1991 Авдет №25 (15 листопада)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Если Мешков быть прикажет героем…
или послесловие к одной голодовке

В то время, когда 1 ноября Ю. Мешков давал интервью по крымскому TV (в 18 часов) и говорил о том, что голодающие, стоически выдерживав испытания, потеряли уже 5-х своих людей, но, к счастью, не до конца, параллельно шло рабочее заседание президиума ВС, на котором с информацией о голодовке выступила Галина Петровна Михайлова, представитель отдела здравоохранения Совмина Крымской АССР, охарактеризовав заявление Ю. Мешков; как полнейший фарс. После заседания депутат Севастьянов попросил Михайлову ответить на несколько вопросов. Предлагаем вашему вниманию текст магнитофонной записи этого разговора (дается в сокращении).

Г.М.: Оценив ситуацию с голодовкой с медицинской точки зрения 24-25 октября я встретилась с Мешковым в палатке, поговорила с ним и объяснила, как ее проводить. Я заручилась согласием его и других голодающих, что за ними будет закреплен определенный врач, который будет иметь доступ в палатку для осуществления медицинского контроля. Но, как выяснилось, 28-го врач Новикова из 8-ой горбольницы, наблюдавшая за голодающими (к тому времени присоединились еще и журналистки), в палатку Мешкова не была допущена. Ей ответили: «Мы не нуждаемся в контроле и все». Контроль был осуществлен только за журналистками.

Начиная с 29-го медицинское наблюдение осуществлялось и за Мешковым. И, насколько известно, это все докладывалось врачам…

30 октября к палатке Мешкова была вызвана «Скорая помощь». Мы расценили это так, что есть отклонениям состояния здоровья 5-х мужчин: Нечаева, Левченко, Шафранова, Заскокова и Кольцова. Один из них раньше был доставлен с болями в животе в областную клиническую больницу. Остальные были доставлены позже. Хотя у Нечаева и Левченко было несколько понижено давление и учащен пульс, но медицинских показаний для госпитализации в условиях реанимационного отделения не было. Но они настаивали на этом. Учитывая пожелания самих голодающих, они были госпитализированы в реанимационное отделение без наличия на то медицинских показаний. Им была проведена терапия. Были взяты биохимические анализы крови, которые не свидетельствовали о каких-либо серьезных отклонениях здоровья. У одного — понижен сахар в крови.

В.С.: Это зависело от голодания или отклонения физиологические?

ГМ.: Могут быть и физиологические, и психологические.

В.С.: На основании анализов можно ли узнать, была ли голодовка причиной этого?

Г.М.: Не известно. Не было сделано контрольных анализов до голодовки. По клинической статистике, биологическим анализам этого утверждать нельзя.

В этот же день, проведя в областной клинической больнице 3 часа, молодые люди собрались и ушли, посчитав, что здесь им не нужно находиться. Спустя 2 часа после ухода, приблизительно в 16.30,они вчетвером появились в онкодиспансере.

В.С.: Не считаете ли вы, что настояние самих голодающих на определение их в реанимацию — это политический жест.

Г.М.: Я уже говорила на заседании президиума, что конечно, это было сделано в интересах только политики. Даже сейчас, когда я ила на встречу с вами, мне встретились доктора и спрашивали: «Неужели настолько тяжелое состояние голодающих? По Симферополю продолжают идти слухи, что они находятся в реанимационном отделении».

Это доктора меня спрашивают. Население же не знает, не имеет представления, что должно быть, чтобы попасть в реанимационное отделение. Я им все рассказала.

Всего 2 часа голодающие были в реанимационном отделении, но необходимости и в этой не было. Такую помощь они могли получить на любой стационарной койке, даже в приемном отделении.

В этот же день, в 16.30 они появились в онкодиспансере. Начмед доложил мне, что 4 человека обратились в онкодиспансер для госпитализации, якобы по согласованию с главным врачом.

Когда я начала выяснять у главного врача об этом, пришел работник Крымского мединститута с. кафедры онкологии Михайлов и сказал, что органам здравоохранения нужно помочь. Он также сказал, что в г. Симферополе 80 голодающих, их нужно срочно госпитализировать.

В.С.: 60?

Г.М.: 60! И состояние некоторых из них требует срочной госпитализации.

Главврач, как он мне сказал, это принял за истинную информации и дал указание своему начмеду: если будут такие обращения; немедленно госпитализировать. Что и было сделано.

Он мне позвонил, доложил обстановку, что он госпитализировал Нечаева, Левченко, Кольцова, Шафранова Но без медицинских показаний для госпитализации. Только по их желанию Им был дан чай, выделены салаты. По словам начмеда, они приняли какую-то пищу, пробыли до утра и утром в 9.30 (четверг) они ушли из стационара в удовлетворительном состоянии… Что касается остальных – Мешкова и Лебедева, не могу сказать, есть ли отклонения. Этим лицам предлагалось вести свою голодовку в стационаре под наблюдением врача.

В целом, на основании анализов никак не выходило, что голодающим, как было объявлено, угрожала опасность. Вот такую информацию я дала на заседании президиума.

 

Встреча руководителей Меджлиса с представителями правительства США

31 октября 1991 года в г. Симферополе состоялась встреча председателя и заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова с первым секретарем политического отдела посольства США в СССР Томасом К. Ниблоком и консулом США в Киеве Джоном Степанчуком. Официальные представители США в течение трех дней знакомились с общественно-политической ситуацией в Крыму, встречались с представителями администрации Крыма. В ходе встречи с руководством Меджлиса состоялся обмен мнениями о положении с восстановлением прав крымскотатарского народа.

Представители США с большим интересом отнеслись к документам прошедшего Курултая крымскотатарского народа и деятельности Меджлиса. Разделяя требования крымских татар на восстановление своей государственности, представители США выразили надежду, что при дальнейшей демократизации общественных процессов в Крыму эта цель может — быть достигнута, от чего выиграют все жители Крыма независимо от их национальном принадлежности. Томас К. Ниблок и Джон Степанчук выразили свое сочувствие бедственному экономическому положению, в котором оказывается возвращающийся на свою родину коренной народ. «Мы облетели на вертолете многие места, где строятся крымские татары. С одной стороны, это впечатляет, с другой же стороны, мы увидели, что многие не в состоянии построить сразу благоустроенное жилье, и вынуждены жить во временных сооружениях!»,- отметили гости. В этой связи представители США были подробно проинформированы о противодействии местных властей процессу возвращения крымских татар в Крым, о погромах их самостроев.

