1990 Авдет №3 (15 серпня)

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

О заседании Государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа

20 июля в 10 часов утра в Малом зале заседаний Крымоблисполкома началось выездное заседание Государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа, на котором обсуждались следующие вопросы:

1. О задачах по выполнении Постановления Совета Министров ССС от 11.07.90 г. № 666 «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область».

2. О ходе разработки проекта Государственной программы возвращения крымских татар.

Вел заседание председатель Госкомиссии, заместитель Председателя Совета Министров ССС В. Догужиев.

Прежде чем приступить к освещению хода заседания комиссии, необходимо сказать немного о предварительной деятельности рабочих групп, созванных в Крымоблисполкоме за несколько дней до заседания Госкомиссии. В эти рабочие группы были включены специалисты из различных центральных министерств и ведомств, а такие Крымоблисполкома. Включен был в эти группы и ряд специалистов из числа крымских татар. Основой для работы групп должно было быть Постановление Совета Министров ССС от 11.07.90 г. № 666 «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область». С текстом упомянутого Постановления и самих «первоочередных» мер приглашенные крымские татары ознакомились лишь за час до начала заседаний рабочих групп. Однако и этого времени было достаточно, чтобы убедиться: многие положения принятых документов противоречат решениям, согласованным с членами Государственной комиссии — представителями крымских татар на заседании рабочей группы в Москве 1 июня 1990 г.

Принятие таких документов без согласования окончательного текста с членами Государственной комиссии противоречит п.7 Положения о Госкомиссии, в котором говорится, что решения принимаются «большинством голосов, в том числе и большинством голосов представителей крымскотатарского народа, которые входят в состав Госкомиссии». Поэтому специалисты из числа крымских татар справедливо полагали, что перед работой сформированных в Крымоблисполкоме рабочих групп будут даны разъяснения по принятым правительством документам. Однако им было заявлено, что рабочие группы (а их было сформировано три) будут рассматривать данный документ к исполнению без всякого обсуждения предпосылок их принятия. В связи с этим специалисты из числа крымских татар отказались участвовать в работе групп и приняли заявление на имя председателя Госкомиссии, которое и было вручено в ходе заседания В. Догужиеву. Заявление подписали: . Чубаров — член Госкомиссии, А. Халилов — начальник ПТО ПМК-41 (г. Симферополь), А. Абдуллаев — генеральный директор ПО О­МЗ Узагростроя (г. Ташкент), Х .Мустафаев — член республиканской комиссии (г. Душанбе), Д. браимов — главный инженер ПО «Кьая», М. Абляев — начальник СМУ ПО «Керчьрыбпром», . Бекиров — генеральный директор ПО «Кьая» (г. Симферополь), С. Салиев — ведущий специалист отдела межнациональных отношений Крымоблисполкома, С. — генеральный директор ПМО «Янгиюль».

Открывая заседание, В. Догужиев выразил неудовлетворение тем, что деятельность рабочих групп была организована плохо, так как часть специалистов, особенно из числа крымских татар, не смогла принять участие в их работе. Тем не менее, отметил он, сегодня необходимо решить основные вопросы, связанные с реализацией первоочередных мер. азумеется, за 2-3 дня все вопросы не рассмотреть, поэтому надо решить самые главные. Одним из таких вопросов, на взгляд В. Догужиева, является создание четкой структуры управления выполнением программы.

По первому вопросу с информацией выступил первый заместитель председателя Госплана УСС В. Попов. Он отметил, что с принятием первоочередных мер существовавшие проблемы автоматически не устраняются, необходимо организовать реализации этих мер. В связи с этим В.Попов подробно остановился на различных вопросах, связанных с расширением производства строительных материалов, увеличением мощностей строительных организаций, трудоустройством возвращающихся крымских татар, необходимостью сокращения поставок продовольствия из УСС в централизованные фонды. Далее выступающий перечислил недопоставки из централизованных фондов в УСС и отметил, что республики, причастные к решению проблемы крымскотатарского народа, с пониманием отнесутся к определению объемов своих вкладов в реализации как первоочередных мер, так и всей программы в целом.

