1991 Авдет №28 (27 грудня)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Уборщицы в Крым не поедут

Медленно и трудно идет наше возвращение на родину. Холодный дом СССР, в колючую проволоку вокруг которого были вплетены страдания и нашего крымскотатарского народа, рухнул. Но проволока осталась, как остались наши беды.

Нашему возвращению помогают немногие. Те, кто хочет помочь, не имеют для этого ни власти, ни средств. Те, кто помочь может, озабочены другим: как построить новый дом, где установить в нем свое удобное начальственное кресло.

От них сегодня требуется одно — чтобы они нам не мешали.

Но самое страшное в другом, когда среди нас самих находятся люди, которые мешают своим соотечественникам вернуться домой. Это можно делать по-разному: одни призывают крымских татар не трогаться с места, ожидая мифических «приглашений» в Крым, другие — спекулируют земельными участками, заставляя своих менее предприимчивых земляков покупать кусок родной земли, а третьи, получив жалкий кусок от пирога власти, берут на себя право определять, кто достоин, а кто не достоин возвращения.

Так случилось с некоторыми работниками трех ташкентских крымскотатарских издательств: газеты «Янъы дунья», журнала «Йылдыз» и редакции художественной литературы. Их попросту вычеркнули из списка на получение земельных участков, которые выделил им Симферопольский горсовет своим решением № 906 от 13 сентября 1991 года, и на временное жилье в арендованной для этой цели Комитетом по делам депортированных народов гостинице.

Умеров, организовавший вместе с Комитетом, перевод трех издательств в Крым, в которых работает сегодня 41 сотрудник, взял на себя право вершить судьбами этих людей. Именно он позволил себе вычеркнуть из списков тех работников, которых, по его мнению, можно найти и в Крыму — это, в основном, машинистки, корректоры, технические работники. Среди них Чегертма Ибраим, Османова Мерьем, Леджмединова Гульзар, Аблязизова Хатидже — мать-одиночка, на иждивении которой 73-х  летняя мать и другие. Почти для всех из них это была единственная надежда вернуться на родину. В списках их нет, хотя количество сотрудников прежнее — 41 человек. По-видимому, достойных их заменить Н. Умеров нашел уже в Узбекистане.

К счастью, работники Комитета, к которым я обратилась за разъяснением, оказались непричастными к этому делу и были не меньше моего возмущены произошедшим. По их мнению, переезд социально незащищенных людей должен стать главной заботой всех нас.

К этому хочется лишь добавить: в нашем языке есть прекрасное емкое слово «намус». Его трудно перевести на русский язык, так много в нем значений, главные из которых — совесть, честь. Когда мы возвращаемся на родину, мы ступаем на ее землю не уборщицей или главным редактором. Мы приносим из дальних краев и отдаем ей свое сердце, в котором есть или нет чести.

Л. Буджурова

 

У кого за пазухой нож?

События, прошедшие в начале декабря в с. Заланкой (Холмовка) Бахчисарайского района, не получили широкой огласки в прессе. Однако об этом все же хочется сказать, т.к. речь идет о фактах, являющихся прямым продолжением многолетней антитатарской пропаганды.

7 декабря на дискотеке в сельском ДК были жестоко избиты четверо крымских татар за то, что хотели включить крымскотатарскую музыку.

8 декабря там же произошла драка, к которой обе стороны подготовились. Об этом говорит и участие в драке с обеих сторон нескольких десятков человек, и то, что у одного из крымских татар оказался нож, а у их противников палки штакетника и газ «черемуха».

По факту случившегося возбуждено два уголовных дела. Конечно, ведение следствия — это дело соответствующих органов. Однако, отношение предвзятости к крымским татарам в ходе этого следствия ощущается, как прежде.

14 декабря около ДК был проведен так называемый сход граждан. Кто его организовал, выяснить не удалось, но «объявления», призывающие собраться на сход «по поводу тяжкого преступления со стороны лиц татарского населения…» были расклеены всюду.

Вел сход председатель сельсовета, участвовали зам. председателя республиканского УВД, зам. председателя райсовета, зам.председателя райисполкома, начальник РОВД и другие.

Каждый выступивший крымский татарин говорил о том, что причины межнационального конфликта лежат глубоко, о необходимости преодолевать тлеющие над нами стереотипы призывал жить в мире добрыми соседями.

И наоборот, как на подбор, почт каждый выступивший представитель некрымскотатарского населения кричал в микрофон, что «татары понаехали», «нигде не работают», «спекулируют», «носят ножи за пазухой». Начальник РОВД, вообще, заметил, что нож — «это у них национальное»

Результаты схода не заставили себя ждать. Уже через день в школе с. Биюк Каралез (Красный Мак) учитель с 40 летним педагогическим стажем (мы намеренно не называем в этой публикации ни одной фамилии) на уроке русского языка за какую-то провинность вывела к доске ученика крымского татарина, накричав на него: «Все вы татары такие … вырастешь, тоже будешь резать, никакая вам тут не родина…» и т.д. Дальше — больше: она потребовала поднять руки тем, кто родился в Крыму, а потом отдельно спрашивала у крымскотатарских детей, где родились они. Вывод сделала сама: «Ваша родина там, где вы родились, нечего сюда ехать…» Комментарии, как говорится, излишни.