Во время беседы председатель Меджлиса Мустафа Джемилев отметил, что отсутствие государственной программы возвращения крымскотатарского народа на свою Родину, отказ суверенных республик от своих обязательств перед крымскими татарами и политическое противодействие властей восстановлению государственности крымскотатарского народа свидетельствует, что преступление, которое было совершено над целым народом в 1944 году, продолжается. Поэтому, отметил Мустафа Джемилев, для нас как никогда, важна моральная поддержка и материальная помощь международного сообщества.

В ряде случаев Меджлис крымскотатарского народа уже получил некоторые конкретные предложения со стороны общественности и деловых кругов Турции об оказании помощи в возвращении и обустройстве крымских татар, но они не могут быть реализованы, пока государственные структуры Крыма и Украины не признают Меджлис в качестве полномочного представительного органа крымскотатарского народа и не проявят на деле заинтересованности в восстановлении прав крымских татар. В завершении встречи представители США и Меджлиса договорились о продолжении информационных встреч по проблемам крымскотатарского народа.

Рефат Рефатов

 

Пока только консультации

Как стадо нам известно, из средств массовой информации, Председатель ВС Украины Леонид Кравчук недавно побывал в Узбекистане, где имел встречу с Президентом И. Каримовым В ходе встречи был подписан «Договор об основах межгосударственных отношений Украины и Республики Узбекистан».

Статья 4 этого Договора гласит, в частности: «Стороны считают необходимым провести консультации и переговоры о заключении межправительственных соглашений по проблеме возвращающихся крымских татар, которые проживали в Узбекистане, на историческую родину – Крым».

«Голос Украины»
от 30 октября 1991 г.

 

Дервиза в Советском

3 ноября в Доме культуры поселка Советский состоялся праздник урожая «Дервиза».

В исполнении ансамбля девушек «Ички» перед зрителями разных национальностей прозвучали крымскотатарские песни. А молодые мужчины попробовали свои силы в борьбе «куреш». Победитель, этого состязания Энвер Меметов получил совсем необычный приз — барана. Организаторы праздника постарались сделать все, чтобы он прошел весело и интересно.

Мудеир Исаев

 

Первый районный меджлис

10 ноября в Судаке состоялась районная конференция членов сельских меджлисов района, на которой был создан первый крымский районный меджлис в составе 15 человек. Председателем его избран Рустем Карашаев.

На конференции присутствовали члены Меджлиса крымскотатарского народа и проживающий в Нью-Йорке наш соотечественник, уроженец Судака, член ОКНД Абдуреим Демираяк, прибывший в Крым для установки памятника крымским татарам – жертвам геноцида.

 

Новый самострой

6 ноября между селами Чистенькая и Левадки Симферопольского района крымскими татарами было занято поле под строительство домов. После переговоров с представителями районной администрации и чистеньковского сельсовета выяснилось, что большая часть поля уже выделена  крымским татарам (некоторым кооперативам, тресту «Крымагроспецстрой-2»), и на данном массиве имеется лишь 31 свободный участок под индивидуальное строительство. Определив путем жеребьевки тех, кто останется на первоначально занятом месте, остальные участники нового самостроя перешли на соседнее поле, расположенное по другую сторону автострады Симферополь — Бахчисарай.

 

Под знаменем РДК в светлое будущее

Трудно себе представить, что для узников фашистских концлагерей, например, можно назвать праздником гуманизма, или день начала второй мировой войны праздником международной воинской славы.

И это все не абсурд, если, конечно, следовать логике организаторов митинга, устроенного 7 ноября на центральной площади Симферополя. По их замыслу, «праздник Великого Октябри» положившего начало гражданской войне, теперь должен отмечаться как День гражданского согласия.

К слову сказать, этого самого «согласия» на самом «празднике» и духу не было. Зато в избытке было дешевого ура-патриотизма, проклятий в сторону «врагов Крыма и России», обывательского политиканства и просто дурного вкуса. А чтобы, Боже упаси, участники «праздника согласия» не сбились с нужного тона, еще до начала митинга им были розданы листовки Республиканского движения Крыма, в которых были перечислены все враги, мешающие РДК и «народу Крыма» построить на полуострове светлое будущее. Это — «демократы», «национал-радикалы», «крымские комсомольцы», телерадиобанда во главе с т. Коробовой и примкнувший к ней слесарь-эколог Ю. Комов, «насильственные украинизаторы народного образования, «заявители о своем абсолютном праве на земли, недра и воздух Крыма».

Кто же они — друзья народа -: монопольные благодетели крымчан хранители «единой восточно-славянской государственности?» Не претендуя на полноту портрета, приведем лишь отдельные цитаты из выступлений на митинге 7 ноября, звучавшие из уст идеологов и обслуги посткоммунистических организаций и движений Крыма.

В. ЛОБКОВСКИЙ, священник русской зарубежной православной церкви г. Феодосия. В том контрголодовке, которую провели колбасницы и язвенницы, есть доля правды. Крым при наличии этого Верховного Совета, при наличии Багровых и Курашиков может превратиться во вторую Албанию или Кубу…

Вспомните, как эти же журналисты 10-20 лет назад исправно служили номенклатуре, как призывали любить русский народ. А сегодня, когда на Россию движется голод (-будто бы), они захлопывают перед россиянами двери и говорят: «Мы нажремся, а вы хоть подохните там».

Аминь.

ЛЕБЕДЕВ, депутат ВС Кр.АССР:

«Крымская правда» объективно освещала события, связанные с голодовкой … Украина разграбила Крым. До 1954 года, когда Крым был в составе России — это был рай.

ДЕДУК председатель «Демократической Тавриды»: До 1 декабря нужно потребовать от ВС принять решение, что на территории Крыма будут действовать не законы Украины, а Крыма и обновленного Союза.

СЕБЕЛЕВА, председатель общества русской культуры, г. Севастополь: В двух референдумах мы высказали свое желание быть субъектом Союза. И если Украина хочет выходить из Союза, то мы останемся с Россией и с Союзом, и никуда мы больше не уйдем… Пора нам взять все в свои руки, как в Приднестровье.

Л.П. ЛЕВЧЕНКО, депутат ВС: А зачем Украина выходит из Союза? Сейчас расскажу. Поехал Кравчук этот в Соединенные Штаты, не взял из Министерства обороны никого. Посоветовался с Бушем, Геншером, приехал перекраивать границы… Он отхватил 3 военных округа. Он их хотел разоружить, а ему потом посоветовали: «А вы поверните туда, на Россию, заставьте присягу другую принять, чтобы против своих родителей повернули туда наше оружие»… А депутаты в ВС говорят все не то. Поименно не голосуют. Вот они все, у нас списки есть; кто за народ, кто немножко за народ, а кто вообще не тому народу служит. Есть у нас такие списки, они должны быть вывешены. Крым без армии и без России никто. Мы помним, зачем приходили Потемкины и Гитлеры сюда. А пока в России поживем, не понравится — всегда можно выйти.

