкома сжата плотным кольцом толпы, агрессивные намерения которой не вызывают сомнений.

Снимок был сделан хорошим фотоаппаратом. Сверху. И в переносном смысле тоже. Как очевидцы, можем свидетельствовать: пустить в действие в тот момент фотоаппарат или диктофон означало направить против себя всю волну бешенства толпы. Видно, снимок был сделан профессионалом из той же Конторы, откуда время от времени Мережковыми подбрасываются антитатарские провокации. Словом, и сама статья, и снимок прекрасно иллюстрируют мысль о том, как Мережков и его сотоварищи из «Южной газеты» собираются с нами «жить вместе на этой земле».

 

Таманская история

Попробуем представить себе две семьи крымских татар, находящихся не так далеко отсюда — Тамани, но история конфликта которых выходит далеко за пределы одной местности.

Итак, семья Ибраимовых, еще 2 года назад проживавшая в Пермской области, переезжает в Тамань по той простой причине, как объясняет в документах глава семьи, что он желает быть среди своего народа. Здесь и брат живет, да и климат для здоровья жены более подходящий.

Выбрали себе дом по карману. Отдали деньги. Но оформлять куплю-продажу не стали — у Ибраимова пока не было прописки. Невесть какой оказался дом, но и цена сносная — за 27 тысяч продавал его Осман Курбединов. Это глава второй семьи, человек в станице известный — старшина милиции, отец пятерых детей. Говорят, большой интернационалист — жена его Лидия Ивановна из казачек. Хотя, замечу, главным признаком интернационализма назвать этот факт трудно. Впрочем, оснований для недоверия к Курбединову у Мамета Ибраимова не возникало.

Домов на продажу в 1990 году в Тамани было достаточно. Поэтому, покупателя Курбединову, говорят, привели чуть ли не по блату. Но дом, проданный позавчера, уже сегодня стоит гораздо дороже. И стала преследовать Курбединова страшная обида, что он продал свой дом вчера, но за 27 тысяч, а не сегодня, но за 40 тысяч. Через год он решил «ошибку» исправить, воспользовавшись тем, что купля-продажа юридически не оформлена. О том, какую дни между собой установили цену можно только догадываться. Ибраимов говорит 27 тысяч, Курбединов — 50. Хотя документ Таманского сельсовета за подписью Г. Вишни гласит, что записей в ноториальной реестровой книге наивысшей оценкой домовладения до 1990 года значится 32 тысячи рублей. Можно ли эту справку подделать? Конечно, как и телеграмму, которую Курбединов Осман отправил Ибраимову в Пермь о том, что тот, якобы, задерживает с выплатой «остальной суммы». Но вряд ли можно подделать общественное мнение.

В народный суд г. Темрюка поступило два ходатайства в пользу Ибраимова. Одно от отделения ОКНД станицы Тамань, объясняющего народному суду причину требования бывшего хозяина вернуть дом в связи с повышением цен на недвижимость. Второе — от казаков казачьего крута, которые «ответственно заявляют», что лучшие дома в 1990г. в станице стоили не более 35 тысяч рублей, что Ибраимов находится в безвыходном положении. Поэтому казачий круг просит решить дело в пользу Иб-раимова, чтобы положить конец подобным махинациям в станице.

И это несмотря на то, что Лидия Ивановна, как правнучка и внучка казаков, написала в казачий круг длинное «Прошение» с просьбой оградить ее и семью от «гнусной клеветы». Впрочем, в самом «Прошении» клеветы оказалось столько, что ее было видно невооруженным глазом.

История эта с куплей-продажей дома имеет два лица: моральное и политическое. И оба они кажутся довольно неприглядными у Османа Курбединова, хотя героев статьи нам с вами увидеть не пришлось — мнение сложилось из документов, заявлений, писем.

И тем не менее, народный суд вынес свое решение — выселить Ибраимова и членов его семьи из купленного ими дома, а также все судебные расходы с обеих сторон (это около 4-х тысяч) оплатить Ибраимову. И, видимо, дело не только в умно составленных заявлениях и правильно подобранных свидетелях.

