1990 Авдет №6 (1 жовтня)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

8-ое заседание ЦС ОКНД

15-16 сентября 1990 года в городе Симферополе проходило 8-ое заседание Центрального Совета ОКНД. В его работе приняли участие 14 из 15 избранных на последнем Всесоюзном совещании членов ЦС ОКНД, четверо из пяти членов Исполкома, председатель Ревизионной комиссии ОКНД и несколько других активистов Национального движения из различных районов Крыма и Узбекистана.

Заседание проходило под председательством Идриса Асанина. Были рассмотрены вопросы:

1. Отношение ОКНД к решениям 3-ей сессии Крымского областного Совета народных депутатов;

2. Информация группы ЦС ОКНД по созыву общенационального съезда;

3. О деятельности Государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа;

4. Отчеты руководителей отделов ЦС ОКНД;

5. Избрание представителя ОКНД для оказания содействия Американскому музею-мемориалу геноцида;

6. Задачи ОКНД в связи с самостоятельным возвращением соотечественников на родину;

7. Разное.

С информацией и оценкой работы 3-ей сессии Крымского областного Совета народных депутатов, проходившей 7-13 сентября 1990 года, выступили присутствовавшие на этой сессии Председатель ОКНД Мустафа Джемилев и Иззет Решитов. После обсуждения вопроса принято Заявление ЦС ОКНД по поводу решений 3-ей сессии Крымского областного Совета народных депутатов (полный текст Заявления будет опубликован в следующем номере).

По второму пункту повестки выступил руководитель группы ЦС ОКНД по созыву общенационального съезда Усеин Усеинов. Он подробно проинформировал о проделанной работе и результатах встреч с представителями различных течений и группировок в Национальном движении. Согласно его информации, идею созыва общенационального съезда поддержали практически все, за исключением «ферганской группы» во главе с Ю. Османовым, который считает идеи   созыва съезда коварным замыслом ОКНД и иных «темных сил», преследующих цель полностью устранить НДКТ с политической арены. Причем под «НДКТ» (Национальное движение крымских татар) Ю. Османов подразумевает лишь людей собственной ориентации.

С дополнениями по докладу У. Усеинова выступили также Надир Бекиров и Решат Аблаев.

Участники заседания в целом одобрили работу группы Усеинова, но вместе с тем высказали свои критические замечания по поводу того, что эта группа не разработала четкой концепции о целях и задачах предполагаемого съезда, допустила в оргкомитет по созыву съезда дискредитировавших себя перед народом и никого не представляющих людей, а также по поводу преждевременного проведения выборов делегатов от крымских татар г. Чирчика.

В итоге дискуссии принято решение продолжить работу по подготовке  к съезду как в  теоретическом,  так и в организационном планах. С этой целью группа ЦС ОКНД по подготовке к съезду реорганизована и  разделена на две подгруппы:  для разработки теоретических аспектов съезда и для проведения организационных работ. В первую подгруппу избраны Р. Чубаров, И. Асанин, Н. Бекиров и Р. Кенже, во вторую — У. Усеинов, Э. Меджитов, Т. Сулейманов, Р. Аблаев, Д. Аблямитов и председатель Самаркандского  областного отделения Р. Шевкиев.

Затем были заслушаны сообщения и приняты соответствующие решения  по различным отделам ЦС ОКНД.

В целях улучшения работы правового отдела одобрено предложение Н. Бекирова о необходимости  выделения  средств для содержания на зарплате двух освобожденных от других работ юристов,  аренды помещения, приобретения технических средств, юридической литературы и подписки на необходимые периодические издания.

Руководитель отдела ЦС ОКНД по связям с национально-демократическими движениями А. Джеппаров проинформировал об участии представителей ОКНД в различных совещаниях и конференциях в Тбилиси,  Дагестане и Ленинграде. Он также высказался за необходимость содержания в своем отделе освобожденных и  оплачиваемых членов ОКНД.  Участники заседания поддержали его требование о том, что любые приглашения на имя членов ОКНД и поездки на какие-либо конференции согласовывались с отделом по связям с национально-демократическими движениями или с Председателем ОКНД.  Вместе с тем, было оговорено,  что при получении приглашений областные отделения ОКНД также правомочны посылать своих представителей на различные совещания и конференции, но  в этом случае они должны выступать там только от имени своих областных отделений, а не от имени всей Организации.

Т. Ильясов сообщил  о своей поездке в г. Тарту,  где состоялась конференция представителей народов,  не представленных в ООН.  Он  предложил изучить принятые там  документы и принять решение по поводу участия в создаваемой Лиге народов.

Р. Кенже проинформировал  участников заседания о работе социологического отдела по разработке форм анкеты и мерах по соцопросу крымскотатарского населения в Таджикистане. Он сказал, что задача отдела заключается в настоящее время в том,  чтобы  обеспечить  опрос  населения  для выработки схемы  создания собственных, независимых структур по организации возвращения народа на свою родину.  Но поскольку проведение опроса населения Госкомстатом  и Государственным комитетом СССР по труду преднамеренно сорвано,  то ОКНД ни в коей мере не может согласиться с предлагаемыми сейчас  властями схемами расселения крымских татар в Крыму на 1991-96 годы.

Р. Кенже сообщил также и о своих контактах на международной конференции в Ленинграде с членами  польской  организации  «Борющаяся  Солидарность» и достигнутых с ними договоренностях о сотрудничестве.

Руководитель отдела  по экономике и социальным вопросам  Р. Аблаев в своем отчете остановился в основном на недостатках  работы отдела, но главную ответственность за это он возложил на  плохую, по  его мнению,  работу созданного под эгидой ОКНД Производственного объединения «Къая». Однако  зам. председателя п/о «Къая» и член Исполкома  ОКНД И. Решитов ответили, что непродуктивность работы  объединения объясняется вовсе не тем, что его работники плохо выполняют  свои обязанности, а преднамеренным блокированием его экономической деятельности со стороны областных властей.

Разговор об улучшении деятельности отдела по экономике и социальным вопросам, а также о работе п/о «Къая»   было решено отложить на рассмотрение специального  совещания Исполкома ОКНД.

И. Асанин, отчитываясь о  работе отдела по языку, культуре и религии, сообщил  о своих  договоренностях с  редакциями газет «Ленин байрагьы» и «Достлукь»  о  том, чтобы они  постепенно публиковали свои статьи латинскими и арабскими алфавитами.   В целом он признал, что в силу некоторых обстоятельств личного  плана,  не мог в течение последних   трех  месяцев активно   участвовать   в  работе возглавляемого им отдела.

С. Кадыров рассказал  о  работе по организации классов с изучением   крымскотатарского  языка  в русских школах Крыма и по  подготовке  учебников на крымскотатарском языке для начальных школ. Он обратил внимание на то, что созданный с помощью ОКНД независимый Координационный центр  по возрождению крымскотатарской   культуры явно не оправдывает возлагаемых на него надежд,  и поэтому основная работа  в этой области все же будет опять  возложена  на  отдел ОКНД.

М. Джемилев, говоря о  деятельности отдела по связям с соотечественниками за рубежом,  проинформировал о встречах и беседах с крымскими татарами  из  Турции  и США, о  своей поездке в Германию, а также о поступивших приглашениях  на  поездки в Польшу,  Турции, США, Голландию и Бельгию…

С отчетом  о  деятельности информационного отдела ЦС ОКНД выступил И. Умеров,  который в основном говорил о проблемах, связанных с  изданием и распространением газеты ОКНД — «Авдет». Было отмечено, что в настоящее время, ввиду  отсутствия собственной полиграфической базы, дороговизны печатания и бумаги,  а также плохой организации системы распространения, издание  газеты  является убыточным.

