1990 Авдет №9 (15 листопада)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

События и Факты

3 ноября в г. Карасубазаре состоялось очередное совещание представителей Крымского областного отделения ОКНД. После обсуждения информации из регионов и о прошедшем в Киеве ІІ съезде РУХа был рассмотрен организационный вопрос- уточнен состав областного Совета ОКНД. Председателем его избран Абдурешит Джеппаров из г. Карасубазара.

В связи с созывом 12 ноября внеочередной сессии Крымского областного Совета народных депутатов по вопросу изменения статуса Крыма было принято соответствующее заявление. В нем говорится о неправомочности сессии принимать какие-либо решения по данному вопросу или же выносить его на референдум. Принято решение о пикетировании здания, в котором будет проходить сессия.

Верховный Совет СССР,
Верховный Совет УССР,
Крымский областной Совет
народных депутатов

ЗАЯВЛЕНИЕ

Крымского облсовета ОКНД по поводу созыва внеочередной сессии Крымского областного Совета народных депутатов.

г. Карасубазар (Белогорск). 3 ноября 1990 года.

 

Крымский облсовет ОКНД (Организация крымскотатарского Национального движения) заявляет о неправомочности сессии Крымского областного Совета народных депутатов, представляющего русскоязычное население полуострова, определять статус Крыма или же выносить решение о проведении референдума по данному вопросу в то время, как большинство крымскотатарского народа находится вне своей этнической территории– Крыма.

Попытки решить судьбу Крыма голосами некоренного населения, которое в результате проводимой в течение более 200 лет колонизаторской политики составляет большинство по отношению к крымским татарам, грубо попирают право нашего народа на самоопределение. Государственный статут Крыма вправе определять лишь сами крымские татары, с учетом мнения остальных его жителей.

В случае принятия сессией Крымского областного Совета народных депутатов каких-либо решений по данному вопросу, они будут рассматриваться как незаконные и не имеющие юридической силы.

КРЫМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ОКНД.

Кезлев (Евпатория)

22 октября начальник горотдела милиции подполковник Левин заявил члену исполкома крымских татар г. Кезлева Н. Ибадуллаеву, что милиция прилагает все усилия, чтобы удерживать русскоязычное население города от расправы над крымскими татарами, разбившими здесь свой палаточный лагерь (микрорайон Исмаил-бей). Он сообщил также, что горотдел готов возбудить против Н. Ибадуллаева уголовное дело по ст.5 УК УССР («злостное хулиганство») за организацию акции протеста 27 ноября на трассе Евпатория-Симферополь.

Присутствовавший здесь 2-ой секретарь горкома КПСС Н.И. Коротыш передал угрозу «знакомого ему» водителя проехаться на «КАМАЗе» по палаткам крымских татар.

Эта «мирная» беседа проходила в кабинете председателя горисполкома А.Г. Кравченко. В ней принимал участие также и председатель горсовета Н.П. Даниленко.

***

22 октября Совет Общества имени Исмаила Гаспринского (Евпаторийское отделение) удовлетворил просьбу мусульманской общины Хан-Джами г. Кезлева открыть при 06ществе отдел религии и мусульманской этики.

***

23 октября в Евпатории проходила сессия горсовета. Депутаты отказались вернуть мусульманам Евпатории национальное достояние крымских татар — мечеть «Хан-Джами». В результате ожесточенных споров было принято решение разрешить мусульманам «пользоваться мечетью по пятницам и большим религиозным праздникам». Присутствовавший здесь Н. Ибадуллаев потребовал незамедлительного возвращения мечети верующим и заявил о решимости крымских татар города вернуть свою национальную святыню.

На сессии было также принято решение о выделении150 га пахотных земель под индивидуальное строительство в городской черте русскоязычным жителям Евпатории. При этом им была обещана компенсация материальных потерь, понесенных при проведении земляных работ на ранее выделенных землях.

***

23 октября в Евпаторийском отделении Жилсоцбанка открыт расчетный счет Общества им. И. Гаспринского. Номер счета001700301.

***

24 октября Совет Общества имени И. Гаспринского обратился в религиозные и демократические общества и организации страны с предложением присоединиться к протесту против решения Евпаторийского горсовета в отношении Хан-Джами. Было отправлено 22 телеграммы.

***

26 октября исполком г. Евпатория на своем заседании рассмотрел вопрос о прописке крымских татар на «самовольно занятых землях»- всего 909 участков. Было предложено прописать всех жителей микрорайона Исмаил-бей в обмен на утверждение членами исполкома крымских татар «Положения о порядке записи в очередность на получение земельных участков в г. Евпатория». Это «положение», по замыслу авторов, должно существенно ограничить возможности крымских татар- неуроженцев города.

Члены исполкома Э. Аметова, Н. Ибадуллаев, И. Эюпов отказались от этой сделки.

Кезлев (Евпатория)

6 ноября 46 представителей крымских татар, в том числе 12 женщин, из палаточного городка «Исмаил-бей» в г. Евпатория в знак протеста против отказа горисполкомом узаконить самострой решили не покидать зал заседаний. Из окна здания был вывешен национальный флаг.

Мать семерых детей Алиме Ибрагимова объявила голодовку и прекратила ее 9 ноября (причина — резкое ухудшение состояния здоровья).

10 ноября наши соотечественники еще удерживали зал заседаний Евпаторийского горисполкома, требуя прописки жителей палаточного городка.

Сакский район

В ночь с 28 на 29 октября в селе Наташино Сакского района группой русскоязычного населения (15-20 человек), руководимой главным бухгалтером колхоза им. Калинина Сергеем Несмехом, учинен погром 5 домов крымскотатарских семей: А. Сейтумерова, М. Сейтумерова, Х. Сулейманова, С. Бояршина, Гафарова. Погромщики, вооруженные топорами, ножами и дубинками, врывались во дворы, крушили надворные постройки, легковые автомобили, в домах ломали окна и двери, мародерствовали. Ими был жестоко избит Рустем Аблялимов, который в настоящее время находится в реанимации.

Председатель колхоза В.И. Квасов выступил против возбуждения уголовного дела мотивируя это желанием «жить в селе мирно».

Советский район

4 ноября в пос. Советский прошел митинг русскоязычного населения по изменению статуса Крыма. Наибольшую поддержку встретил вариант Крымской ССР в составе Союза. Заявление Юсуфа Мерасова о преждевременности обсуждения этого вопроса до полного возвращения всего крымскотатарского народа было встречено недоброжелательно. Митинг длился около2 часов. Всего собралось до500 человек, но к концу митингаих осталось более 200.

г. Керчь

4 ноября в г. Керчи (пос. Капканы) размечены и распределены среди крымских татар 214 участков. Официально их нашим соотечественникам выделено112, однако особых возражений у горисполкома инициатива крымских татар, занявших остальные, не вызвала.

Видимо, это объясняется тем, что желающих получить земельные участки среди русскоязычного населения не много.

Митинг в Той-Тепе

11 октября 1990 года состоялся митинг жителей пос. Горняк Средне-Чирчикского района. Его открыл член ОКНД Зиядин Джемадинов.

Рассказав землякам о приближающейся дате 18 октября и его значении, особо подчеркнул проблемы, стоящие сегодня перед крымскими татарами. Он сделал краткий обзор деятельности ОКНД за последние 3 месяца.