Налицо пристрастие суда к работнику МВД Осману Курбединову. Пристрастие же большинства выразилось на собрании крымских татар, состоявшемся в станице 8 февраля этого года. 160 человек единогласно решили: подать заявление на проведение митинга у отделения милиции с требованием пересмотра дела.

Собрание потребовало также привлечь к ответственности лжесвидетелей, а также старшину милиции Османа Курбединова, использовавшего служебное положение в корыстных целях.

Как видно, прав, оказался Мамет Ибраимов, пожелавший жить там, где его народ

Г. Курталиева

Березы на крымской яйле

Понять смысл и истоки нескрываемой неприязни части славяноязычного населения Крыма к крымским татарам можно лишь рассмотрев два среза нашей действительности: вертикальный диахронический и горизонтальный — синхронный. В обоих срезах обнаруживаются две отчетливо различающиеся линии.

В диахроническом — историческом срезе мы видим линии развития двух обществ, а шире — двух культур, цивилизаций. Первая — российская. Она характерна гипертрофией, болезненным разрастанием государственной идеологии. Как это опасно, видно из критики двумя идеологами, Марксом и Энгельсом, идеологии вообще, как извращенной формы сознания. Ее иллюзорность, ведущая любое общество, культуру в тупик именно из-за распространения всеобщего недоверия к реальным формам жизни, становится особенно опасной в условиях тоталитарных государств, в условиях закрытых культур.

А культура России была закрытой, имманентной, еще при Иване Грозном. При Петре уже никто и не мыслил себе неконтролируемого развития политического сознания или культуры. Не ограничиваясь экономическим и социальным диктатом, этот царь первым влез под черепную коробку подданных. Так завершился процесс становления тотальной идеологии. И если другие европейские культуры шли по цивилизованной магистрали, взаимо обогащая друг друга, то общенародную культуру России идеология загнала в тупик, где любой диалог с собратьями по разуму стал невозможен. Исключения (Чаадаев, Герцен, Тургенев) – исчезающая малая доля процента народонаселения империи – лишь подтверждали своими трудами это страшное правило. Но и они не могли «переварить» богатейший, универсальный опыт Европы за свой народ, которому довлела идеология, призванная не усваивать, а отчуждать этот опыт.

По отношению к Крыму тотальная идеология сыграла не менее роковую роль. Вбив себе в головы вполне слабоумную идею: «Москва — третий Рим», российские идеологи подчинили этой цели внешнюю политику державы, причем надолго. На Крым помалу стала надвигаться громада тупо агрессивной России, давно, кстати, уже не опасавшейся татарских набегов (они и длились-то всего полтора века — XVI и половину XVII вв.). Крым не был нужен и как выход к морю — уже строился Петербург. И Украина не была еще житницей страны, поставляющей экспортируемое зерно: если и везти товар через Крым, то с севера, за добрые полторы тысячи верст. И это через безводное дикое поле, где и армии приходилось нелегко. Позже зерно возили — но через Одессу. Нет, Крым никогда так и не стал экономически важным для России регионом, дело было, повторяю, в чистой идеологии. Именно этим бесплодным мечтам были принесены в жертву сотни тысяч русских и татар, были утрачены возможности здорового прогресса для Крыма и тех же северных захватчиков — всех обескровили и ожесточили войны.

Вторая линия нашего среза — крымская. Здесь культура, общество с самого зарождения смешанные, гетерогенные. Но был и центральный стержень культуры, носителями которой являлись коренные жители гор и предгорий, менее степняков затронутые волнами переселений. Стержень этот расцвечивался, обогащался феноменами иных, новых культур, но лишь теми, что несли в себе общечеловечески ценные, гуманистические черты. В результате выработались постепенно такие черты национальной психологии, что совершенно уникальны не только сейчас,но и раньше выделяли крымчан в пестрой толпе других народов Европы и Азии. Это: величайшая терпимость, отсутствие ксенофобии и ненависти к иноверцам, органическая контактность.

