1990 Авдет №7 (15 жовтня)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

События и Факты

29.09.90 г. состоялась очередное заседание крымского отделения ОКНД. На повестке дня стояли следующие вопросы:

1. Информация с мест:

2. О некоторых публикациях в крымской прессе:

3. Положение группы учащихся ПТУ, приехавших нынешним летом из некоторых областей Узбекистана в организованном порядке;

4. Разное.

Информация с мест отражена в рубрике «Авдета» «События и Факты».

Обсуждены публикации в областном еженедельнике «Крымский комсомолец» и Симферопольской районной газете «Ленинец», в которых Ю. Османов, Н. Мурахас. Э. Муртазаева и др. открыто и недвусмысленно обвиняют ОКНД во всех грехах, преподнося всю ее деятельность, как противозаконную и направленную лишь на самозахваты земель.

По данному вопросу решено не уподобляться этому прокоммунистическому направлению Национального движения и не втягиваться в грязную возню по обвинению друг друга.

По третьему пункту повестки слово попросила учащаяся второго курса юридического техникума Лемара Велиева.

Летом текущего года из Ферганы, Намангана, Андижана и Ташкента в Крым прибыла группа молодежи для обучения в различных ПТУ, чтобы и в последующем остаться на родине. Организовали это мероприятие представители т.н. НДКТ. В настоящее время все эти учащиеся предоставлены самим себе. Они даже не знают по имени тех, кто их привез (знают лишь, что это были двое мужчин). Никто из них не получает стипендию, в общежитии нет никаких условий, нет обещанного трехразового питания. Некоторые из ребят уже даже исключены из ПТУ № 25. Из прибывших 95 человек часть учится в Джанкое, о них также ничего не известно.

С. Кадыров и Ш. Кайбуллаев предложили взять привезенных из Узбекистана и брошенных на произвол судьбы ребят, под ответственность ОКНД. Это предложение принято. С. Кадырову поручено сделать все необходимое и возможное для нормализации их существования, тем более, что есть уже опыт (в последние три года из Янгиюля организованно десятками прибывает для обучения в ПТУ молодежь).

В «разном» И. Умеров остановился на некоторых организационных вопросах выпуска и реализации газеты «Авдет».

Бахчисарайский район

 В г. Бахчисарае после того, как крымские татары заняли выделенные им решением горисполкома 70 га, в том же горисполкоме роздан 131 талон на земельные участки на том же поле ( из них 67 крымским татарам, стоящим в очереди горисполкома). Это было сделано специально, чтобы разжечь вражду между людьми, живущими в палатках с надеждой получить участок, и теми, кто уже получил талоны. Руководители пикета распределили участки независимо от талонов горисполкома.

***

В горисполкоме создана комиссия по подготовке и проведению в будущем году 140-летия со дня рождения крымскотатарского просветителя И. Гаспринского. Среди мероприятий есть следующее: увековечить имя И. Гаспринского, назвав его именем одну из улиц в районе новых построек. Однако районное отделение ОКНД против такого «увековечивания». В Бахчисарае сохранилось здание типографии газеты «Терджиман», где трудился и творил И. Гаспринский. Находится она па улице Р. Люксембург, которая не имеет к Бахчисараю никакого отношения. Районное отделение ОКНД будет добиваться переименования ее на ул. И. Гаспринского.

***

с. Заланкой (Холмовка)

После долгих споров и противостояния с местной властью, одна из улиц нового села по желанию крымских татар названа именем генерала Петра Григоренко

***

В селе Плодовом 6 сентября произошла драка, в которой несколько крымских татар были избиты группой русскоязычных молодчиков, на одного из которых заведено уголовное дело.

Симферопольский район

В настоящее время по району имеется 17 палаточных городков. В них проживает приблизительно 3000 человек.

Сакский район

В городской комитет по депортированным народам введен член ОКНД Мустафа Черкез. В районе резко активизировалась местная печать по дискредитации ОКНД, Большую «помощь» в этом ей оказывают А. Ибрагимова и Э. Муртазаева, известные по выступлению в «Крымском комсомольце» за 29 сентября 1990г.

Красногвардейский район

Районными — властями для возвращающихся крымских татар выделено 115 земельных участков, но крайне медленно идет процесс оформления документации. Решено две новые улицы назвать им. Адаманова и Достлукь — Дружба.

Очень много жалоб в инициативную группу ОКНД поступает на председателя колхоза «Дружба народов», т.к. последний очень агрессивно настроен против крымских татар.

В с. Октябрьское нужны экскаваторщики, крановщики, а также зав. фермой.

В пгт Октябрьское самозахватом занято 9 га земли (75 человек).

Судакский район

Всего по району узаконено 250 земельных участков. Еще 860 ждут своего часа. Отказ мотивируется нежеланием облисполкома отчуждать земли у совхозов.

Ленинский район

В г. Керчи выделено 100 земельных участков. Здесь организуется ассоциация строителей.

***

В с. Астанино была драка, в которой избито несколько крымских татар. Подано заявление в прокуратуру района.

***

Недалеко от поселка Щелкино, прямо у моря, русскоязычным населением самовольно занято 150 га земли для строительства дач.

***

В п. Ленино власти обещают выделить крымским татарам 150 земельных участков.

Советский район

На сегодняшний день в районе имеет место три аварии со смертельным исходом наших соотечественников, но до сих пор никто из виновных не наказан.

12 января в с. Пушкино при аварии погиб Сеттар Сеттаров, столкнувшись с «РаФ». Дело закрыто.

23 февраля в с. Урожайном при аварии столкнулись 2 мотоциклиста, погиб Сулейман Сулейманов — виновные до сих пор не наказаны. Суд, прошедший в конце мая, отложен до расследования и выяснения приговора. До сих пор ничего нет.

Авария в с. Предсивашное — погиб Сейран Чавушев, сбитый пьяным водителем Татаренко из села Урожайное, скрылся с места преступления. Убийца на сегодняшний день оправдан, факты сфальсифицированы и дело закрыто.

Подано заявление прокурору района с требованием возбудить уголовное дело и наказать виновного.

На дискотеке в пгт Советское 12 августа с.г. выстрелом был ранен крымский татарин, который сейчас находится в больнице, никаких мер до сих пор не принято, виновные не наказаны.

Джанкойский район

В городе Джанкое не удалось открыть в школе классы с обучением на крымскотатарском языке. Странно, но факт, что многие родители сами были против обучения детей на родном языке, боясь за перспективу.

По району выделено 270 земельных участков из 800 запланированных. Со стороны райисполкома и руководителей хозяйств никакой помощи пока нет. К местам строительства не проводят электроэнергию, воду, дороги, мотивируя это отсутствием средств и фондов. В то же время средства, предназначенные для осуществления первоочередных мер по возвращению крымских татар, планируется использовать не по назначению. Например, в пгт. Азовское планируется построить кинотеатр в то время, как там необходима школа. В селе Табачное, где очень мало крымских татар, планируется строительство школы (еще 10 лет назад к-з «Путь Ильича» согласен был финансировать это строительство).

Раздольненский район

В районе всего около 700 семей крымских татар или около 3000 человек. Проблем с земельными участками нет, так как возвращающихся не так много. Районное отделение ОКНД поставило вопрос о представителе в райисполкоме. Председатель райисполкома В.В. Дельдекин заявил, что намерен работать с тем, кто ему больше подходит, и что этот человек необязательно должен быть крымским татарином.

***

Районному отделению ОКНД стало известно, что в РК КПУ поступила информация с грифом «секретно» о том, что в период с 10 по 18 октября и 14 ноября готовятся массовые выступления крымских татар.

