1991 Авдет №24 (1 листопада)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Референдума не будет

23 октября началась сессия Верховного Совета Крымской АССР, которая, как известно, приняла в первом чтении закон о референдуме, а сам референдум решила пока не проводить.

Перед депутатами ВС Крыма выступил Леонид Кравчук, доводы которого в итоге и подействовали на окончательное решение в судьбе Крыма.

На этой же сессии по предложению В. Курашика, в должности заместителя председателя Совмина Крымской АССР утвержден Л. Безазиев.

Сессия также наделила полномочиями депутата Верховного Совета Крымской АССР от культурного общества «Ешиль Ел» (41 человек) председателя кооператива Эскендера Меметова.

Вопросы о выделении крымским татарам земельных участков финансирования их возвращения на сессии не обсуждались.

 

Политические страсти в Крыму

В то время, когда наверху, в зале парламента, шли политические дебаты, перевес в которых постепенно приобретал Кравчук, внизу, на площади, хорошо обставленной российскими флагами, лозунгами и давками, за которыми торговали цыплятами, шел митинг, на котором микрофон захватила Республиканская, демократическая партия.

Трудно уловимый смысл выступлений митингующих в порядке обязательности содержал площадную брань в адрес обозревателя Крымского телевидения Татьяны Коробовой. Через раз сокрушались по поводу того, как крымских татар бессовестно обманывают украинские националисты.

От лица «некупленных» крымских татар на митинге выступила некто Велиева из Евпатории. По ее словам наступает счастливый для крымских татар момент возвращения Крыма в Россию.

И все же, митинг, что особенно небезопасно, разделился по национальностям. Лагерь слева – крымские татары и украинцы. Скандировавшие без мегафонов и микрофонов и РДК – справа. «Что означают цвета вашего флага?» — спрашиваю у члена РДК, председателя Союза афганцев Клычникова. «Это цвета российского флага. Правда, до конца наш флаг не отработан. Хотелось бы, чтобы на нем была также татарская и украинская символика».

 

Пройдет ли давление на Верховный Совет?

Понятно, что решение сессии о судьбе Крыма не входило в планы Мешкова и стоящего за ним широким строем движения республиканцев, при материальной поддержке «Имекса-55″ и моральной — воинов-афганцев начался отсчет дней голодовки народного депутата.

В этот же, второй день работы сессии, от имени собравшихся на митинге крымских татар, представителей УРП и РУХа в адрес парламента было направлено заявление, в котором считалась недопустимой переделка границ, а также содержался протест против избрания депутатом ВС Крыма от имени крымскотатарского народа Эскендера Меметова.

Следующим день сессии — третий, стал самым кульминационным.

 

Голодовка против голодовки

26 октября, когда шли третьи сутки голодовки Мешкова, погода резко изменилась к худшему. В этот день появилась еще одна палатка, разделившая площадь на два лагеря. С одной стороны — выстроившиеся в ряд стяги с цветами российского и флага. С другой — союз трех державных флагов: российского, крымскотатарского и украинского.

Голодовка, объявленная журналистками Еленой Савченко с «Крымского комсомольца» Татьяной Коробовой с Крымского ТВ и Лилеи Буджуровой с газеты «Авдет» сняла героический ореол с голодующей компании Мешкова. И хотя, телевидение и пресса не очень-то радовали достоверностью информации о происходящем, задумываться стали все — и те, кому некогда было задумываться и те, кто питал симпатии к одному только протесту Мешкова, обращенного к властям.

Можно сказать, в лагере Мешкова остались только мешковцы.

И все-таки, что заставило моих коллег оставить перо и пойти на крайнюю меру — голодовку? Думаю, то с какой безобразной легкостью народ задешево покупался: кто цыплятами, кто патриотическими чувствами русского крымчанина. Не бросая никому вызова, женщины потребовали обратить на себя внимание. «Крымским референдум — путь к гражданской воине», «Лучше плохой мир, чем хорошая война», «Афганцы, вы уже воевали, не воюйте против нас» — их лозунги. В лагере журналисток нет агитации мегафоном, нет сбора подписей «против» или «за», здесь не разъезжают дорогие «Мерседесы» и не закупают каналы телевидения. Здесь всегда лишь спокойным языком объясняет очевидные вещи. Если у вас болит голова, вы не маячите перед ней знаменами, не привинчиваете ее к другой части тела. Вы просто ждете, когда она перестанет болеть.

Казалось, вся психическая энергия людей выплеснулась в эти дни на площадь с палатками. Это ли не прогноз еще одного референдума в Крыму?

 

Еще один митинг

27 октября в 14.00 на площади состоялся митинг вновь организованный РДК.

Осознавая, что идея Крымского референдума себя  исчерпала, депутат горсовета Лебедев в своем выступлении предложил  провести хотя бы городской референдум в Симферополе. Он выражал надежду, что к симферопольцам присоединятся и севастопольцы.

Ораторы особо отметили роль «Крымской правды», которая бесплатно «давала народу наиболее достоверную информацию о происходящих на площади событиях».

Выступивший на митинге голодающий Ю. Мешков, хотя и отметил, что выступает против межнациональном розни, но все же не удержался от соблазна передернуть стихи Лили Буджуровой «Когда, мы вернемся…»

 

События за пределами площади

Как сообщила нам Шуухье Алединова, 26 октября к остановке «Центральный рынок», где в этот субботний вечер было, как всегда, много людей, подъехала машина с громкоговорителем. Находящийся в ней мужчина стал слезно просить граждан о поддержке голодающих Мешкова и «афганцев». Им якобы грозит опасность от крымских татар, то они снова готовят самозахват земли, поэтому добропорядочные жители Симферополя должны объединиться и «не допустить».

 

Кто купил РДК?

Фирма «Импэкс-55″, благодаря своим связям в рескоме, в Совмине Кр.АССР получила возможность в течение месяца в 70 раз увеличить свой капитал. Так что К. Маркс не всегда был неправ: мог да речь шла о сверхприбылях, политические дебаты уходят в сторону. Нарождающаяся буржуазия и те, кто раньше сидел на самом высоком уровне рвутся к власти, отсюда оплата пикетирующих агитаторов, организаторов сбора подписей. Фирма, укрепив свои позиции в Верховном Совете, Совмине, правоохранительных органах и даже в КГБ, теперь поставила своей задачей сделать Крым яблоком раздора. Задача такая: оторваться от Украины, не пристать к России, создать свое маленькое государство со своими властными структурами, и чем больше будет беспорядка, тем лучше для теневика.

