1991 Авдет №1 (1 січня)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Заявление Некоммунистических общественно-политических и национально-демократических организаций Крыма по поводу намеченного референдума

12 ноября 1990 г. внеочередной сессией Крымского областного Совета народных депутатов принято решение о проведении 20 января 1991 года референдума, который должен определить будущий политический статус Крыма. Пришедшим на участки голосования жителям будет предложено ответить «да» или «нет» на вопрос о «воссоздании Крымской Автономной Советской Социалистический Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора В качестве правового основания для проведения своего мероприятия Крымский облсовет использует принятое им «Временное положение о референдуме…», которое не может рассматриваться как документ, имеющий юридическую силу, поскольку он не утвержден Верховными Советами Украины и СССР.

Напомним, что основная часть коренного народа Крыма, который был, подвергнут 46 лет назад коммунистическим режимом геноциду и поголовно выселен со своей территории, все еще находится на местах ссылки. Решение о референдуме вынесено областным Советом, где нет ни одного представителя этого народа. Заявление областного руководства, что референдум по статусу Крыма будет проводиться среди крымских татар и в республиках, где они пока проживают, является лицемерным фарсом и откровенной издевкой, ибо сперва нужно обеспечить их возвращение.

Уже известно, что крымские татары, как в Крыму, так и в местах их ссылки будут бойкотировать этот референдум как попытку вынести решение по столь жизненно важному для них вопросу с помощью простого арифметического большинства. Руководители республик, где проживает основная часть крымских татар, проявили больше понимания ситуации, чем Крымский облсовет, и уже заявили о запрете проводить референдум среди крымских татар на своих территориях. Таким образом, статус Крыма собираются определить без учета мнения его коренного народа. Это является грубым попранием международных правовых норм, и результаты подобного референдума не могут быть признаны цивилизованным обществом.

Резко обострится межнациональная ситуация не только в Крыму. Возрастет настороженность и враждебность коренных народов к русскоязычному населению и в других частях страны, ибо подобный референдум вполне обоснованно будет рассматриваться ими как опасный прецедент, представляющий угрозу для их национальных интересов. Но это мало беспокоит аппаратчиков Крымского обкома и облисполкома. Они озабочены лишь тем, чтобы повысить свой статус до республиканских чиновников, а затем без оглядки на Москву или Киев продолжать свои пагубный курс, ведущий к новой диктатуре.

Не выдерживает никакой критики и формулировка вопроса, на который предлагается отвечать участникам намеченного референдума, ибо он дает возможность аппарату произвольно толковать, интерпретировать результаты референдума по своему усмотрению. Еще не решено, будут ли входящие в будущий союз республики обязательно подразделяться на автономные и союзные. Не решено, будут ли они обязательно называться советскими или социалистическими. Не принят еще текст Союзного договора, а если и будет принят, то еще не известно, как к нему отнесутся жители Крыма и подпишет ли его Украина, в состав которой ныне входит Крым. Демонстрация Крымским облсоветом пренебрежения к высшему органу Украины также вносит элемент дестабилизации и чревата серьезными экономическими, политическими и национальными осложнениями в Крыму, которые, прежде всего ударят по интересам рядовых граждан.

Исходя из изложенного, мы обращаемся ко всем жителям Крыма с призывом перестать быть игрушкой в руках аппарата области для удовлетворения его амбициозных устремлений и воздержаться от участия в референдуме.

Мустафа Джемилев — Организация крымскотатарского Национального движения(ОКНД);

Степан Коржевич — Крымская Украинская Республиканская партия (УРП);

А.В.Петрова — Крымское общество украинского языка им. Т.Г. Шевченко «Просвита»;

Степан Рамський — Крымская организация «Народного движения Украины» (РУХ);

Вячеслав Хмеловский — Народный Фронт Крыма (НФК);

Игорь Красовский — Партия «Демократический Союз» (ДС);

Виктор Ласкин — Консервативная партия Национальной независимости Крыма (КПННК);

Михаил Кунин — Ялтинская социал-демократическая организация;

Виктор Пантюхин — Либерально-консервативная фракция Демократической партии Крыма и Совет Симферопольского клуба избирателей и депутатов.

г. Симферополь, 25 декабря 1990 г.

Курултай: цели и задачи

Вот уже несколько месяцев работает оргкомитет по подготовке и проведению Курултая крымскотатарского народа. За это время разработано и опубликовано в прессе положение о проведении выборов делегатов Курултая, проведены многочисленные встречи членов оргкомитета с соотечественниками в Крыму, Херсонской области, Узбекистане, Таджикистане и Москве. На этих встречах подавляющее большинство людей поддерживает идею проведения съезда, справедливо полагая, что именно через участие каждого крымского татарина в выборах делегатов впервые после 1940 года появляется возможность принять непосредственное участие в решении жизненных для всего народа вопросов. И эта степень участия является по своей форме совершенно иного качества, нежели петиционная борьба, в которой народ участвует более 30 лет (сбор массовых подписей под различными заявлениями и обращениями).

Однако эти же встречи показали, что есть разное понимание целей и задач предстоящего съезда, сомнения в его необходимости. На взгляд членов оргкомитета, это вполне объективно, поскольку крымскотатарский народ длительное время был лишен возможности создавать и работать в своих общественных или государственных структурах.

В настоящее время в рамках национального движения существует Организация крымскотатарского Национального движения (ОКНД) со своим Уставом и четкой разветвленной структурой по всем местам проживания крымских татар, а также ряд инициативных групп, не вошедших в ОКНД (Херсонская область, г. Алмалык Ташкентской области и др.). Кроме того, выделяется своей деятельностью группа соотечественников (об их численности мы не можем говорить за отсутствием данных) во главе с Ю.Б. Османовым, которая, выступая категорически против организованных форм борьбы, тем не менее своей деятельностью подтверждает наличие и в этой группе формального лидерства и определенной субординации. При этом группа Ю. Османова, не только постоянно преподносит все свои решения от имени всего крымскотатарского народа, но и занимает деструктивную позицию по отношению не только к ОКНД, но и любому другому мнению, которое не совпадает с их мнением. Именно эта группа сегодня занимается различного рода заявлениями, обращениями к властям, в которых призывает их к расправе над своими политическими оппонентами. По отношению к проведению Курултая эта группа также заняла отрицательную позицию.

Цель Курултая — объединить в этот тяжелый для крымскотатарского народа час все интеллектуальные, духовные, экономические силы народа для скорейшего решения всех проблем и прежде всего — возвращения нашего народа на свою Родину и восстановления его государственности. И здесь мы хотели бы, чтобы именно через Курултай, через тех делегатов, которых непосредственно изберет сам народ, добиться того положения, когда все наши устремления, несмотря на то, что мы придерживаемся разной тактики и даже разных идеологий, будут объединены волей народа. И только тогда мы сможем уйти от того, что та или иная группа может присвоить себе монопольное право говорить от имени всего народа.

Мы предполагаем, что в работе Курултая будут участвовать порядка 450 делегатов, а также многочисленные гости, в том числе соотечественники из-за рубежа. Основной задачей Курултая является разработка путей решения актуальных проблем и выборы постоянного органа – МЕДЖЛИСА. При этом мы исходим из того, что этот выборный орган получит функции общественного органа национального самоуправления крымских татар и вся его деятельность будет направлена прежде всего на решение вопросов возвращения народа и восстановления его государственности. Разумеется, деятельность этого органа должна осуществляться в рамках международного права. Думаем, что и в контактах с органами государственного управления при решении всех вопросов будет возобладать конструктивный подход.

Р. Чубаров

Хроника

Новые связи с Германией

18 декабря 1990 г. в Крым прибыл представитель германского «Общества защиты находящихся под угрозой исчезновения народов» Рафаэль Боргман.

Встретившись в день своего прибытия с председателем ОКНД М. Джемилевым, он рассказал о целях и задачах представляемого им. Общества, которое имеет свои отделения также в Австрии, Швейцарии и Люксембурге. Гость выразил желание ознакомиться с положением дел в палаточных городках крымских татар.

Рафаэль Боргман обучается в Москве. В Крым прибыл по предложению Центра Общества в г. Геттингене (Германия) для ознакомления с положением крымских татар и выяснения возможностей оказания им помощи. Он посетил редакцию газеты «Авдет», а затем, в течение нескольких дней, вместе с членом ОКНД Айдером Исмаиловым объезжал палаточные городки. В конце своего визита Р. Боргман высказал просьбу руководству ОКНД постоянно информировать представляемое им Общество — о положении крымских татар.

Первый митинг в Керчи

16 декабря 1990 г. состоялся первый санкционированный митинг крымских татар, в котором участвовало около 300 человек, а также присутствовали представители советской администрации. В выступлениях затрагивались вопросы защиты прав человека, возвращения крымских татар, предстоящего референдума, курултая (съезда) крымскотатарского народа.