Карасубазарский район

На самострое в селе Сары-Су все 407 участков заняты. Идет интенсивное строительство домов, завозятся щебень, песок, стройматериалы. Два дома стоят уже под крышей. В одном из них скоро будут справлять новоселье. В конце следующего месяца заселятся в свои дома еще 13 семей. Возможно, цифра эта небольшая, но это объясняется тем, что люди строят не времянки, а начинают сразу с капитальных строений.

***

В районе Хан-Джами властями выделено более 250 земельных участков. Одновременно в г. Карасубазаре составляется новый список из желающих получить земельные участки. Отделение ОКНД планирует создать микрорайон города, подобный Сары-Су в одном из удобных мест.

***

В г. Карасубазаре начал функционировать филиал Координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры. Прошло всего лишь два месяца, но уже налицо первые результаты. Так, например, здание, ранее занятое под детскую районную библиотеку, освобождено и теперь в нем будет размещаться крымскотатарская национальная библиотека. Заведовать ею будет Земине Эмирусеинова.

***

Карасубазарское религиозное общество мусульман отправило четверых наших соотечественников в Уфу для поступления в медресе.

Заместителю Председателя СМ СССР,
председателю Госкомиссии по решению
крымскотатарской проблемы
тов. В.Х. ДОГУЖИЕВУ.
Первому заместителю Председателя СМ УССР,
заместителю председателя Госкомиссии
по решению крымскотатарской проблемы
тов. А.С. СТАТИНОВУ.
Председателю Крымского областного Совета
народных депутатов
тов. Н.В. БАГРОВУ.
Редакциям газет; «Ленин байрагъы», «Крымская правда»,
«Достлукь» и «Авдет».

 

Мы, жители Булунгурского района Самаркандской области Узбекской ССР, выражаем соболезнование семье нашего соотечественника, земляку по Булунгуру Муслядинову по поводу трагической гибели трех его детей — Наримана, Заремы, Ленура.

Дети погибли от пожара, случившегося на строящемся участке в 3 микрорайоне г. Симферополя.

Дети погибли не от пожара — они погибли от равнодушия местных властей, от безделья, беспринципности и бездействия их! Мы открыто объявляем свое недоверие «высшей власти» Крыма. До каких пор будут продолжаться издевательства над нашим народом? Разве мало мы пережили в процессе несправедливого выселения из родных мест, оставляя все, что нажито было за человеческую жизнь! Сколько сынов и дочерей нашего народа мы потеряли на фронтах ВОВ, в пути следования из Крыма в неизвестные никому отдаленные края?!

В настоящее время наш многострадальный народ опять теряет лучших своих людей на пути следования на родину, в Крым. На какое же терпение народа рассчитывает наше правительство? С великим трудом — митингами и пикетами (по полгода и более без жилья, без средств для существования, без семьи и близких) мы добиваемся выделения земельных участков. Прошло более 6 месяцев с момента отчуждения земель в 3-ем микрорайоне (более 500 участков), но за этот срок ничего не предпринято для создания нормальных условий жизни людей. И вот результат — гибель ни в чем неповинных mдетей.

Кто ответит за эту трагедию? Кто даст гарантию, что в дальнейшем не случится худшее? Нам говорят, что народ торопится. Но это неправда! Народ не торопится, народ опоздал почти на целых полвека. Мы обращаемся к правительству Союза ССР и к правительствам союзных республик — хватит писать, советоваться и кормить нас «басенками». Пора принимать решительные практические меры по ускорению возвращения крымскотатарского народа на родину, в Крым.

Для чего необходимо:

1. Ускорить организованное переселение и расселение крымских татар.

2. На выделенных участках в кратчайший срок решить вопросы инженерных коммуникаций.

3. Оказывать практическую помощь по строительству индивидуальных домов нашим соотечественникам.

4. Республикам, где компактно проживают крымские татары, в кратчайшие сроки принять меры по оказанию помощи в продаже домов на правах личной собственности и выделении компенсации проживающим в коммунальных и ведомственных квартирах.

От имени крымскотатарского народа из Булунгурского района подписали более 100 человек, среди них — ветераны ВОВ и труда, рабочие, служащие и интеллигенция.

 

Помощь латышских братьев

Поддерживая обращение крымских татар, отделение Народного Фронта Трикотажного производственного объединения «Огре» выделяет из членских взносов 500 рублей». Родина у каждого одна и любима, поможем же крымским татарам!

Представитель объединения
Е. БРУЗГЕЛИС.
«Латвияс яунатне» («Молодежь Латвии»), № 164, 02.10.90г.

 

Крым, Бахчисарай, Толбухина, 13
Редакция «Авдет»

Писатель Айдар Халим и рабочий Кадерле Имамутдинов 5 октября объявили политическую голодовку в защиту прав татар Приуралья, за прекращение геноцида против братского крымскотатарского народа возвращающегося в Крым. За восстановление крымскотатарской республики.

Уфа

 

Кезлев: пикет на трассе

27 сентября жители микрорайона Исмаил-бей г. Евпатории в течение часа пикетировали трассу Евпатория-Симферополь.

Минутой молчания Кезлевцы почтили память погибших в пожаре троих детей семьи Муслядиновых из микрорайона Залесского г. Симферополя. В выступлении члена о6ластного пикета Айдера Исмаилова, жителей палаточного городка был назван главный виновник случившегося – совпартаппарат, препятствующий скорейшему выделению участков и прописке крымских татар.

В пикете трассы участвовало более 500 человек жителей палаточного городка. Через 15 минут после его начала приехал наряд милиции, возглавляемый майором, пожелавшем узнать причины организации этой акции. Пикетчики держали в руках транспаранты следующего содержания: «Прекратить геноцид», «Мы — за дружбу, а вы…?», «Узаконить самострой», «Прекратить блокаду самостроя» и другие.

Во время пикетирования водителем автомобиля «Жигули-2105″, госномер 38-40 КР была сбита Сабрие Аблялимова.

Зарема Керимова.

Заявление Центрального Совета ОКНД по поводу решений 3-ей сессии Крымского областного Совета народных депутатов

7-13 сентября 1990 г. в Крымском обкоме КП Украины проходила 3 -а сессия областного Совета народных депутатов, где был принят ряд решений, имеющих непосредственное отношение к вопросу о возвращении крымских татар на свою родину и будущего политического статуса Крыма.

Это, во-первых, принятое сессией заявление с требованием отмены этих преступных актов Верховных Советов СССР и РСФСР 1945-1946 годов о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область.

Само по себе требование отмены этих преступных актов, конечно, не может вызвать возражений, но обращает на себя внимание мотивировочная часть принятого заявления, где говорится:

«Выселение из Крыма немцев в 1941 году, крымских татар, греков, армян и болгар в 1944 году было использовано в качестве повода для ликвидации автономной республики, разрушило ее сложившееся веками гармоничное этническое своеобразие…»

Это явная подтасовка фактов, ибо выселение крымских татар в действительности было не поводом, а реальной причиной ликвидации их национальной государственности – автономной республики. Причем, в законе ВС РСФСР о ликвидации крымской АССР от 25 июня 1946 года вовсе не упоминались немцы, армяне, болгары и греки. Этот закон мотивировался только тем, что выселены крымские татары.

Прибегая к подобной подтасовке, авторы заявления преследуют цель подчеркнуть, что будто бы Крымская АССР вполне могла бы существовать и без крымских татар. Это отражает общий настрой шовинистических кругов, пытающихся отрицать право крымских татар на свою национальную государственность и ратующих за некую автономию Крыма в составе РСФСР с государственным русским языком.