Пока существует у людей стереотип крымского татарина — врага, созданный советской властью, долго еще в Крыму будут продолжаться межнациональные конфликты, которые ни к чему, кроме слез и крови не приведут.

А пока в Холмовке круглосуточно патрулирует усиленный наряд милиции.

И. Умеров

 

Конференция в Советском

Кампания по выборам местных органов национального самоуправления во многих районах Крыма подходит к концу. В одном из предыдущих номеров газеты мы сообщали об избрании меджлиса в Судакском районе. В прошлое воскресенье такая конференция прошла в Советском (Ичкинском) р-не. Около 80% представителей сельских и поселковых меджлисов, а это около 100 человек от 18 сельских и поселковых советов района, заслушали информацию о деятельности Меджлиса крымскотатарского народа (Д. Аблямитов), о проведении избирательной кампании в районе (Ф. Халилов и А. Сулейманов). На конференции были рассмотрены также ряд вопросов, актуальных для района, в частности принята резолюция о событиях в селе Щебетовка (Отуз) Судакского р-на, где сельские власти упорно противодействуют выдаче участков земли нескольким десяткам наших соотечественников, в то время когда 11 га земли из-под выкорчеванного виноградника планировали отдать под дачи и жилищное строительство местным жителям. Далее было примято обращение к руководству района с требованием выделить помещение, обеспеченное связью, для вновь избранного меджлиса крымскотатарского народа, действующего на территории района.

Принято постановление конференции, в котором особое внимание уделено вопросам готовящейся приватизации земли и госимущества в Крыму. В постановлении, в частности, говорится: «Развернуть работу по противодействию приватизации земли и госимущества. Начинающаяся приватизация в Крыму — это превращение возвращающегося народа в вечных батраков и прислугу. Эта акция противоречит «Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа», принятой Курултаем в июне текущего года». В принятом постановлении также указывается на необходимость активно заниматься созданием экономических структур, вести планомерную работу по восстановлению исторической топонимики полуострова.

В заключение конференция избрала районный меджлис, в состав которого вошли все председатели сельских и поселковых меджлисов. Председателем районного меджлиса избран Фикрет Халилов, его заместителем — Абмеджит Сулейманов.

Информслужба Меджлиса

 

Создан отдел крымскотатарских учебников

В начале 1992 года при издательстве «Таврия» открывается отдел, финансируемый Министерством финансов Украины, по изданию учебников и учебных пособий на крымскотатарском языке для школ, средне-специальных и высших учебных заведений. Объем выпускаемых книг будет составлять 90 печатных листов общим тиражом 95 тыс. экземпляров.

Работники отдела в первую очередь планируют выпустить в свет школьные программы преподавания родного языка и литературы и методическую литературу для учителей начальных классов.

Литература для высшей школы готовится с помощью лаборатории по подготовке к изданию учебников и учебных пособий при симферопольском университете (ПНИЛ).

Л.Буджурова

«Там, на 11-ом километре, лежат крымчаки и боль земли — евреи»

Во время 2-ой мировой войны фашисты уничтожили 6 миллионов евреев, из них 1,5 мил. — на территории СССР. Жертвами геноцида стали и евреи Крыма.

Первыми в Крыму были расстреляны евреи Евпатории, это произошло 25-26 ноября. 17-18 декабря евреи Ялты — убито 2 тыс. человек. 11. 12, 13 декабря фашисты уничтожили евреев Симферополя. Среди расстрелянных было много людей, приехавших Симферополь из других мест, из Польши, например, спасаясь от гитлеровцев. 4 декабря у противотанкового рва расстреляли евреев Феодосии, свыше 8 тыс. человек, 1-4 декабря — Керчи, свыше 7 тыс., 12 июля 1942 года начался расстрел евреев Севастополя. Всего их уничтожено больше 4 тысячи. Потом расстреляли евреев Бахчисарая, Алушты, Судака, Карасубазара, Старого Крыма, а с ноября 41-го по март 42-го было уничтожено все еврейское население деревень и сел Крыма, разгромлены еврейские колхозы.

Противотанковые рвы, известковые, ямы, ставшие могилами тысяч евреев, есть во всех городах и поселках Крыма. Памятника же им, скромные и безымянные, стоят лишь в Симферополе и Керчи. Хочется верить, что наступит время и на всех безымянных могилах Крыма будут написаны имена жертв нацизма.

За годы оккупации были уничтожены более 40 тыс. евреев и 6 тыс. крымчаков, расстреляны 50 тыс. русских, крымских татар, украинцев и других жителей Крыма, уничтожены десятки тысяч военнопленных, 85 тыс. человек угнано в Германию. За годы войны население Крыма уменьшилось наполовину.