С особым вниманием собравшиеся выслушали представителя областного совета ОКНД Ибраима Чегертма… Он проинформировал соотечественников о последних событиях в Крыму, о продолжающихся провокациях против возвращающихся на свою родину крымских татар, акцентировал внимание на шумихе вокруг палаточных городков в Ялте, Евпатории, Судаке, Симферополе, призвал земляков к консолидации, и сплоченности.

Затем выступил Амет Ибрагимов, который рассказал о сессии Крымского облсовета, о контрпикетчиках и «возмущенных трудящихся», о сессии 21 сентября в г. Ялте. Собравшиеся осудили беспринципную провокационную деятельность Ю. Османова и возглавляемого им «Комитета».

На митинге присутствовали сотрудники кгб, райотдела милиции и горисполкома.

И. Аметов.

Дервиза в Кореизе

27 октября, впервые за последние полвека, на Южном Берегу Крыма, в Кореизе, проведен старинный крымский праздник урожая-Дервиза.

Хмурая и ветреная погода, тучи, закрывшие вершину горы Ай-Петри, в какой-то мере соответствовали тревожной обстановке, складывавшейся вокруг последнего удерживаемого несанкционированного поселения крымских татар на Южном Берегу Крыма. Но все же на, площадке, примыкающей к укрепленному лагерю крымских татар, собрались гости из Акьмесджита (Симферополь), Кезлева (Епатория), Бахчисарая, Карасубазара(Белогорск), Алушты, степного Крыма, а также русскоязычные жители Кореиза — всего около 400 человек. Крымские народные песни и мелодии звучали в исполнении ансамбля «Мерджан» и певицы Заремы Алмазовой. Национальные танцы исполняли дети и другие участники Дервизы. С дружественными пожеланиями выступил житель Ялты Анатолий Тавровский, исполнивший под гитару песни В.Высоцкого.

Видеозапись праздника вела съемочная группа японской телекомпании NHK (Эн-Эйч-Кей). Присутствовали также корреспондент ТАСС, еженедельника «Московские новости», лондонского журнала «Sandy Times Magazine».

 

Не беспокойтесь напрасно, Александр Исаич

После того, как «Комсомольская правда» опубликовала брошюру А. Солженицина «Как нам обустроить Россию», в которой он говорит и о крымских татарах, в редакцию «Авдета» стали приходить письма от наших соотечественников. Всех их интересует одно: как мы относимся к такому категоричному заявлению автора «Архипелага ГУЛАГа» по вопросу будущности нашего народа. Более того, некоторые наши земляки предлагали свои варианты ответов «вермонтскому отшельнику».

Мы внимательно знакомились с каждым письмом, с большим интересом читали в центральной прессе ответы А. Солженицину представителей украинского, белорусского и казахского народов, которых, как выяснилось, обидела и даже оскорбила позиция всемирно известного литератора на всех тех, кто не является русскими. То есть его «советы», как должны поступать те или иные народы, чтобы русский народ смог «обустроить Россию».

Что можно сказать по этому поводу? По этому поводу можно сказать многое. Однако мы не собираемся вступать в ненужную дискуссию с А. Солженициным, а приведем только небольшую выдержку из большой статьи киевского философа Георгия Бурсова «Товарищ москаль, на Украину зубы не скаль!», опубликованной в газете «Молодая гвардия» 27 октября т.г. Автору, на наш взгляд, удалось в определенной степени подойти к тому ответу, который хотели бы дать и мы сами лауреату Нобелевской премии за такую «заботу» о крымских татарах.

Впрочем, судите сами.

«Крымским татарам, разумеется, надо открыть полный возврат в Крым. Но при плотности населения ХХІ века Крым вместителен для 8-10 миллионов населения — и стотысячный татарский народ не может себе требовать владения им».

- СПАСИБО, что назвали крымских татар народом, а всех остальных крымчан — населением. Возможно, что писатель и оговорился, но в смысле исторической правды — удачная ошибка получилась. И все-таки, не стотысячный, а трехсоттысячный татарский народ. Да и еще неизвестно, какими темпами, возвратившись на свою родину, будет воспроизводиться в рождаемости «народ». Так что неровен час, в XXI веке национально-культурная ситуация в Крыму изменится не в желанную для писателя сторону. Но, Александр Исаич, не беспокойтесь напрасно. Хана Гирея уже давно след простыл, поэтому такого «владения», что вызывает ваши опасения, не будет . А будет цивилизованное сожительство коренной нации с потомками императорских и сталинских переселенцев. А будет Крым в составе Украины, или выделится в самостоятельное государство, все равно, со стороны северного соседа будет иметь только доброжелательство и взаимовыгоду. Севастопольская панорама, конечно же, будет реставрироваться и рассказывать туристам об одной из страниц прошлого полуострова.

Лагерь крымских татар в п. Кореиз — это на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых горячих точек нашего полуострова. С конца сентября т.г. его обитатели, несмотря на постоянные угрозы и шантаж, борются за право жить на Южном Берегу Крыма — малой родине своих предков. Это естественное и законное стремление наших соотечественников наталкивается на яростное сопротивление ялтинских властей и шовинистов из пресловутого комитета «Крым». Мы регулярно информируем читателей о событиях в Кореизе, которые, если выражаться спортивной терминологией, всегда на грани фола.

 

«Диктатура пролетариата» — в действии

25 октября на ПО «Крымпродмаш» прошел митинг, на котором присутствовало около 500 работников предприятия. Его участники рассмотрели совместное заявление, текст которого был получен от Симферопольского электромашиностроительного завода, а затем доведен до коллектива предприятия (по словам секретаря парткома В.Н. Шкляренко, текст был распечатан и развешан по всем цехам). Рабочие большинством голосов приняли Совместное заявление, некоторые пункты которого перечислены ниже:

«… 2. Требуем от Президента СССР, Верховных Советов и Советов Министров СССР и УССР принять все меры к тому, чтобы Государственная программа; по организованному переселение в Крым депортированных народов была принята в полном объеме до 1 января 1991 года.

3. Мы требуем от областного Совета народных депутатов немедленно объявить в области чрезвычайное положение и прекратить неорганизованный въезд крымскотатарского населения. Переселение семей должно происходить только под имеющееся жилье.

4. Облсовету в срок до 1 декабря 1999 года решить вопрос о сносе незаконных строений и возврата хозяевам всех незаконно занятых земель. Попытки самозахвата земельных участков расценивать как посягательство на собственность предприятий и хозяйств, которым они принадлежат, и разжигание конфликтов на межнациональной основе. Верховному Совету и правительству СССР принять постановление об усилении уголовной ответственности за организацию самозахвата земли.

5. Учитывая чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в Крыму, требуем от ВС УССР подчинить областному Совету все силы МВД и милиции для оперативного решения всех вопросов поддержания порядка в области и обеспечения безопасности местного населения…

7. Мы предлагаем Комитету по возвращению депортированных народов (председатель Ю.Б. Османов – Ред.) в срок до 1 ноября решить вопрос о ликвидации всех палаточных городков перед зданиями Советов и других органов управления и власти.