Довольно циничным является в этом заявлении тон оценки выселения народов из Крыма в 1941-1944 годах. Авторы здесь сокрушаются не по поводу геноцида высланных народов, а лишь по поводу того, что выселение, дескать, разрушило некое «гармоничное этническое своеобразие» Крыма.

Основной замысел сочинителей этого документа сконцентрирован в его последнем предложении, которое гласит:

«Крымский областной Совет народных депутатов считает, что определение государственного статуса Крыма должно основываться на волеизъявлении народа Крыма».

Суть этого предложения сводится к тому, что статус Крыма может быть определен или референдумом среди всех граждан, которыми заполнили Крым после депортации его коренного народа, иди же депутатами областного Совета, которые считаются избранниками всего населения Крыма.

Крымские татары с этим, конечно, никогда не согласятся, и если облсовет не пересмотрит свои позиции, то можно предсказать весьма серьезные осложнения.

Другой документ, принятый 3-ей сессией областного Совета, называется «О чрезвычайной ситуации и необходимых дополнительных мерах, связанных с возвращением крымских татар».

Все содержание документа направлено на то, что6ы остановить самостоятельное возвращение крымских татар на свою родину и заставить их дожидаться возвращения только по квотам государственной программы, согласно которой, даже при успешном ее выполнении, возвращение может быть растянуто на 15-20 лет.

Сейчас, как известно, земли Крыма в течение уже более двух лет власти лихорадочно раздают русскоязычным гражданам под строительство дач, отказывая в то же время под разными предлогами в выделении земельных участков крымским татарам для строительства жилья. А если и выделяют, то лишь после многомесячных пикетов и других акций протеста, в крайне неудовлетворительном количестве и, как правило, в малопригодных для жилья местах. В результате крымские татары вполне обоснованно вынуждены прибегать к самовольному занятию своих земель. Поэтому облсовет в своем документе особо уповает на карательные меры против крымских татар. Так, в частности, в принятом документе говорится:

«Принять к сведению, что облисполкомом направлены Верховному Совету УССР предложения по усилению ответственности за организацию групповых действий по массовому самовольному захвату земли и ведению самовольного строительства, а также за нарушение правил прописки и регистрации граждан». ОКНД не располагает пока полным текстам «предложений» Крымского облисполкома ВС УССР, но судя по выступлениям на сессии председателя облсовета Багрова и начальника УВД области Руснака, речь идет о требованиях принять специальный указ, предусматривающий наказание до 10 лет лишения свободы за организацию самовольного занятия крымскими татарами своих земель.

Направляя подобные предложения Киеву, Крымский облисполком добивается не только дальнейшего ограничения числа возвращающихся на свою родину крымских татар, но преследует и другую, довольно провокационную, цель. Если Украина примет предлагаемый облисполкомом драконовский указ, что приведет к усилению репрессий против крымских татар, то многие из них могут настроиться против Украины и требовать автономии Крыма уже в составе России.

Так что в любом случае это будет в интересах реакционных и шовинистических сил Крыма, которые хотели бы как можно замедлить процесс возвращения крымских татар и добиться передачи Крыма в состав России будь то в форме области или некоей территориальной русской автономной единицы.

Центральный Совет Организаций крымскотатарского Национального движения выражает надежду, что демократические силы дадут соответствующую оценку провокационной «законодательной инициативе» аппаратчиков Крыма и не допустят принятия такого указа, который, вне всякого сомнения, приведет к резкому обострению ситуации в Крыму.

Сессией крымского областного совета был принят также документ «Основные принципы расселения крымских татар на территории области». Эти «принципы» в основном сводятся к следующему:

«Областной совет народных депутатов полагает, что в основу рационального расселения крымских татар на территории области можно было бы взять расселение в местах прежнего проживания при предъявлении доказательств — документов, свидетельских показаний, архивных материалов, подтверждающих депортацию, непосредственно выселенными из области или их родственников по первой линии. Исключение может быть для Южного Берега Крыма (Алушта, Ялта, Судакский р-он), г. Севастополя, Бахчисарайского и Симферопольского районов, где сложилась такая плотность населения, социальная инфраструктура, экологическая ситуация, которые не позволяет принять больное количество населения. Здесь можно было бы расселить участников ВОВ и партизанского движения, некоторое количество специалистов, нужных для обслуживания курорта из числа крымских татар, которые ранее проживали в этих регионах…»

Бросается в глаза, во-первых, явно издевательский перечень «доказательств», которые, оказывается должны представлять возвращающиеся на свою родину крымские татары. Людям, пережившим ужасы депортации, геноцида и многолетние унижения на местах ссылки, оказывается, нужно теперь для возвращения на свои земли собирать и представлять чиновникам какие-то свидетельские показания, делать запросы в архивы, большинство которых, кстати, давно уничтожено, отчитываться своей родословной и т.п.

Во-вторых, выходит, весь Южный Берег Крыма и даже такие районы, как Бахчисарайский и Симферопольский, должны стать для крымских татар почти закрытыми зонами. Туда, оказывается, могут пустить только некоторое число оставшихся в живых стариков, да и то если они докажут, что партизанили или воевали в сталинской армии, а также несколько десятков специалистов для обслуживания отдыхающих на курортах.

Однако хамство и цинизм составителей сего преступного и нацеленного на разжигание межнациональной розни документа этим не ограничивается. Далее в этом же документе разъясняется, что для получения земельного участка для строительства себе жилья в Крыму крымский татарин сперва должен получить направление государственных органов из своего нынешнего места проживания. То есть крымскому татарину сперва нужно будет своим хорошим поведением на местах ссылки заслужить у тамошних чиновников соответствующую рекомендацию, а потом здесь проверят его родословную, представленные им свидетельские показания, архивные материалы, определят степень его пригодности для обслуживания отдыхающих курортников и лишь после этого еще посмотрят.

И вот для осуществления такого «планового» возвращения крымских татар областной Совет на этой же сессии решил учредить некий «комитет по делам депортированных народов», куда, естественно, постараются подобрать несколько самых угодных для органов власти граждан из числа крымских татар. На пост же председателя этого марионеточного «комитета» аппаратчики дружно предложили вызванного из г. Ферганы Ю. Османова.

Одновременно областной Совет, как бы в издевку над крымскими татарами, которым сейчас отказывают в выделении земельных участков для строительства жилья под предлогом отсутствия свободных земель, принял решение о выделении 270 га пахотных земель в Симферопольском районе русскоязычным гражданам и военным для строительства загородных дач.

Анализируя итоги сессии Крымского областного Совета народных депутатов. Центральный Совет ОКНД приходит к выводу, что руководство партийного и административного аппарата Крыма, опираясь на шовинистическое большинство в областном Совете депутатов, сознательно и целенаправленно проводит курс на разжигание межнациональной розни и дестабилизации обстановки в Крыму.

В этой связи ЦС ОКНД считает необходимым обратиться ко всем проживающим в Крыму гражданам с призывом потребовать от депутатов областного Совета отчета за их действия, а также ко всем национально-демократическим организациям и политическим партиям в СССР и за его пределами с просьбой оказать посильную помощь для восстановления законных прав крымских татар на своей земле.

Центральный Совет организации крымскотатарского Национального движения:
Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров, Решат Аблаев, Ниязи Селимов, Идрис Асанин, Шевкет Асанов, Лютфи Османов,
Абдурешит Джеппаров, Синавер Кадыров, Решат Кенже, Бекир Умеров, Талят Сулейманов, Надир Бекиров, Шевкет Кайбуллаев.

Агентство «Республика» сообщает:

2 октября Г. Околько — руководитель Ялтинского отделения УРП — направил подробную информацию о ялтинских событиях в Верховный Совет Украины.