Сегодня, в год 50-летия страшного злодеяния, мы обязаны каждый перед своей совестью ответить на вопрос: что родило нацизм? Мы не должны забывать, что фашизм вынес из этой воины не только горечь поражения, но и сладостные воспоминания о легкости массового убийства. Об этом каждодневно должны помнить все, кому дороги честь, свобода, жизнь народов всего человечества.

Из выступления Г. Губенко, автора «Книги печали» на траурном собрании, посвященном 50-летию расстрелов евреев в Крыму.

 

Слово оппоненту или об особенностях газетной публикации

Наше внимание привлекла статья А. Рамазановой «Голод в Крыму» (18 октября), тем паче, что сами отдали должное исследованию обстоятельств этой трагедии. Хорошо, что автор привела ряд новых фактов и цифр. И в то же время мы остались в недоумении по поводу некоторых пассажей.

Во-первых, правилом хорошего тона для историка является реверанс в сторону предшественников. Однако в статье не упомянута первая (коллективная) публикация на сюжет «Голод в Крыму» (в «Крымском комсомольце» за 8 декабря прошлого года). Бог бы с ним, но в текст, подписанный А. Рамазановой, перекочевали, без ссылок, данные из той, прежней работы, а также нашего доклада на сентябрьской научной конференции «Проблемы истории Крыма», и даже целая фраза: «Свою лепту…» и т.д. (Тезимы докладов. Вып. 2, Симферополь, 1991 г. с. 78). Сие называется плагиатом.

В полном соответствии с духом времени А. Рамазанова не упускает ни единой возможности изругать большевиков… Пусть, заслужили, но все-таки объективность — прежде всего, аргументация — обязательна. Крымревком 1920-1921 гг. честят сейчас все подряд (и ваши   покорные слуги тоже). Это правильно — слишком иного бед принесла Крыму его политика. Однако история выше схем. В составе ревкома были ведь не только пресловутые Б. Кун и Самойлова-Землячка, а и крымские татары – И.К. Фирдевс (Керимджанов), С. Идрисов. Так что не будем снимать вины ни с кого (те же Фирдевс — человек вообще-то мягкого характера, откуда и псевдоним — «рай» с арабского, и самостоятельной мысли – И. Идрисов вскоре станут жертвами сталинского террора).

Иные тезисы просто бездоказательны. Например, «первейший документ власти Советов -Декрет о земле отразил свою пагубную суть в массовом обезземеливании крестьян» (?). Декрет, это общеизвестно, имел небольшевистское происхождение, был составлен специалистами-революционерами на основе крестьянских наказов, скрепя сердце одобрен большевиками и отразил чаяния многомиллионного крестьянства, передавая землю в его руки. Другое дело, что Декрет был фактически отброшен в годы комбедовщины и продразверстки (1918-1919 гг.), так навсегда и оставшись на бумаге.

«Еще одним шагом к приближающемуся голоду явился X съезд РКП (б) в марте 1921 г., провозгласивший замену продразверстки продналогом» – пишет А. Рамазанова. А ниже одной из причин голода справедливо называет «затяжной (кстати, благодаря Крымревкому.-А. и В.З.) переход к НЭПу» в Крыму. Одно предельно противоречит другому. Кажется, сейчас никто ни в стране, ни за рубежом не считает решения X съезда, обозначившие переход к НЭПу, злом, а не благом. В свое же время это — отрицание НЭПа — было прерогативой ультралевых большевиков, да впоследствии — сталинцев.

Крым действительно самым последним был официально признан Москвой голодающим районом. Но не в декабре 1921-го, как считает автор (тогда в центр только неслись отчаянные просьбы крымчан, оставшиеся безответными), а 16 февраля 1922 года. И давайте отдадим должное КрымЦК Помголу (Последголу) и его председателю Ю.П. Гавену — его деятельность по борьбе с голодом была гораздо более многоплановой, чем, получается, по статье.

Хотели бы видеть свои заметки на Ваших страницах. И если будут возражения у А. Рамазановой — публикуйте. Истина становится ближе только в дискуссии. А что касается истории полуострова, как и всего прочего, истину надо искать не поодиночке, а всем вместе. Жить-то нам рядом.

А. Зарубин,
Кандидат исторических наук,
В. Г. Зарубин,
Краевед

От редакции: Уважаемым авторам этого письма хотелось бы напомнить, что жанр газетной публикации имеет свои особенности. Мы думаем, что А. Рамазаном в своей статье «Голод в Крыму» не ставила перед собой задачу создать академический научный труд со всеми его атрибутами (реверансы в сторону предшественников, ссылки и т.д.). Ока записала популярный газетный очерк и этим все сказано.

Обвинения же в плагиате в данном случае считаем неуместными, так как вполне естественно, что разные историки, занимающиеся одной проблемой, пользуется одними и теми же источниками.

 

«Оскал дружбы»

В № 27 за 13 декабря 1991 года в «Авдете» была опубликована статья Ф. Пюлямитова «Оскал дружбы».

К сожалению, автор подошел к данному материалу тенденциозно, совсем как в недалекое застойное время, обвинив невиновного человека.