В. САГАТОВСКИЙ, председатель общества «20 января»: Сегодня день памяти жертв трагического периода нашей истории. В этот день не хотелось бы мне никого разоблачать, а призвать всех к миру, единству, солидарности… Но я не могу не сказать о том, кто же нам противник. К сожалению, эти люди, называя себя демократами, унаследовали вполне сталинские нормы. Досмотрите, как ведет себя симферопольское радио, «Крымский комсомолец», иные деятельницы телевидения. Это же клевета, ложь, оскорбления, а сколько всяких анонимок, прямых угроз с расправой… Диктатура, которая грядет — националистическая по форме, номенклатурная по содержанию.

С.ПОТОМАНОВ, председатель партии кадетов: партия, продолжает голодовку, которую начал Мешков, потому что мы не доверяем депутатам… Я прошу священника Лобковского пройти к нашим палаткам и освятить их от нечистой силы, которая постоянно ходит вокруг.

Н. ГАЛЫШЕВ, представитель РДК: Не может быть гражданского согласия в Крыму, если мы забудем о татарском народе. Никакой дядя ни в Москве, ни в Крыме не решит эту проблему. Мы обречены, жить вместе с татарами. Забудем о клеймах, которые вешали. Среди всех были предатели. Святое право татарского народа на родину неоспоримо. Прошу отразить это в резолюции, потому что очень много спекуляции было в этой вопросе. Ничего не получится у желающих столкнуть лбами коренных крымчан и татар.

Ю. МЕШКОВ, депутат ВС, председатель координационного совета РДК: Мы вторично прорываем информационную блокаду… Я надеюсь, что первые дни голодовки, нашего с вами непосредственного общения станут первыми шагами к осознанию нас как единого народа Крыма, без графы «национальность», без узконациональных устремлений… Республиканское движение Крыма обещает: мы все сделаем для того, чтобы Крым стал процветающей республикой».

Что ж, остается только удивляться, как умудрился депутат Мешков, живя в одной с нами современности, сохранить в девственной чистоте свои комиссарский оптимизм. Кажется, и профессия прошлая к этому не располагала. Хотя,… незабвенный «кремлевский мечтатель», помнится, тоже из несостоявшихся юристов.

 

Татарстан: тревожная осень.

Страшное зрелище представлял собой столичный город – Казань.

Несколько дней бушевал пожар, на стенах и улицах города вповалку лежали тела убитых: воинов, мулл, женщин, детей, мирных горожан. Были убиты все, кто ростом превышал ось арбы, всего около 30 тысяч человек. Русский царь Иван IV праздновал победу, доставшуюся невероятными усилиями, его 150-тысячная армия после двухмесячной осады, наконец, взяла оплот непокорного ханства, пробив крепостную стену пороховым зарядом. Шел октябрь 1552 года.

Всего третий год собираются потомки защитников города почтить память своих прадедов, выбравших ужасную смерть от рук безжалостных захватчиков, пожертвовавших не только собой, но и своими семьями ради чести и свободы Родины. Еще в 1989 году День Поминовения был несанкционирован властями и примерно 400 участников траурного богослужения предупреждались об ответственности за нарушение общественного порядка, но 13 октября этого года в нем приняли участие уже десятки тысяч человек и вел его муфтий Талгат Таджутдин.

После 43 лет колониального гнета, сгона с земель, расхищения национальных богатств, уничтожения религиозных и культурных ценностей в истории волжских татар появилась возможность восстановить независимое государство на земле своих предков.

Как известно, 30 августа прошлого года ВС Татарии провозгласил бывшую автономию суверенной Республикой Татарстан, целый год после этого на различных уровнях представители Татарстана добивались признания нового государственно-правового статуса республики. В рамках наиболее реальных возможностей предполагалось, что волжское государство может стать субъектом союзного договора наряду с другими суверенными республиками, такими как Россия, Украина Казахстан и т.д. Однако, настойчивые обращения не получили ясного и однозначного согласия ни в органах власти СССР, ни в РСФСР, ни, к великому сожалению, со стороны других республик, провозгласивших свой суверенитет.

Во время попытки государственного переворота национальное движение в целом, активно выступило против путчистов, отложив до поры свои разногласия с Ельциным. Отряд татарских добровольцев участвовал в защите российского белого дома. Но сразу же после восстановления конституционного порядка противоречия вспыхнули с новой силой. Стало очевидно, что благо народа не должно зависеть от случайностей политической игры в верхах советской империи, только полная политическая независимость может в какой-то степени гарантировать защиту национальных интересов от попыток восстановить прежние порядки. Однако российский президент и его ближайшее окружение, также вдохновленные победой над реакцией, решили по-видимому, что плоды этой победы должны принадлежать или преимущественно им. Авторитетнейшие в демократических кругах люди: Станислав Говорухин, Руслан Хасбулатов, Геннадий Бурбулис и другие достаточно откровенно и публично заявляли о необходимости сохранить «единую и неделимую демократическую Россию, не желая понимать, что одновременно «единая и неделимая» и «демократическая» в нынешних исторических условиях вещи совершенно несовместимые.

К внешнему нажиму на Татарстан прибавился и внутренний: отделение Демократической партии России в Казани, в рядах которой есть и татары, активно выступает против независимости, попеременно поругивая национальные татарские организации то «национал-фашистскими», то «национал-коммунистическими». Сторонники Всесоюзного татарского общественного центра, татарской партии национальной независимости «Иттифак», комитета «Суверенитет» и других национальных организаций также не остаются в долгу, называя своих оппонентов «шовинистами» и «колонизаторами».

15 октября, в день открытия сессии Верховного Совета Татарстана, на которой был вынесен вопрос о независимости, произошло столкновение между участниками несанкционированных митинга национально-демократических организаций Татарстана и демонстрации членов Демократической партии России. К сожалению, были и пострадавшие и, как это часто бывает, совершенно безвинно.

Руководители «правоохранительных» органов республики (до сих пор на 95 % содержащихся на деньги РСФСР) винят в этом националистов. Однако, как убедительно доказал на сессии депутат Ф. Сафиулин, среди митингующих и демонстрантов находились некие «лица в штатском», принимавшие активное участие во всех событиях с ведома милиции.

Депутатская группа «Суверенитет», составляющая большинство в ВС Татарстана настаивала на обсуждении вопроса о независимости и принятии соответствующего документа, однако группе «Народовластие», составляющей более 1/3 депутатов, после недельной дискуссии, угроз прервать сессию, ряда заявлений, срыва голосования удалось привести к тому, что было принято постановление «Об Акте о независимости ТССР», в котором, наряду с прочим, решено этот вопрос вынести на референдум, срок которого будет объявлен дополнительно.