С отдельным заявлением выступил Кемал Бариев. В августе 1989 года он приобрел дом в с. Глазовка у гражданки Кириченко. Во время его отсутствия участковый милиционер взломал замки и вселил в дом продавщицу Гусеву по указанию председателей сельсовета и местного колхоза, хотя дом не находится на их балансе. Второй год К. Бариев с семьей не может вселиться в купленный дом, и вынужден проживать на квартире.

Открытие национальной библиотеки

22 декабря в г. Карасубазаре (Белогорск) начала работу первая после депортации национальная крымскотатарская библиотека. Жители города и гости, участвовавшие в ее открытии, как будто окунулись на некоторое время в теплую и близкую сердцу атмосферу старого Крыма.

Традиционный кофе, песни и танцы детского ансамбля «Бурулча» и Эльзары Баталовой сменил рассказ-воспоминание о славных земляках карасубазарцах. Среди них Бекир Чобан-заде, Решит Медиев, Амди Герайбай, Абдураим Шейх-заде Алтанлы и др.

От имени Председателя ОКНД М. Джемилева в фонд библиотеки были переданы ценные книги о крымскотатарском национальном движении, изданные за рубежом.

 

Разбазаривают землю

В руки членов ОКНД Карасубазарского района Крыма на днях случайно попал текст договора, подписанного 6 сентября 1990 г. председателем колхоза имени Мичурина Белогорского района Максимовым В.В. и начальником производственного объединения «Арктиктрансгазострой» в г. Надын Тюменской области С.Г. Кушнаренко.

Согласно этому договору колхоз им. Мичурина выделяет 200 земельных участков в селах Мичурино и Лечебное площадью 0,1 га каждый для строительства 200 индивидуальных домов, 50 из которых достанутся в распоряжение колхоза.

Кроме того, Тюменскому объединению будет выделено 1,5 га земли для создания автоколонны и промбазы. Акты о землепользовании переселенцам из Тюмени должны быть вручены до 1 января 1991 года

Председатель ОКНД М. Джемилев по этому поводу направил протест на имя председателя Крымского областного совета Н.В. Багрова, где упомянутый договор расценивается как «новый провокационный акт шовинистических кругов области, которые, несмотря на остроту проблемы возвращения крымских татар на свою Родину, продолжают курс на заселение Крымского полуострова новыми русскоязычными колонистами из областей России».

В протесте содержится требование немедленно аннулировать упомянутый договор и освободить от занимаемой должности председателя колхоза им. Мичурина В.В. Максимова. Предупреждается, что в противном случае «не исключается самовольное занятие крымскими татарами отводимых для русских колонистов земель и новое обострение обстановки в Крыму».

 

Пребывание Мустафы Джемилева в США

По приглашению Американского объединения крымских татар и председателя американского Фонда «Крым» Фикрета Юртера председатель ОКНД Мустафа Джемилев в течение 39 дней находился в США.

17 октября 1990г. в Нью-Йоркском аэропорту имени Дж. Кеннеди М. Джемилева встретили около ста соотечественников.

Сопровождаемый эскортом автомобилей М. Джемилев направился в клуб крымских татар, расположенный в районе Бруклина г. Нью-Йорка. Приветствия по случаю его прибытия в США передала и турецкая радиостанция г. Нью-Йорка.

На следующий день М. Джемилев, председатель Американского объединения крымских татар Иззет Кара и член правления объединений Ремзие Молбайлы посетили супругу покойного генерала Петра Григоренко. Здесь состоялась встреча с правозащитником, председателем образованного в США в 1967 году американского «Комитета в защиту Мустафы Джемилева» Павлом Литвиновым и его супругой Майей Копелевой.

21 октября в крымскотатарском клубе состоялась встреча с конгрессменом от штата Нью-Йорк Стивеном Соларцем, неоднократно выступавшим в защиту прав крымских татар. Он подробно интересовался нынешним положением нашего народа и ситуацией в Крыму, заявил о своей решимости выступать в интересах крымских татар, сообщил о своем намерении посетить Крым. На встрече с конгрессменом присутствовал автор изданной в США в 1977 году книги об Омском процессе М. Джемилева Андрей Григоренко.

На следующий вечер в турецким консульстве Нью-Йорка состоялась встреча с прибывшими из Турции депутатами Меджлиса, которые отчитывались перед представителями турецкой общественности США о деятельности представляемых ими политических партий.

Выступивший на встрече президент Объединения балканских турок в США Ибраим Туна выразил благодарность председателю ОКНД за проведение 28 мая 1989 года демонстрации протеста представителей крымских татар возле посольства Болгарии в Москве против произвола коммунистического режима Тодора Живкова в отношении болгарских турок.

23 октября М. Джемилев и И. Кара рассказали по турецкому радио г. Нью-Йорка о ситуации в Крыму.

На следующий день в Международном литературном центре в Манхеттене председатель ОКНД получил для будущих национальных библиотек Крыма изданные на Западе книги и периодические издания на русском и английском языках, в том числе около 150 экземпляров Корана на русском языке. По одному экземпляру всех полученных книг он передал в библиотеку клуба крымских татар г. Нью-Йорка.

Во второй половине дня по приглашению профессора Эдварда Олворта, редактора изданной в США книги «Татары Крыма: их борьба за выживание», и председателя Фонда им. Исмаила Гаспринского Сеид Ахмеда Кырымча М. Джемилев выступил в Колумбийском университете с лекцией о крымскотатарском национальном вопросе и передал в библиотеку университета комплект материалов и изданий Национального движения крымских татар. Гостю была вручена грамота Фонда им. И. Гаспринского.

Вечером этого же дня состоялась беседа о путях оказания помощи крымским татарам с присутствовавшими на лекции исполнительным директором Центра по изучению прав человека при Колумбийском университете Полом Мартином и Павлом Литвиновым.

26 октября в Принстонском университете (штат Нью-Джерси) состоялась встреча с доктором отдела по изучению Ближнего Востока, профессором Карлом Брауном и преподавателем истории Османской империи и Турции в Принстонском университете уроженцем Крыма, профессором Халилом Иналджиком. Обсуждались вопросы о возможностях обучения студентов и аспирантов крымских татар в этом вузе. Профессор К. Браун обещал оказать содействие решению этого вопроса и пригласил М. Джемилева выступить в удобное для него время с лекцией о проблеме крымских татар перед студентами и преподавателями университета.

По возвращению в Нью-Йорк председатель ОКНД говорил по телефону с супругой А.И. Солженицина — Натальей Солженициной, проживающей в штате Вермонт. В числе прочих тем была затронута недавно опубликованная в советской печати статья А.И. Солженицина «Как нам обустроить Россию», где затрагивается также крымскотатарский вопрос.

При повторной телефонной беседе 31 октября, в этой связи Н. Солженицина передала слова своего мужа о том, что суть крымско-татарского вопроса и предлагаемая им форма его решения была изложена в статье недостаточно верно, так как он не располагал исчерпывающей информацией по этому вопросу. Поэтому он не исключает определенных корректировок в своих взглядах. Одновременно Н. Солженицина сообщила М. Джемилеву о направлении ему в порядке оказания помощи крымским татарам 4 тысяч долларов из Русского фонда.

27 октября гость из Крыма с группой членов Американского объединения крымских татар был приглашен в отель «Холидей-инн Кроун Плаза» на Бродвее, где состоялся бал по случаю 67-ой годовщины Турецкой Республики. В числе присутствовавших на праздничном вечере были постоянный представитель Турции в ООН Мустафа Аксын, турецкий консул в Нью-Йорке Волкан Бозкыр, глава украинской православной церкви США и Канады епископ Всеволод и другие. Здесь в торжественной обстановке президент Федерации тюркских объединений Америки Ата Эрим вручил М. Джемилеву пакет со словами признательности за его «неустанную борьбу за свободу крымских тюрков».

В своей краткой ответной речи М. Джемилев передал собравшимся приветствие от имени своих соотечественников и выразил надежду на поддержку справедливой борьбы крымских татар за свои права всеми прогрессивными силами в мире.

28 октября в крымскотатарском клубе состоялась дискуссия по проблемам крымских татар в СССР и путях оказания им помощи со стороны соотечественников в США. На вопросы присутствовавших отвечали М. Джемилев, Иззет Кара и находившийся в США поэт Эскендер Фазыл. Было принято решение учредить специальный Фонд помощи Национальному движению крымских татар, который будет контролироваться Центральным Советам ОКНД.