4 октября, в очередной день сессии Симферопольского городского Совета народных депутатов, И. Решитов зачитал Проект решения об узаконении существующих на данный момент самостроев крымских татар. Проект встречен неодобрительно. Председатель горисполкома В.Л. Юров позволил себе оскорбительные выпады, вследствие чего И. Решитов в знак протеста покинул заседание. В его отсутствие обсуждение крымскотатарской темы продолжалось. Решено в конце месяца провести внеочередную сессию горсовета по этой проблеме.

5 октября направлено обращение Президенту СССР М. Горбачеву. В документе дан подробный анализ событий в с. Краснокаменка и Ялте, указано на то, что отдельными силами разжигается межнациональная рознь.

Обращение подписали: Г. Околько (УРП), Волошин (РУХ), Зуб (НФК).

Виктор Ласкин

В. Возгрин Роскошный наряд с чужого плеча

Как (текст в оригинале не прочитывается. — В.М.) трудностями и социальным брожением, но и разнузданной беззаконной пропагандой насилия, с которой закон не борется. Причина ее (пропаганды) действенности – и в незнании народами собственной истории. Один из самых ярких примеров такого рода – ситуация, сложившаяся ныне в Крыму, о которой мы знаем все – и ничего.

Центральная власть руками местного аппарата уже поставила полуостров на грань экологической катастрофы. Крымские же прокураторы заинтересованы в разжигании розни между татарами и русскоязычным населением. Во-первых, это привлекает общественность от бедственного состояния проблемы и иных актуальных проблем, возникших по вине чиновников. Во-вторых, власти считают, что разгоревшийся конфликт затруднит полное возвращение татар домой и восстановление Крымской АССР. Последнее особенно опасно — новое правительство, в которое, безусловно, войдут и татары, вряд ли будет заинтересовано в сохранении постов за людьми, доказавшими полную свою никчемность и непонимание местных условий.

На большинство русскоязычного населения антитатарская пропаганда, прямо скажем, оказывает задуманное воздействие. Жители Крыма, переселившиеся сюда после войны, становятся жертвами прямого обмана. Тем более, что они не знают крымских татар – ведь объективная историческая литература исчезла в 1944 , самом страшном году многовековой истории края, когда впервые коренное население полуострова было изгнано в пустыни Средней Азии. И тут же десятками стали появляться брошюры и книги, всячески оправдывавшие людоедскую сталинскую политику геноцида и погромов. Нынешние продолжатели дела Сталина не изобрели с тех пор ничего нового. Они лишь повторяют «доводы» ученых лакеев 1940-х годов.

Бросим взгляд на их теоретический багаж. Прежде всего, утверждается, что крымские татары – потомки завоевателей, пришедших откуда-то из монгольских степей. Крымские «Союз спасения славян» и «Память» призывают гнать татар «назад, в пустыню Гоби!» Крым же объявляется исконно «нашей» территорией, где русские селения были еще до крещения Руси. Далее на историческом факте столкновений московского государства и Крымского ханства строится доказательство справедливости депортации 1944 года как акта законной мести татарам со стороны пострадавших во время оно. И, наконец, коронный довод: во время войны татарские каратели якобы уничтожили в оккупированном Крыму красных партизан (русских, естественно), за что Сталин их наказал.

Кого, за что и как наказывал «отец народов» — известно ныне всем. Поэтому, оставив в стороне идеологию, займемся, наконец, историей.

Сторонники теории о «пришествии» татар датирует это событие различными веками от ХІ до ХV – тут ходят разные исторические слухи, чтобы раз и навсегда обрубить хвосты, начнем с палеолита. В эту эпоху полуостров, особенно горная и прибрежная части его, был плотно заселен. Античные же авторы, современники киммерийцев и тавров, тщательно собиравшие крымские предания, ни словом не упоминают о какой-либо катастрофе, заставившей некогда аборигенов покинуть родину. Ну, а позднее древние крымчане уже не выходили из сферы внимания историков соседних стран – и ни один из них также не рассказывает о массовом исходе этноса. Вывод о сохранении в горах ядра коренного населения подтвержден и антропологами. Об этом говорят кефалометрические данные на материале двух тысячелетий. Все найденные черепа – ярко выраженного европеоидного типа.

Пришельцы все же в Крыму были: это скифы, греки, сарматы, римляне, готы. Одним словом, те же индоевропейцы. Монголоиды встречались лишь «во вторгшейся в Крым в XIII в. многоплеменной Золотой Орде. Однако эти кочевники, во-первых, не поднялись в плотно-населенные горы, а рассеялись по степи. Очевидно, было их немного (кочевое скотоводство требует больших территорий для каждого рода). Во-вторых, войны, прокатившиеся через Крым, больнее всего били не по труднодоступным горам, а именно по степи — и монголоиды покидали полуостров. Этот процесс привел к тому, что если монголоиды и встречались здесь в средние века, то к новому времени их не осталось вовсе. Еще одно доказательство слабого монгольского влияния на этнокультуру: в крымскотатарском языке всего два десятка монгольских корней, тогда как в русском их – сотни (кстати, и «монгольские» узкие глаза, весьма часто встречаются среди русских, совершенно не типичны для крымских татар).

Еще одно недоразумение – вина крымчан в бедах Московского государства. Во-первых, при всей их сокрушительности, великие набеги были нечастыми и длились всего-то полтора века (XVI -1 – я пол. XVII). Во-вторых, в походах этих менее всего было… крымских татар. Дело в том, что собственно Крым был незначительной частью огромного ханства (здесь, правда, находилась периферийная его столица). Да и по населению он многократно уступал «ордам», кочевавшим по основной территории ханства, от Днестра до Кубани. Эти ордынцы, легкие на подъем, охотно отзывались на призыв хана отправиться в набег — собственно, походы почти не меняли их образа жизни, другое дело — крымчане. Для них, потомственных земледельцев, скотоводов, виноградарей, оставить хозяйство хотя бы на 2-3 месяца было бы равнозначно разорению. Да и в народных традициях война не считалась чем-то достойным: они и канонизировали-то сплошь мирных дервишей-мученников, а не князей-военачальников, какими, кстати, были первые русские святые. Поэтому крымчане всячески уклонялись от призывов своих действительно воинственных ханов. Не помогали и грозные указы об объявлении этих поразительно строптивых «пацифистов» вне закона.

Русские появились в Крыму, судя по единичному памятнику, не ранее ХІІІ в. В XIV в. какое-то количество их появляется в Кефе, это уже более достоверные сведения. Число их росло медленно, хотя пришельцев никто не притеснял. Вообще, нужно сказать, что крымские татары всегда отличались большой веротерпимостью и отсутствием ксенофобии. Причин этому несколько. Крым никогда не знал религиозного фундаментализма, с которым связаны джихад, изуверские обряды и т.д. Ханы имели в советниках и христиан, и иудеев, а отправляясь в поход, бывало, ставили пудовые свечи в Успенском монастыре близ Чуфут-Кале — на всякий случай! и если в России переход в чужую веру жестоко карался, то татары нередко, воспитывая девочек в духе шариата, сыновей крестили. Были села, где число христиан вообще преобладало.