Что же на самом деле произошло со зданием музыкальной школы в Кировском?

После событий в августе текущего года, когда была запрещена деятельность коммунистической партии и все имущество было передано на баланс Советов, в Кировском районе здание райкома партии было передано музыкальной школе. Соответственно нами было подано заявление на передачу бывшего здания музыкальной школы для возвращающихся соотечественников, а также для строителей ПМК-57. Однако исполком районного Совета рассмотрел иначе данный вопрос. Было решено передать здание налоговой инспекции. Через некоторое время налоговая инспекция отказалась от здания. А по ночам школа безжалостно разграбливалась. События происходили в октябре месяце.

После отказа налоговой инспекции от здания, исполкомом было решено передать СП «Крым-Соха». Пока вопрос вынашивался, РОВД было поручено охранять здание. Однако блюстители порядка даже и не удосужились принять какие-то меры. А о фактах вандализма сообщалось в РОВД, в частности, номера машин, которые вывозили строительные материалы с «объекта». Это транспортные средства с государственными номерами 36-71 КС, 53-41 ФК, машины воинской части. Однако никаких действий со стороны РОВД не было предпринято.

После полного разгрома здания инициативной группой было решено, что помещение все равно нужно взять и добиваться передачи. В конце концов, вопрос был решен положительно. И здание по настоянию инициативной группы было Предложено ПМК-57, где в тот же день и.о. начальника ПМК-57 Д. Г. Лопуховым была организована охрана и бригада по наведению порядка

Да, все это выльется в копеечку, но не по вине Д.Г. Лопухова

Кадыр Оманов,
Сервер Измайлов, пгт. Кировское

Вести из Татарстана

В республике Татарстан по инициативе различных национально-демократических организаций идет активная подготовка к созыву Миллий Меджлиса (Народного Совета). По предварительным данным его проведение планируется в феврале 1992 года в Казани.

Н. Бекиров

 

Самострой – это не просто

Как известно, в начале декабря был разгромлен самострой в с. Чистенькое: разрушены землянки, вывезены строительные материалы. Почему к моменту погрома на поле оказалось всего несколько молодых ребят, тогда как в списках числилось 185 человек! По мнению симферопольского штаба ОКНД, дело в неорганизованности самостройщиков и безответственности их руководителей, которые, по-видимому, не учли, что инициатива, не подтвержденная действием, всегда обречена на провал. Некоторые наши соотечественники считают, что самострой — это очень просто. Нужно только записаться в какой-нибудь список, выехать в хорошую погоду на поле и разбить колышки, а дальше — как бог пошлет. В Чистенькое бог послал развоевавшихся начальников, а остановить их было некому.

Сейчас самострой восстановлен. Работники штаба ОКНД, провели перерегистрацию застройщиков, устранив «мертвые души», составили новые списки, в которые вошли 80 человек. Это люди, действительно нуждающиеся в жилье.

Л. Буджурова.

 

Первый шаг

Не часто нам приходится слышать о примерах позитивного решения проблем крымскотатарских самостроев. Если с узаконением участков дело с разной степенью эффективности все-таки движется, то картина с решением социальных и культурно-бытовых проблем в этих районах мало утешительная. Тем отраднее факт утверждения 16 декабря горархитектурой Симферополя, после согласования всех вопросов с общественным советом самостроя, генерального плана крымскотатарского поселка в микрорайоне «Герои Сталинграда» на площади в 104 га для 8500 человек.

В генплане, разработанном при помощи кандидата архитектуры, руководителя персональной творческой мастерской «Традар» СА Узбекистана Татьяны Меметовой, кроме жилых индивидуальных и многоэтажных домов предусмотрены национальные школа на 33 класса и 3 детских сада на 830 мест, мечеть, клуб на 500 мест, торговый бытовой комплекс, универсам, поликлиника, баня, рынок с ремесленными мастерскими, гараж на 300 машин, кафе, кофейня, спорткомплекс, магазин полуфабрикатов, летний кинотеатр, АТС на 5000 номеров, автокемпинг. Уже устанавливаются столбы для электропередачи, с января начнутся дорожные работы.

Кому-то, может быть, покажется, что утверждение генплана самостроя — не та победа, о которой стоит говорить так много. Действительно, это только первый шаг к созданию крымскотатарских национальных микрорайонов, но шаг очень важный. Ведь ни для кого не секрет, что власти, уже вынужденные идти на узаконение самостроев, еще всячески противодействуют созданию национальной инфраструктуры. Под видом заботы о крымских татарах, они, не без помощи Комитета по делам депортированных народов, раздают «пустующие» земельные участки внутри самостроев, лишая, таким образом, их жителей возможности иметь свои национальные школы, детские сады, мечети и т.д.

Успех решения этих вопросов в микрорайоне «Герои Сталинграда» зависел, прежде всего, от принципиальности жителей самостроя и их общественного совета. Сейчас идет работа с генпланами самостроев в Марьино, Пионерском, Луговом. Думаю, их жители также сумеют отстоять свои интересы.