Трудно прогнозировать результат этого референдума, но обращает на себя внимание, что опять (уже в который раз в СССР и в России) нации отказано в праве на самоопределение, и будущность ее поставлена в зависимость от законов, выражающих волю и желание иных людей. К чему это может привести, показывает пример Чечено-Ингушетии.

Н. Бекиров

 

ГКЧП клубного масштаба

В канун праздника 74-1 годовщины Великого Октября в симферопольском клубе избирателей произошел переворот, то бишь революция. Историческое событие произошло организованно, четко, строго в рамках большевистских традиций.

Явившаяся на очередное заседание клуба группа сторонников РДК (в нее вошли представители Русского общества, «20 января», «Демократической Тавриды», партии кадетов) вместо сакраментального «Караул устал» заявила: «Нужно сменить президиум». И сменили. Вместо отдалившихся от народных масс махровых интеллигентов Козбана, В. Пантюхина и В. Хмеловского революционное большинство, нарушая устав клуба, посадило в президиум… ностальгически-карнавального «белого офицера» С. Потоманова. Вот уж поистине, когда «курица петухом запела».

Новая «власть», как ей и полагается, сразу же приступила к решению первостепенной важности проблем занятой ею территории: определение статуса Крыма и поведение телекомментатора Т. Коробовой. По первому вопросу было принято решение следовать указанию вождей из РДК, по второму – требовать снятия с работы неугомонной журналистки.

По мнению одного из членов Совета клуба, председателя движения «Гражданский форум Крыма» Владислава Хмеловского, событие в клубе избирателей не что иное, как проведенное совершенно по-большевистски ГКЧП клубного масштаба.

Л. Буджурова

 

«Гражданский форум» заявляет

Бахчисарайское отделение «Гражданского форума Крыма» в связи с активной пропагандой за проведение референдума по изменению статуса Крыма и, как следствие этого, неизбежностью конфронтации выступило с заявлением, в котором, в частности, указано, что «Гражданский форум Крыма» начинает кампанию по сбору подписей с требованием по собираемой по этому поводу внеочередной сессии ВС Кр.АССР, состоявшейся 22 ноября, с просьбой не рассматривать вопрос о проведении в ближайшее время референдума о территориальном статусе Крыма. Мы обращаемся к крымчанам с просьбой поддержать нас.

Нет Карабаху в Крыму!» 

 

Кто заинтересован в сепаратизме?

В поселке Ленино на автовокзале, на стоящем большом железном контейнере большими буквами рукой неизвестного автора написали лозунг: «Крым в Россию, зубы — на полку». В этой сложной политической обстановке, которую искусственно осложняют бывшие и ныне здравствующие коммунистические структуры, многие простые люди видят пагубность такого шага, как изменение статуса Крыла.

После провозглашения Украиной Акта о государственной независимости, а также Курултаем Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа.

«Крымская правда» начала публикацию серий специально подобранных статей и заметок, которые основываются не на здравом смысле, а на эмоциях и умозаключениях с целью отторжения Крыма от Украины и перехода его в состав России.

Пользуясь неинформированностью населения, об истории, программах демократических партии Украины в ход пошли измышления и передергивание фактов. Население Крыма пугают украинизацией (и в тоже время перестают печатать «Крымскую правду» на украинском языке), национализмом, народным движением Украины (РУХом), в тоже время организовывается сепаратистское движение «20 января».

Одним из идейных вдохновителей этого движения является профессор Симферопольского университета, кстати, бывший советник по идеологическим вопросам Симферопольского обкома КПУ, В, Сагатовский, к которому вполне применима крымскотатарская пословица «Ученым стать легко, труднее стать человеком». Странно, что ученый в таком важном политическом вопросе как изменение статуса Крыма игнорирует экономику, а следовательно и благосостояние людей. Крымчане независимо от национальностей должны ясно представлять, что жизненный уровень их после «не дай Бог присоединения к России» резко упадет, об этом свидетельствуют данные экономических расчетов. Кроме того, это вызовет конфликт между республиками и вполне вероятно появление новой «горячей точки» на планете. Отдают ли себе отчет о своих действиях идеологи и активисты движения «20 января»?

Спрашивается, кому нужно, организовав возню вокруг изменения статуса Крыма превратить Крым в «горячую точку»? Кто в данном случае выполняет специальный заказ, развернув кампанию по дезинформации населения?

Печатным органом крымской партократии, как в былые времена, так и сейчас является «Крымская правда». Идеологическую группку, которую возглавляет заместитель главного редактора М. Бахарев (бывший зав. отдела агитации и пропаганды Крымского обкома КПУ). Из публикаций ясно становится, что эта группа основывается на идеологии номенклатурного великодержавного шовинизма. Как пишет М. Васленский в книге «Номенклатура — господствующий класс» (1991 г.) шовинизм неверно смешивают с русским национализмом. Он не русский, а номенклатурный…» и выражает в Крыму мировосприятие господствующей партократии. Это она создает дестабилизирующую обстановку, чтобы на волне межнациональных конфликтов всплыть вновь на поверхности власти.

Демократическая общественность Крыма с облегчением вздохнула после заявления крымскотатарского Меджлиса о том, что он признает существующие границы между Украиной и Россией и выступает против референдума по изменению статуса Крыма. К этому разумному шагу Меджлиса должно пойти навстречу руководство Крымской АССР.

В.М. Коваленко
Кандидат биологических наук

 

Законна ли власть советов?

В номере «Авдета» от 1 ноября (24) редакция дала высказаться «члену НДКТ» Гомеру Баев. Лично для меня никакой ценности откровения представителя «движения» или «течения», больше известного благодаря прокоммунистическим радио и телевидению Крыма, не представляют: в конце концов, услышал те же, набившие оскомину постулаты крымской номенклатуры. Однако, на одном моменте хотелось бы остановиться: речь идет об отношении коренного народа — крымских татар к господствующей власти — Советам. По мнению лидеров несуществующих «течений», «направлений» Ю. Османова, Г. Баева, «Именно советская власть дала возможность коренному народу Крыма решать свою судьбу».

Видимо, есть необходимость вспомнить, как происходило установление в Крыму власти, которой коренной народ Крыма должен быть благодарен.

Крымскотатарское правительство, впервые избранное демократическим путем всекрымскотатарским Курултаем 25 марта 1917 года после 135-летнего господства в Крыму русской государственности не приняло октябрьского большевистского переворота и в своем заявлении сразу же потребовало восстановления в России власти Временного правительства.