В плане рассмотрения отчетов о работе отделов  ЦС ОКНД был рассмотрен также финансовый вопрос. С отчетом выступил казначей ЦС ОКНД Ш. Асанов. Он  детально и по датам перечислил суммы поступлений  и расходов, а  затем сообщил, что к настоящему дню в кассе ЦС, формирующейся исключительно из взносов членов ОКНД, имеется 7349 рублей.

Затем с финансовым отчетом выступил  член Исполкома  ОКНД С. Керимов. Он  сообщил, что за прошедшее время   в  Исполком  от проживающих за рубежом соотечественников поступили пожертвования, которые решили до очередного  заседания ЦС оставить в ведении Исполкома. Перечислив суммы поступлений и расходов, Керимов сообщил, что и настоящему времени имеется 31200 рублей, которые будут переданы в кассу ЦС. Однако участники заседания, руководствуясь целью улучшить  оперативность работы Исполкома, решили создать отдельную кассу Исполкома.

Одновременно Центральным Советом были определены статьи  централизованных расходов в течение ближайших недель на  общую  сумму 30 тыс. рублей.

И. Умеров сообщил также,  что 9 сентября состоялась встреча  в Бахчисарайском районе с  двумя прибывшими из США соотечественниками. На  этой встрече,  где присутствовал также Р. Джемилев,  учредивший на базе  поступивших  от соотечественников из  США пожертвований «Комитет социальной защиты крымских татар»,  была достигнута договоренность, что Комитет подлежит роспуску, а все движимое и недвижимое имущество Комитета , включая оставшиеся средства, подлежат  передаче ОКНД. Исходя  из этого, для осуществления передачи была  избрана группа, куда  вошли И. Умеров, С.Керимов и председатель Ревизионной  комиссии ОКНД Э. Хайрединов.

В ходе обсуждения работы отделов принято решение о том,  что руководители отделов будут представлять секретарю  ЦС ОКНД Ш. Кайбуллаеву регулярные отчеты о состоянии  дел и существующих проблемах. В свою очередь Кайбуллаев, на  основе полученных отчетов, будет представлять регулярно Председателю ОКНД, Исполкому и членам ЦС обзорную информацию.

Присутствовавший на  заседании ЦС ОКНД в качестве гостя член  ЦС Украинской республиканской партии (УРП) С. Коржевич  ознакомил с ситуацией на  Украине  и  передал текст Обращения УРП народным  депутатам Украины по крымскотатарскому вопросу. Далее он  сообщил  о визите в   Крым  Председателя УРП народного депутата Украины  Левко Лукьяненко и его переговорах с М. Джемилевым в г. Бахчисарае 7  сентября 1990 года, ликвидации в городах Украины памятников Ленину и иным большевистским кумирам,  о создании отделений УРП в  городах Ялте,  Севастополе,   Евпатории и Симферополе, а также  пригласил представителей ОКНД на Всеукраинский съезд РУХа, который состоится в Киеве 24-28 октября 1990 года.

По четвертому вопросу  повестки, то  есть с информацией о деятельности Госкомиссии за  последние три месяца,  выступил Р. Чубаров.

Он отметил, что за прошедшее время Госкомиссия никаких существенных шагов  в направлении решения вопроса  не  предприняла, а последнее ее  заседание 22 августа, проведенное в  Москве  без участия председателя комиссии В. Догужиева, было пустой  говорильней. Чубаров подтвердил заявление Р. Кенже о том,  что  Госкомиссией  преднамеренно  не принимались меры по анкетированию крымских татар   для  определения точной их численности и выявления их желания   относительно  выбора места жительства в Крыму, так  как это вызвало  бы необходимость существенного пересмотра проекта Государственной программы возвращения и предполагаемой  географии расселения крымских  татар в Крыму. Кроме  того он  сказал, что власти Крыма стараются блокировать и отказываются выполнять практически все положительные решения Госкомиссии, которые противоречат их позициям.  Исходя из этого, Чубаров заявил, что дальнейшее свое участие в Госкомиссии считает бессмысленным   и  просит разрешение ЦС  ОКНД выйти из нее.

Однако несколько участников заседания  (С. Кадыров, И. Решитов, С. Берберов, Ш. Кайбуллаев, И. Асанин) выдвинули свои  доводы против немедленного  выхода  из  комиссии. Р. Кенже предложил, чтобы Чубаров официально вышел из  Госкомиссии, но посещал ее заседания в качестве наблюдателя.

Большинством голосов   (восемь против шести) было решено воздержаться от отзыва  представителя ОКНД из Госкомиссии, но с оговоркой, что  это решение при определенной ситуации может быть пересмотрено, и представитель  ОКНД может быть отозван из Госкомиссии решением Председателя ОКНД.

По пятому   вопросу   повестки выступил М. Джемилев.    На основе имеющихся документов и информации от проживающих   в США соотечественников он рассказал о  создании Американского музея-мемориала геноцида в г. Вашингтоне,  где предполагается также  создание отдела о геноциде крымских татар,  ознакомил с письмом за подписью председателя Обществ культуры и взаимопомощи крымских  татар в Турции Ахмета Ихсана Кырымлы и председателей семи   его отделений в различных городах Турции (Стамбуле, Бурсе, Измире, Чифтликое, Коджаз-ли, Эскишехере и Конье) от шестого июня 1990 года в адрес Американского музея-мемориала. Далее  он рассказал о деятельности проживающего в США соотечественника А6дураима Демираяка по установлению контактов с музеем-мемориалом и увековечиванию памяти погибших и убитых крымских татар после депортации 1944 года. В частности, сообщил, что им из личных средств передаются ОКНД 30 тыс. рублей на сооружение в Крыму памятника погибшим после   выселения крымским татарам.

От имени членов ЦС ОКНД принято письмо на имя директора Американского музея-мемориала жертвам геноцида Харви М.Мейерхофа с текстом:

«Центральный Совет Организации крымскотатарского Национального движения (ОКНД) всецело поддерживает Ваши   усилия и деятельность по организации музея-мемориала жертвам геноцида   и выражает надежду, что в этом музее найдут место также экспонаты о геноциде крымских татар в СССР в период Советской власти.

В целях оказания Вам помощи в Вашем благородном деле Центральный Совет ОКНД рекомендует в качестве своего представителя гражданина США крымскотатарского происхождения г-на Абдурахима Демираяк, проживающего    по адресу: 1438, Оушен Авеню, Бруклин, Нью-Йорк, 11230, США.

В рамках шестого пункта повестки «Задачи ОКНД в связи с самостоятельным возвращением соотечественников» были  рассмотрены вопрос об отношении ОКНД к создаваемому Крымским облсоветом «Комитету по делам депортированных народов» и меры по оказанию первоочередной помощи находящимся в палаточных городкам соотечественникам.

Участники заседания пришли к единодушному мнению, что создаваемый облсоветом «Комитет по делам депортированных народов» является профанацией идеи создания  специального Комитета по управлению процессом   возвращения  крымских татар, которую отстаивала Организация   крымскотатарского  Национального движения в Госкомиссии и иных государственных  инстанциях. Этот   «Комитет»,  по замыслу его учредителей, будет служить не облегчению и упорядочению процесса возвращения народа, а прежде всего тому,  чтобы попытаться руками подобранных властями лиц крымскотатарской национальности  остановить самостоятельное  возвращение крымских татар и загнать  весь процесс возвращения в  неприемлемые для народа рамки «госпрограммы», «квот»  и «схем расселения». Кроме того, создание этого марионеточного образования поможет властям тратить  по своему усмотрению централизованные государственные средства, которые предназначены для  финансирования программы возвращения  крымскотатарского народа.

Поэтому участники    заседания решили, что  ОКНД не будет принимать участия   в деятельности учреждаемого облсоветом  Комитета , но примет  меры по созданию собственных структур по оказанию  помощи в  возвращении соотечественников на свою родину.