Л. Буджурова

 

Депортация началась в 41-ом

В конце декабря этого года будут отмечаться 50-летие Керченского десанта. За прошедшие полвека крымская пресса уже достаточно осветила и освятила эту столь же героическую, сколь и бесполезную операцию Великой Отечественной.

Предлагаемые вашему вниманию воспоминания участника этих событий, ветерана войны И. Фахры, откроют те страницы истории «освобождения Крыма», о которых историки и сегодня предпочитают не говорить.

Шла первая осень Великой Отечественной войны.

В сентябре-октябре 1941-го под натиском превосходящих сил фашистских полчищ часть наших войск отступила через Керченский пролив на Кубань.

Керчь днем и ночью подвергалась ожесточенным бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу.

В начале декабря наш полк передали саперному батальону, и мы прибыли в Темрюк. Там учились рытью траншей, окопов и обращению с минами. Помню, стоял трескучий мороз, даже соленая морская вода замерзла. 29 декабря нас подняли по тревоге, и мы двинулись по непрочному льду Азова в сторону Керчи, шли вереницей и другие части на освобождение Крыма.

Под неожиданным ударом передовых частей 51 Армии и других соединений войск и флота фашисты поспешно отступали на Запад по Керченскому полуострову. Но уже в районе Семи колодезей враг опомнился и остановил продвижение наших войск. Мы перешли в оборону. Начали рыть траншеи, строить блиндажи, минировать линию фронта.

Пополз слух среди красноармейцев, что фашисты в Керчи и ее окрестностях расстреляли очень много мирных жителей, и это меня очень беспокоило. Я обратился к, командиру части с просьбой отпустить меня на сутки домой, так как мои родители оставались в поселке Камыш-Бурун. По прибытию, я обнаружил наш дом разрушенным, женщины рассказали о том, что мои переехали в село Самострой, что рядом с поселком. Когда я стал приближаться к Самострою женщины татарки с криком и рыданием стали бежать ко мне навстречу, а за ними мои сестры Бейе и Ремзие, и моя мать, которая, не добежав, упала и потеряла сознание от волнения. Все плачут, проклинают немцев, обнимают меня. Когда мама пришла в сознание, сестры рассказали, что фашисты всех мужчин и мальчиков угнали в Керчь и на станции Багерово расстреляли около 8 тыс. человек: русских, украинцев, евреев с женами и детьми, крымских татар, среди которых были мой старый отец и брат. Я, видевший много крови и убитых на войне, сейчас удивляюсь, бесстрашию моих сестер, перебравших гору окровавленных и окоченевших трупов, пока искали тела отца и брата.

На второй день я вернулся на передовую. Немцы продолжали ожесточенные и беспощадные бомбежки наших передовых линий и тылов.

В один из дней командир взвода говорит мне; получи у старшины роты сухой паек и иди в штаб батальона. Когда я явился туда, там были несколько десятков крымских татар и красноармейцы кавказской национальности. От штаба нас повели еще на какой-то сборный пункт, где уже было много моих земляков-татар. К вечеру нас привезли на Камыш-Бурунскую пристань и погрузили на борт како­го-то большого корабля. На борту корабля было около двух тысяч солдат; преимущественно крымские татары.

Почему нас сняли с фронта, куда нас везут, почему одни крымские татары? Толком на эти вопросы никто ответить не мог. На рассвете мы были в Новороссийске, а следующие сутки, в течение которых пережили страшный артобстрел фашистов, мы уже были в военном лагере на заснеженной горе над Тбилиси. Потом мы узнали, что сюда прибыли еще несколько партий крымских татар. Холодный мартовский ветер, метет снег, а нас поместили в брезентовые палатки. Спали не разувшись и не раздевшись. Здесь военному делу не обучали, кормили три раза в день пшеничным супом.

Через10 дней ночью мы спустились с гор на железнодорожную станцию. Там стоял состав из 50 товарных крытых вагонов и в каждый нас помещали по 50 человек, подавляющее большинство снова крымские татары. Пока состав двигался от Тбилиси на юг, мы думали, что нас везут в Иран, там как там стояли наши войска, очевидно, для охраны грузов, поступавших из США. Но когда прибыли в Баку и стали двигаться на север, стало известно, что нас везут на фронт.

Но какой смысл перевозить нас, крымских татар, с фронта на фронт? Это уже потом, через много лет я понял замысел Верховного Главнокомандующего. Сталин не хотел, чтобы мы участвовали в освобождении Крыма, так как ему нужна была причина для предстоящего выселения всего крымскотатарского народа. Поэтому от нас решили избавиться, а еще лучше просто истребить, отправив на самый тяжелый участок советско-германского фронта.