На следующий день М. Джемилев, Э. Фазыл и редактор издающегося в г. Бостоне крымскотатарского журнала на английском языке «Краймизн Ревью» («Крымское обозрение») Мубеин Алтан посетили Гарвардский университет, где встретились с известным историком, автором книги «Наказанные народы» профессором Александром Некричем и исследователем творчества Исмаила Гаспринского профессором Эдвардом Лазерини. Они приняли участие в университетском симпозиуме на тему «Роль татар в истории Средней Азии».

31 октября председатель ОКНД и Иззет Кара были приглашены на вечер встречи с гостившей в США супругой президента Турции, председателем турецкого Общества Красного Полумесяца госпожой Семра Озал и конгрессменом от штата Висконсин Джимом Муди. Сеира Озал предложила М. Джемилеву обратиться в письменной форме в правление турецкого Общества Красного Полумесяца с ходатайством об оказании материальной помощи своим соотечественникам. В ходе беседы была достигнута также договоренность о том, что конгрессмен Джим Муди посетит Крым в ближайшие дни для личного ознакомления с положением крымских татар.

1 ноября М. Джемилев совместно с Фикретом Юртером, Рустемом Борлуджа, Фейзи Рахман Юртером и Эскендером Фазылом выехал в г. Вашингтон, где дал интервью русскому отделу радиостанции «Свобода» и узбекскому отделу радиостанции «Голос Америки».

В университете им. Джорджа Вашингтона состоялась встреча с известным советологом и активным деятелем в защиту прав человека профессором Питером Рэдуэйем. Он подарил М. Джемилеву опубликованную в 1968 году в Нью-Йорке книгу «Мустафа Джемилев и крымские татары: Рассказ о человеке и его народе», а также один из номеров английского издания правозащитного журнала «Хроника текущих событий».

Во второй половине дня в госдепортаменте США состоялась полуторачасовая беседа с заместителем госсекретаря США по проблемам СССР, который выразил свое глубокое уважение к национальному движению крымских татар и сообщил о намерении Соединенных Штатов рассмотреть вопрос об оказании практической помощи в восстановлении законных прав нашего народа на своей национальной территории.

5 ноября М.Джемилев посетил Фонд Сороса, где встретился с директором программы «Фонд Сороса — Советский Союз» Энтони Рихтером. Были обсуждены вопросы финансирования Фондом различных программ по возрождению крымскотатарской культуры.

На следующий день состоялась беседа с президентом Балканского отделения Американского Совета по правам человека Ахметом Сандыкчи-оглу.

7 ноября состоялась повторная встреча с профессором Эдвардом Олвортом для обсуждения вопроса об условиях обучения крымскотатарских студентов и аспирантов в Колумбийском университете. Профессор обязался оказать содействие решению этого вопроса и предложил, чтобы выдвигаемые ОКНД кандидатуры предварительно написали ему о том, над какими темами они намерены работать в университете.

Вечером 7 ноября состоялась встреча с директором Всемирной Исламской Лиги Мехди Мукди (Судан), генеральным секретарем Давутом Ассадом (Палестина), директором вещающей на английском языке радиостанции «Голос Ислама» Гази Канканом (Сирия). Обсуждались вопросы реставрации и строительства мечетей в Крыму, снабжения крымских татар религиозной литературой. Было оговорено также, что Всемирная Исламская Лига окажет содействие возвращению крымским татарам для культовых целей здания Джума-Джами в Евпатории.

10 ноября в мечети крымскотатарского клуба состоялся вечер памяти Кемаля Ататюрка и Исмаила Гаспринского на котором выступили И. Кара, М. Джемилев, Э. Фазыл, Ф. Юртер, Р. Молбайлы и другие.

13 ноября председатель ОКНД посетил «Центр за демократию в СССР» и беседовал с его директором Юрием Ярым-Агаевым. В порядке помощи находящимся в палаточных городках крымским татарам «Центр» передал М. Джемилеву лекарства и одноразовые шприцы на общую сумму около 8 тыс. долларов.

16 ноября, после молитвы в мечети клуба крымских татар, состоялась длительная беседа с имамом Хикметом Салджаном и с религиозным атташе турецкого консульства Джемиль Аязом по вопросу религиозного обучения и подготовки имамов в учебных заведениях Турции для мечетей Крыма.

19 ноября М. Джемилев вместе с группой крымских татар встретил в аэропорту Нью-Йорка московскую киногруппу «Нерв», прибывшую в США для съемок фильма о деятельности Петра Григоренко и борьбе крымских татар за возвращение на родину «Мысли по дороге домой».

24 ноября состоялся телефонный разговор с проживающим в Калифорнии автором изданной в 1977 году (и переизданной в 1987 году) книги на английском языке «Крымские татары» профессором Аланом Фишером. По просьбе М. Джемилева профессор безвозмездно передал ОКНД авторское право на издание своей книги в СССР на русском языке.

Американским объединением крымских татар переданы Организации крымскотатарского Национального движения -ценные подарки, в том числе компьютер с принтером, копировальная машина, электрокардиограф, видеоаппаратура, фотоаппараты, диктофоны и другие на сумму более 10 тыс. долларов.

25 ноября, после прощального собрания в крымскотатарском клубе, Мустафа Джемилев вечером вылетел в Москву.

В аэропорту Шереметьево-2 у М. Джемилева были изъяты радиотелефонное устройство и около 200 наименований книг на русском, турецком и английском языках.

Материалы о пребывании М.Джемилева в США опубликованы в ноябрьском номере бюллетеня «Крым» Американского объединения крымских татар, в газетах «Терджиман», «Хурриет», «Тюркиш таймс», «Коламбия Юниверсити Рекорд», «Спектейтер» и других изданиях.

 

Когда Багров говорит правду?

В беседе с депутатом В.Севастьяновым председатель ВС Украины Л.М. Кравчук дал понять, что крымская делегация должна поставить в парламенте вопрос о провозглашении Крымской АССР, чтобы не тратить огромные средства на референдум.

Н.В. Багров, узнав об этом, категорически запретил депутату выступать с подобной «пропозицией». Он дал понять, что автономии нужно не «просить», а «брать» референдумом. Тогда будет повод в феврале следующего года провести референдум о выходе Крыма из состава Украины.

Это было высказано в то время, когда тот же Багров, на страницах «Правды» у6еждает, что настроений о выходе из состава Украины в Крымском аппарате власти нет.

В. Ласкин

Глас народа — глас..?

На собрании крымских татар Первомайского района были избраны для работы в районном отделении Комитета по делам депортированных народов Э. Меметов, С. Смаилов, Д. Абдуллаев. Однако председатель Первомайского райисполкома А.В. Корнейчук не согласился с этим решением. Он заявил, что больше симпатизирует кандидатуре Эбазера Абсеттарова, выдвинутой на этот пост Ю.Б. Османовым. Последнему на состоявшемся 18 декабря в Сарыбаш (Аграрный) собрании был задан вопрос: почему он, минуя все районные инициативные группы, дал согласие работать в Комитете? Э. Абсеттаров ответил, что он ничего не знает — его пригласили в райисполком и предложили эту должность.

Вопрос пока остается открытым. Но кто же все-таки будет в Первомайском районе выступать «от имени народа» — действительные представители этого народа или представители Юрия Бекировича?

 

Опять поиск «врагов народа»

Идеологический отдел Крымского обкома КП Украины направил в конце октября 1990 года во все низовые партийные организации очередную секретную инструкцию о том, как следует бороться с теми, кто не разделяет ею политических взглядов. Документ этот называется «Ориентировка о деятельности некоторых оппозиционных КПСС политических структур». Он датирован 26 октября 1990 года.

Мы публикуем полный текст этого любопытного документа, который не нуждается в особых комментариях и сам по себе достаточно красноречиво характеризует его составителей. Хотим лишь заострить внимание читателей на некоторых его моментах, которые более рельефно показывают нравственный облик коммунистических идеологов.

Например, утверждается, что якобы в числе программных целей ОКНД значится «вытеснение русскоязычного населения и создание в перспективе по типу исламской республики». С русской грамматикой у этих идеологов, видимо, не все в порядке, но в общем-то понятно, о чем они хотели поведать своим подчиненным: ОКНД намеревается создать в Крыму государство исламского типа, где русским житья не будет.

На самом же деле, ни в Уставе ОКНД, где четно сформулированы его цели и задачи, ни в иных его документах не говорится о чем-либо подобном. То есть идеологический отдел обкома здесь откровенно лжет и дает инструкцию лгать своим низовым организациям.