Причина этому примечательному качеству не только в многообразии слагаемых этноса и культуры. Тысячелетия Крым служил местом встречи Запада и Востока. Только здесь этот контакт был постоянен, ровен, шел без досадных помех. Поэтому именно здесь должна была возникнуть — и возникла — предельно открытая культура. Именно здесь столкновение западных и восточных цивилизаций смогло высечь ослепительные искры, осветившие культуру не только Крыма, но и тех, кому выпала удача быть ближними или дальними его соседями.

Крыму должны быть благодарны древнейшие жители Европы проникновением к ним железа, а позже — и остального бесценного наследия Ближнего Востока и античных государств. Но Крым был не только передаточным звеном, он и сам создавал ценности. Здесь началось такое всемирно историческое культурное явление, как эллинизм, именно отсюда распространившийся на саму Элладу. Именно крымчане первыми из древнейших отменили у себя рабство еще в I в н.э., оставив далеко позади «цивилизованных» римлян, еще три века бывших христианами только на словах. Крым шел впереди своего времени не случайно: именно здесь, повторяю, на скрещении великих торговых путей, социально-экономическое и культурное развитие шло ускоренно. Угасавшие цивилизации никак не могли угнаться за энергичной, полной молодых сил, удачливой Тавридой. Именно этот прагматизм, вера в реальные ценности не позволяли здесь укорениться ни одной из «великих» идеологических систем, иммунитета к которым не оказалось у других обществ. Этому иммунитету и поныне должна быть благодарна крымская культура, а с ней — и вся черноморская цивилизация. Ислам, когда он стал главенствую религией на полуострове, не смог ни подавить культуру Тавриды, ни сгладить своеобразие этнической психологии, ни идеологизировать местное общество. И это благодаря тому, что, во-первых, упомянутые традиции контактности, терпимости, открытости, высоко космополитичная ментальность крымчан оказались слишком уж стойкими, перспективными именно из-за своей прагматической целесообразности. Во-вторых, ислам Крыма — это не ислам, скажем, Персии. У нас он был сильно разбавлен доисламским, еще чингизидским сводом основополагающих норм «терэ», а также византийской традицией (напр., земледельческая община, цеха ремесленников).

Поэтому бесценное, главное достояние крымского народа — его культура открытого типа — вышло из идеологических бурь Средневековья невредимым. И этот принцип открытости культуры и общества — коренное отличие крымчан от их северных соседей, постепенно проникшихся мировоззрением тотальной идеологии.

И если мы перейдем теперь к синхронистическому срезу, то увидим, что различие это, увы, актуально и в наши дни.

Жители довоенного Крыма, люди ныне пожилые, могли бы немало рассказать об обществе своей молодости. Тогда о Крыму царил дух взаимного уважения и терпимости, который оказался неподвластным шовинистической власти белых царей и национальному террору кремлевского деспота; чего здесь не было — так это разделения по этническому, признаку. Внешне же эту культуру представлял сам Крым. Его выстроили татары, проявив при этом отменный вкус — Таврида покоряла всех, ее прелесть затмила и соседний Кавказ, обладавший не худшими природными данными.

Этот многовековой труд не пропал даром и для самой нации. Татары выстроили себя. Им стали присущи тонкое ощущение красоты, фантастическое трудолюбие, не говоря уже о чисто технических познаниях, которым мы дивимся и теперь (самый простой пример: старинные каменные фонтаны-чешме в безводных ныне степях). Пришлое население не только не могло вытеснить относительно небольшой татарский народ из его природной ниши, но, очевидно, тогда, когда еще была возможной честная соревновательность, об этом и мысли возникнуть не могло. Татары были вне конкуренции — и по-прежнему, как тысячелетия назад, держали ворота Крыма широко открытыми для всех.