Ехали мы целый месяц через Москву, по освобожденной Калининской области, и на какой-то станции Новгородской области разгрузились и прошли еще несколько дней по лесам и болотам и прибыли в 45-ю Стрелковую бригаду, которая стояла на передней линии самого правого крыла Северозападного фронта. Был уже апрель 1942 года, снег еще лежал на земле, а под снегом — незамерзшая болотная вода. Нас разбили по ротам и батальонам, кушать давали 100 г. сухарей и по пачке концентрата пшенной каши. На пять солдат приходилась одна винтовка и пять патронов. Дорога в лесах — настеленная из бревен, очевидно, поэтому и не видно ни танков, ни тяжелой артиллерии. Окопаться нельзя — вода, траншей строить также нельзя.

Скоро 1 мая — праздник. В честь праздника — наступление. Рано утром прочитали политработники приказ «любимого» вождя Сталина о переходе в наступление наших войск по всему фронту. Небольшая артиллерийско-минометная подготовка и «Ура-а-а! За Родину! За Сталина! Вперед!» Поднялись, пошли, но фрицы такой бешеный огонь открыли из пулеметов и автоматов, а затем и минометов, что наших ребят как серпом косило. Назад отползти нельзя, раненых вынести с поля боя невозможно — сплошной огонь над головой.

С наступлением темноты огонь убавился, раненые, кто мог, и живые вернулись. Ночью послали группу красноармейцев за винтовками на поле боя — они притащили на плащпалатках несколько раненых. Второго мая опять наступление, опять тот же ужас. После этих боев, из пополнения в полторы тысячи крымских татар в строю остались десятки.

А потом начался настоящий голод, кромки сухарей делили между солдатами ложками, варили сами щавель и крапиву, ни круп, ни картонки, ни соли. Воины в сожженных немцами селах искали под обломками домов шкуры животных, зерно, картонку. У людей отекали руки и ноги, опухали лица до неузнаваемости, они умирали, как мухи.

Мне повезло: перевели в комендантский взвод по охране комбрига, у которого поваром был мой земляк из Дерекоя Рустем Катранбуюк. Он и давал мне остатки каши и тем самым спас меня от голодной смерти (Рустем или его дети – отзовитесь!).

Летом, когда бригаду сняли с передовой для вторичного пополнения из крымских татар, кроме Рустема, я уже никого не видел. Остальные мои земляки навечно остались в болотах северо-запада и в лучшем случае, некоторые ранеными ушли в госпиталя…

Вот так уже в начале войны Сталин готовился освободить Крым от его коренного населения.

И. Фахры
Участник ВОВ, ветеран 51 Армии, г. Джанкой, ул. Степная, 5

От редакции: Мы полностью разделяем мысль автора письма о том что еще задолго до 44-го года «отец народов» готовил планы депортации крымских татар с полуострова и геноцида над ними.

Чтобы подтвердить это «Авдет» впервые публикует фрагмент секретного постановления № ГОКО -, 1828 сс Государственного комитета обороны от 29 мая 1942 года, в первом пункте которого указано: «В дополнение к ранее проведенному выселению из г.г. Краснодара, Новороссийска, Туапсе, Анапы и районов Таманского полуострова иностранных подданных и лиц, признанных социально-опасными, провести в двухнедельный срок в том же порядке выселения этой категории лиц из городов и населенных пунктов Краснодарского края (Армавир, Майкоп, Кропоткинская, тихорецкая, Прмморско-Ахтарская, Ольгинская, Лебединская, Петровская, Варениковская, Тоннельная, Шапшугская, Лазаревская, Павловская, Крымская, Тимашевская, Кущевка и Дефановка) и Ростовской области (Ново-Батайск, Злодейская и прилегающие к Краснодарскому края районы Азовский, Батайский и Александровский).

Выселения в административном порядке подлежат, кроме лиц признанных социально-опасными, также лица немецкой и румынской национальности, крымские татары и иностранно-подданные (греки)»

 

Реставрация или строительство?

Уважаемая редакция!

Прочитал в русской газете «Таврические ведомости» о том, что в Симферополе наша мусульманская община погубила древнюю святыню Акъмечети «Кебир-джами». Если это правда, то какое же это варварство. Имел ли хоть малейшее право уважаемый Сейтджелиль эфенди разрушать памятник, принадлежащий всему татарскому народу Крыма. Давайте все будем ломать, перестраивать, делать больше и с чем мы останемся. Нельзя давать деньги на такой разбой!!! Позор — мечеть, простоявшая 500 лет, пережившая большевизм, ломание мечетей после нашего выселения была сломана нами, кто должен был бы беречь каждый камень, сделанный руками предков. Защитите Кебир-джами, нам не нужно огромной мечети, нам нужен дух 500-летней святости и веры. Напишите об этой беде, пускай наш кадий одумается!

И. Меметов. г. Карасубазар, ул. Ленина, 15.

От редакции: Совершенно идентичное письмо с тем же содержанием, почерком и даже той же бумагой, вложенной в конверт, уже лежало на столе у Сейджелиль эфенди, когда мы пришли в Кебир-джами за объяснением изложенных фактов. Бросилось в глаза, что автор подписывался не одним именем, а двумя — разными. Одно письмо в «Авдет» — из Карасубазара, второе в «Достлукь» из Джанкоя. Но оба автора с одной и той же улицы — Ленина.