Вторая причина такой толерантности более глубока. Это – чисто местная традиция, которая могла возникнуть только здесь, в поистине вавилонском смешении рас, языков и верований. Иначе жизнь в Крыму была бы попросту невозможной. Много семей было смешанных. Поэтому, когда А.В. Суворов провел первую депортацию из Крыма (30 тыс. греков-христиан), за изгнанниками в Приазовье потянулось немало татар…

После аннексии Крыма здесь было не хуже и не лучше, чем на других окраинах империи. Лишь два нетипичных процесса приобрели со временем роковое значение: сгон татар с лучших земель и форсированный ввоз славянского населения. Поэтому к началу XX в. большинство татар было обезземелено, а количество их снизилось до трети населения. Содействовали этому и войны, которые Россия вела в своих интересах, но на татарской территории. Каждый раз небольшой народ платил за это тысячами погибших и полным разрушением традиционной экономики. Отсюда — новые волны эмиграции.

Однако самым беспощадным губернаторам-русификаторам не удалось добиться главного — той степени тотальной идеологизированности и закрытости, что была характерна для русского феодального общества. Татарин как личность подчинялся не директивам феодала (он был свободен) или общества, но необременительным наставлениям шариата, то есть высшего и обязательного для всех слоев закона. Другими словами, «крымского ислама» хватало ровно настолько, чтоб сохранить личность и мораль — и ни на гран больше. На презрение или ненависть к инакомыслящим этой «щадящей» конфессии уже недоставало. Наконец, она не вызвала того священного трепета перед всероссийским аппаратом насилия, что во многом держался благодаря религиозным воззрениям на царскую власть (на «кесарево») славянских народов державы.

Далее, этнос сохранил свое изначальное единство. Трагическая для России проблема «интеллигенция и народ» здесь отсутствовала не потому, что не имелось интеллигентов (Исмаил Гаспринский — просветитель не только Крыма, но всего мусульманского Востока), а оттого, что татарин даже по окончании Петербургского университета или Сорбонны не терял, а укреплял связь с народом, традициями, верой.

Февральскую революцию татары восприняли весьма одобрительно, они активно работали в Учредительном собрании. А вот октябрьского переворота «не поняли». Тут слишком ценили традиционные мораль, право, эстетику, во главе угла которых стоял живой человек, а не идея, самостоятельная ценность и достоинство каждой личности, ее духовная свобода, а не абстрактная воля будущего, за которое нужно лить чью-то кровь в настоящем.

Такого рода качества, сохранение которых можно объяснить скорее особенностями национальных психологии и мировоззрения, чем экономическим базисом, уцелели и в межвоенный период. Народ не поддался всеобщей эпидемии так называемого трудового энтузиазма и сталинской идеологизации, очевидно, оттого, что своевременно получал своеобразные «прививки», которых хватало надолго. Массовый террор начался тут не в 30-х, а в 20-х гг., с казнью первого председателя КрымЦИКа Вели Ибраимова. Тогда же был нанесен странный удар культуре татар — письменность перевели на латиницу, а все книги и бесценные рукописи, исполненные арабской вязью, были истреблены. В одночасье народ лишился истории и грамотности, а едва латиницу кое-как усвоили, как письменность сменили еще раз — уже на кириллицу — и с теми же последствиями.

Ситуация в оккупированном Крыму была сложной, но не настолько, как это пытаются представить современные историки. Мужчин призывного возраста немцы здесь не застали — те сражались в Красной Армии. Поэтому если среди полицаев и встречались татары, то это были немногочисленные старики, которым совершенно чуждая власть все же казалась предпочтительней сталинского террора. Количество же татар, награжденных в партизанских отрядах и на фронте орденами, измерялось тысячами, семеро стали Героями Советского Союза, один — дважды Героем.

Впрочем, от депортации награды не спасали. В этапных эшелонах и затем в голых степях Азии в первый, самый тяжелый год изгнания погибло около половины народа. Остальным было запрещено под страхом тюрьмы покидать резервации, где царили голод и болезни.

В иных регионах сталинский террор, при всей его массовости, все же оставлял место личной надежде на то, что «минует меня чаша сия — я-то невиновен». Поэтому там массовый психоз культа вождя бесконечно мирился, особенно после великой Победы. Но в Крыму репрессировали ВСЕХ татар. И это была очередная сильнодействующая «прививка», позволившая народу сохранить ясную голову и трезвый взгляд на происходившее. Во всяком случае, после смерти Сталина голос татар не присоединился ко всеобщим горестным стенаниям, ибо появилась надежда. Радостная надежда на свободу и возвращение домой, на Родину.

Однако ничего не изменилось ни в 50-х, ни в 60-х гг., даже когда народ был официально «реабилитирован». За это время в Крым переселили более миллиона русских и украинцев, татарам же было заявлено, что для них физически не осталось места (хотя только в горах пустовало 517 заброшенных татарских деревень).

Исчезла последняя надежда на справедливость, развернулось несанкционированное возвращение в Крым. Татар избивали дубинками, их землянки давили бульдозерами, спешно взрывали еще оставшиеся мечети, но вопреки арестам и другим акциям Крымоблисполкома число вернувшихся уже достигло 90 тысяч. Теперь администрация приписывает этот факт себе в заслугу. Недавнее выступление по телевидению главы Комиссии по крымскотатарским проблемам при Совмине СССР Догужиева прозвучала в том же ключе: власть якобы заботится о переселенцах, сна6жает их стройматериалами и т.д. На деле же проблема не в стройматериалах, их выделено-то было на несколько десятков(!) домов явно в пропагандистских целях. Главное — татарам по-прежнему не нарезают строительных участков, толкая на самозахват земли и за это, естественно, преследуя. При этом власти ссылаются на объективную невозможность обеспечения всех возвращенцев рабочими местами, школами, детсадами и т.п.

Но ничего этого и не просят татары, готовые на любые лишения ради обретения родины, с которой они разлучены уже 46 лет. Они и сами со всем справляются, завозя материалы с Кавказа, самостоятельно строя скромные дома, находя работу. Им нужно одно: законно выделенная земля. Это, кстати, не требует от финорганов никаких затрат (на что исполком любит ссылаться). И пока участки не предоставят всем желающим вернуться, розовые картинки телевидения и прессы не будут стоить времени, на них затраченного. Ныне же «забота» облисполкома о будущем Крыма выражается в том, что на фоне продолжающегося энергичного заселения полуострова пришлыми людьми, коренному населению земли не дают — об этом молчат Догужиев и его присные, этой единственно важной информации мы все лишены.

Зададимся вопросом: а что дает Крыму возвращение татар, буде оно свершится? Возьмем одну из острых проблем современности, неплохо выраженную Л.Аннинским («Литгазета», №43, 1989): «Мы спорим, в какой форме собственности вернуть мужику земли, а он ее не возьмет… Он вымывается с земли. Там, внизу, нет сцепления нации с почвой». Автор тревожится: как совершенствовать нашу систему, «если не найдешь человека, который согласен ее кормить? Где он?». Для Крыма такой ответ давно готов — это татарский крестьянин; мы ищем рукавицы, а они обе за поясом. Конечно, татары, даже стопроцентно переселившись, составят количественное меньшинство. Но для того, чтобы восстановить «сцепление» крымчан с почвой, важна не масса, а качество соединяющей страты.

Фанатическая приверженность к земле и трудолюбие татарского крестьянина известны далеко за пределами Крыма или Средней Азии. Эти особенно ценные в эпоху всеобщего раскрестьянивания качества сохранились не только благодаря складу национальной психологии. Ведь известно, что при эпидемии гриппа болеют все. Кроме тех, кто получил прививку. Но если у нас в целом от известной эпидемии недавних лет уцелели лишь те немногие, которым досталась вакцина лагерей, ссылки или диссидентского движения, то мировоззрение крымскотатарского народа осталось неповрежденным потому, что кампании регулярных «прививок» охватывали всех. Тотальное, а не выборочное давление сверху порождало всенародное сопротивление насаждавшимся идеологии, разврату коммунистической 6езответственности, соблазну «выехать» за счет сограждан. В беде оказались все; народ лишили корней — и он сплотился вокруг своего древнего духовного стержня, иного способа противостоять надвигающейся опасности манкуртизма не было. А это выражается в большей, чем обычно, приверженности к традиционным ценностям этноса, к заветам предков.