8. Мы обращаемся ко всем жителям Крыма и возвращающимся народам воздержаться от всяких действий, которые могут способствовать обострению сложившейся ситуации в области …»

В заключение документа сказано: «Невыполнение требований, связанных с выполнением программы возвращения в Крым депортированных народов, вынудит трудовые коллективы, партийные организации Электромашиностроительного завода, АП ПО «Крымпродмаш» и Объединенного авиаотряда выступить с инициативой отставки должностных лиц союзного и республиканского правительства, отвечающих за решение вопросов, связанных с переселением депортированных народов».

В дополнение к этому было принято еще два пункта о стройматериалах, вывозимых из Крыма, и о своевременной информации по интересующей теме в прессе.

Представителей Организации крымскотатарского Национального движения на митинг не пригласили, но на следующий день М. Аблязов и Л. Буджурова встретились с секретарем парткома В.Н. Шкляренко и замдиректора по кадрам С.Ю. Абрамовым и предупредили их об опасности такого рода «заявлений», содержание которых, несмотря на некоторые дипломатически обтекаемые фразы, призывает к новому террору против крымских татар.

На следующий день представитель ОКНД Н. Хайрединов встретился также с секретарем парткома авиаотряда, коллектив которого последним должен будет принять Совместное заявление. Он уверил, что на этот раз представители крымских татар будут обязательно приглашены на собрание коллектива.

Надеемся, что на этот раз судьбу крымских татар будут решать хотя бы в их присутствии.

 

Нападение на Синавера Кадырова

31 октября между 20 и 21 часами вечера в районе железнодорожного вокзала г. Симферополя произошло нападение на одного из руководителей центрального штаба по расселению крымских татар — Синавера Кадырова.

С машиной, в которой кроме него находились еще 3 человека, нарушая правила уличного движения, столкнулся мотоцикл, управлял которым Е.Н. Воробьев, ученик 11 класса средней школы № 13, проживающий по улице Мелитопольской, 128. Ни нарушитель, ни пассажиры машины не пострадали.

Но в это время со стороны вокзала к месту происшествия подошли два молодых человека, один из которых назвался Сережей. Среди них была девушка. Они стали шумно возмущаться происшедшим и требовать, чтобы во всем разобралась ГАИ. Сотрудники же ГАИ, подъехавшие к месту событий, вели себя по меньшей мере странно: после разговора с подошедшим к ним Сережей, даже не потребовав объяснений у прямых участников происшествия, они уехали. Видимо, вместо них, подъехала машина марки «Таврия» светло-зеленого цвета, номерной знак М 70-21 КР, в которой находился водитель и пассажир. Они стали о чем-то совещаться с уже известными тремя молодыми людьми, а затем подозвали к себе Воробьева. С.Кадыров и Ваджипов, ожидая ГАИ, все же решили также подойти к ним и узнать, и чем они говорят. Произошел разговор, хотя и недоброжелательный, но вполне мирный.

Видя, что беседа затягивается (тем более правоохранительная служба, как видно, не очень торопилась), не ожидающий ничего дурного Ваджипов отошел от разговаривающих, чтобы выключить свет в машине. В это время неожиданным ударом вышеупомянутый Сережа оглушает С. Кадырова, а затем наносит ногой удар в левую часть головы, от которого он теряет сознание (С. Кадыров скажет потом, что он не видел направление первого удара и не ожидал его, поэтому никак не смог на него отреагировать). Услышав крик и увидев лежащего на земле Синавера, Ваджипов бросился на помощь. Произошла драка. Два милиционера, подошедшие сюда к этому времени, повели себя по прежнему сценарию: они тоже отошли, не вмешавшись. Тем временем Сережа, вооружившись взятым из «Таврии» молотком, снова бросается на Ваджипова. Неизвестно, как все это закончилось бы, если б не девушки, которые буквально растащили дерущихся.

Но милиция в этот вечер все же нашла возможность и время «разобраться» с участниками «дорожно-транспортного происшествия» (правда, это было после того, как опасные «свидетели», сев в «Таврию», покинули место событий). Защитники порядка согласились с невиновностью водителя «Жигули» и отпустили его.

Синавер Кадыров был доставлен в больницу имени Семашко с диагнозом: сотрясение мозга и два перелома в области носа.

Л. Муртазаева

В редакцию сообщили, что в ряде мест газета «Авдет» реализуется по цене выше 1 рубля. Доводим до сведения наших читателей, что к подобной «инициативе» ни Организация крымскотатарского Национального движения, ни редакция газеты «Авдет» не имеет никого отношения. Стоимость одного экземпляра газеты — 1 рубль, оптовым распространителям редакция представляет 20-процентную скидку от стоимости газеты.

ПОПРАВКА

В отчете о заседании Госэкспертизы («Авдет», № 8) по вине редакции допущена ошибка в указании ученой степени Халила Мустафаева. Следует читать: кандидат экономических наук.

 

Оперативное совещание

8 ноября 1990 года состоялось оперативное совещание членов ЦС и исполкома ОКНД, находящихся в Крыму. В числе рассматриваемых вопросов особое внимание было уделено предстоящей внеочередной сессии Крымского областного Совета народных депутатов. Вследствие неправомочности рассмотрения сессией вопроса государственного статуса Крыма, игнорирования права крымскотатарского народа на самоопределение, принято решение не участвовать в работе сессии в качестве приглашенных лиц.

По данному вопросу также было принято решение о подготовке Заявления ОКНД, текст которого и предлагается читателям «Авдета».

Организации Объединенных Наций
Верховному Совету СССР
Верховному Совету Украинской ССР
Внеочередной сессии Крымского
областного Совета народных депутатов

ЗАЯВЛЕНИЕ

В 1944 году в Советском Союзе была осуществлена чудовищная акция в отношении крымскотатарского народа — поголовная депортация крымских татар из Крыма в отдаленные районы страны, а в 1945 году ликвидирована его государственность — Крымская АССР. В результате голода и лишений только в первые годы высылки погибло 46,2% народа, в основном дети, женщины, старики.

14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Однако государством за целый год прошедший после принятия Декларации, не приняты конкретные меры по ее реализации — не утверждена Государственная программа организованного возвращения крымскотатарского народа на свою Родину, не отменены дискриминационные в отношении крымских татар законодательные и нормативные акты.

Результатом бездействия Союзного правительства явилось открытое противодействие местных властей возвращению крымскотатарского народа. С этой целью власти пошли на организацию и прямое поощрение погромов лагерей возвращающихся на свою Родину людей — 1989 год: с. Молодежное, пос. Зуя, с. Дегирменкой; 1990 год : с. Краснокаменка, г. Ялта, пос. Кореиз. Убедившись в том, что подобные действия не останавливают поток возвращающихся крымских татар, нынешние власти Крыма целиком контролируемые людьми, которые еще 3 года назад категорически выступали против как возвращения крымских татар, так и восстановления их государственности , выступают сегодня сторонниками в о с с о з д а н и я (?) Крымской АССР по территориально-экономическому признаку. Вопрос о государственном статусе Крыма вынесен на заседание внеочередной сессии Крымского областного Совета народных депутатов. При этом авторы подготовленных проектов документов, предлагаемых сессии, совершенно игнорируют законное стремление крымскотатарского народа на реализацию своего естественного права — права на самоопределение на своей исторической территории. Вершиной цинизма в действиях крымской партократии является то, что государственный статус Крыма предлагается решить путем референдума всего населения Крыма. И это в то время, когда в Крым смогли возвратиться пока менее 1/5 крымскотатарского народа, а основная его часть находится в местах высылки. Предлагается, таким образом, самоопределиться не коренному народу Крыма, а населению, переселенному в Крым в послевоенный период из различных областей России Украины.