Однако мнения участников заседания разделились в вопросе участия или неучастия членов ОКНД в деятельности создаваемых в рамках того же  Комитета  районных и городских структур. Сторонники участия в подобных  структурах выдвигали доводы о том,  что специалисты из  числа крымских татар могли бы в некоторых случаях оказывать практическую  помощь возвращающимся соотечественникам или, по крайней мере, своевременно разоблачать шовинистические   действия аппаратчиков.

В ходе дискуссии было согласовано, что этот вопрос в каждом районе или городе может  решаться в зависимости   от  обстоятельств самими членами   ОКНД  на  местах после консультации  с Председателем ОКНД или на совещании  представителей Крымского  областного отделения ОКНД.

Р. Чубаров проинформировал  о создании при Народном Фронте Латвии специального Фонда помощи для возвращения крымских татар на родину и предложил избрать представителей ОКНД в состав его правления.

Решением ЦС членами  правления Латвийского Фонда помощи крымским татарам были избраны Р. Чубаров  и проживающая  в г. Риге  член ОКНД Ш.Гафарова.

По предложению Л. Османова участниками заседания был  принят текст телеграммы   в адрес ВС Татарской ССР и ТОЦ, где говорится:

«Поздравляем братьев  —  волжских татар и всех  свободолюбивых граждан Татарстана с провозглашением суверенитета. Выражаем уверенность, что народ Татарстана сумеет противопоставить любым попыткам силой повлиять на решение своего Верховного Совета традиционную приверженность демократическим ненасильственным методам борьбы. Убеждены, что только этот путь приведет братский тюркский народ к заветной цели — к свободе и независимости своей Родины».

Было рассмотрено также заявление научного сотрудника кафедры истории Казанского университета Ф. Шакурова с просьбой о приеме его в ОКНД. С характеристикой личности Шакурова и рекомендациями о приеме его в ОКНД выступили Н. Бекиров и У. Усеинов. Центральный Совет ОКНД удовлетворил просьбу Шакурова.

В заключение заседания выступил председатель Ревизионной комиссии Э. Хайрединов. Он зачитал свое заявление, где обращается внимание на нарушения в деятельности отделений ОКНД требований Устава и отсутствия надлежащей отчетности.

Следующее заседание ЦС ОКНД намечено провести в Крыму 15-16 декабря 1990 г.

Сход «интеллигентов»

7 сентября  в  18.00 в  клубе Симферопольского сельхозинститута состоялся  сход  граждан  городка «Аграрный», на котором присутствовало  более 300 человек, в основном  преподаватели  института.  С первых же минут атмосфера в зале была  довольно напряженной. Выступавшие (по заранее заготовленному списку) высказывали «оригинальные» мысли  о  предательстве  крымских татар, об абсурдности их притязаний на Крым  как на  историческую родину. Высокоинтеллигентное собрание беспокоилось также за судьбу бедных людей, которых ограбили крымские татары, заняв  земли, предназначенные  под конюшни и ипподром. Вспомнили и о подрастающем  поколении, которое, по вине тех же татар, не сможет быть восприимчивым  к  этим   благородным животным. Звучали, правда, и здравые мысли о том,  что на территории городка огромное количество запущенных зданий, а сам стадион, на  котором  выгуливаются лошади, находится  в ужасном  состоянии в течение уже многих лет, т.е. татары здесь не причем.

Сход, как  обычно, закончился решением потребовать от облисполкома убрать городок самостроя,  а в случае невыполнения  —  сделать это «законным путем» силами граждан городка «Аграрный».

Эскендер Караманов.

Избиение крымских татар

В начале сентября в Феодосии при неизвестных обстоятельствах совершено избиение 3 граждан крымскотатарской национальности. По имеющимся данным, нападавших было около 30 человек. Все трое пострадавших находятся в больницах. Одному из них, Куртнебиеву Азизу, с тяжелыми повреждениями легких и головного мозга, сделана операция. В настоящее время он находится в реанимации Феодосийской городской больницы. По факту избиения возбуждено уголовное дело.

Год назад на месте этих домов ничего не было. Появилось это новое крымскотатарское село вопреки желанию местных властей на территории бахчисарайского колхоза «Украина», т.е. в   результате так называемого самозахвата   земли, который, по мнению Ю. Османова, «…обуславливает дестабилизацию существующего положения, затрудняет решение нашей главной проблемы…» («Крым. комсомол.», № 39, 22.99.90 г.).

Да, самозахват земель во многом осложняет нашу жизнь. Но… Не это ли яркий пример того, как быстро наш народ может обстроиться на родине, если ему не мешать возвращаться и выделять законным путем участки для строительства домов. 

 

Создается Фонд

На заседании правления Народного Фронта   Латвии   11.09.90 г. принято решение о необходимости создания Латвийского Фонда помощи крымским татарам, о чем было соответствующее сообщение по республиканскому телевидению.

В настоящее время обсуждается Положение о Фонде и решается вопрос о представительстве НФЛ   и ОКНД в правлении Фонда.

 

Уважаемые читатели!

Если вы хотите стать распространителями нашей газеты по  месту своего жительства, то вам необходимо обратиться в соответствующее районное или  городское отделение ОКНД. Если же вы проживаете в районе,  где  нет  такого отделения, то сообщите в редакцию свой  точный домашний  адрес,  по которому мы сможем  выслать  вам   газеты. Просим вас  также  сообщить  нам, сколько экземпляров газет вы сможете реализовать в своем населенном пункте.

Условия реализации таковы: 20% стоимости каждого экземпляра  газеты идут распространителю,  80 — редакции. Расходы  по   пересылке редакция берет на себя.

Редакция

События и факты

Чирчик

 Как  уже сообщалось в предыдущих номерах «Авдета», в г. Чирчике создана  рабочая  комиссия  по проблемам   советских   немцев  и крымских татар. Шестеро из 17 членов комиссии  являются представителями  крымских  татар, четверо — советских немцев. 16 августа т.г. состоялось первое заседание  этой комиссии, где обсуждались положение о комиссии и план ее мероприятий. Следует  отметить, что проекты вышеизложенных  документов подготовили только  представители крымских татар. Сообщение о заседании комиссии  было опубликовано в местной газете  «Социалистический Чирчик».

Янгиюль

18 августа  с.г.  на центральной площади города проведен  «несанкционированный» митинг под лозунгом «Решение вопроса о государственности Крыма — право крымскотатарского  народа!»,  на котором от   имени 150 участников принято заявление по  поводу  так называемого «съезда  народов Крыма». Оно направлено в адрес Крымоблсовета,  председателя Госкомиссии В.Х. Догужиева  и председателя комиссии ВС СССР  по  национальной политике  и межнациональным отношениям Г.С. Таразевича.

Препятствий со стороны правоохранительных органов не чинилось. Лишь в самом начале митинга из подъехавшей милицейской машины по мегафону прозвучали «дежурные призывы «разойтись и не нарушать общественный порядок».

Через два дня одного из членов Янгиюльского отделения ОКНД «посетили» заведующий идеологическим отделом Ташкентского обкома партии, работник горкома и помпрокурора г. Янгиюля. В ходе беседы они призывали членов ОКНД к «активному диалогу», обещали разобраться с действиями Янгиюльского горисполкома (митингу предшествовало три отказа), говорили о необходимости придерживаться буквы указов при проведении тех или иных мероприятий. При   этом аппаратчики цинично заверяли о своей солидарности с   крымскими татарами, а также ссылались на сложную обстановку в республике. Обкомовский чиновник даже заявил, что без доброго отношения руководства Узбекистана крымским татарам не видать нынешних светлых дней. Сам же он до конца своих дней будет гордится тем, что активно участвовал в создании крымскотатарского ВИА «Эфсане».