Второй вопрос при нарушении властных структур — о приватизации. Имущество на десятки миллионов рублей пытаются передать в частные руки. При этом очень многие высокопоставленные работники из Совета Министров и работники предприятий, куда было вложено партийное имущество, сейчас делают все, чтобы оно перешло в частную собственность. Поэтому, у нас есть реальные опасения, что, когда мы придем к реальной приватизации, приватизировать будет просто нечего.

 

Дополнение к событиям

В один из поздних вечеров участниц голодовки на площади предупредили, что к ним направляется группа агрессивно настроенных людей.

Во избежание провокаций, охрана лагеря голодающих женщин обратилась в районное отделение милиции с просьбой установить на площади охрану. На это в отделении ответили, что голодающие не представляют материальной ценности, тем более, что сейчас не охраняется даже дом Багрова.

 

 

6 заседание Меджлиса

27 октября 1991 г. в г. Симферополе под председательством М. Джемилева проведено 6-е заседание Меджлиса крымскотатарского народа.

Присутствующий в качестве гостя из Турции корреспондент республиканской газеты «Заман» рассказал о проводимой кампании помощи крымским татарам.

Сабри Изединов (Москва) проинформировал Меджлис о деятельности членов Меджлиса, проживающих в Москве. Валерий Возгрин (С. Петербург) рассказал об участии его в конференции неформальных организаций стран Европы и Азии, которая проходила параллельно с конференцией по Хельсинскому соглашению.

Надир Бекиров прокомментировал проект Конституции Крыма, представленным ранее доцентом СГУ Юрием Горбуновым.

М. Джемилев проинформировал также о работе правоведов, разрабатывающих в настоящее время проект Конституции Крыма.

О необходимости организации работы по переводу письменности крымскотатарского языка на латинскую графику говорил зам. председателя Меджлиса Р. Чубаров. По этому вопросу высказались почти все присутствующие члены Меджлиса. Принято решение о создании организационного комитета по проведению международной научной конференции по проблеме перехода крымскотатарского языка на латинскую графику.

Были заслушаны отчеты Фикрета Халилова, Халила Мустафаева и Сервера Керимова о финансовом положении. На 30 июня 1991 г. на счету Курултая было 131634 руб., расход на его проведение составил 28954 руб., остальная сумма -92700 руб. передана в коммерческий Крым-банк, где вся сумма помещена на двух доверителей. На счет Координационного Центра по возрождению крымскотатарской культуры для Меджлиса поступило 14066 р. 42 коп. За период с августа месяца на хозяйственные нужды, командировки и заработную плату освобожденных членов Меджлиса израсходовано 23000 рублей. Таким образом, в настоящее время на счету Меджлиса около 83800 рублей.

От кооператива, который возглавляет избранный ныне народным депутатом КАССР Меметов Эскендер, на счет Меджлиса поступило 3000 рублей.

Принято решение — деньги вернуть Э. Меметову, как проигнорировавшему решение Курултая о непризнании ВС Крыма.

Было заслушано сообщение М. Джемилева о ходе разработки расселения крымских татар. Меджлис крымскотатарского народа назначил полномочным представителем Меджлиса в Турции главного координатора журнала «Эмель» Зафера Каратая.

На заседании также были обсуждены предложения гражданина США (Нью-Йорк) Фикрета Юртера об оказания помощи крымским татарам в возвращении на родину.

Информслужба Меджлиса

 

Аппаратчик перед аппаратчиками

23 октября перед аппаратом управления Симферопольского райисполкома после сессии ВС Кр.АССР выступил Леонид Кравчук. Он заявил, что никогда не признает Меджлис крымских татар, поскольку не может быть двоевластия. Выразив неудовольствие по поводу погромов лагерей крымских татар, Кравчук порекомендовал вовремя решать все вопросы с выделением земли. Говоря о возможности существования в Крыму двух государственных языков – русского и украинского, кандидат в депутаты призвал к братству двух великих народов.

Осман Арифов

 

Таракташ: Близится зима.

28 октября в помещении Таракташского сельсовета (Судакский район) состоялось собрание крымских татар, в котором приняли участие 87 человек. В повестке дня стояли следующие вопросы;

1. О выделении земельных участков всем нуждающимся крымским татарам.

2.  О постановке на льготную квартирную очередь нуждающихся крымских татар.

3. О требовании обязательства со стороны властей в содействии электрификации, строительстве коммуникаций и выделении стройматериалов для строящихся.

4. О нерассмотренных заявлениях крымских татар на участки для индивидуального строительства.

При обсуждении последнего вопроса поступило предложение оставаться в здании сельсовета до вынесения положительного решения.

Однако, председатель сельсовета Марюхин заявил, что у него нет возможности удовлетворить требования крымских татар. Тем не менее, около 40 человек с 28.10.91 по настоящее время круглосуточно находятся в здании с требованием решить их вопросы.

Заявление с подписями участников пикета сдано председателя Судакского Райисполкома С. Тарасенко. Копии переданы председателю Таракташского (Дачненского) сельсовета Н. Марюхину и председателю Меджлиса крымскотатарского народа М. Джемилеву.

Марлен Сеитхалилов
с. Таракташ

 

Терроризм, ставший системой

В последнее время в Крыму участились случаи нападения на свободных журналистов, коммерческих предпринимателей. Подборка информации на эту тему – тому подтверждение.

После выхода в свет первого номера независимой газеты «Слово Тавриды», ставшей в один день бестселлером благодаря интереснейшим материалам о ГКЧП, было совершенно нападение на ее редактора Вячеслава Савченко. Перед нападением свое недовольство по поводу напечатанного выражали замполит и начальник части полка спецназа (в прошлом это батальон внутренних войск, преобразованный в спецназ в связи с возвращением в Крым крымских татар и организацией самостроев).

В. Савченко подвергся нападению рядом с домом недалеко от части вышеуказанного спецназа, бандиты, не тронув вещи и деньги, нанесли журналисту тяжелые повреждения — он был с сотрясением мозга отправлен затем в больницу.

* * *

26 октября было совершено нападение на директора малого предприятия «Лира» Юрия Лепещенко. За час до этого неизвестные позвонили к нему домой, и спросили, в котором часу он вернется из Москвы. На вошедшего в свой подъезд Лепещенко, напавшие, нанесли ему множество ударов по голове и, скрылись, не обратив, кстати, внимания на плейер, выпавший из сумки пострадавшею. Сам Ю. Лепещенко не может объяснить мотивов нападения (по его словам, наши бандиты еще недостаточно «цивилизованны» и не объявляют имя фирмы, берущей на себя ответственность).