Исходя из вышеизложенного Организация крымскотатарского Национального движения заявляет:

1. Право на самоопределение на своей исторической территории — это естественное право любого из народов. Крымскотатарский народ за свою историю дважды насильственно лишался своей государственности — в 1783 году в результате аннексии Российской империей Крымского ханства и в 1944 году — в результате поголовной депортации народа со своей Родины и ликвидации Крымской АССР. В результате имперской политики царской России, а затем Советского государства крымские татары оказались национальным меньшинством на своей Родине.

2. Крымские татары были лишены права и возможности самостоятельного определения путей и форм своего общественного прогресса и права на развитие в результате преступных действий правительства Советского Союза — государства, которое и сегодня является субъектом международного права. Поэтому любые попытки государства и в дальнейшем игнорировать права одного из народов, входящих в это государство, является прямым нарушением Устава ООН /п.2 ст.1/, а также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН/А /41/92 от 4 декабря 1986 года и 42/93 от 7 декабря 1987 рода/, в которых наряду с другими фундаментальными принципами Устава ООН вновь подтверждена необходимость строгого соблюдения права всех народов на самоопределение.

3. Определение государственного статуса Крыма или сессией Крымского областного Совета народных депутатов, состав которого не может представлять интересы крымскотатарского народа, или референдумом русскоязычного населения, переселенного в Крым после депортации крымских татар, явится грубым попранием прав крымскотатарского народа и будет рассматриваться как не имеющее юридической силы.

С другой стороны — осуществление крымскотатарским народом своего права на самоопределение явилось бы юридической основой для соблюдения прав и основных свобод человека, независимо от его национальности. Мы исходим из того, что гарантия свободного развития коренного народа Крыма — это гарантия свободного развития всех национальных групп, проживающих в Крыму. Этот принцип принимается сегодня во всех республиках СССР и служит основой для стабилизации межнациональных отношений. Крым — это единственное место в мире, где крымские татары сформировались как этнос, и только будучи свободными на своей исторической территории они могут сохраниться и развиваться как этнос. Национально-территориальное устройство Крыма, основанное на принципе самоопределения крымскотатарского народа, будет обеспечивать национально-культурное развитие всех национальных групп, проживающих в Крыму, как имеющих за пределами Крыма свои национально-территориальные образования, так и тех, которые их не имеют (караимы, крымчаки).

В случае игнорирования депутатами Крымского областного Совета и народных депутатов права крымскотатарского народа на свое самоопределение и принятия решений, грубо попирающих это право мы просим Организацию Объединенных Наций указать на несоблюдение СССР и УССР одного из основных принципов Устава ООН и признать за крымскотатарским народом статус народа, борющегося за свое самоопределение, а Организация крымскотатарского Национального движения субъектом международного права.

Зам. председателя Организации
крымскотатарского Национального движения

Р.ЧУБАРОВ

Ответственный секретарь

Ш. КАЙБУЛЛАЕВ

 

Заседание оргкомитета

9 ноября в Клубе избирателей состоялось заседание оргкомитета Демпартии Крыма, на котором была образована либерально-демократическая фракция партии, которую возглавил Виктор Дмитриевич Пантюхин.

Участники заседания приняли Заявление, основные моменты которого приведены ниже:

1). Вопрос о суверенитете и государственности Крыма правомочен решать Конгресс граждан Крыма, избранный лицами, родившимися и жившими в Крыму до 1944 года, и их прямыми потомками.

2). До возвращения на Родину крымских татар проведение референдума по статусу Крыма неприемлемо.

3). Подлинное народовластие возможно только после декоммунизации государственных органов и армии.

4). Муссирование в настоящее время в условиях незрелого крымского демократического процесса вопроса о статусе области, референдуме способно обострить ситуацию и быть чреватым украино-российским конфликтом.

5). Успех задач, поставленных Демпартией возможен на основе консолидации с демократическими силами Украины и Организацией крымскотатарского Национального движения.

6). Центр тяжести партийной деятельности следует перенести на работу в трудовых коллективах.

7). Приемлемым вариантом фракция считает Крым как свободную экономическую зону с широкими правами самоопределения в составе Украины.

На заседании также был рассмотрен вопрос о «деятельности» члена партии А.Н. Лося, по которому вынесено определение: «Член партии А.Н. Лось принял на себя инициативу проведения акций партии, однако в силу своей недостаточной политической зрелости, недальновидности и вульгарного отношения к исторически процессам он не в состоянии единолично принимать верные решения по текущим вопросам партийной жизни. В результате допущенные им промахи бросаю тень на всю партию. В последнее время А.Н. Лось пропагандирует шовинистические настроения, умело маскируемые под демократическими и интернационалистическими лозунгами.

Его заявления типа того, что судьба государственности Крыма должна решаться без учета различий в национальности людей, что ради решения вопроса о статусе Крыма приемлемо блокироваться с коммунистами, ведут к консервации в области коммунистического режима и вбивают клин между украинским, русским и крымскотатарским движением в Крыму. В этих условиях невозможно молчаливо наблюдать как «Демпартия Крыма» скатывается на роль политической марионетки в руках Компартии.

Л. Викторов

Комов меняет «цвет»?

06.11.90 г. на заседании Клуба избирателей в Симферополе депутат Юрий Федорович Комов сказал о том, что оппозиционная депутатская группа «Демократический Крым» имеет свое видение проблемы статуса Крыма и референдума. Она считает, что референдум сейчас проводить не надо, поскольку это выгодно, прежде всего, партаппарату. Грядет инвентаризация и национализация собственности Компартии, деполитизация суда, прокуратуры, органов юстиции и в перспективе выход из Украины – коммунисты хотят остаться в составе СССР, поэтому хотят провести референдум. У «Демократического Крыма» другая платформа. Она раскладывается из нескольких пунктов:

1. Сессия принимает Декларацию (текст с оригинала не прочитывается – М.В.) о необходимости отмены незаконных актов 1945, 1948 годов. Одновременно сессия направляет обращение в Верховную Раду Украины о том, что просит помочь крымчанам в решении вопроса о государственности; если украинцы отказывают, группа «Демократический Крым» (текст с оригинала не прочитывается — М.В.) и будет вынуждена обратиться в ВС России и СССР, которое уже, в рамках кулуарного права, признают незаконными вышеуказанные акты, чтобы они эти акты отменили. Когда они их отменят (а в этом не следует сомневаться) будет следующий расклад: «Демократический Крым» требует от облсовета провозгласить Временное Крымское Свободное государство в рамках России и провести Референдум, поскольку он будет в любом случае с крымскотатарским меньшинством, можно представить, что он будет означать. Наличие территориального государственного образования на территории Крыма можно будет считать свершившимся фактом после референдума. Это они заранее понимают. После признания Крыма независимым территориальным государственным образованием в составе СССР они проводят выборы в многопартийный парламент.