Но вот надвинулся черный 1944 год; Сталин вырвал с корнями живое дерево древнего народа и забросил его в среднеазиатские пустыни. А Крым затопили волны иной, традиционно закрытой культуры преобладающе русскоязычного населения. Занимая жилища изгнанных татар, они, возможно, не понимали, что становятся соучастниками сталинского преступления. Допустим, тогда они, как дети малые, не понимали: чужой бедой сыт не будешь. Но когда видишь, что эти «новые крымчане» в массе стоят против возвращения старых хозяев — тут трудно допустить, что их, как часто говорят, целенаправленно распропагандировали власти.

Не в том дело, что пропаганды этой не было — она и велась, и ведется. А в том, что русскоязычное население весьма благожелательно эту антитатарскую шовинистическую мерзость поглощает и усваивает. Семена зла падают на вспаханную извечной идеологией русского превосходства почву. И пышно всходят эти семена не где-нибудь в Узбекистане, приютившем основное население Крыма, где отношение к нему самое добрососедское. Они всходят в Крыму, среди переселенцев добровольных, то есть имевших более слабые корни, чем у их соседей, не бросивших старую родину, когда раздался разбойничий клич Сталина к разделу добычи в Крыму. Без их помощи сталинская «национальная программа» не сработала бы — ведь насильно полуостров не заселить, это не зона.

Впрочем, они не против татар, как отдельных, конкретных людей. Да и чего бы им и быть против — татары народ в высшей степени миролюбивый, трезвый и незлопамятный. Нет, дело здесь в другом. Уже первые возвращенцы–татары быстро обогнали своих соседей в зажиточности, которая была, кстати, добыта не кавказско-апельсиновым способом, а немеряным, тяжким трудом умелых, и к тому же лучше знавших Крым хозяев. И вчерашние черниговцы и тамбовцы прекрасно понимают, чем чревато для них полное возвращение коренных крымчан. Для администрации это — отставка за неспособность, ненужность, нежелание понять крымскую специфику в экономике и культуре целиком. Для рядовых граждан — неминуемый проигрыш в честной конкуренции с настоящими хозяевами Крыма.

Хозяевами не по владению (такие права им еще не возвращены), но по тому, что они выстроили Крым по своим меркам. Для тех же, кто бросил свои среднерусские деревеньки и села на произвол судьбы, Крым — одежка с чужого плеча, прекрасный, но украденный наряд, который никогда не будет впору. Не потому ли, кстати, все послевоенные 45 лет полуостров столь варварски перекраивается? Началось со смены древних топонимов на высосанные из пальца полуидиотические «Ольговки» и «Трудолюбовки», а кончилось сносом старинных кварталов, мечетей, фонтанов.

Эта перекройка на среднерусский или украинский лад, очевидно, настолько важна, что власти не останавливаются перед разрушением не только традиционной культуры, но и традиционной экономики. Распахиваются под зерновые прекрасные пастбища, а если пшеница не дает урожая — ведут каналы. Не важно, что при этом засаливается почва — зато это не татарская отрасль, а «наша», новая. На местах, где кроме винограда ничего расти не может, вырубаются древние лозы. Странно было бы, впрочем, ожидать экологической грамотности от людей, которые не впитали ее с молоком матери, как татары.

О любви к Крыму и говорить нечего. Тут даже не равнодушие, а ненависть, как ко всему глубоко чуждому. Сталин вырубал кипарисы — деревья, к которым татары относятся с особой нежностью. Современные администраторы продолжают «древесную» политику духовного отца русификации Крыма: они сажают на яйле трогательные русские березки. Жаль, конечно, безответные деревья, но испытываешь удовлетворение при виде того, как дикий верховой крымский ветер согнул, скрутил, завязал в узел и убил их. И снова в горах торжественно расправили свои ветви эндемичные карагач древовидный и благородный тисс. Итак, в виноградных долинах победил обком под славным руководством тов. Гиренко, но на яйле реванш взял Крым.

В целом же эта борьба, столь бессмысленная особенно на фоне умиротворяющей сини вечного Черного моря, еще не окончена.