В январе 1918 года матросы и солдаты, посланные Лениным из Кронштадта разбили трехтысячную армию антибольшевистских сил Крыма — Штаба Крымских войск, командовал которой полковник Макухин, и установили большевистскую диктатуру — власть Советов, просуществовавшую 72 дня. За это время комиссары успели вывезти из Крыма основу экономической независимости полуострова – 1 млн. руб. золотом, расстрелять главу крымскотатарского правительства, председателя Временного Мусульманского исполнительного Комитета Нумана Челеби Джихана, осуществить террор в отношении «буржуазии» т.е. интеллигенции, предпринимателей, военных, служителей культа и, напоследок, в Алуште, комиссары устроили резню крымских татар силами матросов большевистского миноносца «Хаджи-бей».

Во второй раз власть советская явилась в Крым в виде КССР — Крымской Советской Социалистической Республики, не все с тем же набором «миролюбия»: расстрелами, грабежами, террором.

А в третий раз Советы пришли в Крым с войсками Фрунзе и Буденного и утвердились на покоренной территории на правах победителя.

Борьба крымских татар с новоявленной власть продолжалась до тех пор, пока большевистский фюрер — Ленин не применил опыт Екатерины и Потемкина. Как некогда сиятельные особы подкупили крымских мурз обещаниями посадить на крымский трон кого-то из их числа, так и Ленин подкупил крымских татар обещаниями «самостоятельности и свободного развития», провозгласив (из Москвы) Автономную Крымскую Советскую Социалистическую Республику. К этому его вынудила и неудавшаяся попытка зажечь мировой пожар с запада империи и надежда, что это лучше удастся с востока.

«С целью революционирования мусульманского Востока целесообразно создать видимость самостоятельности Крыма», — подчеркнул на совместном заседании Крымревкома и обкома РКП (б) председатель Крымревкома, будущий председатель будущего КрымЦиКа мадьяр Ю. Гавен, кстати, и будущая жертва (расстрелян в 1937г.) Советской власти.

К сожалению, на этот трюк и аферу клюнули такие незаурядные личности как Вели Ибраимов, Амет Озенбашлы, Али и Усеин Боданинские. Их сотрудничество (возможно вынужденное) с большевистским режимом дезориентировало массы, помогло режиму утвердиться на порабощенной территории как «единственно законному». Это заблуждение бытует среди самой отсталой части крымских татар до сих пор. Самозваные идеологи «течений», «направлений» в национальном движении крымских татар, эти полководцы без армий, для того чтобы приблизиться к кормилу власти, уже чисто из спекулятивных соображений используют формулу «Ленин в 1921 году подарил автономию крымским татарам». Хотя утверждать подобное так же абсурдно, как и шведам благодарить Петра 1 за существование Швеции как суверенного государства.

Власть советская в Крыму никогда не переставала быть властью русской, с той лишь разницей, что от 135-летней царской Власти Силы, Советская Власть отличается тем, что стала Властью Силы и большинства. Ни одному городу или селу, переименованному со времен Екатерины и Потемкина, не было возвращено историческое имя. Наоборот, на карте Крыма появились новые иноземные названия: Красноперекопск, Красногвардейск и т.д., а количество русскоязычного контингента в Крыму за годы советской власти увеличилось в тысячи раз.

Эта власть в Крыму, физически уничтожившая законно избранное в 1917 году национальное правительство, изначально явилась такой же незаконной, как и власть, установленная в 1783 году при помощи хитрости Потемкина и штыков Суворова.

Нариман Ибадуллаев

 

Советская психиатрия реабилитировала генерала Петра Григоренко

16-17 октября 1991 года состоялась третья встреча экспертов по делу генерала Петра Григоренко. 5 месяцев потребовалось для подготовки текста заключения. Президент независимой психиатрической ассоциации Юрий Савченко высказал требования «внести в текст заключения хотя бы краткий перечень основных, имевших место в ходе экспертиз генерала Григоренко нарушений». Это, в частности, «целенаправленное натягивание неадекватного диагноза экспертизами института им. Сербского 1964 и 1969 гг., откровенное выполнение социального заказа, а не простые ошибки, лишение генерала Григоренко звания и пенсии, т.е. наказание уже признанного невменяемым, не только противозаконно, но откровенно свидетельствует, что инициаторы дела Григоренко не считали его душевнобольным, жестоко наказывали его дважды; 20 сентября 1991 года газета «Известия» опубликовала «Разговор с Президентом СССР за чашкой чая», в котором руководитель ТАСС В. Игнатенко объясняет кратковременные психотические нарушения у генерала П. Григоренко эффектом зомби. Такой организации как КГБ, не гнушавшейся пытками и политическими убийствами вплоть до 1990 г., ничего не стоило прибегнуть и использованию галлюциногенов.

Доведение всего этого до логического конца не просто задача и обязанность Прокуратуры… Необходима не только психиатрическая, но и полная гражданская реабилитация Петра Григоренко; необходимо приглашение для личного сообщения об этом его вдовы. Это следует, рассматривать как наш долг».

«Экспресс-Хроника», № 43 (печатается в сокращении)

Операция «Арабатская стрелка»

Как-то случайно я оказался свидетелем встречи двух ветеранов. Оба служили в одной дивизии НКВД, были активными участниками депортации народов Северного Кавказа и крымских татар.

Тогда я узнал немало подробностей того, «как это было», о трагических событиях прошлых лет. Меня поразило то, что эти двое до сих пор считают, что делали тогда благородное дело. Одни из ветеранов даже похвастался, что ему удалось быть участником операции «Арабатская стрелка».

Для меня тогда осталось неясным, что это была за операция? Узнал я о ней гораздо позднее.

…Богдан Кобулов 19 июня 1944 года рапортовал о полном освобождении Крыма от татар. Сталин и Берия остались весьма довольными результатом его «работы» — более 1000 человек были награждены орденами и медалями. Награду получил и сам Кобулов. Но в 1945 году Кобулову стало известно, что на «Арабатской стрелке» все еще живут рабочие-рыбаки, промысловики, занимающиеся выпариванием соли, татарской национальности, в основном женщины, дети и старики (мужчины погибли на фронте или все еще находились в рядах Советской Армии). Кобулова это известие привело в бешенство, и он приказал в течение двух часов полностью освободить «стрелку» от татар. Любым путем…

Подчиненные стали возражать. Их не устраивало время уничтожения людей: боялись, что за столь короткое время они не успеют собрать всех татар со «стрелки», вытянувшейся на несколько километров Им продлили срок еще на 22 часа.

В течение суток всех татар собрали на одной из пристаней, погрузили их в трюм старой баржи и отбуксировали ее до середины Азовского моря. Затем, открыли кингстоны. Верхние люки были закрыты.

Зря патрулировали потом каратели на быстроходных катерах с автоматами в руках. Никто из несчастных не всплыл. И стала старая баржа для ни в чем не повинных людей общей могилой.