* * *

25 октября неизвестным гражданином был в собственной квартире избит Виктор Ласкин – корреспондент агентства «Республика».

Бандит прошел через случайно незапертую дверь. Не объясняя причин происходящего, он нанес журналисту множество ударов, в том числе деревянным предметом по голове.

По предположения В. Ласкина, причиной нападения могли стать разбирательства, связанные с партийными деньгами.

* * *

29 октября на площади у палаток, где объявлена голодовка журналисток, группа молодых людей заявила, что они не позволят «хозяйничать на российской территории» и угрожала сжечь палатку женщин.

К стоявшему у палатки в группе защиты голодающих Синаверу Кадырову был применен слезоточивый газовый баллончик. Бегство хулиганов не преследовалось, явную провокация постарались оставить без внимания.

Приехавшие врачи «Скорой помощи» оказали пострадавшему помощь.

 

Съезд немцев Поволжья

18-20 октября 1991 года в г. Москве состоялся второй этап 1-го съезда немцев СССР. К этому съезду немцы шли очень долго и ему сопутствовали различные объективные и субъективные трудности. Как известно, для организации съезда немцев СССР, в 1990 году был образован Оргкомитет, в состав которого вопли представители, как государственных структур, так и немецкой общественности. Вхождение в состав Оргкомитета представителей государственных структур сыграло роковую роль, так как именно органы государственной власти не были готовы к конструктивной работе в восстановлении прав советских немцев. Их конечной целью являлось конституирование на предстоящем съезде немцев СССР идеи некой «Ассоциации немцев СССР» без восстановления их национальной государственности. Такой подход, разумеется, был неприемлем для подавляющего большинства немцев СССР. По этой причине состав Оргкомитета покинули большинство представителей немцев СССР во главе с председателем Всесоюзного объединения советских немцев «Возрождение» Генрихом Гроутом. Назначенный на март 1991 года съезд немцев СССР был неожиданно отменен советскими властями за несколько дней до его открытия. Главная причина отмены съезда заключалась в том, что власти СССР, проведя анкетирование среди избранных на съезд делегатов, убедились в том, что идея «Ассоциации» не найдет поддержки на предстоящем съезде. Однако, несмотря на все организационные трудности и дезорганизацию властей, более 54% избранных делегатов приехали в Москву и провели съезд, на котором они избрали Временный Совет по восстановления Республики немцев Поволжья. Дальнейшие события показали, что большинство делегатов, не сумевшие приехать на съезд, также поддержали решения состоявшегося в марте 1991 года первого этапа съезда.

Изменившаяся после августовского путча общественно-политическая ситуация в стране, сделала возможным провести второй этап съезда и обсудить вопросы связанные с восстановлением государственности немцев СССР. На втором этапе съезда немцев СССР участвовало 884 делегата. В работе съезда принимали участие государственный советник Президента СССР А.Н. Яковлев, председатель Госкомитета РСФСР по делам национальностей Л.П. Прокофьев, народный депутат СССР Д. Кугультдинов и другие представители ряда государственных органов СССР, РСФСР и других суверенных государств. В качестве официального представителя ФРГ в работе съезда участвовал государственный секретарь ФРГ г-н Вахеншмидт, Обращение Президента СССР М. Горбачева в адрес делегатов съезда зачитал А. Яковлев. На съезде немцев СССР присутствовали и национальные делегации депортированных народов. С приветствием к съезду немцев СССР от имени Меджлиса крымскотатарского народа выступил зам. председателя Меджлиса Рефат Чубаров.

В ходе трехдневной работы съезд немцев СССР выработал механизмы восстановления государственности советских немцев, принял конкретные решения по его реализации, Съезд расширил состав Временного Совета по восстановлению Республики немцев Поволжья. Председателем Временного Совета вновь избран Генрих Гроут.

Р. Рефатов

 

Гомер Баев: «Должна быть восстановлена автономия Крыма 1921-1945 гг. и она восстановлена!»

Национальная борьба крымских татар, зародившись практически сразу после депортации, продолжается и до сегодняшнего дня. Много людей старшего поколения, борясь за возвращение народа на родину, отсидели в тюрьмах, лагерях и психушках. Но до сих пор большая часть крымскотатарского народа все еще остается в местах высылки.

И все же, к этим бедам, у нас есть еще одна беда — противостояние различных течений национальной борьбы, доходящее, порою, до вражды.

Сегодня корреспондент газеты «Авдет» предлагает читателям фрагменты из беседы с одним из лидеров НДКТ Гомером Баевым. Фрагменты, потому что записывать разговор на диктофон Гомер-ага категорически не разрежал. Аргумент, что такая запись — гарантия ответственности за свои слова, не возымел силы. И хотя восстановить на память более чем двухчасовую беседу было нелегко, автор материала несет полную ответственность за напечатанное.

Корр.: Мои вопросы к вам обращены не только как к члену НДКТ, но, прежде всего, как к крымскому татарину, представителю народа, чья история могла бы многому научить.

Г.Б.: Я и сам часто думал — почему мы оказались в таком положении? Ведь наша борьба начиналась в самые застойные годы, многие из нас отсидели в тюрьмах, а итог вот таков.

До ноября 1988 года мы все еще были вместе. 6-8 ноября на встрече в. Учкозе (Белогорский район) произошло наше размежевание. Тогда встал вопрос о создании организации национального движения. Мы были категорически против, т.к. это не входило в «наказ народа». Выявились расхождения и по другим вопросам — не делалась ставка на организованное государственное возвращение, возникла двойственность и в смысле автономии и в других вопросах.

Противостояние произошло, видимо и потому, что мы боялись и противились привлечению к опасному для тех времен национальному движения своих детей, молодежи.

Корр.: Вы считаете, что в ОКНД, в отличие от НДКТ, больше молодежи?

Г.Б.: Дело не в этом. В НДКТ нет иерархии, бюрократической системы. Мы не занимаемся подсчетами участников движения. Им можно считать любого крымского татарина, если он поддерживает «наказ народа».

Корр.: Значит, самые серьезные документы может, подписать любой крымский татарин от имени всего народа?

Г.В.: Не исключено, если это не противоречит «наказу народа».