Кто же победит в ней? Мы видели, в чем сила нынешней администрации Крыма — она, прежде всего, в сохранившихся и сейчас властных позициях чиновничества — прошедшие годы показали, что в нынешнем своем составе они способны окончательно загубить полуостров. Страх, доходящий до отчаяния, дополнительно усиливает активность крымских властей, заставляет их прибегать к приемам, наказуемым уголовно. Они целенаправленно и неустанно нагнетают межнациональную напряженность, и этому есть доказательства. Они лихорадочно раздают земли на окраинах городов и сел под дачные участки, одновременно отказывая татарам в земле из-за ее «нехватки». Они продолжают разрушение татарских культурных памятников и строят губительные для крымской природы заводы и инфраструктуру, рассчитанные на пришлую русскоязычную рабочую силу, вербовка которой отнюдь не остановлена.

Аппарату противостоят крымские татары. Они составляют абсолютное меньшинство на полуострове, но сила их не в числе, а в том, что у них вместо тоталитарной идеологии — древнее открытое мировоззрение, в основе которого — человек, а не жутковатый призрак, вышедший бродить по дорогам Европы лет 150 тому назад. И борются они за СВОЮ землю, обустроенную их предками, живущую несмотря ни на что лишь благодаря последним остаткам их, татарского, наследия и традиций. И в этом — сила татар по сравнению с новым населением, которому Крым вряд ли дороже старой родины, которую оно оставило несколько десятилетий назад без всякого принуждения.

Но возникает закономерный вопрос: а что же делать этому русскоязычному конгломерату, когда вновь государственным станет татарский язык, когда Крым снова ступит на традиционный путь культурного развития? Им, очевидно, остается два выхода, между которыми предстоит сделать свободный выбор: приспособиться к культуре, которую несут с собой возвращающиеся крымчане или (если в русскоязычной среде вдруг вспыхнет такая любовь к куль туре брошенной славянской родины, что жизнь без нее утратит всякую ценность) культивировать ее где-нибудь севернее Перекопа, вернувшись туда, где их ждут — в исконно славянские города и веси. В том числе и в «неперспективные» деревни, о непреходящей культурной значимости возрождения которых справедливо говорят лидеры русских и украинских патриотических союзов и партий. Но, повторяем, это дело свободного выбора, в Крыму больше не должно совершаться насилия.

Поскольку он был и будет очагом открытой культуры, оплотом открытого общества.

Валерий Возгрин,
доктор исторических наук
г. Санкт-Петербург

Вы идете вслепую, господа

Все народы бывшего Союза переживают сейчас труднейший период своей истории. В нем переплелись три сложнейшие проблемы: переход экономики с планово-командных устоев на рельсы свободного рынка, переход тоталитарного режима на путь демократии, распад советской империи. Каждое из этих революционных преобразований и само по себе способно создать кризис в обществе, но когда они переплелись все вместе, кризис становится уже трудно переносимым и опасным. Но и это еще не все. У нас в Крыму в эти проблемы вплетается еще две немаловажных: возвращение и обустройство депортированных народов, и спасение легкоранимой природы Крыма от экологической интервенции. И эти уже пять важнейших проблем ввергают общество региона в такой кризис, который ставит народ на грань возможности и терпения. Этот кризис находится в самом начале и дальнейший его ход непредсказуем.

И вот в это сложное время, группа людей, именующих себя Патриотами Крыма (Малого Отечества), вместо того, чтобы приложить свои незаурядные силы и упорство к облегчению трудностей и бедствий людей, стремится усилить этот кризис, добавив к нему еще, одну тяжелейшую деструктивную проблему — выход Крыма из состава Украины. А эта проблема страшнее всех других вместе взятых, так как кроме политического и экономического беспредела сулит нам межнациональные распри, возможно, окрашенные кровью. Тем более, что инициируется эта акция представителями и сторонниками одной нации.