А теперь слово имаму Кебир-джами Сейджелиль эфенди.

Прежде чем приступить к объяснению по существу вопроса, хотел бы спросить наших мусульман-соотечественников, знают ли они ч т о в самом деле нам оставили, по выражению автора, «фашисты-большевики» (выражение употреблялось во втором письме. — Ред.)? Оставили бы нам подобный развал наши предки? Если бы те, кто пишет и говорит подобное заглянули сюда и разобрались в том, что мы делаем, вряд ли они нас в чем-то осудили. Но я не виню их разобраться в том, что происходит с Кебир-джами. Но считаю виновными те газеты, которые еще, не написали ни слова правды о состоянии мечетей в Крыму. Информация в «Таврических ведомостях» — это очередная заведомая провокация, разыгрывающаяся на наших национальных и религиозных чувствах.

Мечеть Кебир-джами была построена во славу хана Султана-Менгли-Гирея. Абдурахман-беком-Али в 914 году хиджры, в 1509 г. н.э. по современному летоисчислению.

После сожжения богоотступниками мечети, ее снова построил один из потомков Абдурахман-бека-Али. В 1153 г. хиджры или 1740 г. н.э. ее восстановил Махмуд-агъа-ибн-Хусейн. Так складывалась судьба Кебир-джами, что она каждые 100 с лишним лет нуждалась в реставрации, частично меняя свой облик. У нас есть документы с описанием всех реставраций. И сегодня во дворе пятисотлетней мечети идет не строительство, а полная реставрация. Всестороннее изучение ее здания провела организация «Крым-реставрация». Не отступая ни на метр от прежних ее размеров, мы возрождаем старую Кебир-джами. Почему мы взялись именно за нее, В Симферополе старых мечетей достаточно. К примеру, в 2 км отсюда за парком Тренева в здании джами сегодня действует цех по пошиву детской спортивной одежды. Ей тоже нужна реставрация, но не настолько, как Кебир-джами. Стены этой мечети отошли на 22 см, балки прогнили. В ее помещении раньше находились баня, фотолаборатория. 120 лет она эксплуатировалась без всякого ремонта. Нашим строителям было даже опасно подниматься на крышу для снятия шифера

Как-то, когда я вернулся в Кебир-джами из поездки поздно вечером, строители показали мне обнаруженные ими надписи на камне, но сфотографировать их уже на следующее утро не удалось — стены обвалились на глазах. В местах, над которыми находились мехраб и минарет, мы обнаружили камни с описанием того, кто, когда и на какие средства проводил реставрацию. Изготовили и мы два таких камня.

Из 400 тысяч рублей, выделенных на реставрацию комитетом по делам депортированных народов, освоено лишь 150. Из народных денег, а их около 20 тысяч, ни один рубль не потрачен на реставрацию. В основном они идут на стипендии наших детей, обучающихся в медресе в Стамбуле, Ташкенте и Бухаре, и частично на зарплату духовным лицам.

Прогнозировать планы реставрации очень сложно. Работы идут медленно. За целый год ПМК во главе с Байрамовым лишь разобрали обвалившиеся стены и вывезли мусор. Во временное административное здание, в котором мы сейчас находимся, мы хотели войти в мае этого года, но вошли лишь месяц назад. Подземную часть реставрационных работ, так называемый нулевой цикл, вел ПМК-51, подготовительные работы — ПМК-55. Непосредственно строительное работы будут вести реставрационные мастерские — те, что реставрировали Ханский дворец, Джума-джами в Евпатории.

500 лет стоит фундамент Кебир-джами. И вот сейчас комиссия республиканской организации охраны памятников культуры и истории настояла на закладке нового фундамента, оставив лишь одну стену. Можем ли мы сейчас на ветхий фундамент ставить бетонные плиты, а значит рисковать жизнью наших стариков?

И еще одна деталь. Разбор мечети позволил выяснить, что ее купол имел сферическую форму, тогда как в реставрационных мастерских Киева утверждали, что мечети Крыма не могли иметь такую архитектуру.

В заключение хотелось бы обратиться к тем, кому известно о разрушенных, нуждающихся в реставрации или используемых в других целях, зданиях джами. Думаю, с вашей помощью мы сможем создать общую картину состояния мечетей

Записала Г. Курталиева

 

Трагедия в Сююрташе

Жители с. Сююрташ (Белокаменка) Бахчисарайского района в пятницу 20 декабря стали свидетелями страшной трагедии. Вернувшийся через несколько дней из поездки Нури в запертом доме обнаружил отравленную угарным газом всю свою семью.

Маринам (1960 г.р.), его жена Зение (1961 г.р.), их сын Риза (1985 г.р.) погибли. Годовалый малыш, находящийся в холодном, темном доме более двух дней, в настоящее время в больнице с воспалением легких. 24 декабря в реанимации умерла и Диляра-бита Усеинова.