Характеризуя лидеров УРП и ОКНД, которые, судя по тексту «ориентировки», являются наиболее беспокоящими обком о6щественно-политическими силами, авторы аккуратно перечисляют их судимости и статьи, по которым они были судимы, с изложением их доперестроечных формулировок, но их слова не говорят о том, что «дела» против них сфабрикованы стражами режима в целях расправы за их политическую и правозащитную деятельность и что большинство этих статей уже отменены или изменены, ибо были явно антиконституционными. То есть словно и не было для коммунистически» идеологов Крыма перестройки — они продолжают жить в своем затхлом мирке ненависти и нетерпения к людям, придерживающимся иных политических взглядов.

Особенно интересны «рекомендации» обкома низовым организациям в той части, где говорится о том, как бороться с оппозиционными партиями и движениями. Ну взять хотя бы предписание «не допускать митингов и всякого рода подстрекательских действий с их стороны». Стало быть, все митинги, если они организовываются «не партийными органами, приравниваются к «подстрекательским действиям» Вот так партия авангард перестройки и демократизации общества!

Другой пункт «рекомендаций» предписывает «партийным и советским организациям оперативно информировать о деятельности оппозиционных партий и движений». Правда, не уточняется, куда конкретно нужно оперативно информировать, но в этом, видимо, нет необходимости — партия за более чем семь десятилетий своей позорной и кровавой деятельности сама хорошо уже усвоила, куда в первую очередь нужно стучать. Однако уже то, что в редакции «Авдета» сей сугубо секретный документ обкома принес и попросил опубликовать член КПСС, дает основание думать, что не все в этой партии окончательно потерянные для будущего демократического общества люди.

Украинская республиканская партия (УРП) ставит целью: создание Украинской независимой демократической республики вне СССР; отрицание социалистического пути развития. Организаторы и активисты УРП — Л. Лукьяненко, В. Калинец, Л. Танюк, Е. Гринив, В. Смертанин и другие.

Проводят акции: митинги протеста, сбор подписей против заключения Союзного договора; бойкот осеннего призыва в армии, призывают не служить вне УССР; отзыв народных депутатов-коммунистов из Верховного Совета Украины и замена их сторонниками УРП и другими так называемыми «демократами» с целью создания в парламенте их большинства и выражения недоверия правительству, проведения новых досрочных выборов.

В Крыму распространяют свои обращения по этому поводу, а также о том, что «выход Крыма из состава УССР инспирируется Кремлем и чиновниками из административно-командной системы. Об акциях действия договариваются с руководством крымскотатарского движения (ОКНД).

По инициативе РУХа и УРП в республике создано «Общество запорожских казаков», которое представляет собой новый канал идеологического влияния на молодежь.

В деятельности ОКНД (Р.Чубаров, Э.Меджитов, С.Кадыров и другие) более четко обозначились тенденции к ее преобразованию в националистическую буржуазно-демократическую партию типа «Милли-Фирка» со следующими программными целями:

- отрицание социалистического пути развития Крыма;

- исламизация и тюркизация всех сторон жизни;

- вытеснение русскоязычного населения и создания в перспективе по типу исламской республики. Усиливаются связи с тюркской эмиграцией на Западе.

Членом Центрального Совета ОКНД Р. Джемилевым ведется работа по созданию комитета «социальной защиты» крымских татар. Начат выпуск газеты «Авдет». Идет подготовка к съезду крымских татар курултаю в конце года. В октябре и ноябре намечено провести массовые выступления.

Известно, что проблема статуса Крыма используется как предмет политических спекуляций другими организациями: народным фронтом Крыма, Демократической партией Крыма, лидерами которой являются Дмитриев А.М. и Лось А.Н., рядом других движений Украины. В связи с этим рекомендуется:

- разоблачать сущность деятельности оппозиционных партий;

- вести разъяснительную работу по материалам и документам областной сессии народных депутатов;

- активизировать взаимодействие с национальным движением крымских татар (НДКТ) и осуждать действия ОКНД;

- усилить внимание к деятельности местных организаций РУХа и других обществ в защиту украинского языка, экологии и др.

- разоблачать попытки обелить и сделать национальными героями, борцами за независимую, свободную Украину такие образные фигуры, как Петлюра, Бандера, Шухевич, Шептицкий, Мазепа и др. Эти и другие «исторические вопросы» и т.н. «белые пятна» в Украинской истории необходимо правдиво раскрывать в печати, в политической информации;

- необходимо обращать внимание на характер и поведение студентов, молодежи, всякого рода «эмиссаров» и представителей из западных областей Украины, из Киева, не допускать митингов и всякого рода подстрекательских действий с их стороны;

- партийным и советским организациям оперативно информировать о деятельности оппозиционных партий и движений, о положении в Крыму и других регионах страны.

 

О лидерах УРП И ОКНД

Лукьяненко Левко Григорьевич, 1927 года рождения, уроженец с. Хриповка Городянского района Черниговской области, с высшим образованием (МГУ, юрист), депутат Верховного Совета УССР, председатель УРП, судим по ст.62 -антисоветская агитация и пропаганда, ст.64 организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветских организациях, в совокупности с др. ст. приговорен к высшей мере наказания, заменена на 15 лет лишения свободы; 1977 г. по ст.62, ч. 2 — к 10 годам л/с, 5 годам ссылки.

Хмара Степан Ильич, зам.председателя УРП, депутат Верховного Совета УССР. 1937 года рождения, уроженец с. Бобятин Сокольского района Львовской области, с высшим образованием (врач-стоматолог), судим: 1980 г. по ст.62 ч.1 (антисоветская агитация и пропаганда), ст.150 (занятие частнопредпринимательской деятельностью), ст. 151 (коммерческое посредничество) УК УССР, приговорен к 7 годам ИТЛ и 5 годам ссылки.

Черновил Вячеслав Максимович, депутат Верховного Совета УССР, 1938 года рождения, уроженец с. Ерки Черкасской области, образование высшее (журналист), судим по ст.187 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй), ст. 121 (развращение несовершеннолетних), ст.162 (антисоветская агитация и пропаганда).

Джемилев Мустафа, 1943 года рождения, уроженец Судакского района Крымской области, с незаконченным высшим образованием (в 1965 г. отчислен за недостойное поведение и академические задолженности из Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства), имеет 7 судимостей: 1966 г. — по ст.70 ч. 1 УК Уз ССР (уклонение от призыва на воинскую службу) приговорен к 1,5 годам л/с; 1970 г. по ст.190-1, ст.191-4 (распространение заведомо ложных измышлений…) УК УзССР к 3 годам л/с; 1974 г. по ст.199 ЦК УзССР (уклонение от военных учебных сборов) — 1 году ИТК; 1976 г. — по ст.190-1 УК РСФСР — к 2,5 годам л/с. 1979 г. — по ст. 199 ч.3 УК УзССР ( нарушение правил административного надзора) — к 4 годам ссылки; 1984 г. — по ст.191-4 УК УзССР — к 3 годам л/с с содержанием в ИТК строгого режима; 1986 г. — по ст. 188 ч.1 УК РСФСР (злостное неповиновение представителям ИТУ) — к 3 годам л /с условно с испытательным сроком 5 лет. Нигде не работает, находится на содержании движения, как председатель Центрального Совета ОКНД, проживает в г. Бахчисарае. В движении участвует с начала 1960-х гг., приверженец националистической, пантюркистской его направленности, конечной целью своей «борьбы» ставит создание «независимого исламского государства в Крыму, важное значение в связи с этим придает расширению контактов с правительственными, финансовыми, мусульманскими кругами США, Турции, ФРГ и Саудовской Аравии, консолидации с самостоятельными общественными объединениями антисоциалистической и сепаратистской направленности. В настоящее время совершает поездку по США.

ДЖЕППАРОВ Абдурешит Шерфетдинович, 1957 года рождения, уроженец г. Бекабад Ташкентской области, со средним образованием, нигде не работает, содержится на средства «движения», будучи «освобожденным общественным деятелем», проживает в г. Белогорске. Член ЦС ОКНД, возглавляет т.н. «отдел по связям с демократическими движениями СССР». Сторонник экстремистских мер в борьбе, нетатарское население считает «биомассой», которая после воссоздания государственности должна покинуть территорию Крыма. За грубое, высокомерное отношение и принятие не согласованных решений в октябре с.г. отстранен от руководства Белогорского районного отделения ОКНД.

УМЕРОВ Бекир Рустемович, 1958 года рождения, уроженец г. Маргилан Ферганской области, с высшим образованием (инженер-строитель), проживает в с. Самохвалово Бахчисарайского р-на, бетонщик ПМК-37. Член ЦС ОКНД, фанатично предан «движению», сторонник М. Джемилева. В декабре 1989 г. активно участвовал в оказании физического сопротивления работникам милиции при ликвидации «палаточного лагеря» в с. Запрудное.