Не знаю, было ли возбуждено когда-либо уголовное дело по этому преступлению. Вряд ли…

Когда я вспоминаю об этой трагедии, на душе моей всегда становится скверно. Скверно от сознания того, что все еще живут люди, не осознавшие свою роль в преступлениях против человечества и личности.

Мазит Каримов
(газета «Туган тел», октябрь 1991 г.)

 

Великодушие или великодержавность

«Разгром отделения русского языка и литературы состоялся! — не без трагизма воскликнул на страницах «Крымской правды» 10 июля заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Владимир Казарин. — Наполовину сокращен прием студентов на отделение русского языка и литературы. Численность его стала третьей после крымскотатарского и украинского».

«Пожалуйте, какой разгром»,- удивились в ректорате университета. Эмоциям Казарина противопоставили реальную картину проректор по учебной части В. Шарапа и декан филологического факультета Е. Регушевский. И выяснилось, что потребность в словесниках-русистах до 2000 г. была определена УНО в 75 человек. Но все же, их выпуск не уменьшается ни на одного человека за счет сдвоенной специальности — преподаватель русского и крымскотатарского языка.

«Как можно, — заявляет корреспондент «Крымской правды» под псевдонимом Л. Милина. — Это же азбучная истина — язык должны преподавать его исконные носители».

Последней, 5 ноября, появилась заметка журналиста Шакира Селимова, который с достоинством замечает, что только порадовался бы, если крымскотатарским язык стал преподавать русский. Ведь ему, крымскому татарину, ничто не помешало перевести с русского языка «Кавказский пленник», «Маленькие трагедии» и несколько глав из «Евгения Онегина» Пушкина, стихотворения Лермонтова… Итак, запальчивая полемика началась не на факультете, не на ученом совете, а сразу в печати.

Точка в этом споре долго еще не будет поставлена. И каждый в ней, видимо, отчаянно будет отстаивать свое.

Мы, газета «Авдет», естественно тоже ведем рассуждения со своих позиций, а точнее с точки зрения проблем возвращения народа и его культуры. Но это нисколько не помещает внимательным образом выслушать две стороны.

Владимир Павлович Казарин, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы производит впечатление настоящего русского интеллигента – бескорыстного, великодушного. В таком духе называется и его статья – «Простите нас…» («Крымская правда», 10 июля 1991г.).

Уважаемый профессор в беседе со мной справедливо замечает, что есть рынок спроса… Что касается русского отделения — 150 человек (а не 75!) цифра вполне приемлемая. Больше не нужно, меньше – тем более. А вот с набором крымских татар, обучающихся русскому и крымскотатарскому языкам явный перебор получается. Фактически половина из них, уверяет В.Казарин, не смогут устроиться по своей основной крымскотатарской специализации. И тогда — беда, катастрофа — они вдруг возьмутся за преподавание русского языка. Да нет, наверняка Владимир Павлович знает, что крымские татары возвращаются на родину, и сам Бог велел здесь процветать языку и другим сферам культуры коренного народа. И именно это обстоятельство будет диктовать спрос на рынке преподавателей. (Интеллигентному человеку даже как-то неудобно намекать, что всего лишь попытка уравнять себя в правах с другими равноправными национальностями воспринимается им, как спекуляция своими историческими привилегиями).

Владимир Казарин полагает также, что преподавателей русского языка и литературы не надо готовить на татарском отделении, а выпускать специалистов «такого же веса, такой же стоимости без всяких сокращений программ и на таких же конкурсных условиях».

Не знаю, можно ли судить, что сплошь или большая часть крымских татар-абитуриентов отличается некудышними знаниями, слабой подготовкой. Нельзя даже теоретически — ведь все мы продукт одной школьной системы.

И уж никак нельзя допустить в мыслях, что такой сильный преподавательский состав русского отделения не в силах обучить одинаково сильных и слабых…

«Защищая русское отделение, я не защищаю национальность», — вносит ясность Казарин. Это естественно, защищая крымскотатарское отделение, мы также защищаем не национальность, а литературу и язык, которые вправе, как, к примеру, и русская литература, обогатить и многому научить.

Возможно, они, наши студенты, чего-то не узнают из подробного курса критики зарубежной литературы или литературы народов СССР, но будут лучше знать свою родную литературу.

«Мы же обрекаем этих людей на мучения. Ни один директор школы, глядя на их диплом (русский с крымскотатарским) не возьмет их на работу», — говорит В.П.Казарин.

Впрочем, их уже и так не берут. Из 34 педагогов, обучающихся на базе высшего образования со второй специальностью — крымскотатарский язык — 25 русоведы. Но по специальности работают лишь 23 человека.

50 процентов из обучающихся учителей-филологов на курсах усовершенствования учителей также не устроены на работу по специальности русоведа.

Стереотип сложился уже давно. Никого не волнует, что, открывая великие безальтернативные возможности для изучения языка, «на котором разговаривал Ленин», теперь с таким же успехом закрывают эти возможности для его преподавания. Хотя равнозначность дипломов двух отделений доказывают Д.Б. Бекиров с кафедры крымскотатарского языка и литературы. «От обычной 30-Зб-часовой недельной нагрузки у наших студентов она доходит до 42 часов. В перспективе хотим на 1 год продлить программу обучения на нашем отделении».

«Сегодня с трудом, большими проблемами, при всей нашей скудости и бедности закладывается фундамент, стены нашего сегодняшнего и завтрашнего общежития, в том числе и в области языка. Но сколько еще нужно вложить камней, разбросанных и с трудом собираемых.

Г. Курталиева

 

Избран Меджлис

10 ноября 1991 года в с. Братское Красноперекопского района состоялось общее собрание крымских татар, проживающих в населенных пунктах Сватово, Братское и Полтавское, территориально входящих в Братский сельский совет. Участники собрания были единодушны в необходимости избрания сельского меджлиса. В ходе выдвижения и обсуждения кандидатур были высказаны конкретные предложения по организации работы избираемого меджлиса, его председателем стал Рустем Муратов.

 

Знаменитые крымцы в Турции

Переселившиеся после 1783 года в Анатолию крымцы, дети и внуки которых порой уже ничего не ведают о своем происхождении, заняли определенное место во всех сферах жизни страны — от искусства до политики, от индустрии до спорта.

К примеру, два известных писателя Азиз Несин и Четин Алтан … Вторым из числа тюркских писателей, выдвинутых на соискание Нобелевской премии по литературе, после Яшар Кемаля, был проживающий ныне в Лондоне знаменитый Дженгиз Дагджи, который в своих романах дает панораму жизни и событий в Крыму. Среди писателей-женщин это Севинч Чогкум.