Корр.: Почему вы так боитесь, организации и видите в ней лишь бюрократическую систему. Пришлось из-за нее пострадать?

Г.Б.: Напротив, отсутствие организации помогло нам выжить в условиях КГБ. Организация подразумевает субординация, наличие начальники и подчиненных. Как правило, в такую среду легко внедрить провокатора. Возможно, поэтому движение безболезненно существует до настоящего времени.

Корр.: Что же из себя представляет «наказ народа»? Где, когда и кем он был принят?

Г.Б.: «Наказ народа» был утвержден в 1965 году на региональной встрече в Ташкенте, и с тех-пор он не меняется. Он включает в себя следующие положения: организованное государственное возвращение крымскотатарского народа в Крым, компактное заселение в местах исторического проживания, восстановление Крымской АССР и возвращение народу награбленного. Пятый пункт «наказа» — уставной. Если представитель народа в любых структурах власти не отстаивает эти пункты, он автоматически перестает быть представителем народа.

Корр.: Вы считаете достоинством своего основополагающего документа его незыблемость, неизменность. Но любая программа, не изменявшаяся во времени, становится догмой. К примеру; организованное государственное возвращение и финансирование его. Неужели вы думаете, его позволят контролировать Комитету по делам депортированных народов и справедливо распределить все деньги?

Г.Б.: Что же вы предлагаете простить государству депортации и все свалить на плечи народа?

Корр.: Никто не мешает вам или властям вести разумную, правильную организация государственной программы. Но можно ли мешать тем людям, у которых есть свой шанс вернуться на родину?

Г.Б.: И один из этих шансов — захват, организованный ОКНД? А вы знаете, что все захваченные крымскими татарами территории, стояли в плане исполкомов для распределения им же — крымским татарам?

Корр.: Что же мешало вовремя выделять земли?

Г.Б.: Разве не понятно — в ОКНД пошли на сговор с Балагурой, были выкуплены все планы, и началась совместная спекуляция землей.

Корр.: Это заявление остается на вашей совести. У меня вопрос относительно вашего предложения по компактному расселения народа в местах их исторического проживания?

Г.Б.: Каждый из нас должен вернуться туда, откуда он или его родители были высланы.

Корр.: И опять любой с вами поспорит. Молодежи, выросшей в новых условиях, получившей определенные специальности, необходимо реализовывать себя в Крыму не по такой упрощенной схеме расселения, которую предлагаете вы.

Г.Б.: И все же, основная масса должна вернуться туда, откуда была депортирована.

Корр.: А что вы скажете о восстановлении Крымской АССР? Надо полагать, согласно «наказу», справедливость в отношении этого восстановлена?

Г.Б.: Мы считаем, что должна была быть восстановлена крымская АССР периода 1921-1945 годов. И она восстановлена! Именно Советская власть дала возможность коренному народу Крыма решать свою судьбу.

Корр.: Но разве в 1921 году была провозглашена не национальная государственность крымских татар? Конституция Крымской республики тому доказательство.

Г.Б.: А кто вам сказал, что сегодня в Крыму существует территориальная автономия. То, что утверждает Багров, еще ничего не значит.

Корр.: Вы выдаете желаемое за действительное?

Г.Б.: В законе Украины провозглашено не о «воссоздании», а о «восстановлении Крымской АССР». В этом весь секрет. Поэтому нам нужно пользоваться всеми возможными средствами для того, чтобы попасть в парламент Крыма. Не понимаю, почему мы должны его игнорировать.

Корр.: В этой связи, как вы относитесь к появлению в этом парламенте нашего соотечественника Эскендера Меметова?

Г.Б.: Отрицательно. И Юрий Бекирович на той сессии сказал, что Меметов не может представлять народ, так как народ его не знает.

Корр.: Справедливое замечание.  Но только ли по этой причине?

Г.Б.: Мы должны не диктовать свои условия властям, а воспользоваться тем, что нам предлагают. И провести на этом основании законные выборы в народе.

Корр.: Как вы себе это представляете? Еще немного, и мой народ «благодаря» государственной программе, будет возвращаться в Крым через государственные границы.

Г.Б.: Необходимо состыковать определенный район Крыма с какой-то областью Узбекистана и вести целенаправленную работу.

Корр.: Понятно. Хотя условия намного отличаются, но выборы делегатов на прошедший недавно Курултай можно было бы назвать репетицией предлагаемых вами выборов.

Г.Б.: Выборы делегатов на курултай это сплошь подтасовки. Идея курултая нам постоянно подсовывали то Рафик Нишанович, то Багров… Прошедший Курултай — очередной сговор с верхушкой с целью заморозить возвращение народа, вбить клин среди наших людей.

Корр.: А как же непризнание до сих пор Меджлиса, как же пикеты крымских татар перед зданием Совмина с требованиями предоставить помещение для работы Курултая и не препятствовать въезду в Крым зарубежных гостей — соотечественников?

Г.Б.: Это все хорошо разыгранный спектакль.

Корр.: Ваши обвинения заходят далеко. На ваш взгляд Меджлис, как единый полномочный орган, не нужен нашему народу. Почему, мягко говоря, так некорректно ваше отношение к нему?

Г.Б.: Встречный вопрос — а зачем он нужен? Что он смог сделать за это время? Хотя в «Авдет» только и читаешь о Меджлисе.

Корр.: Видно и на «Авдет» вы накопили достаточно обид?

Г.Б.: Дело не в обидах. В оргкомитет Курултая нас приглашали работать всех.

Корр.: И все же можно идти от общего, а не от противного в достижении своих национальных интересов? Нельзя чем-нибудь пожертвовать ради единения?

Г.Б.: В таких условиях единение невозможно. Главное, что мы стоим на разных позициях, и это не приносится в жертву.

На такой пессимистической ноте закончился разговор. Но это был не последний вопрос к собеседнику. Последней была просьба получить хоть какие-то материалы о прошедшем в Джанкое совещании НДКТ. Но, как оказалось, у организаторов встречи не осталось ни одного лишнего экземпляра. Поэтому о том, как выполняется «наказ народа», мы узнать пока не можем.