УМЕРОВ Ильми Рустемович, 1957 года рождения, уроженец Ферганской области, с высшим образованием (медицинским), проживает в г. Бахчисарае. Не работает, находится на содержании «движения» как член исполкома ЦС ОКНД. Всецело поддерживает позиции М. Джемилева в ориентации на Запад и придании «движению» пантюркистской направленности.

КАЙБУЛЛАЕВ Шевкет Энверович, 1954 года рождения, уроженец Ташкентской области, с высшим образованием (ТашГУ, истфак), проживает в с. Родниковом Симферопольского р-на, судим в 1978 г по ст. 177 ч.1 (обман заказчика) УК УзССР приговорен к 1 году л/с. Не работает, материально обеспечивается за счет «движения», член ЦС ОКНД — ответственный секретарь, возглавляет редакцию неофициального журнала «Къасевет»

КАДЫРОВ Синавер, 1954 года рождения, с высшим образованием, проживает в г. Симферополе без прописки, судим в 1985 г. по ст. 190- 1 УК УзССР приговорен к 3 годам л/с, не работает, член ЦС ОКНД, находится на содержании «движения», возглавляет т.н. «штаб» по самозахватам земельных участков.

Анализ проведенных фактов и других данных позволяет сделать вывод о наличии предпосылок для консолидации оппозиционных структур на платформе требований досрочных выборов в Советы народных депутатов всех уровней на многопартийной основе.

Можно прогнозировать вероятный раскол депутатского блока «демократический Крым» в областном Совете, выделение из него небольшой группы депутатов из числа, «непримиримых», неудовлетворенных наметившимся конструктивным характером взаимоотношений руководителей блока с президиумом Совета и обкома партии. При этом новая депутатская группа «непримиримых» может взять на себя функции координации деятельности всех оппозиционных структур.

26.10.90.

Джим Муди: «Движение крымских татар законно»

29 ноября в Крым по приглашению председателя ОКНД М. Джемилева прибыл член Конгресса США Джим Муди. За те несколько часов, которые были в его распоряжении, гость посетил лагерь наших соотечественников у пос. Кореиз. Ознакомившись с условиями жизни людей и побеседовав с группой крымских татар, державших голодовку, он любезно согласился ответить на некоторые вопросы нашего корреспондента.

Корр.: Цель Вашего приезда в Крым»

- Ознакомиться с положением крымских татар, возвратившихся в Крым после 46 лет изгнания, и выяснить, с какими проблемами они здесь сталкиваются.

Корр.: Знали ли Вы до сегодняшнего дня о проблеме крымских татар?

- Конечно, я знал о главных проблемах, но, пользуясь своим визитом сюда, хотел бы уточнить подробности. Цель моего приезда в СССР — посетить Азербайджан, Баку. Но по пути туда мне хотелось получше изучить обстановку в Крыму.

Корр.: Ваши первые впечатления от Крыма?

Это богатая и очень красивая земля. Если вокруг Симферополя пейзаж довольно обычный, то по дороге в Ялту видишь великолепные места. Поэтому мне вполне понятно желание крымских татар вернуться на свою прекрасную Родину.

Корр.: Еще недавно в советской прессе одной из самых популярных тем об «ужасах капитализма» была тема угнетения в США индейцев и негров. Что Вы об этом думаете?

- Несколько столетий назад индейцев в США действительно угнетали, но сейчас у них нет в этом плане проблем. Что касается негров, то, конечно, 300 лет назад они были доставлены в Соединенные Штаты как рабы, и отголоски этого сохранились у негров в виде определенного комплекса. В связи этим есть и свои, чисто нравственные проблемы.

Корр.: Справедлива ли, по-вашему, борьба крымских татар за возвращение на Родину?

- Да, конечно, каждый народ имеет право жить там, где он хочет, и народ, изгнанный с Родины, имеет право бороться за свое возвращение, особенно если он не применяет насилия и борется мирными средствами. Советское правительство подписало Хельсинское соглашение, которое гарантирует право жить всех на своей земле. И в этой связи движение крымских татар за реализацию этого права вполне законно.

Корр.: Мы знаем, как глубоки демократические традиции в Америке, как уважаются там права человека и те, кто за них борется. Может ли ваша страна помочь крымским татарам в их справедливых стремлениях?

- Я думаю, что не только Соединенные Штаты, но и другие страны могут помочь, хотя бы в плане моральном, освещая проблему крымских татар в своих средствах массовой информации. Что касается помощи материальной, то она может быть предоставлена лишь в рамках соглашений с СССР или Украиной (я говорю о помощи в виде правительственной программы). Хотя возможна поддержка от общественных организаций или частных лиц.

Корр.: Чем может быть полезен для крымских татар Ваш визит?

- Как член Конгресса, представляющий интересы тюркоязычного населения Соединенных Штатов, я обращу внимание турецкой общественности США на ваши проблемы. Кроме того, Конгресс США может оказать давление на советское правительство после того, как я сообщу там о ситуации в Крыму. Тем более что советское правительство очень чутко относится к мнению мировой общественности и особенно США.

Беседу записала Л. Буджурова

Из истории Национального движения
Дело о «Союзе крымскотатарской молодежи»

(Продолжение. Начало в № 11).

Потом решили проголосовать за принятие и утверждение всего этого. Некоторые предлагали внести кое-какие изменения в проекты Устава и программы. Но подавляющее большинство проголосовало «за» без оговорок. Лично я голосовал за принятие без изменений как Устава, так и программы. Только я не согласен был с формой членского билета. Я предлагал заменить на фотографии том сочинений Ленина Уставом ООН или Всеобщей декларацией прав человека.

В организации предполагалось несколько отделов: отдел связи, финансовый, исторический и даже особый отдел, в функции которого должно было войти наблюдение за тем, чтобы в организацию не проник провокатор. Я очень хотел попасть в особый отдел, но мою кандидатуру отклонили и поручили руководить историческим отделом, т.е. группировать вокруг себя любителей истории, заниматься изучением и составлением истории крымскотатарского народа, писать полемические статьи против ее фальсификаторов, организовывать сбор произведений устного народного творчества.

Когда почти все уже было согласовано и договорено, попросил слово один из новичков. Звали его Велит Газиев. Возраст его был несколько старше среднего возраста присутствовавших. Он категорически был против клятв, Устава, программы и членских билетов, назвал все это ненужной мишурой. И вообще, идею об организации он назвал авантюрой, которая может свести всех в тюрьму.

- Пересажают всех, как бы много нас ни было, — кричал он. — Власти, которые могут содержать одновременно под стражей миллионы заключенных, как-нибудь найдут место и для 400 тысяч крымских татар, если вы считаете, что нас поддержит весь наш народ. Смогли же они выслать всех нас, да и не только нас, поголовно со своей родины. Так действовать нельзя!

Кроме того, он говорил, что наша затея может быть использована властями для новых наступлений на права нашего народа в целом, как новый аргумент в подтверждение бытующего в официальных кругах мнения о будто бы враждебности крымских татар к Советской власти, что этой организации непременно приклеят ярлык «антисоветской» или антикоммунистической», даже если она будет более коммунистической, чем сама КПСС.

- Да вы где живете?! Спуститесь с небес на нашу грешную землю! – насмехался он над нами.

Сам он ничего конкретного взамен не предлагал, и на вопрос: «Как же по-твоему надо действовать?» — отвечал, что надо подумать.

Его выступление внесло некоторый разлад в среду присутствовавших; появилось несколько его сторонников, которые начали поговаривать, что, может быть, следует повременить с принятием Устава и прочего. Еще Велит добился согласия большинства на то, чтобы немедленно уничтожить всякие записи, списки и впредь не вести никаких протоколов собраний. Я лично о нем подумал тогда, как о трусе и паникере, которого больше не следует допускать на наши собрания.

Под конец собрания было решено считать, что ни Устав, ни программа, ни клятва и ни образец членских билетов пока не приняты, считать, что организация пока не существует. Договорились встретиться через две недели.

Собрание закончилось в 8 утра, и я сразу вместе с одним товарищем уехал в «свой» район, где я «шефствовал» и где уже была небольшая (11 человек) «ячейка» поддерживающих нашу затею молодых людей. Таких «ячеек» было уже несколько — в ВУЗах, заводах, районах и даже в другой области.

Вернулся я в Ташкент через день и услышал печальное известие. Оказывается, в тот же день, 8 апреля утром, через некоторое время по окончании собрания, сотрудниками КГБ были произведены несколько арестов. Были арестованы:

ОМЕРОВ МАРАТ, работавший сменным мастером на тракторосборочном заводе.

ГОДЖЕНОВ РЕФАТ — студент физического факультета Ташкентского университета.

УМЕРОВ СЕИТ АМЗА — единственный тогда среди крымских татар студент юридического факультета того же университета.