И во имя чего эти трудности и опасности вы, господа патриоты, навлекаете на головы людей? Вы хотите присоединения Крыма к России? Но неужели так трудно понять, что не нужно России из-за амбиций небольшой группы людей конфликтовать или воевать с Украиной. Именно своей горячо любимой России вы делаете «медвежью услугу», разжигая вражду между русским и украинским народами, а также подавая дурной пример сепаратизма многочисленным автономиям и регионам России. Хватит у нее и своих забот вроде Татарстана, Чечни, Карелии и т.д. И если вы в Крыму требуете свободы от «порабощения» Украиной, то там подобные же страсти возбуждаются уже против «порабощения» Россией.

Господа! Сейчас все находится в движении, ни одна из проблем не решена и конца им не видно. Не стабилизировалась демографическая обстановка в регионе, так как не возвратилось на родину большинство депортированных людей. Сейчас не ясно, какими станут Украина и Россия, что получится из вожделенного вами Большого Отечества — СССР, ССГ, СНГ или еще что-нибудь, к чему приведет нашу экономику свободный рынок, если таковой состоится и т.д.

Вы идете вслепую, господа! И это было бы не так страшно, если бы вслепую шли вы сами (скатертью дорога!), но ведь вы стремитесь тащить за собой в эту яму и людей Крыма!

Еще и еще раз подумайте, оправдывает ли ваша смутная и непонятная цель те опасные средства, которыми вы ее добиваетесь. Успокойтесь. Возьмите мораторий на революции хотя бы лет на пять-десять. И когда за это время все станет на свои места, все разъяснится, только тогда будет видно, куда и во имя чего нужно перемещать Крым и нужно ли вообще его куда-то тащить.

Используя высказывание выдающегося россиянина, взываю к вашей совести. Господа! Вам нужны великие потрясения — а народу Крыма нужна нормальная человеческая жизнь, ему нужно кормить, одевать и учить своих детей.

Хватит потрясений, революций и референдумов. Возьмитесь за ум, господа Патриоты Отечества!

В. Куреда, пенисионер

Будет ли украинский перевод Корана?

Львовский музей истории религии собирается издать арабский текст «Хафтияка» параллельно с украинским переводом и историческо-филологическим комментарием. «Хафтияком» называют выбор самых главных сур Корана, используемых мусульманами, если можно так выразиться, в качестве молитвенника. Сюда входит первая сура, пять айятов второй, тридцать шестая, которую Пророк назвал «Сердцем Корана», и все суры от 48-ой до 114-ой включительно. Перевод предполагается иллюстрировать, показывая страницы старейших списков священной книги ислама, хранящихся как на территории бывшего Советского Союза, так и за рубежом, в первую очередь в мусульманских странах — в Турции, Египте или в Иране.

Перевод поручено сделать Я.Е. Полотнюку, опубликовавшему еще раньше приблизительно одну десятую часть священной книги ислама в журнале «Всесвит» («Весь мир»). К сожалению, перевод Львовского востоковеда уже давно стал библиографической редкостью и не попал к тем читателем, которые хотели бы познакомиться с «Досточтимым Кораном» в украинском переводе.

Мы обратились к Я.Е. Полотнюку с просьбой рассказать нам более подробно об этом издании и вот что он нам ответил: «Текст, изданный во «Всесвите» — это литературный перевод наиболее ранних сур, провозглашенных Пророком в Мекке еще до 622 года нашей эры, то есть до эмиграции в Медину (в те времена она называлась Ясриб). Кроме самых ранних сур в этот перевод вошли самые почитаемые мусульманами айяты. К сожалению, в этот литературный перевод не вошла 36-я глава, столь уважаемая мусульманами.

Как известно, первый украинский перевод Корана с подлинника был сделан в 1913 году Александром Абраньчаком-Лисенецким, но напечатан он не был, а так и остался в машинописной копии. Настоящий перевод «Хафтияка» делается по каирскому каноническому тексту, пользующемуся в мусульманском мире огромным авторитетом. Известно, что при подготовке этого текста были использованы не только старейшие списки священной книги ислама, но и новейшие достижения современной арабской текстологии, палеографии и даже археологии, если учесть открытия, сделанные в Йемене и Байруане.