Интервью подготовила Гульнара Курталиева

Крымские татары в Белоруссии и в Польше

Первые татары в Белоруссии появились в конце XIII века, но это были эпизодические наезды. А с конца III века со времен Витовта окончательно расселяются на территории Белоруссии. Все больше и больше поселенцев прибывало из Золотой Орды, из Крымского ханства. Они спасались от усобиц в Великое княжество Литовское, которое для татар было государством, принимающим эмигрантов. Одни бежали от усобиц, другие переехали после разгрома Золотой Орды. Здесь они служили в охране королей Польши, Литвы, выступали как наемные воины. Участвовали в Грюнвальдской битве 1410 года. Известно, что предводитель одного из татарских отрядов лично арканом стянул с коня предводители крестоносцев фон Ульриха. Так что татары внесли немалый вклад в победу над немецкими рыцарями. Приезжали татары и позже, после крымских войн.

В XVII веке, когда началось контрнаступление католической церкви на православие, под мощный пресс попали татары, мусульманская религия. Многие вынуждены были принимать христианство по православному или католическому образцу. Или вообще покидать, ставшие родными земли. Если в XVI веке на территории Великого княжества Литовского проживало 200 тысяч татар, то спустя 100 лет их осталось 30 тысяч.

На сегодняшний день в Белоруссии коренных татар, тех, чьи рода живут здесь по 500-600 лет, насчитывается около 10 тысяч.

Наверное, кому-то будет интересно узнать, что на Гродненщине татары живут с 1410 года. А в Лососно, в частности в XVI веке была мечеть (документальное свидетельство 1593 года), селением владел и служил в мечети татарский князь Фатегович. В список татарских гнезд в Гродненском районе включено более 20 населенных пунктов, к примеру, Плоты, Каменка.

В средние века правители, наделяя татар землями, требовали как непременное условие принятие фамилии местного звучания. Многие приняли фамилии от места жительства. Или переделывали имена на местный лад: если главу рода звали Асан, он становился Асановичем. Шаган — Шагановичем…

В XVI веке под давлением церкви многие татары принимали христианство. Именно в это время появились христианские фамилии с татарскими корнями. Можно предположить, что национальный белорусский герой Кастусь Калиновский, что великолепный поэт Максим Богданович восходят своими корнями к татарам. Этим можно только гордиться.

Сегодня положение с нашей историей, с нашими культурными памятниками сложилось очень тяжелое. Чтобы спасти то, что осталось, татары Белоруссии решили объединиться. Но не только спасти, но и развить свою культуру, познакомить с ней всех, кто живет в нашей республике.

Нас, в наших устремлениях, поддерживает казанские татары, татары из Литвы, Польши. Еще 50 лет назад в 1939 году на территории Белоруссии было 17 мечетей, татары издавали 3 журнала, книги, писали научные работы… А сейчас? Журналов татары не имеют, научные работы по истории татар не пишутся, в частности, выпали из сферы изучения кетабы. А ведь на территории республики, согласно данным последней переписи населения, проживает 75 тысяч татар. Для сравнения; в Польше в 1939 году проживало 8 тысяч, и велась издательская деятельность, развивалась культура. Национальное движение татар идет параллельно движению других народов, например, поляков, которые уже достаточно давно создали свое общество им. А. Мицкевича.

*  *  *

Так случилось, что отдельные группы большой тюркской нации расселились в разных странах, среди народов абсолютно другой культуры, и начали борьбу за сохранение своей национальной самобытности. Особенно интересна в этом плане история польских татар.

Если татары Идель-Урала оказали существенное влияние на ход жизни в России, то польско-литовским татарам выпала важная роль участия в жизни страны, оставшейся в орбите европейской культуры. Поселившись когда-то там, где всё было для них чужим, татары в течение 500 лет не только сохранили свои национальные отличия, но и принесли немало пользы вновь избранной родине, отдавая кровь и порывы души на службу Литве и Польше. Стоя на-польской стороне под Грюнвальдом и во многих других военных сражениях, татары приобрели заслуженную славу. Вместе с польскими патриотами татары сражались за независимость захваченной после трех разделов Польши (генерал Бялек, Александр Сулькевич и др.), и потому они пользуется большой симпатией у поляков. К сожалению, в жизни польских татар наблюдается печальное явление. Дело в том, что, оторвавшись от своей основной массы, они потеряли свой родной язык, отошли от тюркской культуры.

Сами польские татары понимали, в каком положении они находятся, поэтому всегда обращали внимание на Стамбул. Казань и Крым. Татары, участники освободительных польских восстаний, уходя в эмиграцию, всегда отправлялись на Восток.  В период после Февральской революции, когда на развалинах Российской империи возникли национальные республики в Идель-Урале, Азербайджане и Крыму, многие известные деятели из среды польских татар приняли в этих республиках самое активное участке в работе по созданию государственности, например, глава крымского правительства Мацей Сулькевич, Александр Ахматович, Сюлейман Криницкий, Арслан Кричинский и др. Восстановление независимости Польши принесло свободу и другим обневоленным народам, проживающим на территории Речи Посполитой, и в том числе польским татарам. Доброе и дружеское отношение польского народа к татарам – общеизвестный факт, а польское законодательство гарантировало им свободу религии и развитие культуры, благодаря этим положительным факторам, польские татары смогли создать свою религиозную организацию — Муфтият и выбрать ее руководстве, восстановить мечети, улучшить материальное положение духовенства.

История доверила польским татарам сыграть определенную и важную роль во славу татар и на пользу их родине — Польше, а также нации тюркской. Жизненные интересы тюркской нации и Польши требуют скорейшего исполнения этой роли.

Поэтому же польские татары должны познать свой родной язык и сохранить чувство своей сопричастности к великой тюркской нации.

Мы уверены, что вопрос этот польским татарами будет решен и желаем им успеха и счастья.

 

На распутье

После известных событий, связанных с неудавшимся правым переворотом 19-21 августа текущего года, на фоне происходящих крутых перемен, полжение Верховного Совета и правительства новоиспеченной КАССР стало сходно с ситуацией сказочного героя Ивана-царевича: «Поедешь направо – коня потеряешь, поедешь налево – сам убит будешь, поедешь прямо — в холоде и голоде будешь».

Так сегодня и у нашего Багрова-царевича:

«Останешься в составе Украины — кресло потеряешь, в отставку уйдешь; перейдешь в состав России — судим будешь за соучастие в путче; объявишь «независимость» — в холоде и голоде будешь, да еще раздираемый межнациональными распрями.»