Совхоз»Капланбек» Каз.ССР

Еще одна анкета по изучению общественного мнения крымских татар появилась в августе с.г. в Казахстане. На этот раз инициатором анкетирования стал Республиканский Центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при Казсовпрофе, Госкомтруде Каз.ССР и ЦК ЛКСМ Казахстана. Многие вопросы анкеты носят явно провокационный и даже оскорбительный для крымскотатарского народа характер. Поэтому члены Капланбекского отделения ОКНД приняли решение подключиться к анкетированию либо в случае полной замены анкеты на свой вариант, либо после утверждения Госкомтрудом Каз.ССР выработанных Советом ОКНД ее вопросов. Республиканский   Центр согласился на второй вариант. По нему и была выполнена работа.

9 августа в клубе совхоза состоялось собрание крымских татар. Присутствовали социологи из Республиканского Центра. Они ответили на вопросы собравшихся.

***

 12 августа в двух населенных пунктах Ташкентской области — гг. Алмалыке и Ангрене прошли собрания крымских татар. В обоих случаях присутствовало около 200 соотечественников. Были приняты резолюции по поводу попыток крымских властей решить вопрос о статусе Крыма путем референдума. Обсуждались также практические вопросы по оказанию помощи выезжающим в Крым соотечественникам. Единственное отличие этих двух собраний состояло в том, что в г. Алмалыке оно было санкционированным, а в Ангрене прошло без» благословения» отцов города.

 

«Народ назад не повернуть»

Для Крыма-курорта  разноцветье палаточных  городков  — одна  из особенностей отпускного сезона. Для Крыма-родины палатки — печальная необходимость, единственно пока возможное жилье для крымских татар. Но палатки — это надсада, потому  что рядом с ними растут, и очень быстро,  маленькие домики-времянки — залог  большого Дома, который завтра построит для себя вернувшийся на родину народ.

А сегодня  в палаточных городках, или  как их еще называют лагерях самостроя, идет повседневная, полная забот и труда, жизнь. Что волнует их обитателей, какие проблемы они разрешают?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, наш корреспондент Л. Буджурова встретилась с членом Центрального Совета ОКНД Синавером Кадыровым, работающим  в Штабе по расселению крымских татар.

Корр.: — Сколько на сегодняшний день лагерей самостроя?

С.К.:- Сегодня только в Симферопольском районе имеется 16  лагерей, и   в  каждом — несколько бригад, например,  в  Марьино  5 бригад.

Корр.: — Сколько примерно людей занято самостроем?

С.К.: — Более 2000, но  число это  колеблется,  т.к.  действует принцип исключения  за  нарушение порядка, например, за употребление алкоголя.  Кроме того каждый день прибывают новые люди.

Корр.: — Есть ли   какой-либо единый Устав для всех лагерей?

С.К.: — Вопрос Устава  неоднократно поднимался, но я лично не сторонник этого. Устав требует категоричного подчинения, а в случае нарушения его пунктов наказания. Я не думаю, что такими методами сегодня можно работать с людьми, загнанными почти в безысходное положение.

Корр.: — Но тем не менее,  многие говорят о железной дисциплине в лагерях.

С.К.:- Есть и  противоположное мнение —  об излишней демократичности. Но  я бы сказал,  что  существует разумная дисциплина.  Ныне склонны к жесткости, хотя  в определенные моменты она и оправдана. Будем  называть все  своими именами: самострои — это открытая бескровная война с аппаратом  управления, не желающим решать маши проблемы, идет акция национального неповиновения, где  вопросы возвращения и расселения взяты  в свои руки.   Но не надо забывать, что за аппаратом управления остаются такие карательные  органы, как КГБ и МВД  кроме того задействована и «пятая колонна» из числа крымских татар. Все они стараются выбить почву из-под ног организаторов самостроя, помешать работе штаба по расселению. В этих условиях дисциплина просто необходима.

Корр.: — известно, что в каждом лагере есть резервные участки. Кому они предназначены?

С.К.: — Это резервы небольшие и предназначены интеллигенции, которая обязательно должна  будет присутствовать  в социальной структуре будущих  городков.  К примеру, сегодня  я  беседовал  с детским хирургом,  который нуждается в жилье.  Мы  можем  послать его на  самострой и загрузить общей для всех работой. Но будет ли это правильно?  Его руки  должны спасать наших   детей,  держать скальпель, а  не лопату.  И здесь важно, чтобы  остальные понимали: каждый  должен  заниматься своим делом, вносить  свои лепту в возрождение нации.

Корр.: — Некоторые говорят, что участки   резервирует   для  себя ОКНД. Так ли это?

С.К.:- На  VI Всесоюзном совещании ОКНД было заявлено, что определенная часть членов организации будет   находиться  в  местах депортации для дальнейшей работы. И для них  будут  резервироваться земельные участки. Людям нужны какие-то, гарантии.  И в интересах всех эти   гарантии  им предоставить.

Корр.: — Мы знаем, что целое лето стоят  пикеты в Ялте и Алуште. Что их удерживает идти на самострой?

С.К.:- Во-первых, условия Ялты и Алушты резко отличаются от условий Симферопольского района; во-вторых, это еще одно подтверждение тому, что конфронтация  с властями для  нас не самоцель,  и там, где это, возможно, мы идем на совместные решения.

Корр.: — Но в данном случае,  не слишком ли   затянулось  ожидание такого решения?

С.К.:- Это как раз тот момент, когда власти заигрывают с  пикетчиками, не говоря  ни  «да» ни «нет». Я думаю, если решение ими и будет принято, то ближе к зиме, чтобы еще более  усугубить  трудности в строительстве жилья.

Корр.: — Значит, успехов пока у ялтинцев и алуштинцев  нет?

С.К.:- Здесь можно  спорить  о том, что считать успехом.  Ведь когда люди осознают, что  власти могут, но  не хотят идти им навстречу, они еще более сплачиваются вокруг национального движения.

Корр.: — То есть, отрицательный результат —   тоже результат.  Но вернемся к лагерям самостроя. Каковы их общие проблемы?

С.К.:- Самая главная проблема, из которой вытекают все остальные, — это экономическая блокада. Блокируются буквально все городки самостроя. Люди иногда по несколько дней не могут завести даже воду, не говоря уже о стройматериалах. Отсюда их нехватка, рост стоимости и оплаты за доставку, т.к. водители за «помощь» крымским татарам подвергаются административной ответственности. Здесь приходится воевать и с некоторыми своими не совсем сознательными соотечественниками, которые, боясь приближения холодов, готовы покупать кирпич  за  любую цену.  Кроме того,  есть проблемы санитарно-гигиенического  состояния лагерей,   проблемы энерго- и водоснабжения. И  самое  главное: люди живут под постоянной угрозой лишения элементарного права  жить на своей  земле.  Ведь не секрет, что даже часть депутатов, именующих себя демократами, призывает к введению военного   положения   в Крыму в связи с самостроем.

Корр.: — Во  всех  лагерях  уже стоят времянки.  Можно ли будет в них жить зимой?

С.К.:- Я думаю, в любом случае времянка лучше палатки.   Конечно, нельзя сказать, чтобы это соответствовало хотя  бы  минимальным понятиям о жилье.  Но люди готовы жить в любых условиях, даже  когда очень трудно. В этом опять сказался героизм народа, осознанного себя нацией,  готового ради этого на трудности.  И нет ничего  глупее, чем  останавливать этот процесс, который  стал уже необратимым. Народ,  возвращающийся таким трудным путем на  родину,   назад уже не повернуть.

Корр.: — Пресса напечатала решение независимых профсоюзов Крыма, активно  протестующих  против самостроя, готовых принять какие- то свои меры.  Что Вы об этом думаете?

С.К.:- Мы уже слышали угрозы о забастовках, в  частности, от  рабочих «Продмага» и преподавателей университета. Мое личное мнение — это выражение типичной психологии колонизатора, присущей русскоязычному населению, живучему  на окраинах  империи. Если вина за трагедию 44-го года полностью переложена на  сталинскую верхушку, то сейчас этого уже  не  скажешь, даже прикрываясь фразами об ущемлении интересов местного  населения.

Корр.: — Существует точка  зрения, что мы  в последнее время слишком увлеклись самостроем, забыв о главной цели,  восстановлении нашей государственности.