Н. Бердяев верно заметил, что русские — народ крайностей. Не исключено, что бывший марксист имел в виду и европейский тип развития (по диалектической спирали или по несхожим циклам), но в утрированном виде, доведенный до крайности. Нас всегда заносило то влево, то вправо относительно некоего центрального вектора, в принципе идущего вверх, к идеалам демократии, толерантности, общего благосостояния. Умозрительному этому стержню, кстати, гораздо более соответствует восточный тип развития: не спиральный (волновой), а прямолинейно — поступательный. Волей судеб этот путь стал свойствен единственному из европейских этносов — крымскотатарскому. И события последних 70 лет могли лишь убедить народ в спасительности этого пути.

Механическое перемещение в Крым масс, которым он был глубоко чужд, привело к наглядным печальным последствиям. Крым был и остался для переселенцев роскошным нарядом — но с чужого плеча, соответственным стало и отношение к нему. Очевидно, для них какой-то процесс врастания в крымский культурный ландшафт, растворения в нем еще впереди. Исходя из всего сказанного, следует вполне определенное заключение, что начаться он может не ранее, чем вернется народ-абориген и покажет древние приемы бережения Крыма. И здесь, повторяем, количественное соотношение коренных крымчан и «новых» не так важно, коль скоро им предназначена роль бродильного фермента в процессе неизбежного возрождения Тавриды. Кстати, тому уже есть первые примеры в Красноперекопском районе, где в несколько сел компактно заселились татары. Упорный и умелый труд на своей земле, его наглядные результаты, каких тут полвека и видано не было, привели в этих селах к резкому падению алкоголизма, безделья, безынициативности, а зажиточность возросла и в русскоговорящих семьях.

Впрочем, пока таких примеров немного, и не по вине татар. В целом по Крыму обстановка далеко не столь безоблачна, давление властей на народ идет по всему фронту. Уже прописанным в Крыму предоставляют самую малоквалифицированную работу. Интеллигенция получает места по специальности в редких случаях. Об аренде и говорить нечего — ее дают кому угодно, только не татарам (хотя по справедливости аборигены должны бы не брать, а давать земли в наем, — ведь она — бесспорное наследие их пращуров, превративших дикий некогда полуостров в рай на земле).

Таким образом, новые обиды накладываются на старые, преступление продолжается. И только величайшей выдержкой народа, его двухвековым опытом выживания в колониальных условиях можно объяснить относительное спокойствие в Крыму. Протест выражается лишь в демонстрациях да в участившихся случаях самосожжения. Но ведь при этом гибнут татары, а не упаси Бог, тщательно оберегаемое от них новое население древней земли…

Тем не менее, нужно, очевидно, отдавать себе отчет в том, что и уникальное татарское терпение — не бесконечно. Пока молодежь беспрекословно подчиняется старикам, хранящим традиционное презрительное смирение, но опасность непредсказуемого конфликта возрастает с каждым новым актом позорной сегрегации коренного населения Крыма. Сейчас здесь невооруженным глазом различима та предвзрывная ситуация, что долго зрела в Баку, Тбилиси, Степанакерте, Фергане. И если крымские чиновники, поддерживаемые Москвой, настолько ослеплены страхом за свои насиженные места, что не замечают надвигающейся бури, то наш долг, долг наших избранников в Верховном Совете пресечь преступные антитатарские акции решительно и беспощадно.

Пока не поздно.

 

Трагедия в Залесском

«Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» гласит, что понятие геноцид, как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу» включает в себя «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее»( ст.ІІ , пункт 8).

В прошлом номере газета сообщила о трагедии, случившейся 22 сентябри в г. Симферополе. Здесь, в микрорайоне Залесском загорелся деревянный сарай-времянка, принадлежащий семье Муслядиновых. Погибли трое детей, получила множество ожогов мать.

23 и 24 сентября через город прошли траурные процессии крымских татар. Симферопольцы с сочувствием провожали взглядами скорбных людей, шедших по центральным улицам, но находились и такие, кто кричал вслед: «Так татарам и надо!»

Как могло произойти это страшное несчастье, кто виноват в трагедии семьи, потерявшей в один день всех своих детей?

Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся в недалекое прошлое.

В начале февраля 1990 года председатель Симферопольского горисполкома В.Л. Юров подписал решение о выделении 500 земельных участков крымским татарам в микрорайоне № 3 в «Залесском» после их полугодового стояния в пикете. Нужно сказать, что место это меньше всего было приспособлено для человеческого жилья. Слой почвы здесь настолько тонок, что без специальных бурильных механизмов невозможно посадить даже дерево, не говоря уже о возделывании огородов. Окружает его с одной стороны птицефабрика и городская свалка, с другой — комбикормовый завод, куда привозят с мясокомбината на переработку кости. Отсюда невыносимый смрад, тучи мух, а если прибавить к этому отсутствие воды и электроэнергии, то картина вырисовывается и вовсе безрадостная. В этих условиях люди живут уже 8 месяцев. И все 8 месяцев они обивают пороги больших и малых начальников, требуя обеспечить их хотя бы элементарными бытовыми условиями…

Нельзя сказать, что власти совсем бездействовали: шли совещания, утверждались решения, и есть уже заметные успехи этой «бурной» деятельности — установлены (!) 2 автобусные остановки. А пока идут бюрократические игры, на территории городка начался падеж скота, страдают инфекционными отравлениями люди, произошло 4 пожара, последний, как мы знаем, с человеческими жертвами. И это все не на самострое, а на законно выделенных участках. Так претворяется в жизнь Государственная программа возвращения крымскотатарского народа в Крым.

В разговоре с первым зампредом горисполкома В.И. Марченко (который, кстати, утверждал, что он не был знаком с общими проблемами городка) возмущенные люди говорили: «Вы вынуждаете нас идти на самозахват, если все останется по-прежнему, мы будем требовать возвращения своих домов». В ответ было обещано провести еще одно совещание, теперь уже вместе со всеми городскими коммунальными службами.

Но детей уже никакими совещаниями и благими намерениями не вернуть. Их смерть — еще одна капля в чаше народного терпения. Об этом читаешь в письмах, которые приходят в редакцию после опубликования некролога. Заканчивая материал, я приведу одну фразу из письма Г. Беляловой из г. Красногвардейска Булунгурского района УзССР: «Дети погибли не от пожара — они погибли от равнодушия местных властей, беспринципности и бездействия их. Мы открыто объявляем свое недоверие «высшей» власти Крыма. До каких пор будут продолжаться издевательства над нашим народом?»

«Конвенция о геноциде» ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 года.

Лиля Буджурова

 

Краснокаменка и Ялта: хроника беззакония и позора

С ведома властей и органов

Автобус, не доехав до Ялты, у Гурзуфа встал в длинную очередь затора, длившегося уже четвертый час.

Вбежавший в салон капитан милиции (номер жетона на его форме КР 0043), спешил объяснить пассажирам, что дорогу перекрыли татары, и желающие могут выйти, чтобы «обломать им рога».

- Та не, то русские загородили, — услышала я уже потом от идущих с противоположной стороны людей.

«Ничего себе, — подумала я, преодолевая более километра пути, — это какая нужна сила, чтобы держать в руках и колонну, и наряд ГАИ! Да и власти, вижу, подоспели».