Вот и задумался наш Николай Васильевич как быть, куда идти?.. И есть над чем задуматься… Остаться в составе Украины — при ее ВС работает комиссия по расследованию дела о путче и вот-вот «потянут». Могут не только сместить, но и судить за прямую поддержку ГКЧП и соучастие в его делишках. К тому же население, обманутое «референдумом» 20 января, обещаниями райской жизни при «государственности», стало просыпаться и понимать, что его водят за нос. Пришедшая к власти кучка необольшевиков во главе с Багровым, не только не сумела хотя бы остановить катастрофическое падение жизненного уровня, а напротив еще более усугубила социально-экономические и межнациональные проблемы. Обещанные материальные блага, устойчивые цены, реформы, введение рыночных отношений, ускоренное развитие сельскохозяйственного производства, наращивание темпов строительства жилья и т.д. и т.п.- на деле оказались всего лишь очередной иллюзией «светлого будущего» КАССР. Да и в условиях глобального и катастрофического кризиса и инфляции в стране иного не могло и быть. Но им нужна была власть, министерские портфели. Любой ценой!

По замыслу — Крым должен стать всесоюзным заповедником и лабораторией по строительству «социализма с человеческим лицом». Однако, разгром коммунистическо-военного переворота 19-21 августа положил конец новому социальному эксперименту в одной отдельно взятой области. «Руководящая и направляющая рука» отрублена. Нет ни «Центра», ни «Союза» за вхождение, в который так боролись. Лишилась КАССР и своего оплота в Москве в лице товарища Гиренко, ушедшего ныне в подполье. Неотвратимо надвигается расплата за содеянное. Как-никак, а президент страны был арестован не где-то, а в Крыму с молчаливого согласия на то «хозяина». Хотя, в этом вопросе на Украине и слабинка, и Гиренко гуляет на свободе, да и коллега Л. Кравчук расположен дружески, но в кресле, видимо, не удержаться. А тут еще пошли митинги несанкционированные: «Долой Багрова», «К суду Багрова» и т.п. Поехать налево, то есть перейти в состав России — и. того хуже. После победы в августе над «новым руководством страны», там (в России) бушует Ельцин со своей командой. Ни от партии-мафии, ни от социализма-коммунизма камня на камне не оставил, и добра от них не жди. Если добиться возвращения Крыма в лоно России, может Ельцин и промолчал бы, но очень уж призрачна надежда, особенно, если вспомнить договор о неприкосновенности границ.

Остается третье — идти прямо… к «независимости». Хотя и здесь небезопасно и пахнет авантюрой. Прежде всего непонятно, как будет существовать «независимое государство Крым» без Украины, когда 80% всего потребляемого и населением и производством поставляется из Украины? А ведь, надо полагать, что от этой «независимости» она (Украина) в восторге не будет и никто не поможет — все с протянутой рукой. Не понятна и логика (если она вообще есть) — «независимость» кого от кого?..

Как объяснить 1,4 млн. проживающим в Крыму русским, что им «необходима» независимость от России? Или более 700 тыс.- украинцам — от Украины?..

В Симферополе уже проходят «отдельные» митинги со своими национальными флагами: русские с бело-сине-красным, украинцы с желто-голубым. Страсти накаляются. Допустим, крымских татар и прочую «мелочь» мимо при необходимости придушить ОМОНом, а как с этими? Поверит ли вторично вконец обнищавшее население, три пустых прилавках магазинов, что при «независимости» оно будет жить лучше, чем сегодня? Главное — затушевать истинный смысл «независимости», отвлечь внимание общественности от насущных экономических проблем и проведя очередной спектакль, именуемым «референдумом», можно благополучно отгородиться частоколом «суверенитета и невмешательства во внутренние дела». Для этого есть испытанный конек-горбунок – великодержавный шовинизм. Это как яд впитывалось с молоком матери. Попробуй в одночасье, легко и просто отказаться от этого и осознать, наконец, что ты такой же, как и все. Такой же как украинец, татарин, грузин или узбек. Великодержавный шовинизм стал явлением общественным сверху до низу, одной из форм общественной шизофрении. Он дает возможность манипулировать общественным мнением, устраивать «референдумы» по любому поводу и получать 99,9 %. Вот вам и «волеизъявление народов Крыма». А то, что этот очередной «референдум» может столкнуть лбами две наиболее многочисленные группы населения — русских и украинцев, то и заботы мало. Поднимем шум об «ущемлении прав русских» и начнем создавать «отряды самообороны» типа «Союза защиты славян», созданный, по выражению Т. Рябчиковой в местной прессе, как «альтернатива Организации Крымскотатарского Национального Движения», борющегося за возвращение депортированного народа на родину. В воспаленном воображении некоторых «товарищей» на горизонте маячит пост президента нового «острова Свободы» с «социалистическим выбором и коммунистической перспективой». Вопрос лишь в том, хватит ли у общественности Крыма ума осознать — куда ведут, багровы и мешковы? Хватит ли духовных сил отказаться от имперских притязаний на Крым, как на нечто свое, богом данное, а не завоеванное и колонизированное? Признать право крымского татарина жить в Крыму?

Наконец, если каждый проживающий в Крыму человек любой национальности, честно и непредвзято, перед самим собой, ответит; улучшились ли условия его жизни после» референдума» 20 января с обретением «государственности?» Каких благ для себя или для своих детей он ожидает от очередного «референдума» и «независимости»? Км и что мешает сегодня проведению прогрессивных экономических реформ в Крыму и улучшению материального благосостояния людей? Если каждый из нас ответит себе на эти вопросы, то не трудно будет понять — кому и для чего нужна эта «независимость Крыма» в холоде и голоде.

Благоразумно поступил Иван-царевич, выбрав путь, где потеряет коня, которого со временем можно приобрести. Но вряд ли крымские «царевичи» пожертвуют своими крестами или амбициями на благо людей.

Таких надо просто лишать прав и возможностей делать выбор пути.