-А когда будет полный украинский перевод всего текста «Досточтимого Корана»?

-Объем предстоящей работы очень большой, но «ин-ша-ллах», если будет на то соизволение Бога, может через 5-6 лет мы будем иметь полный перевод священной книги ислама, вроде английского комментированного перевода, исполненного Абдаллахом Юсуфом Али еще в конце 30-х годов, который мне служит чем-то вроде образца…

-А насколько актуальна такая работа?

Дело в том, что междуконфессионные конфликты в Западной Украине очень наглядно показали нам, что их «мотором» является не только соответствующая «работа» со стороны деконструктивных элементов некогда могущественной административно-командной системы, но и наше дремучее невежество в области религии. Что же касается мусульманской религии, это еще более тонкая материя. Известно, что, действуя по принципу «разделяй и властвуй», бывшая система пыталась навязать народу Украины образ врага, под который подгонялись тюркские народы, проживающие на территории Украины или по соседству с ней, в первую очередь турки и крымские татары. Созданию мусульмано-арабских настроений способствовало также и возвращение на Украину части «афганцев», считающих своими врагами не тех, кто послал их под пули в Афганистан, а тех, кто защищал там свою родину. Так иль иначе, а перевод священной книги ислама нам очень необходим и, на наш взгляд, весьма актуален, поэтому с переводом Корана надо «медленно спешить».

«Образ врага» созданный коммунистической идеологией, был не сколько далек от истины. Известно, что основателя крымской династии Гиреев Хаджи-Гирея I польский историк Длугош характеризовав как «защитника украинских земель», и в то время христиане-украинцы мирно уживались в Крыму с татарами-мусульманами. Позже когда Украина стала объектом османской агрессии, татары, живущие в украинских городах: (Луцк, Львов, Острог), успешно защищали эти города во время на бегов османцев и ордынцев. Аналогично, украинцы, живущие в Крыму, поддерживали крымских татар; во время запорожских походов в Крым. В настоящее время нам уже пора избавляться от навязываемых нам «образов врага» и понимать друг друга, как хорошие и добрые соседи ибо, как сказал Мустаф Джемилев: «Украина нужна татарам, а татары нужны Украине».

Лилия Моравская,
сотрудник Львовского музея
истории религии

На пути Аллаха

С одобрения Кадия мусульман Крыма, имама Кебир-Джами Сеид-Джелиль-эфенди Ибрагимова его заместитель Сабри-эфенди Асанов и студент заочного отделения Ташкентского Исламского института им. Аль-Юухари Аблязиз –эфенди Оздоев приняли благородную миссию распространения ислама.

С автобуса на автобус, по железной дороге и просто на попутном транспорте ездят они по Крыму, обучая детей и молодежь чтению Корана, совершению молитв.

6-7 февраля по инициативе меджлиса Совесткого (Ичкинского) района Сабри-эфенди и Аблязиз-эфенди провели свои занятия для желающих в джами с. Раздольное. Здесь собрались не только дети, но и люди среднего и старшего поколения. Люди с глубоким уважением и благодарностью отнеслись к своим учителям.

Отныне каждый четверг вечером в с. Раздольное будут проводиться занятия с детьми и взрослыми. Глядя, как в чистые зеркала, в глаза своих учителей, ученики могут исправлять свои ошибки, корректировать поведение. Совершенствоваться духовно и физически.

Воистину, «нет принуждения в религии. Кто … верует в аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения». (Сура 2)

Л. Юнусова,
С. Чапаевка, Советский район

Впервые в Севастополе

Жителям Севастополя до сих пор не представлялась возможность познакомиться с творчеством крымскотатарских художников.

И вот в Художественном музее г. Севастополя впервые открылась выставка художника Мамута Чурлу. В двух залах музея на набережной Нахимова выставлены последние и самые интересные работы художника, среди которых «Дорога домой», «Самострой», «Гвоздь», а также экспонаты его личной коллекции — старинные предметы быта крымских татар, ставшие уникальными образцами художественно-прикладного творчества народа.