Остается напомнить, что крымским татарам, переезжающим в новые условия, не привыкшим к обращению с печным отоплением, необходимо быть более внимательными. Ценою неосторожности становится жизнь.

 

О Мухаммеде – пророке и человеке

В 1991 году в издательстве политической литературы, через 20 лет после ее написания, вышла книга В. Пановой и Ю. Вахтина «Жизнь Мухаммеда».

Ее авторы знакомят читателей с биографией Мухаммеда — сына Абдаллаха, понявшем на сороковом году жизни, что он пророк и посланник Аллаха, открывшем миру эпоху ислама.

Вот что написано в предисловий к книге: «…все факты, приведенные в ней, строго «документированы», их считают достоверными многие крупные отечественные и зарубежные исламоведы. Коран цитируется в переводе И. Крамковского… Поступки и высказывания пророка Мухаммеда в обыденной жизни, являющиеся образцом и руководством для каждого мусульманина в решении всех жизненных проблем, дошедшие до нас в виде хадисов, без каких-либо искажений взяты из тех изданий, которые признаны заслуживающими уважение у ортодоксальных приверженцев ислама. Использовались и другие источники, в частности капитальный труд Ибн Исхака, составившего в VIII веке полную биографию пророка, дошедшую до нас в переработке Ибн Хашима, жившего в IX веке».

 

Лучше поздно, чем никогда

Тот факт, что ни республиканские, ни союзные издательства не баловали нас исторической и краеведческой литературой о Крыме и его коренном населений — крымских татарах, всем хорошо известен.

Поэтому особенно приятно отметить переиздание работы профессора из Галле Тунманна «Крымское ханство», написанной в 1777 году на немецком языке и впервые изданной в Лейпциге в 1784 году в популярной географической серии «Большое землеописание Бюшинга». Русский перевод работы Тунманна, переизданный в этом году, напечатан по тексту первого издания 1936 года.

В своей работе автор деловито и методично описывает Крымское ханством его отдельные регионы, давая интересную картину его природы, политического устройства, этнического состава и хозяйства. И хотя в работе саксонского профессора все же есть фактические ошибки и пробелы, их хорошо исправляют и дополняют примечания Н. Эрнста, одного из переводчиков. Ибо сама работа, по словам того же переводчика, является «систематизированной, отцеженной сводкой того, что к его времени было известно и доступно западноевропейской науке о Крыме». И хотя работа составлена кабинетным ученым, никогда не бывавшем в Крыму, написана она увлекательно, обстоятельно и со знанием дела.

Еще одно достоинство книги Тунманна заключается в том, что она поможет в определенной степени восстановить крымскотатарскую топонимику Крымского полуострова и прилегающих к нему территорий, замененную в свое время ничего не говорящими сталинско-брежневскими названиями типа Пионерское, Скалистое, Куйбышева, Первомайское, от которых, наверное, уже пришло время избавляться.

Я.Е. Полотнюк

 

Ашик Умеру – 370 лет

19 декабря в центральной библиотеке им. Тренева прошла встреча участников художественного клуба «Учкун», посвященная 370-летнему юбилею классика крымскотатарской литературы Ашик Умера.

В клубе собрались музыканты, писатели, поэты, артисты, студенты, школьники — все, кому хорошо знакомо творчество Ашик Умера и кто только приступает к знакомству с ним.

С мыслями о творчестве великого предка перед собравшимися выступили Шакир Селимов, Аблязиз Велиев, Белял Мамбетов, Рефат Куртиев, Юнус Кандымов.

На встрече были прочитаны стихотворения, исполнены музыкальные произведения на стихи поэта «Мени гьамдан сезад эйле» («Избавь меня от мирских забот»), «Хаберинъ вармы?» («Известно ли тебе?»), «Меним адым — Умер оджа» («Мое имя — учитель Умер»), «Чыкътым, гъарип, яйласына» («Вышел я, бедный, на яйлу»).

Хозяйками клуба были работники библиотеки Айше Карабаш и ее помощница Наджие Таирова.

Г. Курталиева

 

Объявления

Семья Аединовых разыскивает Аедина Ибраимова, 1910 г. рождения, уроженца села Борлакъ-Тама Джанкойского района. 7 августа 1941 г. он был мобилизован в Советскую Армию. В одном из ответов архива сообщалось, что в марте 1944 г. он состоял в рядах Вооруженных сил, а в апреле 1944 г. пропал без вести. Всех, кто что-либо знает об Аедине Ибраимове, просим сообщить по адресу: 334094, Симферопольский р-н, с. Константинова, ул. Урожайная, 30, Аединову Музиру.

Всех, кто писал в редакцию газеты «Авдет» с просьбой найти друзей по переписке, просим обратить внимание на № 1 за 1991 г. журнала «Салгьыр», где указаны адреса крымских татар в Турции.

Желающие приобрести высококачественные ксерокопии учебника турецкого языка, русско-турецкого и турецко-русского словарей могут обращаться по адресу: 310002, Харьков — 2, ул. Баженова, 11а, кв.3, Бухалову И.Ю.