С.К.:- Я  не  согласен с этим. Самострой, как акция национального неповиновения,  — трамплин для будущих действий,  первый  шаг  к общему возвращению,  без которого немыслимо возрождение  государственности.

***

С момента  нашей беседы прошло немного   времени,  но  произошло очень много событий. Их вполне хватило бы для большого остросоциального романа.

Одно из них касается ялтинского пикета, который, не дождавшись приемлемого ответа от горисполкома, принял решение 16 сентября начать самострой. На сегодняшний день это, видимо, единственный верный путь для крымского татарина вернуться домой.

 

К вопросу о статусе Крыма

Решение вопроса о статусе Крыма относится к числу  наиважнейших проблем, стоящих  на пути перестройки, демократизации  и создания правового государства, на пути возрождения крымскотатарского народа, выработки  структуры  нашей общественно-политической жизни.

Первым шагом на пути реабилитации депортированных коренных  народов Крыма явилась декларация Верховного Совета СССР от 14  ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными  репрессивных   актов против народов, подвергшихся насильственному  переселению, и обеспечении их прав». В настоящее время готовятся документы, которые должны закрепить это соответствующим  законодательным актом.

Так, в «Крымской правде» (№ 202) опубликована информация с заседания оргкомитета по выработке предложений о статусе Крыма,  где подведены предварительные итоги и выработаны некоторые предложения. Со многими предложениями, изложенными в информации,  можно согласиться. Однако  ряд позиций  не нашел должного решения и не может, на  наш взгляд,  способствовать конструктивному решению межнациональных проблем, формированию и обеспечению правовой основы нашей будущности.

Прежде всего,  это касается положения о коренных народах. Исследователями признаются в  качестве таковых крымские татары,  караимы и крымчаки. Крым является их исторической  родиной и иной территории, кроме  Крыма, они не  имеют, хотя большая часть коренных жителей по независящим от них обстоятельствам проживает  вне своей исторической родины.  Некоренные народы, населяющие полуостров, хотя  и составляют арифметическое большинство  населения Крыма, однако  имеют иную историческую родину и по этому признаку относятся к категории  переселившихся со своей исторической родины. Смешение, уравнивание этих двух категорий народов  в  правах на  самоопределение на данной исторической территории   неминуемо приводит к поляризации национальных  интересов, их противопоставлению.

Таким   образом, игнорирование прав  коренного народа на самоопределение,  механический  перенос этих прав на представителей  иных народов есть  ни  что  иное,  как скрытая  уравниловка, ущемление прав  малочисленных наций, давление большинства на меньшинство, и в этом контексте  не может быть и речи  о «равенстве  прав всех наций», «паритете», добровольных(?) «взаимных уступках»  и других принципах, под флагом которых  мы направляемся вновь  к сталинщине, брежневщине.

Надо ясно осознать всем — вопрос о самоопределении должен решаться только самим коренным народам  на всей его исторической территории. Всякое иное   понимание равенства неминуемо приведет  к  конфронтации. И другой немаловажный вывод: каждый народ, проживавший на территории Союза  ССР,  должен иметь свою собственную  территорию  или историческую родину.  И право  на самоопределение  распространяется только на его историческую родину или  территорию.

Предлагаемые варианты  определения статуса Крыма решениями Советов народных депутатов  порочны в своей основе — все они построены на ущемлении прав коренных национальностей — крымских татар, крымчаков, караимов.

Что же  касается других прав и политических  свобод в сфере производства,  экономики, культуры и других сторонах о6щественно-политической жизни,  здесь, безусловно, признается  абсолютное  право всех наций и народностей без исключения. Эти права, свободы должны быть  закреплены законодательно, Конституцией.

Вызывает недоумение  позиция членов оргкомитета   в  отношении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля — 1954  года «О передаче   Крымской области из состава РСФСР   в  состав  УССР». Признавая, что Указ нуждается в пересмотре, однако, постольку поскольку «вопрос этот деликатный, касающийся взаимоотношений двух суверенных республик — Украины и России,  не хотелось бы его обострять». Подобная постановка вопроса настолько нелепа,  что трудно поддается  нормальному человеческому рассудку.  Позвольте, какое дело  крымскому татарину до деликатности отношений двух могучих суверенных  республик, когда речь идет  о  судьбе,  правах  и восстановлении справедливости   в отнонении депортированных   народов? Хотелось  бы напомнить, что в 1944 году и  во  все  последующие годы власти   не были столь деликатными в отношении крымских  татар, караимов, крымчаков, греков, болгар, турков-месхетинцев и многих других народов. Речь идет  не об  интимной стороне жизни супружеской  пары, а  о  сотнях  тысяч жертв,  которые  были принесены произволу, и о тех жертвах, которые неминуемо будут, если мы будем деликатно замалчивать наболевшие вопросы.

Хотелось бы  затронуть еще один аспект проблемы  —  организационный. В  работе оргкомитета принимал участие Ю. Османов —  крымский татарин. Фамилии  других крымских татар не упоминаются, для нас остается непонятным,  каким образом человек, не уполномоченный демократическим путем, может выступать и что-либо  предлагать  от  имени народа, на то его не уполномочившего? Каким образом, вообще, производится подбор  «представителей крымских татар»,  по какому признаку?! По   признаку лояльности к властям?

В качестве первоочередного организационного мероприятия по выработке решений   о статусе Крыма считаем необходимым организацию и проведение Всесоюзного съезда коренных народов Крыма, делегаты  и выборные органы которого  будут уполномочены говорить и  действовать от их имени, в их интересах. Именно съезд (курултай)  имеет те полномочия,  которые   необходимы для  принятия  решений о  статусе Крыма, решений вопросов, жизненно важных для народов  Крыма. Только он определит подлинные  надежды и чаяния крымских  татар, караимов и крымчаков.

 

Остановите Лохматова!

В чудовищной  мясорубке Ферганских погромов среди турков-месхетинцев оказались и  32 семьи крымских татар  из  поселка Горский Кировского района  Ферганской области.  От беды  спасались кто как мог. 11 семей беженцев два месяца  жили  в  здании Ферганского облисполкома — территория, где им относительно ничего не угрожало.

Областная газета писала  в  те дни о  родственных семьях Люмановых и Умеровых.  Как и у  остальных, их  дома были сожжены,  имущество разграблено, есть погибшие среди родных.

Вместе с домом,  подворьем, имуществом — материальные потери. К примеру, только  у  Люмановых составили порядка  ста тысяч рублей. Но ни с чем не  сравнимы  и ничем не поправимы  моральные и душевные потрясения.

Получив на  руки  документ беженцев, в  августе прошлого  года Люмановы и Умеровы — фактически одна семья из 9 человек —  оказались в Бахчисарайском районе.  Не то чтобы случайно.  С  этих  мест они родом.  Здесь родились и жили  их предки.  Добротный двухэтажный дом отца  и деда до сих пор стоит в селе Татар-Осман (Зеленое). Как встретила их родина? — Директор совхоза «Ароматный» Г.С. Лохматов, — рассказывает Стелла Якубовна Люманова, — не скрывал своего  негодования. Словно бомбу держал в руках наши документы. Не то что помощи — простого человеческого сочувствия мы от него так и  не  дождались.  Все  разговоры переводил на споры, совершенно нам не нужные. Почему-то напоминал ситуацию  с  армянскими  беженцами, прибывшими в Таджикистан.

Мы просили у директора совхоза временное жилье:  время шло к зиме, а  крыши над головой не было. Хоть какое-то жилье можно было бы построить на выделенных — участках, но, сами  знаете,  стройматериалы просто так не достать.

В актах материально-бытового обследования, проведенного районными службами, у беженцев отмечено наличие 6 раскладушек,  постели, посуды — и все. Ни имущества, ни средств к существованию.  Все, что есть —  общее,  поэтому им врозь нельзя.