АСАНОВ АХМЕД — хозяин дома, где проводились наши собрания, работавший шофером.

В их домах были произведены обыски, изъяты кое-какие записи, стихи; из печки в доме Ахмеда были выгреблены разорванные, но не сожженные протоколы наших собраний. Эти клочки бумаг были в КГБ аккуратно склеены и использовались потом, как основные обвинительные документы.

Товарищи были растеряны, взволнованы, хотя внешне старались казаться хладнокровными. Все считали, что это дело рук какого-то предателя; начались взаимные подозрения. Кто-то предлагал расклеить в городе листовки с протестами против арестов.

Через три дня после ареста товарищей мы решили провести у здания КГБ демонстрацию протеста. Собрались мы утром в 10 часов у этого здания на улице Ленинградской, человек 50, подумали и решили, что надо сначала поговорить с ними «по-хорошему».

Нас принял сам председатель КГБ при СМ УзССР генерал Наймушин. В огромном, застеленном коврами кабинете, на высоком кресле сидел крупный человек, окруженный телефонами со световой сигнализацией, и попивал чай.

Первые слова, которые сказал нам генерал после того, как мы заняли стоявшие у стен стулья, были:

- Так, так. Значит теперь уже не боитесь и в КГБ заходить! А вдруг мы вас отсюда больше не выпустим ?! Хо-хо-хо!… Это он так шутил.

Недалеко от генерала за длинным отдельным столом и на диване возле стены сидели чины поменьше, которые ему во всем поддакивали; особенно один, сидевший за длинным столом подполковник-армянин, который на все слова генерала усердно кивал головой и тоже что-нибудь добавлял.

Разговаривал генерал с нами развязно, грубо осекая тех, кто ему противоречил.

- Как же! Знаю и чечен, и крымских татар, — говорил он, развалившись на кресле. — Знаю, за что их выслали. Вы знаете, что там творилось? Какое там было сплошное предательство! Я был в Чечне и в Крыму. У меня до сих пор еще в плече чеченская пуля -врачи вынуть не могут. Так что…

Он долго доказывал нам, что мы неблагородные люди, потому что «несмотря на все» государство дало нам право на труд, на отдых, на образование, избирательное право, а мы, неблагодарные, вместо бесконечных благодарностей партии и правительству участвуем в националистических, антисоветских сборищах, выдвигаем какие-то необоснованные требования; доказывал, что Крым — это исконная земля русских и что у нас нет никаких оснований требовать возвращения туда.

Нас он, можно сказать, вообще не слушал. Помню, я начал ему говорить, хотя это, правда, было не к месту, насчет того, что печатается многочисленная литература по истории Крыма, где содержатся оскорбления в адрес нашего народа и что это разжигает межнациональную рознь… Генерал, не дав мне досказать фразу, махнул рукой, приказывая сесть на место, и обрубил:

- А вы не читайте историю Крыма. Она вам ни к чему. Читайте Историю СССР в целом, и для вас этого достаточно.

Вообще мы пришли туда неподготовленными, надеясь каждый друг на друга. Да и шутка генерала, наверное, оказала свое воздействие. Так что, в основном, говорил он. Притом, когда кто-нибудь из наших просил слово, в первую очередь подполковник-армянин спрашивал его фамилию, место работы или учебы, еще какие-нибудь подробности насчет личности желанного высказаться и записывал, и это, естественно, сковывало ребят, наталкивало на размышления о возможных последствиях.

И генерал без помех развивал свое красноречие:

- Мы заняты важными государственными делами. Мы разоблачаем вражеских агентов и их пособников. А вы своими действиями помогаете им, отвлекаете наши силы… Хотите, мы вам сейчас покажем продукцию, конфискованную у разоблаченных нами евреев валютчиков? — глаза генерала посветлели, и по его знаку несколько человек принесли 15-20 небольших стеклянных ящиков с золотыми часами, кольцами, драгоценными камнями.

- Это еще мизерная часть, которую мы приготовили для выставки, — самодовольно усмехался генерал.

- Вы нас неправильно поняли, товарищ генерал, — говорит через некоторое время один из наших — студент Ташкентского университета Эскендер Ибраимов. — Мы пришли сюда не для того, чтобы слушать ваши мемуары и глазеть на отобранное вами у кого-то добро. Мы пришли спросить о судьбе наших товарищей, которых вы незаконно арестовали.

Генерал переменился в лице, вскочил с места, и по его знаку начали быстро уносить ящики с драгоценностями. Сузив глаза, он начал рычать:

- Мы могли пересажать вас всех, да пожалели. За такое дело несколько лет назад мы вас всех бы расстреляли, потому что ваши действия на руку врагам. Среди вас, я вижу, есть люди, которых мы напрасно пожалели!..

- Положим, не из жалости вы оставили нас на свободе, а из боязни большого шума, — отпарировал кто-то из наших.

- Да будь у вас возможность, вы всех крымских татар пересажали. Это видно по вашим словам, -поддержал его другой, кажется, Баев Гомер.

- Мы как раз пришли сказать, что арестованные вами люди — такие же, как и мы, участники этого дела, а не руководители, как вы их хотите представить, — добавил Эскендер.

Дальше генерал ничего вразумительного не говорил, а только угрожал персонально каждому, кто что-либо выкрикивал, и подполковник с трудом успевал записывать фамилии бросающих реплики.

Ушли мы оттуда злые. При выходе Эскендер со словами: «Я не хочу оставлять здесь свой автограф» — вырвал у дежурного список вошедших на прием, поданный нами при входе в здание по их требованию, и разорвал. Дежурный КГБ, пораженный, по всей вероятности невиданным в этих мрачных стенах нахальством посторонних посетителей, растерянно глядел на сопровождающего нас к выходу офицера.

Годженов Рефат и Асанов Ахмед пробыли в заключении недолго. Их освободили за «недостаточностью обвинительных материалов».

(Продолжение следует).

 

Прокуратура на стороне провокаторов

В № 5 «Авдета» мы рассказали о провокации против группы крымских татар на сходе граждан с. Запрудное (Дегирменкой) Алуштинского района 9 сентября 1990 г. Прокурору Крымской области было направлено заявление с требованием о возбуждении уголовного дела по факту хулиганских действий против лиц крымскотатарской национальности и действий, направленных на разжигание межнациональной вражды.

Недавно (через 3 месяца после случившегося) получен ответ от зампрокурора г. Алушты М.В. Любинецкого, в котором он отказывает в возбуждении уголовного дела.

Процитируем лишь одну часть полученного постановления.

«В ходе проверки обнаружены и изъяты 10 плакатов, которые перед началом схода были выведены в клубе гражданами Кравченко, Тезиной и Богачук. Содержание этих плакатов следующее: «Вечная память павшим от рук крымскотатарских националистов», «Не допустим татаризации Крыма», «Историческая родина крымских татар — Монголия!», «Память народа жива, ее не уничтожат никакие декларации»… «От татарских рук не должны гибнуть наши дети!» На последнем плакате имеются три фотографии, на которых сфотографированы похороны школьника из с. Плодовое Пампуха Андрея, который был убит в клубе этого села гражданином крымскотатарской национальности.

Содержание указанных плакатов не направлено на возбуждение национальной и расовой вражды или розни, на унижение национального достоинства лиц крымскотатарской национальности, и поэтому здесь не имеется состава преступления»!

Так закладывается в строительство правового государства крымский кирпичик.

 

Учатся в Казани

В ноябре минувшего года группа крымскотатарских ребят выехала в г. Казань для поступления на подготовительные отделения различных вузов Татарии. По ходатайству Татарского Общественного центра Совет Министров Республики Татарстан обратился к руководителям учебных заведений с просьбой выделить для крымчан бронь. В большинстве случаев пошли навстречу. В результате слушателями подготовительных курсов казанского госуниверситета инженерно-строительного и педагогического институтов стали 10 человек. Всего же за последние два года в вузы республики поступило около 30 наших соотечественников.

Выражаем признательность общественным и государственным организациям Республики Татарстан, помогающим нашему народу в подготовке национальных кадров, и надеемся, что это станет доброй традицией, восстанавливающей давние исторические и культурные связи между Крымом и Татарстаном.

 

По поводу референдума

Резолюция
Центрального совета Народного движения Узбекистана «Бирлик» по поводу проведения референдума для определения будущего государственного устройства Крыма

27 ноября 1990 г.г. Ташкент.

Народное движение Узбекистана «Бирлик» всецело поддерживает справедливые требования крымскотатарского народа о возвращении на Родину — в Крым и восстановлении своей национальной государственности.

В связи с этим глубокую обеспокоенность вызывает решение внеочередной сессии Крымского областного Совета народных депутатов от 12.11.90 г. проведении 20 января 1991г. референдума с целью определения нового государственного статуса Крыма.