Только народа, который представлялся великой силой, увидеть не пришлось. Волю его выполняла доблестная милиция и не менее могучие люди в штатском. В доказательство тому выстроились, преграждая дорогу 2 ПАЗика, 5 УАЗиков (с бронежилетчиками), множества мотоциклов и оперативных машин милиции.

Сам же «народ», порядка 140 человек, столпился поодаль от трассы, у участка земли, где выгрузили свои стройматериалы крымские татары с ялтинского палаточного городка, вынужденные уже второй раз без участия властей занимать родные южнобережные земли. Это случилось поздним вечером 29 сентября. Наутро в половине десятого, народные депутаты председатель поселкового Совета В.М. Нефедов и представитель о6щественного комитета «Крым» Н.Е. Устинов предупредили: » Если вы не уйдете, мы поднимем народ!»

Так они и сделали.

Понятно, что ловкий обман с затором на дороге был продуман и устроен не этими, сбежавшимися в тапочках и пижамах, людьми. Да и кто не поверит, что разбойниками могут быть только татары.

Да, крымские татары, помнится, использовали перекрытие дорог, но с какой целью — прекратить вывоз стройматериалов за пределы полуострова. Причем безоговорочно пропускались пассажиры с билетами, телеграммами. Здесь же блокада была самой хулиганской.

- И все же, кто виновен в происходящем? — спрашиваю у двух разгоряченных женщин. Представляться они не стали, но сказали, что русские и живут здесь уже 35 лет.

- Конечно, татары! Пусть убираются отсюда, освобождают земли нашего колхоза!

- Разве вы не понимаете, что они все равно будут возвращаться и селиться таким образом, пока власти их будут игнорировать?

- Нечего! Пусть ждут разрешения. Мы сами живем в ужасных условиях. Воды нет, стройматериалов нет. А они, вишь, все достали.

- Может быть, и вы встанете рядом и вместе будете строиться?

- Что вы. Бог с вами, мы боимся их!

Отсутствие хотя бы одного здравомыслящего в толпе грозит непредсказуемым. Тем более, когда в руках у нее крепкие дубинки, металлические прутья, цепи, штыри, и в глазах — нетрезвый блеск. Урчание злого голодного зверя напоминало это сборище.

Первой его жертвой стал фотокорреспондент журнала «Огонек» Эдуард Эттингер. Снимая живописную картину алчущей толпы, он рисковал не доехать до Москвы. Женщины довольно небезобидно колотили его, пытались отнять или сломать фотоаппарат.

В завершение ударили трубой по голове и свалили вниз с обрывчика.

Этот невысокий обрыв и разделял растущий на глазах сход наверху и горстку из человек 50 с лишним крымских татар внизу. В то время как наверху кипели страсти, внизу вытеснение крымских татар шло более парламентским методом, с мегафоном в руках у А.И. Балагуры, призывающего к трезвости и взвешенности. Из беседы с ним:

- Пойдут ли власти навстречу людям, уже четвертый месяц ожидающим помощи?

- Я гарантирую, что крымские татары будут жить на Южном Берегу Крыма.

- А есть ли более конкретные гарантии?

- Сегодня нет.

- Сколько же нужно времени, чтобы они появились?

- В Симферополе для выделения участков на Залесской понадобилось 6 месяцев. Здесь не знаю.

Разве не говорят подобные объяснения о закономерности происходящих захватов!

В отличие от пространных обещаний зампредседателя облисполкома, стоящего рядом, сверху звучали совершенно конкретные предложения «убираться прочь», оскорбления, нецензурная брань.

- Почему же вы, «проводите свои работу» только среди крымских татар, а не там..?

- Почему же, я проводил и там.

- Значит, поэтому они так ведут себя?

- …

Тем временем население наверху росло. Автомашины услужливой милиции и других служб, подвозили «пикетчиков» прямо к месту события. К примеру, из «оперативки» №214 вышли двое мужчин в нетрезвом состоянии. В автомобиле № 01-59 КРД сидел мужчина с ломом, в «Москвиче» № 48-41 КРТ — трое пьяных мужчин. Приезжали люди сс. Дегирменкоя, Лаврового, Краснокаменки… Дорога же для крымских татар была закрыта не только ближе к месту конфликта, но и на протяжении уже всей трассы Симферополь-Алушта.

«Разгулявшиеся» не на шутку «добры молодцы» не унимались даже после нескольких предупредительных выстрелов милиции. Заслоняемые ею, но вдохновляемые толпой, они спрыгнули на территорию лагеря и, сравняв с землей палатку, перевернув вещи, продукты, стали окружать людей, демонстративно севших и не идущих на ответную ярость.

Множество самых вызывающих, хулиганских выходок оставалось без внимания. Спокойствие и готовность к обороне, несмотря на значительное меньшинство, царили среди крымских татар.

И все же, все больше накатывало чувство страха перед надвигающимся, предчувствия ужасного конца, падения человеческого рассудка.

До крови оставалось всего несколько шагов.

В эту минуту компромисс взял верх над повисшей в воздухе опасностью, над позором кровопролития, оскверняющих родные места.

Люди медленно стали загружать стройматериалы в машины.

Да, милиции ничего не стоило снять так называемый пикет сверху, ставший первым актом хорошо запланированной операции с высокими нотками антитатарской истерии.

Да, именно власти в лице полковника милиции, К.В. Чернецкого, командовавшего парадом, перекрывали транспорт, ведь отключена была даже троллейбусная линия.

Возглас ликования «горе-победителей» переходил в новые ругательства в адрес крымских татар.

Но они-то знали, что за сегодняшним днем, не посмевшим оборвать и одной жизни, наступит следующий, за ним новый, и никто не отнимет их права отчаянно сражаться за свою родину, стремиться жить на ней, а значит, быть Человеком.

Но может ли человек постоянно нести тяжесть обмана; участь оскорбленного, предчувствия новых бед?

Может ли подобное повториться? Да, может и повториться. Таким вот ответом завершилась беседа с А.И. Балагурой.

Так оно и было на следующий день.

Начинался новый, 109 день ялтинского палаточного городка.

Последний…

 

Толпой на горстку

Утром 1 октября, на 109 день пикета у Ялтинского горисполкома, к Советской площади подошла группа жителей с. Краснокаменка во главе с председателем поселкового Совета Нефедовым. В руках у них были плакаты оскорбительного для крымских татар содержания. Вскоре к ним присоединились их «соратники» из сс . Запрудного и Лаврового. Подойдя к палаточному городку, они начали угрожать его обитателям «вторым Дегирменкоем «. По мере того как росла толпа зевак из местных жителей, росла и их агрессивность (которая, кстати, подогревалась и распиваемыми прямо здесь спиртными напитками). Увеличивалось и число милиционеров, которые вместе с неизвестными гражданами в штатском окружили редкой цепью участок площади, занятый крымскими татарами. Но проку от этого было мало, так как скоро через эту цепь местные «патриоты» стали растаскивать палатки и загружать в случайно, видимо, оказавшихся здесь 2 грузовика. После этого одна из женщин подошла к полковнику Чернецкому и сказала: » Почему не трогаете татар, ведь мы договорились что после палаток вы отвезете их в Ливадию?» Полковник не ответил, заметив, что их слушают.

Толпа росла с каждой минутой и насчитывала уже 2- 2,5 тысячи человек. Страсти накалились до предела, а милиция не слишком усердствовала, чтобы хотя бы не уменьшать расстояния между глумящейся толпой и крымскими татарами. И тогда, это было около 14 часов, пикетчики, взяв в круг женщин и стариков, оцепили их кольцом из сомкнутых рук.