Объехав только  два ближайших села совхоза «Ароматный»,  не представлялось никакого труда обнаружить 5 пустующих,  пригодных для жилья помещений, в которых временно могли бы устроиться  люди: летние трудовые лагеря, классы старой школы, нашелся и пустой жилой домик.

Но ведь там студенты, приезжающие на уборку урожая, — возразил секретарь партийного комитета М.Д. Семенов.

Не допускалось и мысли, что студенты могли бы потесниться. Возможно, и беженцы вместе со всеми могли бы помочь в уборке урожая. Выход,   если захотеть, найти нетрудно. Но близко не подпускать бездомных   к жилью — тоже выход.

- И потом, никто не уверен, что завтра 9 человек согласятся освободить помещение, добавил партийный лидер хозяйства.

Поэтому Люмановы и Умеровы, временно пожив   в одном месте, чуть-чуть в другом, перешли в третье —   туда, где смилостивились, где пожалели.

Так суждено ли им забыть все, что случилось в июне прошлого года? Вряд ли, если горе и обида и сегодня , как продолжение цепи одних и тех же бесчинств.

- Когда загорелся дом Ю. Османова, моего дяди, — продолжает свой рассказ С. Люманова, — его самого и сына Абдуллу завернули в ковры, облили бензином и бросили в горящий дом. Дядя сгорел, сын его спасся чудом. Зато его одноклассник К. Шабанов, три дня назад вернувшийся из Афганистана, погиб мученической смертью, Убив  юношу, над трупом надругались:   сломали позвоночник, вырезали уши, обожгли лицо сигаретами. Закапав в землю, поливали водой. Через несколько дней труп удалось найти и опознать.

Почти одновременно с беженцами появился в совхозе новый директор — Лохматов, который до этого, хозяйствовал в Нижнегорском районе. Там и семья его осталась. А здесь (надо же, как повезло!) смог воспользоваться временно свободным домом. А на выделенном совхозом участие — строится уже собственный дом директора.    Все почти как у наших беженцев, только статус не тот.

Вот и получается, что у одной семьи — два дома, а у двух семей – ни одного.

Рядом с директорским строятся дома для приглашенных в совхоз главных специалистов. Профессиональными же навыками беженцев никто не поинтересовался, С.Я. Люманова, врач-лаборант, с трудом устроилась на работу в Бахчисарай. И. Умерову, педагогу-трудовику, на все руки мастеру — плотничает, столярничает, к тому же отличный пчеловод — нет места в совхозе. Последняя должность И. Люманова — управляющий животноводческим комплексом. Тоже, как видно, не ко двору.

В некорректности Г.С. Лохматова мне лично пришлось убедиться при попытке побеседовать с ним. Но как говорится, начальник, даже очень хороший, может ошибиться. Однако настораживает, что никто из районного руководства не торопился направить его на «путь истинный».

Записав по телефону под диктовку ответ Лохматова, В.П. Рогатин, второй секретарь Бахчисарайского райкома партии, не выходя из кабинета, доложил И. Умерову: «Обеспечить временным жильем из-за его отсутствия не представляется возможным».

От скромной записки народного депутата Украины А.И. Перепадина Лохматов вообще отмахнулся, как от надоедливой мухи. Думали, уже поднятый в присутствии В. Догужиева вопрос об этих двух семьях все же что-то решит. Бесполезно.

Могущество местных царьков беспредельно. На что же они надеются: на бессилие людей или, наоборот, на их экстремизм и крайние меры?

3а год пребывания в неустроенности и неизвестности возможно и первое, и второе. Только в данном случае непредсказуемы они – лохматовы.

Г.Курталиева

Анонс!

Сейчас в Крыму невооруженным глазом различима та предвзрывная ситуация, что долго зрела в Баку, Тбилиси, Степанакерте, Фергане. И если крымские чиновники настолько ослеплены страхом за свои насиженные места, что не замечают ее, то наш прямой долг, долг народных депутатов решительно пресечь их антитатарские акции…

Статью доктора исторических наук Валерия Возгрина «Роскошный наряд с чужого плеча» читайте в следующем номере нашей газеты.

 

К спортивной общественности Латвии

Как известно, в ноябре 1989 года Верховный Совет СССР  принял Постановление «Об итогах работы комиссии Верховного Совета СССР по проблемам  крымскотатарского народа». В соответствии с этим документом должны быть восстановлены попранные права крымскотатарского народа и восстановлена Крымская АССР.

С января 1990 года работает Государственная комиссия по проблемам крымскотатарского народа, основная задача которой решение вопросов возвращения народа  на свою родину.

В июле 1990 года принято Постановление Совета Министров СССР «О первоочередных мерах   по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крым». Однако даже те крохотные объемы, предусмотренные в этом Постановлении, не подкреплены  ни  одной  тонной цемента, ни  одним вагоном кирпича. Государство, совершившее кровавое преступление против своих же граждан, не торопится его устранять. Поток возвращающихся  на свою родину крымских  татар  возрастает. В Крыму этих людей не только не ждут,  но  и  вся  мощь партийной и советской власти направлена на противодействие их возвращения. Вот уже более< 4-х месяцев на площади перед горисполкомом в  Алуште стоит палаточный городок крымских татар, требующих  выделения земельных участков; чуть позже разбиты палаточные городки в Симферополе, Ялте, Евпатории, доведенные  до отчаяния люди —  а  среди  них участники войны,  женщины, дети занимают земли в населенных пунктах, откуда  они были  высланы  в 1944 году.  Заметьте, занимают не свои сохранившиеся дома, а земли, чтобы построить новый дом.  Местные власти блокируют  подъезды  к этим стройкам, заводят на людей уголовные дела.  Так,  30 августа 1990 года в Бахчисарайском районе осудили двух крымских  татар  «за самовольное строительство»: одного на триста рублей штрафа,  второго на один год исправительных работ, обоих с конфискацией построенных домов.

В результате прибывшие на родину крымские  татары оказываются в чрезвычайно тяжелом положении. Еще более оно усугубляется с началом осенне-зимнего периода.

В этой связи Организация  крымскотатарского  Национального движения приняла  решение обратиться к общественности союзных республик и независимых государств Балтии об оказании посильной  помощи в возвращении крымских  татар. Мы просим спортивную  общественность Латвии, трудовые  коллективы специализированных туристических учреждений изыскать возможность в сборе палаток, спальных  мешков, походного оборудования  для изготовления пищи с целью обеспечения ими десятков  лагерей на территории Крыма,  в которых уже сегодня проживает более  двух тысяч человек. Окончательно разуверившись в гуманизме правительства СССР,  мы можем рассчитывать только на вашу поддержку и вашу помощь.

Рефат Чубаров,
зампредседателя ОКНД, член Государственной комиссии
по проблемам крымскотатарского народа.

ПОСТКРИПТУМ. Данное  обращение опубликовано в  латвийской газете «Спорт» за 10 сентября  т.г.   В комментарии к нему  латвийский республиканский комитет по  физической культуре и спорту выражает свои поддержку и призывает все организации оказать посильную помощь крымским татарам.

 

«шумим, братцы, шумим…»

6 сентября  в симферопольском городском парке культуры и отдыха состоялся санкционированный митинг, организованный представителями демократического блока депутатов областного Совета «демократический Крым».  В  нем  приняли участие организации  «Мемориал», «Демократическая платформа», РУХ, «Экология  и мир», «Добрая воля», «Крымское  Русское общество», жители Симферополя.