В числе первых в мире музыки вспоминаются имена крымцев Эсина Эзгина, Орхана Генджебая, Эрола Эвгина, Йылдыз Айхан, Эрола Буюкбурга, Несрин Сипахи, получившей мировую известность сопрано Ремзие Танрыкулу. В мире кино это Джюнейт Аркын и Картал Тибет.

В мире науки широко известны имена профессора Джевата Гирая, советника премьер-министра по экономике профессора Ахмета Кылычбая, бывшего губернатора Стамбула ныне покойного Фахреттина Кемал Гекая, профессора Кемала Карпата, профессора Халила Иналджика и профессора Ильбера Ортайлы. Известие бизнесмены Февзи Аккая, Эрдоган Демирорен, Ильяс Чокай, владельцы кондитерских фирм «Улькер» Сабри и Асыл Улькер, теннисист Ферди Таян, модельер Фаизе Севим, председатель спортивного клуба «Эскишехирспор» Айдын Бегитер, футболист клуба «Саршер» Фикрет, атлетистка Семра Аксу… Список можно продолжить.

В области политики — казненный во время революции 27 мая 1960 года (и ныне реабилитированный) один из лидеров Демократической партии Турции, министр финансов известный крымец Хасан Полаткан. Энергичными депутатами в период последних двух сессий Великого Национального Собрания Турции, занимавшими и министерские посты, были Джемал Буюкбаш, Кемал Гекчора, Нури Узель, Мюнир Севинч. Не следует забывать и одного из носящих звание династического наследника Крымского престола нынешнего министра обороны Турции Исмаила Сафа Гирая. В числе бывших министров доктор Ахмет Ихсам Кырымлы, Ахмет Махир Аблум, основатель социал-демократической партии Турции и первый ее председатель Джезми Картай, первый председатель партии Верного Пути Ахмет Нусрет Туна и другие.

Сегодня в Турции проживают около 5,5 млн. выходцев из Крыма и их потомков. Проживают они в основном в городах Эскишехир, Полатлы, Стамбул, Бурса, Мерсин, Денизли, Адана и их окрестностях. Подавляющее их большинство хотя и помнит о своем происхождении, считают своей родиной Турецкую республику. Но немало и молодых людей, которые, хотя родились и выросли в Турции, тоскуют по земле своих предков и заявляют, что, если представится возможность, то они вернутся и обоснуются в Крыму.

Из журнала «Темпо» (Стамбул), № 26, 23-29 июня 1991 г., стр. 16

 

Помня о прошлом

Чтобы принять участие в международной конференции «Украина и Османская империя в ХV-ХVIII в.в.», в Киев, а затем и в Крым приехали нами соотечественники — историки из США и Турции Мубеин Алтан и Хакан Кырымлы.

Хакан Кырымлы, доктор философских наук, защитивший диссертацию в Висконсинском университете (США) на тему «Национальное движение и национальное самосознание  крымских татар (1905-1916 гг.). Сейчас он живет в Турции.

Вашему вниманию мы предлагаем короткое интервью с его коллегой — историком из США Мубеином Алтаном.

Корр.: С чем Вы приехали на конференцию в Киев?

М.А.: Я прочел на конференции доклад о крымскотатарских дестанах XVII века «Сефер-наме», «Тугай-бей». В них описана история помощи, которая была оказана войском крымского хана Ислам-Гирая в освобождении Украины от польского владычества. В своем выступлении я призвал украинских интеллигентов, помня об этом оказать такую же помощь крымским  татарам, переживающим сейчас трудный период своей истории.

Корр.: Мы знаем, что Вы являетесь редактором выходящего в США журнала «Crimean review» (Крымское обозрение). Что представляет собой ваше издание?

М.А.: Журнал выходит с 18 мая 1986 года Необходимость такого издания была вызвана недостаточностью информации за рубежом о проблемах крымских татар, этим объясняется и выбор языка — английского, понятного во всех странах. Делать журнал интересным помогают нам сообщения о событиях, непосредственно происходящих в Крыму. В этом плане одним из наших постоянных авторов является Мустафа Джемилев. Печатается также переведенные на английский язык наиболее интересные материалы из «Янъы дунья», «Достлукъ» и «Йылдыз».

Корр.: Кто является вашими читателями?

М.А.: Все, кого интересует наши проблемы, прежде всего, конечно, наши соотечественники. Кроме того, журнал отправляется во многие университетские библиотеки, в Белый Дом и Конгресс Соединенных Штатов.

Интервью вела Л. Буджурова

«Украина и Османская империя»

В конце октября с.г. в г. Киеве состоялась международная конференция историков-ориенталистов на тему: «Украина и Османская империя в XV-XVIII в.в.». О достаточно высоком уровне конференции свидетельствует география ее участников: это ученые Гарварда, Стамбула, Парижа, Анкары, Москвы, Вены, Киева…

Последний день работы конференции был посвящен истории Крыма. Тема, вынесенная на обсуждение, так и называлась: «Проблемы истории Крымского ханства».

Отдельные попытки некоторых историков Москвы и Киева представить историю государственности крымских татар в негативном свете получили решительное несогласие со стороны ученых Европы и США. Зарубежные, да и большинство отечественных историков на обширном историографическом материале показали несостоятельность и ненаучность такого подхода. Участники конференции 25 — 26 октября побывали в Крыму, где ознакомились с историческими достопримечательностями Симферополя, Судака, Старого Крыма, Феодосии и Бахчисарая.

С. Эбубекиров

Обращение
Участников Международной конференции по археологии и историографии,
состоявшейся в Киеве и Симферополе 20-26 октября 1991 г.

Мы, представители многих стран, посетив Крым, убедились в бедственном состоянии культурного наследия крымскотатарского народа — коренных жителей этого прекрасного уголка Земли.

Разрушены и уничтожены многие памятники материальной и духовной культуры, пропали бесследно книги, документы, многочисленные архивные материалы, немалое количество предметов культурного достояния незаконно  вывезено, месторасположение которых сегодня можно лишь предполагать. В запущенном состоянии находятся оставшиеся памятники материальной культуры.

Мы обращаемся ко всем прогрессивным представителям цивилизованного мира с призывом — оказать действенную помощь в деле возрождения материальной и духовной культуры крымскотатарского народа, пострадавшего от самого чудовищного преступления в истории человечества — геноцида.

Джемал Кафадар – проф. Гарвардского университета (США),

Михаэль Ходарковски — проф. ун-тета Каламазоо (США),

Метин Кунт — проф. Кембриджского ун-тета (Великобритания),

Махиэл Киел — д-р Мюнхенского ун-тета (ФРГ),

Матей Казаку — проф. Парижского ун-тета (Франция),

Ильбер Ортайлы — проф. Анкарского ун-тета (Турция),

Юрий Мыцык — проф. Днепропетровского ун-тета (Украина),

Иван Стороженко –ст. научн. сотр. Днепропетровского ун-тета (Украина)

Юсуф Халачоглу — проф. Стамбульского ун-тета (Турция).