Заместитель председателя Крымоблисполкома А. Балагура основную часть своего выступления посвятил характеристике социально-экономического положения в области. При этой общую обстановку, на его взгляд, «в какой-то мере усложняют действия инициативных групп крымскотатарского населения».

Несмотря на то, что предусмотрено организованное возвращение крымских татар, они «снимаются с мест, где имеют жилье, устроены на работу, и едут в Крым», где требуют жилья, приема на работу и т. п. Сегодня в области, по сведениям А. Балагуры, проживает более 90 тысяч крымских татар, из них 15 тысяч приехало в первой половине этого года. Зам. председателя Крымоблисполкома горячо настаивал на том, что местные власти «стараются оказать максимальную помощь прибывающим». Так, в текущем году решен вопрос с расселением 9,4 тыс. семей крымских татар, в том числе 4.4 тыс. семей выделены земельные участки, 1,5 тыс. семей получили ведомственное жилье или заключили договора на его строительство, остальные поселились в купленных ими домах. Поэтому, считает зампред облисполкома, возможности области исчерпаны, и «дальнейший заезд крымских татар без соответствующей подготовки невозможен». Однако, недоумевал он, крымские татары продолжают приезжать в Крым, и «лидеры так называемого национального движения настаивают снять все ограничения и принимать всех изъявивших желание и для этого используют всякие формы, в том числе и формы открытого давления на власти». Сегодня в 9 населенных пунктах области: Симферополе, Ялте, Алуште и других установлены 143 палатки. В дальнейших своих рассуждениях А. Балагура утверждал, что именно такие, мол, действия крымских татар вызывают к ним негативное отношение ныне проживающего в Крыму населения. только после замечания председателя Госкомиссии В. Догужиева перейти к конкретному обсуждению повестки дня, А. Балагура был вынужден остановиться на изложении тенденциозно подобранных измышлений и сказать о своих предложениях по реализации первоочередных мер. Что же предложил зампред Крымоблисполкома

Первое. Вместо создания единого органа управления всем процессом возвращения крымских татар при облисполкоме организовать некий координационный центр на общественных началах, а конкретных исполнителей определить в структуре существующих отделов облисполкома и райисполкомов.

Второе. В отношении схемы расселения крымских татар райисполком будет руководствоваться почвенно-климатическими условиями и экологическими возможностями.

В ходе выступления участниками заседания зампреду облисполкома были заданы различные вопросы. Так, на вопросы председателя ОКНД М. Джемилева, почему в число 8,4 тыс. семей, которые сам облисполком определил для расселения в 1990 г. путем наделения земельными участками, включены и те семьи, которые приобрели дома за свои сбережения или переселились в Крым путем обмена квартир, и можно ли вообще доверять облисполкому, если он не выполняет собственные решения. А. Балагура ответил, что и при купленных домах имеются земельные наделы. На предложение М. Джемилева привести точную цифру выделенных в этом году русскоязычному населению Крыма земельных участков для строительства дач, он сказал, что такими цифрами не располагает.

В ходе своего выступления А. Балагура прямо обратился к представителям Узбекской СС с призывом упорядочить выписку и увольнение с работы выезжающих в Крым крымских татар. ­то был призыв не выписывать наших соотечественников, пока в Крыму не будут созданы условия для их приема.

В комментариях на выступление А. Балагуры председатель Госкомиссии В. Догужиев еще раз выразил недоумение тем, что Крымоблисполком не выполнил решение Госкомиссии о необходимости создания в Крыму единого органа по управлению процессом возвращения крымских татар и указал на необходимость его создания не позднее августа с.г.

В выступлении замминистра строительства УСС Мамичева были высказаны конкретные предложения по реализации первоочередных мер. Так, он предложил уже в 1990 году начать строительство нескольких многоэтажных домов в разных городах Крыма, а также рассмотреть совместно со строителями из числа крымских татар имеющиеся предложения по созданию новых строительных организаций. Следует отметить, что выступление Мамичева, по сравнению с выступлениями других хозяйственных руководителей, было самым конструктивным.