Организаторы акции ставили перед собой задачу объяснить народу Крыма, почему он стал репрессированным в результате неконституционных  Указов  1945 года «О преобразовании Крымской  АССР в Крымскую область в составе РСФСР» и 1954 года  «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Но сами  Указы, как выяснилось, мало волновали «репрессированных»  участников митинга,  как впрочем,  и судьба действительно репрессированного крымскотатарского народа. Многочисленные ораторы  не столько здравыми доводами, сколько мощью голосовых связок пытались доказать свое  право на чужую землю. Подчас звучали довольно «оригинальные» соображения. К  примеру,  о необходимости помнить  «сколько   сынов  России полегло в   вековых войнах против турецких захватчиков в Крыму» (Юмашев, ассоциация «Экология и мир»), или о  «возвращении  Крыма России, потому что там Ельцин» (Подчина, «Добрая  воля»). Высказывались и здравые мысли (они, как ни странно, встречались  в штыки), что без участия коренного народа никто не правомочен решать статус Крыма (В. Фисенко,  РУХ), что нельзя добиться общей  свободы, когда одна нация притесняет другую (В. Мануйлов,  «Добрая  воля»).

После митинга наш корреспондент побеседовала с одним из его организаторов — депутатом А.М. Дмитриевым.  Он  рассказал  о сути Декларации по  восстановлению Крымской АССР, еще раз подчеркнув, что были  репрессированы все народы Крыма, потому что их лишили автономии. Депутат предполагает, что после принятия  Декларации сессия областного Совета создаст  комиссию по разработке проекта Конституции Крымской АССР, по разработке закона о референдуме. На  вопрос,  как  он  представляет  себе проведение референдума в  Крыму без полного возвращения коренного народа, А.М. Дмитриев ответил, что в референдуме, по  его мнению, должны будут участвовать и крымские татары, живущие  за пределами Крыма.

 

Возрождение обряда

25 сентября с.г. в г. Бахчисарае произошло знаменательное событие. Впервые после 46-ти лет депортации крымскотатарского народа в Тахта-Джами совершен мусульманский обряд бракосочетания — никях. В торжественной обстановке городской мулла Сейдали объявил жителей Симферопольского села Тепловка Рустема и Зарему мужем и женой, пожелал им крепкого здоровья и долгих лет счастливой совместной жизни на родной земле.

Коллектив редакции присоединяется к этим пожеланиям уважаемого соотечественника.

 

Наша почта

Это письмо после безуспешной попытки его опубликования  в  областной газете «Крымская правда» передал нам через председателя Координационного центра по возрождении крымскотатарской культуры Исмета Заатова рабочий из  г. Севастополя Юрий Александрович Мешков — человек высокой гражданской активности, демократ по духу.

Предлагаем вашему  внимания это письмо и благодарим Юрия Александровича за теплые слова в адрес крымскотатарского народа,  который сегодня так нуждается в поддержке и опоре.

Р.Арсенов.

Пишет вам  рабочий из Севастополя. В связи с неблаговидной игрой на  самом высоком и областном уровнях с крымскотатарской  проблемой  возникает  ряд вопросов. Я не стану распространяться о том, каким очистительным для нас является процесс возвращения коренного народа, с каким трудом он проходит. Но  на  фоне  всего  этого прямо-таки поражает безмолвие той части населения, которая именует себя интеллигенцией. Пишут все: и колхозники, и  рабочие, и домохозяйки — но не учителя, не актеры, не литераторы…  Кто же,  как не они, способны осознать нанесенный за более чем 200  лет  великодержавной политикой ущерб крымскотатарскому народу, в котором сфокусировались представители  народов с громадной территории: от Апеннин до  Алтая? Кто,  как не они, способны осознать потребность поколения? Могут возразить, мол, не мы уничтожали,  не мы изгоняли… И, однако, это   понимание потребности поколения зависит от уровня нравственности, от способности ставить себя на место других.  Те «интеллектуалы», которые  так самонадеянно взялись решать  судьбу Крыма, являются  номенклатурной собственностью  партаппаратной системы. Объективности и покаяния от них не дождемся.   Но  почему молчат тысячи и тысячи тех,  кого не без основания  называют  совестью нации?   Неужели наше общество так больно, что мнение великодержавной   номенклатуры   не вызывает возражений?

На  заре Советской власти было совершено немало преступных  ошибок. Одной  из таких ошибок является, если   верить  публикациям, образование Кр.АССР  не по национальному признаку. Этот юридический казус позволил в дальнейшем вышвырнуть целый народ,  подвести под это  преступление «историческое» обоснование.

Правда, надо  признать, что, если юридически была совершена великодержавная осмотрительность, то в жизни, фактически, автономия существовала как национальная, на интернациональных принципах. Этим объясняется всеобщее умиротворение, подлинная  интернациональная дружба. Надо  еще отметить: в довоенной автономии этническо-культурная обстановка   была  гораздо сложнее, чем нынче, т.к., несмотря на самодержавное «угнетение» народов, они  сохранили свои языки, особенности. Сейчас же,   несмотря  на муссирование наличия 110 национальных факторов, реальная действительность такова,  что в Крыму преобладают  две  общности — русскоязычная и крымскотатарская (с большой натяжкой можно говорить еще об украиноязычном населении), т.е. языковая и культурная ситуация гораздо проще довоенной.  Номенклатурные интеллектуалы с удовольствием козыряют «реальностью» и  изменившейся   демографической ситуацией, но умалчивает и не учитывает реальность, с помощью которой эта  демографическая ситуация изменилась. А эта реальность обязывает возместить  все потери,  в том  числе и восстановление автономии, но  уже  национальной,  на тех же  интернациональных принципах.  Национальная  государственность не отменяет власть советов, но гарантирует, исходя из  ситуации, на сто лет вперед возможность русскоязычному  населения  блюсти свои интересы, и  в то  же  время гарантирует будущее коренному народу. И наоборот, отвергая с порога национальную государственность, не проигрывая этот вариант,  мы всей своей массой становимся  на грудь крымскотатарскому народу, отводим ему роль ждущего подачек. Возможно ли  подлинное развитие при декларируемом равенстве?

Хотелось бы  прочитать в вашей газете обстоятельные ответы  на эти вопросы.

Ю. Мешков

Разговор с «демократом»

19 августа  с.г.  вышло в свет Обращение Крымского Русского  общества. Не  имея возможности привести текст этого документа  полностью, ограничимся  лишь цитированием тех мест,  в которых отражается отношение  этого  о6щества к сегодняшней самой острой проблеме возвращающихся на родину крымских татар — самострою.

«Хаотичное переселение  крымских татар вносит напряженность  и ухудшение социальной обстановки для всего населения Крыма».

«Когда местные власти расписывается в безволии,  растерянности и беспомощности,  могут активизироваться национальные экстремистские группировки…»

«В сложившейся экстремальной ситуации коллективы предприятий нашей области и города Севастополя провели  предупредительные политические забастовки. На них были высказаны требования к местным властям проявить большую  решительность… Ни один случай самозахвата земли не должен  остаться безнаказанным.

Некоторые депутаты  предложили усилить правоохранительные органы необходимым дополнительным   контингентом для защиты демократии и правопорядка в области».

Для сравнения  приведем  и выдержку из Обращения Общественного комитета «Крым»,  активистами которого является печально  известные  жители  с. Дегирменкой (Запрудное). «Стихийное   возвращение крымских татар при  бездействии местных органов привело  к  конфликтам в   Бахчисарайском,  Белогорском…» и далее еще 3 района.

Не правда ли, завидное единодушие и почти  трогательная общность стиля   с официальной прессой. Особенно, если учесть, что комитет «Крым» явно шовинистического направления, а Русское общество называет себя демократическим (председатель его А.Н. Лось является еще и  сопредседателем демократической партии Крыма).

Не скрою,  после того,  как  я прочла Обращение, ко мне пришло решение обязательно  побеседовать с А.Н. Лосем. Это было несложно, если учесть, что А.Н., как истинный демократ, любит находиться среди народа,  где не устает пропагандировать идеи создания Совета Национальностей Крыма, о котором, кстати, тоже говорилось в Обращении.

Корр.: Вы  сейчас говорили находящимся вокруг Вас крымским татарам о необходимости объединяться. О каком  объединении  может идти речь, если в Вашем Обращении Вы призываете власти к  решительным действиям против крымских татар?