Андраш Риедлмайер- проф. Кембриджского ун-тета (США),

Мехмед Генч — д-р Стамбульского ун-тета (Турция),

Муждеба Ильгюрель — д-р Стамбульского ун-тета (Турция),

Мубейин Бату Алтай — редактор «Крым-ревью» (США),

Ильхан Шахин — д-р Стамбульского ун-тета (Турция),

Омельян Прицак — проф. Кембриджского ун-тета, дир. Института Археографии

АН УССР (США, Украина),

Хакан Кырымлы — д-р Билкентского ун-тета (Турция),

Мария Иванич — Сегедский ун-тет (Венгрия),

Янош Ховари — Будапештский ун-тет (Венгрия),

Вирджиния Аксан — ун-тет Торонто (Канада),

Сайд Фаизов — государственный архив (Москва),

Сервер Эбубекиров – музей И. Гаспринского (Крым),

Оксана Василняк – институт Археологии (Украина),

Джиллес Вайнштейн – проф. Парижского ун-тета (Франция),

Шамиль Мухамедьяров – проф. Института истории (СССР),

Виктор Остапчук — Кембриджский ун-тет (США),

Музаффер Урекли — проф. Стамбульского ун-тета (Турция),

Йозеф Матус — д-р Бресгауского ун-тета (ФРГ),

Каролина Финкель — д-р Лондонского ун-тета (Великобритания),

Феридун Эмеджен — д-р Стамбульского ун-тета (Турция),

Шантал Лемесье-Кюелькюе — д-р Парижского ун-тета (Франция),

Эдвард Трыярски — Варшавский ун-тет (Полым),

Александр Галенко — Институт истории АН УССР (Украина),

Эдвард Кенан — проф. Гарвардского ун-тета (США),

Андреас Тице — проф. Венского ун-тета (Австрия),

Барбара Флеминг – проф. Лейденского ун-тета (Нидерланды).

 

«Что нам делить?»

На страницах феодосийской газеты «Победа» напечатана статья депутата горсовета В. Бельского «Что нам делить?» Отрадно, что неутешительные страсти по поводу «куда и с кем идти Крыму?» депутат переживает рассудительно и спокойно. Слава Богу, что в Феодосии здравомыслящие люди имеют доступ к средствам информации. Не то вещание из Симферополя без труда бы окончательно заморочило голову простому человеку.

Начиная с экскурса в историю, в хрониках которой отнюдь не отмечено, «чтобы последний из Крым-Гиреев подавал челобитную матушке Екатерине с просьбой принять Крым под своя высокую руку», Бельский дает понять, что означает присоединение Крыма к России, а короче, колонизация.

«Вполне успешно,- повествует автор, — она осуществлялась и позже, когда в бодро стучащих поездах с курянами, орловцами, воронежцами, спешащими после выселения крымских татар выполнять предначертания партии о превращении Крыма в область сплошных садов и виноградников. Как будто здесь раньше был филиал Кара-Кумов. Но теперь они заторопились в Россию, однако, весьма своеобразным способом; не сходя с крымской земли». И далее: «Единственный народ, могущий с правовой точки зрения считать Крым своей этнической родиной, исконно своей землей, это крымские татары, чье государство — Крымское ханство, обладало всеми признаками и атрибутами государственности, начиная от оседлости его населения на всю территория Крыма, вплоть до признания теми же Россией и Украиной.»

Читаешь статью и думаешь: «Теперь уж наверняка, последует обвинения автора в традиционной «продажности татарам».

Г. Курталиева

Театральные новости

В крымскотатарском театре музыкальной драмы прошло подведение итогов объявленного в начале года конкурса на лучшую пьесу.

Из пяти представленных на комиссию работ предпочтение было отдано пьесе Эрвина Умерова «Афат» («Стихия») в которой рассказано о борьбе народа, возвращающегося на свою родину.

Союз театральных деятелей Крыма для победителя конкурса выделил премию – 1000 рублей.

Объявлена благодарность остальным авторам, принявшим участие в конкурсе — Д. Джетере, Р. Меламеду («Дорога домой»), Рустему Муедину («Сонген йылдызлар»), Сейтхалилу Османову («Алим»), Гани Мурату («Бахчисарай чешмеси» — по поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан»).

Конкурс обещает стать традиционным.

В настоящее время крымскотатарский театр совместно с Союзом театральных деятелей ищет для этой цели спонсоров.

На прошедшем, на днях общем собрании коллектива театра музыкальной драмы впервые были устроены выборы, главным режиссером был избран Белял Белялов, поставивший на сцене этого театра спектакль «Авдет».

Работавший ранее главным режиссером театра композитор Ильяс Бахшиш вышел на пенсию.

 

Разыскивают родственников

Семья Казимовых ищет своего родственника Мамута Абдуллаева, 1913 г. рождения, уроженца с. Скеле Балаклавского района, ушедшего по второй мобилизации в 1941 году на фронт из г. Балаклава. (Брат Мамута — Абий Абдуллаев, 1910 г. рождения, скончался в 1989 г. в Крыму).

Тех, кому известно что-либо о его судьбе, просят написать по адресу: 334414. Бахчисарайский р-н, с. Белокаменка, д.51, Казимовым.

 

Объявления

Совместное предприятие предлагает семьям крымскотатарской национальности принять участие в создании курортно-туристической базы на ЮБК.

Приглашаются лица, имеющие навыки кузнечного дела, коневодства, строительства домов в национальном стиле, приготовлении национальных блюд, садоводства, огородничества и виноградарства в условиях ЮБК, с приветливым и обходительным нравом.

Семьи будут обеспечиваться жильем с приусадебными участками.

Желающих просим писать подробно о себе и о семье по адресу: г. Симферополь, ул. Крылова, 37, Зейтула Таляту. Не забудьте указать обратный адрес.

24 ноября 1991 года в г. Симферополе (ул. Гагарина, 14, клуб напротив кинотеатра «Космос») состоится региональное совещание делегатов Курултая крымскотатарского народа, избранных по Крыму, Херсонской области, Краснодарскому края и членов местных Меджлисов.

Повестка дня:

1. Информация о деятельности Меджлиса крымскотатарского народа

2. Об общественно-политической ситуации и задачи Национального движения.

3. О предстоящих выборах Президента Украины и всеукраинском референдуме.

Начало регистрации — 10.00

Начало совещания – 11.00.

Окончание совещания — 18.00

Председатель Меджлиса крымскотатарского народа
М. Джемилев