Когда Комов сказал, что реализация программы потребует двух лет, я задал ему вопрос:

Не кажется ли вам, что за два года Советский Союз прекратит свое существование, и второе, если вы считаете законным обращение в Москву через голову украинского парламента, то интересно было бы узнать, посчитаете ли вы законным право Украины защищать свои суверенитет и территориальную целостность, поскольку в юридическом смысле слова территориальное вхождение Крыма в состав Украины никто не отменял?

Он ответил, что тогда они будут считать это нарушение прав человека, и международная общественность их поддержит.

Интересную информацию Комов дал о публикации временного положения о референдуме.

Несмотря на то, что Комиссия по социалистической законности облсовета и Организационный комитет по статусу Крыма не одобрили это положение, оно было опубликовано. Факт его публикации – личная инициатива Грача и Бурмистрова.

На альтернативной коммунистам демонстрации Юрий Комов стоял с лозунгом «Референдум – в ноябре». Товарищ Комов быстро меняет цвет?

В. Ласкин
Сотрудник агентства «Республика»

Обращение второго съезда Народного Руха Украины к парламенту и народу Украины по ситуации в Крыму

Съезд решительно осуждает шовинистические сепаратистские попытки партократической номенклатуры отделить Крым от Украины, подписать новый союзный договор вопреки Положениям Декларации о государственном суверенитете Украины Хельсинским соглашением.

Верные проводники имперской политики КПСС, коммунистические руководители Крымской области. игнорируют интересы крымскотатарского народа и осуществляют сильное противодействие его возвращению на свою историческую родину .

Наряду с несомненными трудностями и необходимостью больших затрат, связанных с возвращением крымских татар, руководители области блокируют предоставление земли крымским татарам для индивидуального строительства, мотивируя это отсутствием свободных территорий, и одновременно осуществляют быстрое распределение участков под строительство дач — лишь в сентябре этого года 270 га земли вокруг Симферополя передано для этих целей. Из Крыма активно вывозятся необходимые для жилищного строительства материалы, а союзные ведомства интенсивно завозят для своих ведомственных работ рабочих-мигрантов из России и других республик. Многие тысячи гектаров крымской земли заняты военными базами и полигонами, планируется перевод в Крым значительного контингента военных частей из стран Восточной Европы.

Крымское партийное руководство осознает, что 500 тыс. крымских татар имеют твердую решимость, вопреки всем шовинистическим ухищрениям партаппарата, возвратиться на родную землю, и потому так спешат решить судьбу Крыма без участия коренного народа, варварское выселение которого крайне негативно сказалось на экономике, сельскохозяйственной культуре и, наконец, на самой природе Крыма. Земля утратила своего исторического хозяина, а для мигрантов она является всего лишь территорией для проживания, а не единственной на свете.

Крымское отделение КПСС разразилось неистовой пропагандой в областной прессе и а средствах массовой информации, извращая политику проведения в жизнь закона о языках; раздувая антитатарские и антиукраинские настроения среди обкуренных великодержавным дурманом россиян, которые из своих бедных селений послевоенной России пришли в Крым, утешая себя фантасмагорической освободительно-культурной и государственной миссией; дезориентируя тех украинцев, которые под влиянием идеологической трескотни о безликом понятии «советский народ», полностью лишены украинской школы и культуры в Крыму, утратили свою национальную идентичность и перестали уважать национальные чувства других.

Однако в Крыму есть прогрессивные, национально сознательные, демократические силы, солидарные с борьбой крымскотатарского народа, которые требуют дать решительный отпор шовинистической политике Крымского и Севастопольского Советов народных депутатов, планирующих на своих внеочередных сессиях провозгласить автономию Крыма с последующим проведением референдума и курсом на подписание союзного договора.

Съезд обращается к Парламенту и Правительству Украины с требованием обеспечить юридические и материальные гарантии (с привлечением к этому вопросу виновника антитатарского геноцида — союзного правительства), возвращения в Крым крымскотатарского населения и признает его право на создание крымскотатарской автономии в составе независимой Украины, которая обеспечит реализацию права коренной национальности на самоопределение и будет настоящим гарантом национально-культурного развития всех национальных групп.

Съезд призывает всех крымчан не поддаваться антинародной политике руководства области и не допустить в угоду партаппарату противостояние в Крыму людей разных национальностей.

 

«Кто виноват?»

В крымской прессе появилась информация о ситуации, сложившейся в Ялте и Алуште в связи с разгромом палаточных городков крымских татар. Этого не произошло бы, если б власти, под шумок о скорейшем решении «Первоочередных мер по возвращению крымских татар на родину», втихомолку не вели бы закулисную, «поджигательскую» деятельность среди местных переселенцев.

Вся свою житейскую неустроенность, отсутствие мало-мальских сносных условий существования, при имеющемся остром дефиците всего самого необходимого, эти люди, не имея возможности обрушиться на истинных виновников своего бедственного положения, ищут виновных на стороне. В данном случае такими «виновными» оказались татары в палаточных городках, на которых власти и натолкнули одурманенную шовинистическими лозунгами толпу, чтоб увести людей в сторону от истинных причин нестабильности и неурядиц в стране.

Пусть татары снова пострадают. Им не привыкать получать щелчки и побои от граждан «самого прогрессивного в мире» строя. Ничего лучшего, как применить на Южном Берегу Крыма лозунг узурпаторов — «Разделяй и властвуй» и придумать нельзя было.

«Бей! Круши! Ломай! Авось выдохнешься и замолчишь!» Знаем мы все это, уже проходили!

Да вот только кто от этого выиграет? Простой одурманенный народ, или аппаратные чиновники, играющие на темных, низменных инстинктах толпы? А ведь нам жить вместе, хотят этого или нет местные заправилы власти. Южнобережные татары все равно вернутся в места, где жили их предки.

Н. Биязова

 

Крепнут связи с соотечественниками

По приглашению стамбульского общества взаимопомощи и возрождения крымскотатарской культуры с 13 по 28 октября 1990 года в Турции находились представители ОКНД Ава Азаматова и Бекир Умеров. Предлагаем вашему внимании» отчет об их поездке.

Они посетили общества крымских татар в городах Стамбуле, Анкаре, Кония, Эскишехере, Бурсе, редакцию журнала «Эмель», побывали во многих крымскотатарских селах, предприятиях, принадлежащих нашим соотечественникам. Всюду встречались с людьми, которые по воле судьбы оказались на чужбине, рассказывали им о положении крымских татар в СССР, об их Национальном движении, демонстрировали видеозаписи крымских событий, обсуждали пути взаимодействие и взаимопомощи. Они беседовали с корреспондентами республиканских и местных турецких газет — «Улудаг», «Ени Кония», «Терджиман», «Заман» и другими, в которых были опубликованы статьи о крымских татарах.

Наши соотечественники, проживающие в Турции, проявили большой интерес и уважение к народу, самоотверженно борющемуся за свои права. Общество крымских татар в г. Стамбуле подарило редакции газеты «Авдет» шелкографический печатный станок, Эскишехерское отделение подарило ОКНД телефакс. Другие отделения, а также многие люди намерены оказывать крымчанам материальную помощь.