Вскоре, по-видимому, тонкий краснознаменный вкус подвыпивших и осмелевших от безнаказанности молодчиков стал оскорблять вид национального флага, который не выпускали из рук крымские татары. И толпа повалила со всех сторон на горстку людей. Флаг, чтобы не доводить дело до кровопролития, пришлось свернуть. Эти атаки периодически в течение дня возобновлялись и всегда сопровождались аплодисментами и улюлюканьем любопытствующих жителей Ялты. Периодически также выходил на площадь председатель горисполкома В.В. Брайловский, который вместе с начальником УВД П.Ф. Резниченко уговаривал пикетчиков сесть в автобусы и поехать в пансионат » Таврия «. На вопрос нашего корреспондента, почему творится беззаконие, оба представителя, не сговариваясь, отвечали одно и тоже: крымские татары сами виноваты в происходящем, так как палаточный городок давно раздражает жителей Ялты.

Все это время «активисты» из Краснокаменки и других сел «работали» в многотысячной толпе «сочувствующих». Они рассказывали леденящие кровь истории о бесчинствах крымских татар, изнасиловавших краснокаменских красавиц, а затем коварно перекрывших 30 сентября трассу, чтобы не пропустить спешащих на самолеты людей (алкоголь отшиб, видимо, память, и они забыли, кто в действительности блокировал трассу). Слушатели были больше чем благодарными. Они дополняли «агитаторов» своими глубоко научными экскурсами в монгольскую историю крымских татар, прибавляя к этому угрозы повторить для них 44 год. Краснокаменцы же то покидали площадь, то возвращались сюда, используя для этого автобус «ЛАЗ» 58-96 КРА , который, служил, по-видимому, им штабом. Именно оттуда удалось услышать реплику: «Нужно довести дело до конца, нельзя татар оставлять здесь. Зайди в горисполком, узнай, что нам делать».

Целый день 50 человек находились в центре потерявшей человеческий облик толпы, готовой в каждую минуту растерзать их. Целый день подходили к Советской площади и, устав, отходили советские граждане, сетуя, что с татарами еще «ничего не сделали». Целый день пикетчики держались, требуя выделения участков на родной земле. И только к вечеру их вызвали на переговоры в здание горисполкома. Здесь трем представителям вручили гарантийное письмо с обязательством выделить 150 участков в течение б месяцев. Такой срок, естественно, не мог удовлетворить крымских татар, да разговор пошел о 3 месяцах. Один из представителей — М. Тохтаров — поставил под документом свою подпись, это было расценено как согласие. При выходе крымских татар из здания был задержан Э. Меджитов, без которого, по мнению властей, легче было бы разговаривать с остальными пикетчиками. Но люди ждали всех своих представителей.

В 17.00. было решено посадить в автобус и увезти стариков, с тем, чтобы стоять на площади до конца. В 17.20. под аплодисменты и крики «Ура!» на оставшихся крымских татар набросилась милиция (ей помогали и граждане без формы). Людей силой забрасывали в автобус, кое-кого предварительно повалив на землю и попинав ногами. В 17.30. площадь была «освобождена».

Когда через 1,5 часа к Ялтинскому горисполкому пришла колонна крымских татар из Симферополя, наш корреспондент задала вопрос представителю УВД Баранчуку , почему милиция позволяла распивать в своем присутствии спиртные напитки? Он ответил: «Вы сами должны были вмешаться, это ваш гражданский долг».

Кто может дать гарантию, что и при более серьезной ситуации правоохранительные органы будут лишь ждать проявления гражданского долга от людей, которых они должны защищать?

Лиля Буджурова

Ночное нападение

В последнее время перестал удивлять тот факт, что на трассе Симферополь-Ялта автомобили, принадлежащие крымским татарам, задерживаются и часто не пропускаются службой ГАИ. Но то, что случилось ночью 3 октября, выходит за всякие рамки.

На «КАМАЗ», в котором ехали Л. Сабриева и С. Сеид-Велиев в сторону Ялты, напала группа нетрезвых людей, выведших из автомобиля «Жигули» 40-37 КРМ и «УАЗ-449″ В 26-13 КР. Угрожая ракетницами и требуя выдачи «оружия и боевиков», они «заставили отогнать машину к посту ГАИ, что перед въездом в Ялту. К ним на помощь подошли еще 3 машины: «Жигули» X 06-25 КР, «Москвич» У 16-42 КР, «ГАЗ-53″ 05-10 КРМ. Неизвестных лиц было около 15, среди них — одна женщина, почти все нетрезвые. Они были вооружены ракетницами, дубинками милицейского образца, металлическими прутьями. Обыскав машину, они оскорблениями, угрозами и нецензурной бранью опять требовали от 2 крымских татар выдачи «оружия и боевиков».

Все это беззаконие происходило на глазах у блюстителей порядка: лейтенанта ГАИ (№ жетона 0368), сержанта (№ жетона – 0901). Кроме того, чтобы поддержать пост, подъехали их коллеги на оперативной машине «УАЗ-449″ 69-43 КРМ и «ГАЗ-21» М 49-34 КР. В ответ на возмущение представителей закона бездеятельностью, позволявшей творить бесчинства пьяным молодчикам, лейтенант ГАИ ответил, что это не его компетенция.

Ничего не найдя, местные «криминалисты» убрались восвояси. Автомашину с крымскими татарами так в Ялту и не пропустили. Это уже вступила в силу «компетенция» ГАИ.

 

К вопросу о патриотизме

В последнее время в спорах с большими и малыми крымскими столоначальниками и недружелюбными представителями русскоязычного населения — чего вы едете, а не дожидаетесь «организованного переселения»? — некоторые наши соотечественники делают главный упор на напряженную обстановку в Средней Азии, чреватую вслед за Ферганой, Душанбе и Ошем, новыми этническими конфликтами, действительно, некоторых это обстоятельство побудило поторопиться с возвращением на земли предков.

Однако еще в 60-е и 70-е годы десятки тысяч крымских татар покидали мирную тогда Среднюю Азию и пробивались сквозь всевозможные преграды в Крым, чтобы жить на родной земле и продолжать здесь свой род. Но это удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что огромная любовь к родине и странная безысходность вынудили Мусу Мамута пойти на самосожжение. В прошлом году его акцию повторили Шавкат Яруллин и Сейдамет Балджи…

Я ни в коем случае не приемлю, а даже безоговорочно осуждаю насилие, террор, погромы. Но и не могу понять тех, кто однозначно негативно оценивает процесс национального пробуждения народов Средней Азии — принятие в республиках законов о государственном языке и активное их внедрение, предпринимаемые попытки избавиться от всевластия Москвы. Да, к сожалению, этот процесс сопровождается известными издержками — неприязненным отношением коренных жителей к русскоязычной колонистской массе, в число которой за последние десятилетия влились и крымские татары. Но это лишь ответная реакция на презрение и пренебрежение «цивилизованных» европейцев-завоевателей к туземцам, «чуркам».

В роли таких же туземцев, в подобной же ситуации, но усугубленной депортацией, но уже в Крыму находимся и мы, крымские татары. Без признания нашего права на самоопределение, государственность, без той или иной степени владения всеми жителями Крыма крымскотатарским языком, наша нация обречена на ассимиляцию и исчезновение. И вряд ли нам стоит солидаризироваться в «интернациональном» неприятии национального, пусть оно будет узбекским, эстонским, таджикским, украинским. Надо не забывать: в гостях хорошо, а дома лучше.

Что же касается довода — едем в Крым из-за возможных погромов в Средней Азии, — то он не в нашу пользу, и если говорит о патриотизме, то весьма сомнительного свойства.

Эльдар Ислямов