Согласно международно-правовым принципам, каждый народ вправе сам определять свою судьбу, то есть решать вопрос о государственном устройстве своей Родины. Поэтому вышеуказанное решение Крымского областного Совета является по существу грубейшим попранием права крымскотатарского народа на самоопределение.

Необходимость принятия настоящей резолюции обусловлена еще и тем, что референдум предполагается провести не только среди всего нынешнего (на 98% русскоязычного) населения Крыма, но и среди крымских татар, проживающих в Узбекистане, Казахстане и других регионах после депортации 1944 года.

В связи с вышеизложенным, Народное движение Узбекистана «Бирлик» выражает решительный протест антидемократическим действиям руководства Крыма и считает, что государственность крымскотатарского народа должна быть восстановлена без всякого рода предварительных референдумов. Мы полагаем, что цинизм приглашения Крымским облсоветом крымских татар для участия в референдуме очевиден для каждого здравомыслящего человека. Поэтому мы обращаем внимание Верховного Совета Узбекистана на то, что сам факт проведения референдума Крымским областным Советом на территории республики будет свидетельствовать о признании ее руководством правомочности и, соответственно, поставить под сомнение возможность осуществления узбекским народом своего права на самоопределение.

Сопредседатели Центрального Совета:
Б. Ташмухамедов, А. Пулатов, Ш. Исматуллаев

 

Проигнорировали право народа

12.11.90 г. прошла внеочередная сессия областного Совета народных депутатов, где были принята декларация и Решение о проведении референдума по статусу Крыма. Сделан решительный шаг в вопросе восстановления автономии.

Но почему этот, казалось бы, справедливый шаг, оставил противоречивые чувства? По-моему, дело в том, что этот процесс власти вчерашнего дня используют для сохранения и расширения своих позиций: оскорбительно принижается крымскотатарский фактор, искажается история. Все это, понятно, не может способствовать нормализации положения в Крыму, порождает как ответную реакцию, некоторый экстремизм.

Как известно, Ленин учил не путать национализм наций угнетающих и национализм наций угнетенных. В национализме угнетенных наций, говорил он, есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения. Напрашивается вопрос: возможно ли построить справедливое общество, заведомо вкладывая в его фундамент зло?

Можно спорить о том, какие народы жили в Крыму, но бесспорно то, что все они имеют свое продолжение в лице нынешнего крымскотатарского народа, а мы, новое население Крыма, не имеем к ним никакого отношения. Можно спорить или не спорить о том, какая была автономия (национальная или территориальная), но бесспорен тот факт, что первопричиной образования автономии является наличие коренного народа, его национальный вопрос на данной территории. Именно отсутствие его (после депортации в 1944 г.) позволило Сталину в 1945, 1946 годах ликвидировать автономию, а комиссии Громыко сделать вывод о «неправомерности создания автономии». Выводы же Госкомиссии Янаева рекомендуют восстановить автономию в связи с началом решения крымскотатарского вопроса. Правда, власти «забыли» ознакомить общественность с текстом выводов.

Можно спорить или не спорить о правомерности участия или неучастия миграционного населения в решении судьбоносных для коренного народа вопросов, но бесспорен тот факт, что сам коренной народ просто обязан участвовать в решении своей судьбы. Но власти проигнорировали это право и ничего не сделали, чтобы полномочные представители крымскотатарского народа, хотя бы на равных, участвовали на внеочередной сессии.

Надо обратить внимание на то, что именно возвращение коренного народа позволило нынешнему населению участвовать в строительстве государственности, а в будущем позволит воспользоваться ее плодами, чего, конечно же, просто невозможно было бы в рядовой области. Сейчас нет мононациональных регионов, но мы видим на примере Молдовы, чем оборачивается сепаратизм и претензии некоренной части населения на национальной территорию, «интернационализация» ее.

Советский Союз состоит, в отличие от США, из национальных территорий, поэтому «интернационализация», аннексия национальных территорий — преступна, ведет к кровопролитию. Другое дело, удовлетворение культурных, национальных потребностей, соблюдение гражданских прав некоренного населения. В принятой декларации утверждается незаконность актов 1945, 1946 годов, создан миф о наказании «народа» Крыма (имеется в виду нынешнее русскоязычное население), который опровергается таким фактом, как отсутствие этого самого «народа» в 45-46 годах в Крыму. Для того, чтобы обосновать этот миф, делается попытка протянуть ниточку от 1921 года, когда народ Крыма (с крымскими татарами) получил право на государственность до 1945 года, когда «народ» Крыма (но уже без крымских татар) был лишен «права» на государственность. Причем эта нить перескакивает через 1944 год, как будто его и не было, поэтому широкая общественность не знакома ни с содержанием указа ГКО, ни с Декларацией ВС СССР.

Ю. Мешков

Как заявил представитель Караимского общества культуры В.М. Лебедевич, члены их общества не подписывали опубликованное в областной прессе «О6ращение национально-культурных обществ Крыма к населению области» с призывом принять активное участие в референдуме. Тем не менее секретарь обкома Л.И. Грач включил Караимское общество культуры в список подписавших. В. Лебедевич также сказал, что у караимов с крымскими татарами во все периоды истории были самые великолепные отношения.

В связи с тем, что караимов в Крыму всего около одной тысячи человек, большинство которых составляют люди пенсионного возраста, Караимское общество культуры придерживается нейтралитета во всех политических спорах и хотело бы заниматься только вопросами культуры своего народа.

 

Симферопольский район

Под всевозможными предлогами затягивается оформление земельных участков, самостоятельно занятых крымскими татарами вокруг города. Один из таких предлогов — требование представить свидетельство, что обратившийся является уроженцем Симферополя. Работниками исполкомов также выдвигаются требования о сносе части времянок.

***

17 декабря около 150 наших соотечественников заняли приемную и кабинет председателя Симферопольского райисполкома, а также коридор и холл 1 этажа. Они отказались покинуть их до тех пор, пока не будут рассмотрены вопросы узаконения городков крымских татар, расположенных на территории района. Во второй половине дня председатель райисполкома А.К. Маслов и его заместитель А.С. Глобин вынуждены были обсудить вопрос о самостроях с представителями городков и подписать протокол о мерах по оформлению земельных участков, отдать распоряжение о выдаче купонов непрописанным крымским татарам. Занятые помещения были освобождены в 18 часов.

В этот же день около 60 крымских татар собрались в здании Симферопольского горисполкома. В малом зале перед ними выступил зампрсдседателя В. Марченко. Достигнута договоренность о рассмотрении с 18 декабря документов крымских татар, проживающих в микрорайоне «Белое».

***

28 декабря 1990 г. крымские татары заняли для семьи Эдие Аппазовой переселенческий дом в с. Заречном. В 1989 году, во время известных ферганских погромов, дом Э. Аппазовой был сожжен, а ее семья вывезена в Смоленскую область. После многодневного пикетирования здания Крымского обкома беженцы из Ферганы были расселены по районам области. Семью Аппазовой разместили в общежитии совхоза «Перевальный». Ей должен был быть выделен первый сданный в совхозе переселенческий дом. Однако осенью 1990 г. выяснилось, что директор совхоза Лущан выделил готовый дом некому «беженцу из Грузии» Фиданяну, приехавшему в Крым в августе 1990 г. После неоднократного предупреждения наши соотечественники вынуждены были воспрепятствовать вселению в дом Фиданяна и помогли перебраться в него семье Аппазовой.

 

Кировский район

Несмотря на то, что в районе г. Старый Крым для крымских татар было выделено 50 га земли под индивидуальное строительство, ни одного участка они не получили. Вместо них на этой земле 50 участков получили русскоязычные жители.

***

Около 25 семей крымских татар испытывают на себе «прелести» организованного переселения. Ссылаясь на то, что район «выполнил» план принятия возвращающихся людей на текущий год, власти отказывают им в прописке.

 

Помощь друзей

Все честные люди стремятся хоть как-то помочь крымским татарам, возвратившимся на землю предков и ныне живущим в городках-самостроях. Большегрузными автомобилями, контейнерами, посылками в Крым прибывают теплые вещи из Казани, Москвы, Львова. Денежные пожертвования переданы из Риги (районное отделение НФЛ), Геттингена, ФРГ («Общество защиты находящихся под угрозой исчезновения народов»). Студенты Суриковского института и художница Нина Кибрик (Москва) передали в дар жителям самостроев свои работы по крымской тематике.