Работы вызвали большой интерес у гостей выставки. По мнению завсегдатаев музея, в работах М. Чурлу чувствуется большой профессионализм и интеллект. Кроме этого, работы крымскотатарского художника значительно отличаются от выставляемых севастопольскими художниками, написанных в одном стиле, своеобразной манерой и своим острым взглядом на жизнь.

16 февраля в Русском музее Севастополя состоялась творческая встреча Мамута Чурлу с любителями художественного творчества.

Г. Курталиева

 

Экмек от «Тюйа»

12 февраля на центральном проспекте г. Симферополя состоялось открытие магазина турецкой фирмы «Тюйа» и совместного предприятия «Свенас». Из крымской муки здесь будет выпекаться «Бияз экмек» (белый хлеб), в перспективе — «Чардар экмек» (черный хлеб) по особой технологии турецких мастеров. Магазин совмещен с небольшой пекарней, оборудованной турецкими машинами, что позволит покупать только горячий хлеб. В церемонии открытия фирменного магазина принял участие президент формы «Тюйа» Джингиз Кыргыз.

Г. Курталиева

Мой дед – Сеит Бекир Селямет

Зовут меня Марина Мусаевна Селяметова, сейчас я живу в Москве, родилась, училась в школе и институте в г. Ташкенте. Я всегда очень хотела узнать о судьбе моего деда, которого большевики заставили уехать из Крыма в Турцию где-то в 30-35 г.г. Мой дед. Сеит Бекир Селямет, был мэром г. Бахчисарая. После установления советской власти его начали преследовать, портреты были расклеены по всему Крыму. Видимо, он играл немаловажную роль и имел определенное политическое и экономическое влияние на судьбу Крыма, раз его пытались уничтожить.

Моя бабушка, Султане Кефели, училась в Одессе, была стоматологом. Она не смогла уехать с дедом, т.к. помимо двух детей, т.е. моего отца Муссы и моего дяди Мемета, у нее были две больные сестры. Боясь, что ее расстреляют, она вместе с детьми и сестрами уехала в Фергану. Дед уехал в Турцию в 1930-1932 гг., он писал бабушке, звал ее к себе, но уехать она не могла… Сейчас уже никого нет в живых. Очень рано умер мой отец и дядя. Вместе с бабушкой они лежат на кладбище в Ташкенте. Дедушка писал до 1937 года, но когда начались массовые репрессии, бабушка, боясь, что всех уничтожат, запретила ему писать.

Что же случилось с моим дедом? Где он похоронен? Была ли у него другая семья? Как бы мне хотелось что-нибудь о нем узнать? Помогите мне, пожалуйста!

Мой адрес:
127540, г. Москва, Дубнинская 16-5-136, 
телефон: 481-92-57 (л). 152 -12-11 (раб).

 

Объявления

Община Татр Литвы просит оказать помощь в комплектовании татарской библиотеки.

Книги можно присылать на русском, турецком, татарском и других языках.

Хозрасчетная ветеринарная помощь проводит:

- лечение различных заболеваний домашних животных и птицы,

- профилактические прививки против чумы, энтерита и гепатита плотоядных и дегельминтизации животных,

- хирургические операции (кесарево сечение, кастрации, купирование ушей, хвоста и др.),

- консультации по кормлению и содержанию животных.

Прием проводят высококвалифицированные специалисты (профессор, доценты и др.) по адресу: г. Симферополь, ул. Крылова, 147, тел. 445988.

Павло Сидоренко ищет своего однополчанина Гафура Джемилева — старшего сержанта механика-водителя 275 КАП, с которым вместе проходили службу в г. Рыбинске Ярославской области в 1938-1941 гг.

Гафур Джемилев, 1917 год. рожд., родом с Южного берега Крыма, был призван в армию в 1938 г.

Всем, кто знает о его судьбе,
просьба написать по адресу:
326520, Херсонская областъ, г. Цюрупинск, 
ул. Петровского 5/2, Сидоренко П.Г.

р