На встречах обсуждались конкретные пути возвращения наших соотечественников из Турции в Крым. Но в связи с отсутствием опыта было решено в ближайшее время организовать переезд группы молодых людей и в зависимости от обстоятельств наметить дальнейшие действия.

Особый интерес у живущих в Турции вызывают предстоящие в СССР экономические реформы. Это, по их мнению, может создать благоприятные условия для внедрения в Крыму дополнительных мощностей по производству стройматериалов и другой остродефицитной продукции.

22 октября Б. Умеров, А. Азаматова и представитель общества взаимопомощи и возрождения крымскотатарской культуры в г. Анкаре Унсал Актав были на приеме у первого заместителя министра культуры Турции Джавдета Тюркер-оглу. Он тепло встретил посетителей, внимательно выслушал их, проявил большой интерес к крымским татарам и их истории. Расспросив о нынешнем положении крымскотатарского народа, сообщил, что в мае-июне 1991 года в г. Анкаре состоится фольклорный праздник народов, населяющих побережье Черного моря. Пригласил принять участие в нем крымскотатарский ансамбль, гарантировав оплату всех расходов, связанных с приездом. Б. Умеров и А. Азаматова рассказали также о депортации крымских татар в мае 1944 года, в результате чего многое из культуры народа было уничтожено. Крымские татары, эмигрировавшие в Турцию после захвата Крыма Россией, имели возможность унести с собой ценности культуры. На вопрос, есть ли в Турецких музеях экспонаты, представляющие историю крымскотатарского народа, он ответил, что в Турции 160 музеев, но крымские ценности культуры не выделены отдельно.

В этот же день Б. Умеров и А. Азаматова посетили первого помощника председателя Турецкого общества Красного Полумесяца Аметинсана Кырымлы. Он заверил гостей в том, что Турецкое общество Красного Полумесяца окажет крымским татарам, оказавшимся в бедственном положении, помощь продовольствием, одеждой, медикаментами и т.д. Однако для более интенсивного оказания помощи необходимо официальное заявление от советских благотворительных организаций, которые подтвердили бы необходимость такой помощи.

Состоялся телефонный разговор с заведующим отделом религии при турецком парламенте Саидом Языджы-оглу. Он сказал, что мусульмане Турции могли бы оплачивать обучение в духовных учебных заведениях молодежи из Крыма, безвозмездно передать крымским мусульманским общинам религиозную литературу, оказывать другую посильную помощь.

Указать точное число крымских татар, проживающих в Турции, очень трудно, так как при переписи населения национальность здесь не указывается. В Турции имеются тысячи крымскотатарских сел, подавляющее большинство населения некоторых городов (Эскишехер. Кония) составляют крымские татары, что дает основание предполагать, что крымских татар в Турции миллионы. Почти все они из поколения в поколение передают рассказы о родине предков, трагическом выезде из Крыма, как реликвию хранят горсть крымской земли, исполняют крымскотатарские песни, танцы. Сохранили и передают своим детям секреты кулинарного искусства. Большинство фамилий людей – это названия населенных пунктов Крыма, откуда по принуждению царских властей выехали наши соотечественники.

Куда бы ни приехали Б. Умеров и А. Азаматова, их везде тепло и трогательно встречали сотни соотечественников.

«Кто лучше живет, мы или вы?» Такой вопрос задавали очень многие. «Да, вы живете лучше, спокойнее и богаче, у вас есть все, но все равно мы богаче вас, потому что у нас есть Родина! Мы ждем вас в нашем Крыму». Так прощались члены ОКНД с крымскими татарами в Турции.

 

Глава правительства

(Окончание. Начало в «Авдет» № 8)

Важнейшим шагом в международной политике правительства стала отправка посла в Стамбул. Им стал бывший главный редактор татарской газеты «Миллет» — Сабри Айвазов. Он был с энтузиазмом принят турецким правительством, которое выделило ему достойное место среди посольств европейских стран; сам факт послания посольства в Стамбул вызвал переполох в Берлине, куда в свое время был послан представитель Крымского правительства — Джафер Сейдамет. Там он добился вместе с визиром Турции Талат-Пашой отсрочки решения о закрытии торговой границы Украины и допуска Крыма на мирную конференцию после окончания войны. Одновременно генерал Сулькевич вступил в контакт с другими мусульманскими государствами на территории бывшей Российской империи. С этой целью было послано соответствующее письмо военному министру республики Азербайджан (г. Баку). Как главу государства, генерала с энтузиазмом приветствовали Татарский Парламент, татарский народ и мусульманская пресса («Крым», «Миллет»). Светлая память о «Сулейман-Паше», так его называл татарский народ, навсегда останется среди местных мусульман. В связи с прибытием Сулькевича в Крым, люди рассказывали легенду, согласно которой после падения владычества России в Крыму, придет с севера мусульманин, он сбросит ярмо неволи, имя этого освободителя Крыма — Сулейман-Паша.

В то же время русские, в особенности газета народных демократов «Товарищеский голос» под редакцией Пасманика, сделали Сулькевича объектом нападок. Премьер сносил их терпеливо, не прибегая к репрессиям. Наиболее характерной чертой правительства Сулькевича была гуманность: он являлся демократом в подлинном смысле этого слова. Поэтому несправедлив был генерал Деникин, обвиняя премьера Крыма в стремлении восстановить ханство и заручиться поддержкой Азербайджана, чтобы удовлетворить свои намерения.

После вывода из Крыма немецких войск (октябрь 1918 г.) и занятия полуострова добровольческой армией правительство Сулькевича пало, просуществовав несколько месяцев. Попытки бывшего премьера убедить руководство Антанты в необходимости сформирования мусульманского корпуса из выходцев с территории Российской империи, разбросанных теперь по концлагерям Европы, терпят провал, и Сулькевич под давлением со стороны командования Добровольческой армии вынужден был покинуть Крым. Прибыв в Азербайджан, он в конце 1916 года назначается на пост начальника генштаба азербайджанской армии, принимает активное участие в организации вооруженных сил этого государства.

Сулькевич — один из инициаторов перемирия Грузии и Азербайджана (июнь 1919 г.). После столкновения с добровольческой армией и вторжения ее отрядов в Азербайджан, он разоружает захватчиков, находясь во главе специально созданного для этой цели комитета. Когда в конце декабря 1919 г. в Баку приезжает представитель польского правительства в Грузии, Армении и Азербайджане г-н Вацлав Островский, генерал Сулькевич вместе с другими польскими мусульманами (вице-министром петиции Ольгердом Крычинским, вице-директором канцелярии МИД Константином Сулькевичем) участвует в банкете в честь делегации, который был дан председателем польской колонии в Баку адвокатом Крипским. Там генерал выступает с глубоко патриотической речью, прославляя имя Польши на Востоке. Не раз генерал Сулькевич подчеркивал, что является по происхождению татарином с Виленщины и испытывает дружеские чувства к Польше.