А.Л.: Всегда нужна законность. Любое нарушение  закона даже  из самых хороших побуждений — непорядок.

Корр.: Вы сознаете, что мы живем не  в  правовом  государстве? Почему выполнение  законов — требование только к  крымским татарам?

А.Л.: Да,  признаю.  Но  путь, который выбрали   вы,  — неверен. Это может пойти  по  нарастающей: сегодня — 20, завтра — 400  захваченных участков земли.

Корр.: Почему Вы против крымских татар идете рядом с  КПСС?

А.Л.: Кто    вам  это  сказал?

Корр.: Я  прочла это в Обращении.

А.Л.: Вы читаете  только  там, где я  призываю сохранять  законность, и не читаете вторую часть, где я предлагаю систему:  все решить без нарушения законности.

Корр.: Кстати, никакой связи между этими двумя частями Обращения. Но  вернемся к теме разговора, о какой законности вы говорите — о законности  коммунистического государства?

А.Л.: Причем здесь коммунисты. Конституция позволяет  нам  иметь структуру самоуправления. Необходимо объединение наций, проживающих в Крыму, и тогда все решится.

Корр.: Сколько нам ждать этого объединения?

А.Л.: Это может произойти  сегодня, завтра, давайте  соберемся в любое время.

Корр.: Как нам собираться после ваших  «обращений»?

А.Л.: Приходите  к  нам в Клуб депутатов. Адрес: Киевская,115.

Корр.: И  вы  там снова будете, говорить о Совете Национальностей Крыма   без  его коренной  национальности?

А.Л.: Почему?

Корр.: Потому   что   основная масса крымских татар живет пока за пределами Крыма, и единственный — на  сегодня — метод возвращения самовозврат своей земли.

А.Л.: Вы сейчас  призываете  к самозахвату. Поверьте, этого  сейчас ждут те,  против кого боремся и вы,  и я. Потому что в дальнейшем здесь будет ввод войск, комендантский час, и не будет вообще никакой демократии, никакой  справедливости.

Корр.: Вы признаете, что проблема возвращения крымских татар — самая острая в Крыму?

А.Л.: Да.

Корр.: Тогда почему  Общество, называющее себя  демократическим, в этой   самой  острой проблеме встает на точку зрения КПСС?

А.Л.: Вы сами встаете  на  эту точку зрения:  самозахватом земли вы вызываете призыв войск и установление жестких порядков, устраивающих КПСС.

Корр.: Довольно   оригинальный взгляд на самострой. Впрочем, вы, видимо, заранее  выбираете себе место по другую сторону  баррикады?

А.Л.: Нет,  я встану  на  вашу сторону, но я не хотел бы никаких баррикад, а хотел бы решения всех вопросов нормальным мирным путем. Для этого и  нужен  Совет  Национальностей с равным  представительством всех народов Крыма.

Корр.: Это  еще несуществующая структура, а борьба наша шла вчера и  идет сегодня и каждый день.

А.Л.:  Давайте  создавать ее завтра и  начинать действие.  Эта структура может стать  буфером  в межнациональных отношениях. А ваши самозахваты плодят шовинистов, и их с каждым днем все больше. И все добрые чувства к вам  превращаются в   злобность.  Я не знаю, как вы выживете в таких условиях.

Корр.: Значит, по-вашему, единственный выход — убрать самострой?

А.Л.: Нет, выход — Совет Национальностей на базе какого-нибудь национального Общества,  ведь они уже зарегистрированы, у них  есть печати и т.д. Как вы этого не понимаете?

Корр.: Я  все понимаю:  мы вам помогаем создавать  Совет  Национальностей, а вы через него будете нам выдавать свои, уже праведные законы.

А.Л.: Хорошо,  предложите свои пути, которыми   ваш народ сможет прийти к  власти.   Силой  он  не прорвется: вас мало, а за другими народами стоят и партия,  и военные и т.д.

Корр.: Уж это мы  знаем  очень хорошо! Но, по-моему мнению, вопрос о власти сейчас  для  нас  не самый важный. Важнее элементарные условия выживания,  т.е. жилье. А власть… Когда  у нас будет черный хлеб на каждый день, мы станем думать  о куске сладкого торта.

А.Л.: Тогда скажите,  как быть нам, ныне  живущим в Крыму, когда население прибавилось  на 100 тысяч ,  а поставки не увеличены, и эти 100 тысяч начинают есть хлеб, на них не рассчитанный.  Что  нам делать?

Корр.: Прежде всего не сводить возвращение народа на  родину к гастрономическим проблемам.  Не хлебом единым жив человек.

А.Л.: Но если у вас нет хлеба, нет силы для любви.  Только люди, живущие в нормальных  условиях, способны на альтруизм, а в обратном случае они ищут врага.  А сегодня этого врага поставляет компартия и   те,   кто  ратует за самозахват земель.

На этом разговор наш  прервался, потому что вернулся к своей исходной точке.  Мне не  хотелось бы навязывать читателю свои точку зрения, но   вспомнился  факт  из совсем вне недавнего прошлого.  В конце августа, когда ВС Татарской АССР реализовал неотъемлемое право татарского народа на самоопределение, среди тех,  кто стоял против этого,  была Демократическая партия России.

Лиля Муртазаева

***

С рождения одним из нас даны:
Отчизна, память прежних поколений,
И книги, древней мудрости  полны,
Хранимые и от огня, и тленья.

Другим — лишь азбука казенных слов,
Где нет ни звука языка родного,
Ни вечных истин, ни святых основ,
Ни Родины, ни памяти, ни Бога.

Всем миром украшают чей-то дом
Добром, добытым клятвопреступленьем,
А кто-то, новый пережив Содом,
К чужим кострам бесправной жмется тенью.

Но в этой так заведено стране,
Разбогатевшей на сиротстве слабых:
В чьем доме солнце, тот кричит о мгле
С пресыщенным нахальством сытой жабы.

И как порядок этот ни зови:
Империей иль властью всенародной,
Он все равно построен на крови
Ограбленных вчера и вновь — сегодня.

***

Тяжелый груз я собрала в дорогу.
Как унести его моим рукам,
Надломленным разлукой и тревогой,
Прижатым к болью стонущим вискам?

Мне нужно унести с собой надежду
Оставшихся, пока придет пора,
На ломанной черте, идущей между
Неясным Завтра, проклятым Вчера.

Во след глядят мне будто чьи-то лица
Глазницами невыплаканных слез.
В их мертвых снах земля, наверно, снится
Заветная, заветней светлых грез.

Как буду по земле родной ступать я,
Когда они в земле чужой лежат,
Мои по общей крови сестры, братья,
Чей рот в последней общей муке сжат?

Мне нужно взять их имена и судьбы,
Чтоб их в краю родимом схоронить
А не возьму — покоя мне не будет…
Но дай мне, Бог, их душ не обронить.

Лиля Буджурова.

Благодарность журналисту

Жительница города Симферополя М. Аметова обратилась в редакцию газеты «Авдет» с просьбой поблагодарить Венеру Якупову — завотделом агитации и пропаганды газеты   «Комсомолец Татарии»   за правдивые и своевременные публикации о крымских татарах.  Эти статьи — как глоток чистого воздуха нашему народу, переживающему трудные дни своей истории.

Организация крымскотатарского Национального движения и редакция газеты «Авдет» с глубоким прискорбием извещают о трагической гибели
детей Муслядиновых ЗАРЕМЫ, ЛЕНУРА, НАРИМАНА
и выражают искреннее соболезнование родным и близким покойных.

 

Следите за газетой

Газета «Авдет» начинает публиковать материалы по истории Крыма. Читайте в следующем номере об Арслан-Бее, генерале Сулькевиче (Сулейман-Паша) – создателе Крымского правительства в 1918 году.

(«Ежегодник Татарский», Вильно, 1932 г., перевод с польского).