 

Размышления об имперских амбициях шовинистов

21.10.91 Крымское ТВ показало встречу российских демократов с крымскими демократами разных течений. Эта встреча рельефно обнажила национальные предрассудки, которые питают имперские амбиции как шовинист-коммунистов, так и шовинист-демократов. В каждой империи есть «господствующая» нация. Неважно, хорошо она живет или плохо – главное лишить ей свою исключительность. В отличие от «нормальных» империй в связи с идеологическими обстоятельствами, наша империя прикрывалась «интернационализмом», а «господствующая» нация называлась «старшим братом». Понятно, что вся эта система работала на господствующий «класс», который никогда не забывал главной заповеди — «разделяй и властвуй!» Сегодня, когда никакие маски не помогут скрыть истинного лица, дан ответ на вопрос — «где находится метрополия?» Метрополия находится там, где преобладает имперское мышление. Имперское мышление претендует, прежде всего, на исключительность во всем. В Крыму приоритет русских прикрывали «интернационализмом 110 народов», а когда в этом надобность отпала, то открыто заговорили о том, что «Крым — русский, русский, русский. Крымские татары здесь никто. Право большинства неоспоримо». Но когда где-либо русские в меньшинстве, то появляется другая мерка — «право личности, право меньшинств неоспоримы». Другими словами, когда вопрос касается нас, то подход один, когда это же касается других — подход иной. Так, тонкости человеческих чувств (чувства патриотизма, Родины, любви, долга и т.д.) присущи только нам. Нам невдомек, что если наши предки после трехсотлетнего, так называемого, «татарского ига» имели право сбросить его, то нынешние колониальные народы также такое право! Нам невдомек, что мы живем не просто на территории, а на национальных территориях.

Многие воины велись ради захвата новых территорий всех народов является делом чести. Отрывать части национальной территории только на основании того, что благодаря преступной демографической политике (ползучей экспансии) коренная нация стала меньшинством, является преступлением. Национальная территория есть территория, в границах которой зародилась нация.

Взаимоотношения между природными факторами и зародившейся тут нации трудно переоценить. Так, крымские татары есть плод самого Крыма и его древней истории. Также и Крым является плодом рук и культуры крымских татар. (Некоторые «историки» неустанно доказывают о крымском происхождении русских, тем самым, оправдывая свои притязания на Крым. Если согласиться с ними, то возникает вопрос — а на каком тогда основании русские живут в России? Кстати, притязания эти зашли так далеко, что некоторые политики готовы «предать Россию ради того, чтобы не лишаться русской автономии в Крыму).

Современная русская нация образовалась, в основном, из трех корней -славянского, тюркского и финноугорского, на территории нынешней Центральной России. Наше однобокое поклонение только славянскому корню подобно тому, как сын почитал бы только отцовскую линию, а материнскую бы презирал!

Имперское мышление обманывает нас и насчет богатств Сибири. Почему так безжалостно губятся ее богатства? Да, потому, что это чуждое. Мы грабили коренное население Сибири! Много кривотолков о понятии «коренной народ». Нация, проживающая на своей национальной территории — есть коренной народ.

Из истории Крыма мы знаем, что он неоднократно завоевывался разными народами. Принципиальная разница тех «завоевателей» от российских заключается в том, что они со временем сливались с аборигенами, образуя новое аборигенное население. В результате неоднократных таких образовалась аборигенная (автохтонная) крымскотатарская нация. Если бы российские завоеватели продолжили бы эту традицию, то новообразованное население было бы, несомненно, коренным. Однако, российские завоеватели не только не пошли на этот шаг, но и вконец извели коренное население. Поэтому нынешнее русскоязычное население Крыма сравнительно к крымским татарам нельзя назвать коренным. Пока мы все не поймем это, пока не избавимся от имперского мышления, которые из года в год воспитывается, так называемой «Историей СССР» — не видать нам ни мира, ни благополучия!

Ю. Мешков,
г. Севастополь

Меджлис в гостях у студентов

28 октября 1991 года в большом актовом зале Таврического (Симферопольского) государственного университета состоялась встреча членов Меджлиса крымскотатарского народа со студентами вузов г. Симферополя. Перед студентами и преподавателями выступили председатель Меджлиса Мустафа Джемилев, заместитель председателя Рефат Чубаров, члены Меджлиса Джульверн Аблямитов, Рефат Аппазов, Сервер Керимов и Рефат Куртиев. В ходе длившейся более двух часов встречи члены Меджлиса ответили на множество поступивших вопросов, обменялись со студентами мнениями по различным актуальным вопросам. Во время встречи в актовом зале демонстрировалась, выставка издании различных лет по истории национального движения крымскотатарского народа.

Информслужба Меджлиса

 

Сто смертных грехов крымского татарина

Чего только не напридумывают в связи с возвращением на родину крымских татар. И продуктов не хватает, и цены подскочили, и очереди кругом… А в Белогорском районе, кроме всех этих бед, отмечается еще одна — рост заболеваемости туберкулезом. Думаете, кто виноват? Не поверите — крымские татары. Именно это, со всей ответственностью заявляет главный врач Белогорского противотуберкулезного диспансера Л. Николаенко в статье «Позаботьтесь о себе» («Сельская новь», № 128).

«В последние годы эта проблема сила более острой в связи с массовым переселением в Крым крымскотатарского народа, который приезжает из регионов с повышенным уровнем заболеваемости туберкулезом».

Вот так, без статистики и фактов, отвечают в Крыму на извечный, классический вопрос «Кто виноват?»

Интересно, в каких еще смертных грехах обвинят крымского татарина?

Гульнара Курталиева

 

Не наши пенсионеры

Известный афоризм «Старикам везде у нас почет» на восьмом десятке советской власти вылился в копеечные прибавки и жалкие подачки в магазинах «Ветеран», больше известных в народе под названием «Спасибо Гитлеру». Но и эти «льготы», как выяснилось, доступны не всем.

В колхозе «40 лет Октября» (Красноперекопский район), где председателем является С.В. Лемах, пенсионеры, приехавшие из Узбекистана, (крымские татары, естественно) попали в разряд «не наших», а потому лишены прибавки к пенсиям — молока, масла, зерна и т.д. Так что в Крыму старикам почет не «везде», а только в местах прохождения трудового стажа.

Л. Буджурова

Открыт медицинский центр

В целях улучшения оказания квалифицированной медицинской помощи возвращающемуся на родину крымскотатарскому народу при 3-й детской поликлинике г. Симферополя (ул.А.Н. Семашко, 6) открыт хозрасчетный клинико-диагностический центр.

В Центре ведут прием высококвалифицированные специалисты следующих профилей: терапевт (профессор), акушер-гинеколог (профессор, невропатолог (кандидат юр. наук), кардиолог, хирург, онколог, педиатр, оториноларинголог, эндокринолог, офтальмолог, гематолог, иглорефлексотерапевт, мануальный терапевт, специалисты по нетрадиционным методам диагностики и лечения.

Прием всеми специалистами ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме воскресенья, по предварительной записи. Консультацию о времени приема специалистами можно получить в регистратуре Центра по телефону 22-96-24.

Оплата по прейскуранту.