В мае 1920 года, после вторжения 11 армии большевиков в Азербайджан, генерала Сулькевича арестовывают и бросают в подвалы бакинского ЧК, он находится там вместе с будущим послом Польши в США Титом Филиповичем. 15 июля 1920 г. генерал Сулькевич был казнен чекистами. Некоторые подробности о его аресте и последних минутах жизни поведал бывший начальник общего отдела дипломатического департамента МИД Азербайджанской республики г-н Мечислав Рудзинский, посаженный в бакинскую тюрьму большевиками: «28 апреля 1920 г. большевики захватили власть. Я вместе с польской миссией был арестован, через несколько дней нас перевезли в ЧК. Вскоре привезли генерала Сулькевича, он был настроен пессимистически, считая, что его расстреляют, генерал спокойно и с самоотречением ждал своего часа. Я часто с ним разговаривал, поскольку мы все находились в одном помещении. Сначала спали на полу, подложив под голову в качестве подушки газеты, позже сделали нары. Несколько недель спустя, утром, когда еще было темно, чекисты тихо разбудили несколько человек и приказали им собирать вещи. Мы все проснулись. Чекисты поторапливали, не говоря, куда забирают заключенных. Генерал Сулькевич успел некоторым из нас пожать руки. Прощаясь, был уверен, что его расстреляют. Мы говорили слова утешения, сами не зная, что все это значит. Генерал держался достойно и смело, через несколько дней мы прочли в газетах сообщение ЧК о расстреле нескольких человек по обвинению в — «контрреволюционной деятельности». Среди них был и генерал Сулькевич. Насколько я помню, по делу генерала не было ни следствия, ни суда». О других подробностях, связанных с последними минутами жизни генерала Сулькевича, свидетельствует г-н М.Е. Ресул-Заде: «Я впервые предаю гласности рассказ моего брата — члена парламента Мехмеда Али-Бея, свидетеля героической смерти неустрашимого генерала Сулькевича. Мехмед Али-Бей так рассказывает об этом: «Генералу приказали, чтобы он шел за чекистами. Мы поняли, что наступает последний час его жизни, его отправляют «в расход» — на смерть. Настала гробовая тишина, мы не смели посмотреть ему в глаза, не находили слов надежды и утешения. Опередил нас сам генерал, спокойным голосом произнес памятные слова: «Я рад, что погибаю как офицер мусульманской армии. Прощайте!» Этот случай показал нам, кем являются польские татары». Так покинул этот мир великий политический деятель, человек несломленных убеждений и энергии, один из величайших деятелей литовских татар. Кровью заплатил генерал Сулькевич за свои грандиозные планы, но его дела будут жить всегда, как прекрасный пример безграничной преданности делу татарского народа.

Перевод с польского Юсуфа Алиевича Мирзы Криницкого

РУХ Украины: новые ориентиры

25-28 октября 1990 года в Киеве прошел Второй Всеукраинский съезд Народного РУХа Украины. Он проводился во Дворце культуры «Украина», украшенном желто-голубыми флагами, старинными гербами земель Украины, различными экспозициями и стендами. В вестибюлях и коридорах была организована продажа независимой прессы и литературы, значков, вымпелов и т.п. с символикой НРУ.

В работе съезда принимали участие делегаты и гости из США, Канады, Польши, Чехословакии, Австралии, Италии, Израиля, Германии, Бразилии, Румынии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана. Организацию крымскотатарского Национального движения в качестве гостей представляли: член ЦС, зам. председателя ОКНД Рефат Чубаров, член ЦС Абдурешит Джеппаров, член исполкома ОКНД Ильми Умеров.

Съезд убедительно показал, что демократические преобразования на Украине продолжаются, и оппозиция правящей верхушке партократии, действительно, на сегодняшний день имеет реальную силу.

На съезде было изменено название НРУ, теперь он называется — Народный РУХ за свободную и независимую Украину. Внесены существенные изменения в программу РУХа, например, член КПСС — партии, скомпрометировавшей себя, не может одновременно быть и членом РУХа. В многочисленных выступлениях наряду с политическими, экономическими, социальными, культурно-просветительскими вопросами большое внимание было уделено национальным проблемам и межнациональным отношениям. Проблеме крымских татар было уделено особое внимание.

Многие выступавшие, кому небезразлична судьба крымских татар, указывали на необходимость скорейшего возвращения крымских татар на свою историческую родину и на право этого народа иметь свою национальную государственность в Крыму. Они выражали недовольство тем, что партократия, как в Крыму, так и вышестоящая, чинит всевозможные препятствия на пути возвращающегося, пока только самостоятельно, крымскотатарского народа, вплоть до прямого натравливания на него русскоязычного населения. Осуждали желание властей в спешном порядке созвать внеочередную сессию областного Совета для провозглашения Крыма как территориальной республики (союзной или автономной), для того, чтобы иметь возможность подписать Союзный договор, а также желание путем референдума определить статус Крыма.

26 октября в середине дня слово для доклада было предоставлено Р. Чубарову. Он рассказал о препятствиях, «сверху чинимых крымским татарам, о причинах возникновения так называемых «самозахватов» земель, определив их как результат большевистского плана «организованного» и «регулируемого» возвращения, растянутого на много лет, о ситуации на Южном Берегу Крыма, в частности в Ялте. Он выразил уверенность, что РУХ есть та сила, которая сможет поставить на место зарвавшихся политиканов в руководстве области и республики. Остановившись на вопросе о статусе Крыма, Р. Чубаров отметил, что «власти в Крыму, объявив территориальную автономию в составе РСФСР, противопоставят русских против украинцев, а их вместе — против крымских татар.

В заключении он сказал: » Просим РУХ и всех депутатов Украины сделать все возможное, чтобы внеочередная сессия областного Совета в Крыму не состоялась, т.к. право на самоопределение на любой территории остается за коренной нацией.

Выступление было горячо поддержано. На съезде по проблеме крымских татар было принято отдельное Обращение к парламенту и народу Украины(которое публикуется полностью). Кроме этого приняты следующие документы:

Отношение к Союзному договору, с призывом не подписывать его;

О положении в экономике Украины;

Обращение к крестьянам;

О создании демократического политического блока на Украине;

Заявление по межнациональным отношениям;

Обращение к военнослужащим, проходящим службу на территории Украины;

Обращение Общества солдатских матерей о службе в армии — требование организовать службу только на территории Украины, а если за ее пределами, то только добровольно, и за создание Украинской национальной армии;

Обращение к молодежи Украины;

Обращение к учителям;

Заявление московскому патриарху Алексию по поводу богослужения в Софийском соборе 28 апреля вопреки желанию представителей самостоятельной (автокефальной) церкви. Последних, вместе со многими депутатами ВС Украины, жестоко избили отряды милиции особого назначения (ОМОН) за то, что они не хотели пускать московского патриарха в Собор.

Так же было заслушано и одобрено обращение УРП по поводу оказания помощи крымским татарам теплыми вещами, палатками, стройматериалами и т.д.

Во все дни съезда в перерывах, до и после заседаний представители ОКНД встречались и беседовали со многими делегатами, корреспондентами прессы и телевидения, более подробно интересующимися проблемой крымских татар и положением в Крыму. Особо хочется отметить члена Украинской республиканской партии из Киева Михаила Шакирьянова, который пожертвовал в фонд редакции газеты «Авдет» тысячу рублей из личных сбережений.