Мы также благодарны за поддержку борьбы нашего народа за восстановление своей национальной государственности. В одной из посылок из Львова было найдено письмо следующего содержания:

«Дорогие соотечественники! Моя семья и мои земляки очень рады вашему возвращению на свои родные территории, принадлежавшие вам веками. Мы знаем, что у вас есть сейчас много трудностей с трудоустройством, жильем, бытом. Областной Совет во главе с его председателем Багровым не желает вам помочь, а наоборот, чинит препятствия в создании вам человеческих условий, игнорирует законное стремление крымскотатарского населения на реализацию своего законного права — права на самоопределение нации на своей исторической территории.

На 20 января под знаком «татарофобии» готовится референдум. Какое право имеют чиновники проводить референдум на земле, которая им не принадлежит, когда из Крыма выселено его коренное население — татары?

Багров и его компания спешат, напуганные тем, что демократические силы на Украине с пониманием относятся к проблемам крымскотатарского населения и готовы помочь в восстановлении исторической справедливости.

Крымскотатарские вопросы должны решать сами татары, а не пришельцы — Багровы! В вашем доме — ваша воля!

С уважением О.М.Шарко.

***

Профорганизация Камского завода ЖБИ-210 (г. Набережные Челны Республики Татарстан) 30 ноября 1990 года перевела на счет 001700301 Евпаторийского отделения Жилсоцбанка (владелец счета Общество им. Исмаила Гаспринского) 500 рублей из членских взносов.

Картофель для самостроя

Около 20 семей крымских татар проживает в с. Телли кой (Докучаево) Красногвардейского района. На одном из своих собранийони решили передать в фонд самостроев Крыма 12 мешков картофеля. Это почти тонна продукта, который разделили между собой 12 самостроев.

 

Обзор прессы

В беседе с корреспондентом «Крымского комсомольца» секретарь Крамского обкома КПУ Л. Грач признал, что результаты референдума, намеченного на 20 января 1991 года, могут быть не признаны Верховными Советами Украины и СССР.

***

Многотиражка Севастопольского совхоза-завода «Садовод» с удовлетворением отмечает, что «в связи с нехваткой рабочих рук на виноградниках администрация совхоза пригласила 40 молодых людей с Украины и России с предоставлением места в общежитии».

***

Практически ежедневно «Крымская правда» отводит значительную часть своей площади под материалы, популяризирующие идею проведения референдума по воссозданию Крымской АССР. Стараются не отстать от флагмана партийно-советской прессы и районные и городские газеты («Красное знамя», «Кировец», «Слава труду», «Евпаторийская здравница»).

***

27 ноября 1990 г. Совет Министров СССР принял Постановление №1192/157 об открытии пограничной зоны г. Севастополя. В городской газете «Слава Севастополя» мы нашли обращение народного депутата СССР В. Ноздри к М. Горбачеву, содержащее просьбу приостановить выполнение данного решения, а также рассмотреть вопрос придания Севастополю, в зоне которого находится летняя резиденция Президента СССР», статуса города союзного подчинения. Вот одна из мотивировок данной просьбы: «Большие трудности испытывают командование как флота, так и штабы других родов войск, дислоцированных в Севастополе, с решением социальных вопросов, стоящих перед ними «

 

Не торопитесь с названиями!

Наш народ возвращается, обживается на своей земле. Появляются новые улицы, населенные пункты. И уже слышны разговоры о том, как назвать ту и иную улицу, поселок, при этом перечисляются имена героев, видных общественно-политических деятелей. Чаще всего в предполагаемых названиях мелькают имена А.Д. Сахарова, А. Султана, А. Абденнановой, И. Гаспринского. Конечно, мы не вправе забывать их, но в итоге может получиться довольно неприглядная картина — по всему Крыму одни и те же названия. Ведь мы же сами смеемся над скудоумием тех, кто в срочном порядке переименовывал весь Крым в бесчисленные Андреевки, Октябрьские и т.п.

Наверное, в каждом доме есть копия карты Крыма 1924 года, которая может рассказать о многом, если всмотреться в нее повнимательнее. Каждое название уникально само по себе и хранит частицу истории. Будь то основатели сел – «Мамут Султан», «Аджи-И6рам»; примета данной местности — «Сююр-Таш», «Къуру-Озен»; принадлежность к кому-либо — «Хан-Эли», «Челеби-Эли». Ясно, что не из одной только прихоти была изменена топонимика Крыма. Нужно было изменить историю, заставить ее забыть, а это очень трудно, если не изменить древних названий.

Задумайтесь над названием села «Отуз». Почему именно тридцать, а не сорок и не двадцать пять? Оказывается, там обитало племя «отузов». Так приоткрывается страничка истории, и сколько еще таких неразгаданных страниц хранят в себе наименования сел «Махульдур», «Телеш», «Мамашай» и т.д.?! Ведь, наверное, «Гавр» — не сокращенное от Гаврилы. Нужно «докопаться» до происхождения этих названий.

Все знают, что Симферополь — это Акъмесджит. Его переводят обычно как «Белая мечеть». Однако существует очень красивая легенда, дающая другое объяснение этому названию. Жила некогда женщина, очень любившая и боготворившая своего мужа. Когда он умер, она решила в память о нем построить Джами. На строительство ушли все ее сбережения, но их не хватило на постройку минарета. Тогда ее сын, воспитанный в любви и почитании к родителям, предложил ей продать его и на вырученные деньги завершить строительство. Женщина, верная своему обету, согласилась. Минарет был достроен, но сына не было. И каждый раз, при воспоминании о нем, она стонала: «Ах, Меджидим» — так звали ее сына. С тех пор и назвали это поселение «Ах Меджид».

Конечно, это только легенда, но сколько очарования она вносит в нашу жизнь! И таких легенд немало. Вполне возможен факт их реальности.

Евпатория — почему мы отмахиваемся от этого названия, пытаемся заменить его на «Кезлев». Мы так привыкли к тому, что если есть что-нибудь заслуживавшее внимания, то это обязательно греческое или византийское, и отказываемся видеть то, что буквально лежит на поверхности. Это же тюркское название, но эллинизированное! К нему добавлено характерное окончание — ия. И немного для удобства видоизменено звучание — и все. Евпатория не переводится с греческого, потому что Эв- первая часть слова переводится с тюркского как мужчина, хозяин дока. В дальнейшем семантика слова расширилась, и теперь под «Эв» мы прежде всего понимаем дом, хотя у некоторой части нашего народа до сих пор сохранилось это обращение по отношении к мужу, хозяину дома. Вероятно, и русское «эй» заимствовано из нашего языка. Вторая часть слова «патор» — патыр, батыр — дави, подавляй. Конечно, сейчас это переводится как «макать», но действие, которое подразумевается под этим словом, имеет единое начало. У нас получилось сложное слово, состоящее из «мужчины» и «подавлять». И если вспомнить историю, в которой зафиксирован факт существования в Крыму амазонок, становится ясным этот этноним, другими словами, наш народ в этом названии сохранил память о живших некогда в Крыму амазонках. Так по крупице собирается история.

Наши предки поступали мудро, не доверяя историю бумаге; они ее сохраняли в географических названиях Крыма. От нас же требуется сохранить то, что было, и восстановить утраченное. То, что не сможем разгадать сегодня мы, завтра разгадают наши дети, при условии сохранения родного языка.

Деревня «Ходжа-Сала» возрождается трудом и преданностью ее бывших обитателей и их детей. А сколько таких деревень? Если нет возможности возродить снесенную деревню, нужно перенести ее название на новое поселение или улицу. Помимо этого, конечно, не следует забывать и современную историю, которая также должна вписаться в географию Крыма.

Всем известна трагедия на Залесской. Это место можно было бы назвать «Учь къурбан мааллеси». Конечно, нельзя настаивать именно на этом названии, но и забывать о случившемся нельзя, и просто имена в названии улиц и поселков могут утерять значение, для этого нужно, чтобы в названиях фигурировали факты из сегодняшней жизни. Это могут быть «первый захват», «первый колышек». Найдется немало случаев из жизни палаточных городков, которые могли бы отразиться в названиях поселков и улиц. Не нужно цепляться за фамилии, жизнь легко меняет героев, но история остается.

И еще, интересный факт: поселения разбивались на кварталы — «ашагъы маалле», «юкъары маалле». Улицы носили название по основной характеристике — «чукъурлы», «ташлы»… Различались просто цифрами – «экинджи аралыкъ». На Западе именно такая практика и существует. По цифрам легко ориентироваться, в какой части Крыма находится та или иная улица. Нет сомнения, что каждое наше поселение должно быть уникальным, самобытным, неповторимым. Пусть не повторяются и их названия.

У каждого вновь образованного поселка уже есть своя маленькая история, которую можно отразить в названиях сел и улиц и которую невозможно вписать в большую книгу Историю, какой бы большой она ни была.

Э.Бекирова