Администрация Центра

 

Просим отозваться

Бия-Салинский сельским меджлис обращается к бывшим жителям сел Авджикой, Коуш, Стиля Бахчисарайского района или их детям с просьбой сообщить о себе и прислать свои адреса. Меджлис выступает с инициативой о восстановлении этих сел и надеется на вашу помощь и поддержку.

Также просим отозваться тех, кому известно что-либо о трагедии в селе Улу-Сала в конце декабря 1943 года, когда немцы сожгли многих жителем этого и соседних сел.

Информацию присылать по адресу: Бахчисарайский район, с. Верхоречье, ул. Нагорная, д.3. Айвазу Османову.

 

Кому скрипка, а кому свисток

«В Доме культуры уже не первый год работает на самоокупаемости кружок по классу фортепиано …» с энтузиазмом пишет газета «Фрунзевец» (№ 165-166, 19 октября «Бабье лето над древней Воинкой»). Руководителю кружка Э.Г. Касимовой тоже без энтузиазма не обойтись. Иначе, как прожить на зарплату в 183 рубля специалисту с консерваторским образованием, когда уборщица в том же Доме культуры получает 185? Правда, нельзя сказать, что учительница музыки не пользуется по этому поводу сочувствием. «Пожалел» ее председатель профкома совхоза «Воинский» А.А. Хавронов и предложил … закрыть кружок, если родители не увеличат плату за обучение ребенка до 35 рублей. Еще легче попросить финансировать кружок Комитет по депортированным народам.

Таким же «меценатом» показал себя и председатель совхоза В.И. Карамель. 

 

Моральный долг против воинского

Ветеран национального движения Эльдар Шабанов, проживающий в г. Белогорске, 4 октября 1991 г. оставил в райвоенкомате заявление, на 4 страницах которого он объясняет этапы преступных деяний советской армии по отношению к нему, его семье, к народу. Вынося армии свои обвинения, Э. Шабанов посчитал моральным долгом предостеречь своего сына Эдема от участия в действиях, подобных описанным в заявлении. Немаловажным фактором послужило и состояние здоровья сына, которое в условиях нынешней армии может еще больше усугубиться.

Однако в райвоенкомате реакции нет, если не считать повесток (последняя от 23 октября) с угрозами о возбуждении против Эдема Шабанова уголовного дела. С подобным заявлением в Белогорский райвоенкомат и в районную газету обратился еще один юноша призывного возраста – Эмир.

Г. Курталиева

 

Всевышний с вами

Мехмет-Саид Акул, владелец фирмы «Akkyl Ticaret» приехал из Турции (г. Полатлы). Он уже был в Симферополе в 1989 г., когда здесь проходил советско-турецкий футбольный матч. Затем в составе группы приезжал на Къурбан-байрам и участвовал в праздничном намазе и эзане – жертвоприношении, устроенном впервые спустя  44 года в Джума-джами. Правда, разрешение на это было дано после часовых переговоров с властями.

В этот раз он приехал, чтобы привезти помощь крымским татарам. Он передал по одной тысяче рублей в джами г. Керчи и Кебир-джами в Симферополе, 500 рублей – в фонд Меджлиса.

Обращаясь к читателям газеты «Авдет», он сказал: «Сегодня это небольшая помощь, но она будет постоянно увеличиваться. Татары и турки, всегда рядом с вами и готовы помочь. Помните – Всевышний с вами».

26 октября в Кебир-джами  (г. Симферополь) прошел молебен в честь закладки первого камня в строительство новой мечети. Турецкая газета «Заман», занимавшаяся сбором средств в помощь крымским татарам в Крыму, внесла вклад в 10000 долларов.

Еще 2500 долларов и 2300 рублей дано из личных средств Нивзатом Ялчин-Ташем.

В ближайшее время из Турции должны поступить еще 200000 долларов для всех мечетей Крыма.

Гости из Турции побывали на самострое в Молодежном. Был совершен молебен у строящейся там мечети.

 

Конференция неформальных организаций

В сентябре-октябре в Москве на ряду с Конференцией по Хельсинскому соглашению проходила Конференция параллельных мероприятий СБСЕ, в которой участвовали представители неформальных организаций стран Европы и Азии. Петербургское землячество крымских татар вошло в 1990 году в контакт с оргкомитетом Конференции и обеспечило  участие в ней представителей нашего народа.

В заседаниях Конференции, проходившей в Академии общественных наук в Москве, принимал участие делегированный Петербургским культурным обществом В.Е. Возгрин. Им 2-го октября был прочитан доклад на тему «История Национального движения крымских татар» и распространены среди делегатов тексты на английском языке «Информации о положении крымских татар». К текстам был приложен адрес Петербургского землячества с целью прямой связи со всеми, кто пожелает участвовать в поддержке возвращения крымских татар на родину.

Информслужба Меджлиса

Библиотека поменяла адрес

Самокиша, 8 – таков нынешний адрес крымскотатарской библиотеки имени Исмаила Гаспринского, находившейся ранее на улице Ленина, 23. Теперь у нее более лучшие условия, но и они отнюдь не идеальные: по мере пополнения библиотечного фонда, мест для книг может и не хватить.

Знаменитая ленинская библиотека, что в Москве, передала своим коллегам из Симферополя около 100 дублетных экземпляров книг на крымскотатарского языке. В основном, это школьные учебники довоенной поры, словари, методичная литература, народный фольклор, а также переводы произведений русских писателей на крымскотатарский язык.

Вслед за этим библиотека стала пополняться все новыми и новыми изданиями. Из Баку и Махачкалы заведующим библиотекой Айдером Эмировым и научным сотрудником Крымского областного краеведческого музея Энвером Абдуллаевым была привезена литература на языках тюркских народов. Много книг библиотеке было передано из Турции, но, в основном, эта литература была на турецком языке. Проявляют заботу о своих соплеменниках крымскотатарские культурные общества из различных городов этой заморской страны, а также газета «Turkiye», которые регулярно присылают книги.

После смерти ученого-языковеда Басыра Гафарова, в дар библиотеке имени Гаспринского была передана его личная библиотек, насчитывающая более 5 тыс. томов книг, а также его рукописи, записные книжки.

«Надеемся, что  со временем наша библиотека действительно станет национальной», — сказала библиограф Наджие Ягъя.

Конечно, когда после 1944 года были уничтожены наши бесценные сокровища духовной культуры, трудно восстановить утраченное. Нам надо всем миром взяться за это дело.

А. Терлекчиев