Участвуя на ІІ съезде РУХа, наша делегация пришла к выводу: несмотря на огромные трудности, движение за один год со времени своего учредительного съезда сделала огромный шаг вперед. РУХ определил свои требования и стремления более четко и определенно — борьба теперь ведется не за «непонятную» перестройку, а за свободную, независимую самостоятельную Украину.

Желаем удачи. За Вашу и Нашу Свободу!

Ильми Умеров,
член исполкома ОКНД

Татары – не просто народ, а нация

Каким образом разбудить у татарского народа вкус к национальной культуре, преодолеть равнодушие к своей некогда великой истории?

За 70 с лишним лет Советской власти мы утратили от достигнутого в конце XIX и начале XX вв. национального развития чистоту языка, широту и глубину культуры, национальные обычаи и традиции, а главное — ограничили историю всего казантатарского народа узкими рамками булгарской теории. Последнее, на мой взгляд, является наиболее опасной теорией, которая суживает наше прошлое, а вместе с тем и настоящее, до уровня местной историю и культуру семимиллионного татарского народа. Самое странное при этом то, что мы невольно отказываем сибирским, астраханским, крымским и другим татарам в самобытности, в развитии их многовековых традиций и неповторимого быта. Думаю, с этого надо и начать.

Нас, татар, проживающих по всей России и за ее территорией, к настоящему времени ограничили единственным культурным центром — Казанью. Здесь уместно напомнить, что до революции все татары имели множество таких центров, где они так же компактно проживали. Самыми крупными из них были Оренбург, Уфа, Уральск, Тобольск, Бахчисарай, Троицк (Казахстан) и Астрахань.

В угоду классовой борьбе, диктатуре пролетариата и утопии коммунизма татарские большевики (М. Вахитов, Г. Ибрагимов, С. Саид-Галиев, Я. Чанышев и др.), опираясь на поддержку В.Ленина и РКП (б), нанесли смертельный удар по рождающейся федерации народов Поволжья, Урала, и Западной Сибири (Штаты Идель-Урал), наградив его народы (имевших почти 1500-летние традиции совместного проживания, начиная с Тюркского каганата) куцыми автономиями и областями.

В 1944 г. осуществлен странный геноцид в отношении наших братьев — крымских татар. После выселения целого народа с их исторической территории — Крыма была проведена варварская кампания по уничтожению уникальных культурных памятников крымских татар, кампания по переименованию городов, поселков, улиц. В результате вместо древних красивых названий появились Кормовые, Быстровки, Танковые и т.д. Крым был превращен из восточной райской провинции в винно-алкогольный комбинат, площадку под нашествие сезонных дикарей. Уже не поднять рухнувших Дюрбе, Зынджырлы медресе (когда-то крупнейшего в Восточной Европе мусульманского университета, отданного в настоящее время под психоневрологический диспансер), в стенах которого похоронен общетюркский просветитель Исмаил Гаспринский.

Казанские татары избежали подобной расправы ценой отмежевания от татар других регионов. Но с ними расправились идеологически. Если физический геноцид связан с прямым уничтожением и резервацией оставшихся в живых, то геноцид идеологический связан с уничтожением исторической памяти некогда великого народа (Великая Татария от Алтая до Карпат — Золотая Орда ) и последующей культурной резервацией в Казанской области. В 1946 году по инициативе ВКП(б) Академия наук СССР- совместно с казанскими учеными втискивает историю татарского народа в узкий регион существовавшего некогда Булгарского царства.

Провозглашая татар Казани наследниками средневековых булгар, начисто отрицая роль их формирования в Золотой Орде, Сталин был уверен; что казанские татары не поднимут голоса протеста против расправы с их единоверцами из Крыма. С целью отмежевания от других татар история Волжской Булгарии была тесно увязана с историей Руси. Татары других регионов были объявлены потомками пришельцев из Монголии или переселенцами из Казанского края. Таким образом, были созданы предпосылки для раскола татарской нации на этнические группы с последующей ассимиляцией их как нацменьшинств.

Мы, татары, — дети батыров и красавиц степных народов — кыпчаков, булгар и т.д. И спекулировать общетюркским наследием, называя его булгарским, нам не позволит ни один тюркский народ. История Булгарии — это только часть истории татарского народа. Изучение истории и культуры нации потребует знаний истории народов и государств, живших в Поволжье, Крыму и Западной Сибири. И здесь нельзя будет обойти историю Великого Тюркского каганата, Хазарии и Золотой Орды.

Для решения проблем возрождения нашей истории и культуры необходимо, я думаю, образовать историко-культурно-просветительскую группу при Союзе татарской молодежи. Пора лозунговых митингов — день вчерашний, сегодня мы должны начать серьезную просветительскую работу. Народ, который игнорирует свою историю, не имеет будущего.

Марат Кильдиев,
ученик 11 класса, г. Казань.

 

К вопросу о статусе Крыма

Как долго татары должны быть просителями своей собственности? Крым — земля крымских татар, народа, жившего здесь тысячелетиями, народа, имевшего свою государственность.

И никто, кроме крымскотатарского народа, крымчаков и караимов, не должен решать вопрос о статусе Крыма, не должен решать судьбу нашего народа, моих детей и внуков.

Судьба крымских татар – яркий пример того, что может случиться с народом, не сумевшим отстоять свою независимость. Сначала искусственно изменяют демографическую ситуацию, оставляя коренное население республики в меньшинстве, а затем путем референдума, большинством голосов решают судьбу народа, обрекая его на бесправие на родной земле.

И теперь татары занимают свои земли. Эта не «захват», а возвращение народной собственности. Обратите внимание: мы не гоним жильцов из наших домов, а готовы строиться не дожидаясь государственной помощи.

Я уверена, если бы речь шла о русских беженцах, то они в аналогичной ситуации считались бы патриотами за решение собственными силами жилищной проблемы на исторической родине.

А.Джаксин,
Домохозяйка

Телеграмма в ВС СССР, ВС УССР, Крымоблисполком

Вопреки решению Верховного Совета СССР крымские татары лишены возможности вернуться на родину. В последние дни шовинистические силы, вдохновляемые крымской администрацией, перешли от дискриминации крымскотатарского народа к развязыванию открытого межнационального конфликта.

Возмущены умышленным бездействием крымских властей, равнодушием правительства Украины по отношению к инцидентам в г. Ялте и с. Краснокаменке.

Требуем расследования и наказания виновных в разгроме палаточных городков, принятия решительных мер по обеспечению безопасности людей.

Председатель ленинградского землячества кр. татар Ш. Ибадулаев.

Объявления

В центральном аэропорту города Симферополя создана инициативная группа крымских татар по оказанию помощи по трудоустройству и обеспечению жильем крымским татарам, имеющим авиационные специальности и работавшим в Аэрофлоте, из всех регионов страны. В настоящее время решаются вопросы увеличения самолетного парка авиаотряда и предоставления земельных участков (предположительно у села Родниковое) для приезжающих специалистов.

Желающих работать по специальности в Аэрофлоте просим сообщить свои анкетные данные по адресу: 335902, г. Севастополь, с. Верхнесадовое, ул Севастопольская, 81. Нариману Умерову.

В связи с трагической смертью директора совхоза «Аграрный» Первомайского района АХТЕМА ТИППЫ Организация крымскотатарского Национального движения и редакция газеты «Авдет» выражают соболезнование родным и близким покойного.