Член Госкомиссии . Чубаров в своем выступлении сказал, что принятые правительством документы в окончательном варианте не согласовывались с членами Госкомиссии, что противоречит Положению об этой комиссии. Больше того, предложения членов Госкомиссии из числа представителей крымских татар, согласованные с соответствующими министерствами, или не включены в Постановление Совмина ССС , или включены в таком измененном виде, что не отвечают первоначальным замыслам. ечь идет о предложениях по резервированию земель возвращающимся крымским татарам в соответствии со схемой расселения, которая должна утверждаться на Госкомиссии; о приостановлении в необходимых случаях раздачи земель под строительство дач нынешнему населению Крыма, а также предприятиям, министерствам и ведомствам; об отмене постановления Совмина ССС № 1476 по отношению к крымским татарам на период их обустройства; о создании единого органа по управлению процессом возвращения крымских татар. Поэтому хотя постановление и принято, тем не менее необходимо принять такие меры, которые бы могли учесть и эти вопросы.

Говоря о причинах некоторой напряженности в межнациональных отношениях в Крыму, выступающий отметил, что этому способствуют и действия местных властей. Так, в последнее время в области официальными средствами массовой информации широко дискутируется вопрос о статусе Крыма. В то время, когда коренной народ еще не вернулся на родину, ІІ сессия областного совета уже организовала оргкомитет по подготовке предложений о новом статусе Крыма, который возглавляет председатель облсовета Н Багров. В заключение от имени группы специалистов из числа крымских татар было заявлено, что пока такие работники исполнительного комитета как Е. Неклюдов, А. Балагура, будут решать вопросы, связанные с возвращением крымских татар, многие хозяйственные инициативы, по которым к ним обращаются, будут игнорироваться, впрочем, как и все другие.

По поводу выступления . Чубарова председатель областного Совета Н. Багров заявил, что не видит связи между напряжением в межнациональных отношениях и работой оргкомитета по подготовке предложений о новом статусе Крыма. Вопрос о статусе был поднят группой депутатов облсовета. Те проработки, которые они делают, помогут, мол, нам разобраться в юридической, экономической, социальной правомочности вопроса.

Председатель Госкомиссии В. Догужиев дал разъяснения по вопросам, не включенным в Постановление правительства. Так, на его взгляд, п.2 постановления Совмина ССС №1476 позволяет местным властям положительно решать вопросы поселения возвращающихся крымских татар и в тех районах, где прописка ограничена. Однако здесь . Кенже привел пример по Симферопольскому району, где председатель райисполкома считает, что данное постановление действует и в отношении крымских татар.

Член Таджикской республиканской комиссии Х. Мустафаев подробно остановился на функциях и полномочиях органа управления, которые необходимо срочно создать при Крымоблисполкоме. Особо важно, чтобы в нем были широко представлены специалисты из числа крымских татар, Он ознакомил участников заседания с работой республиканской комиссии в Таджикистане. Особое внимание обратил на нерасторопность Крымоблисполкома в решении тех вопросов, с которыми сталкиваются возвращающиеся крымские татары. В частности, до сих пор не решен вопрос о снятии оплаты за трудовые ресурсы предприятиями при приеме на работу возвращающихся крымских татар.

Председатель Госкомиссии В. Догужиев подвел итоги обсуждения первого вопроса. Многие поднятые проблемы, сказал он, должны быть решены в Крыму. Надо расписать их здесь, в облисполкоме, Совете Министров УСС . «Я убедился также вчера и сегодня, что есть настоятельная необходимость в создании координирующего органа на месте, т.е. отдел, который был бы направлен на решение всех вопросов, связанных с этой проблемой, разумеется, с широким привлечение и специалистов из числа крымских татар. По тем вопросам, которые мы сегодня можем решить, я бы предложил собраться в Москве с 10 по 15 августа и там их обсудить. Для этого прошу работников Совета Министров УСС , Крымоблисполкома и представителей крымскотатарского народа подготовить эти вопросы», — сказал В. Догужиев. кроме этого, председатель отметил крайне недостаточную информацию о работе Госкомиссии и предложил участвовать на заседаниях комиссии и представителям печати крымской области. На предложение . Кенже привлечь к экспертизе и проекту Госпрограммы и схемы расселения ряд независимых ученых. Догужиев предложил включить их в состав комиссии Госплана ССС , которая и будет производить эту экспертизу.

По второму вопросу – о ходе разработки проекта Госпрограммы возвращения крымских татар – В. Догужиев предложил заслушать информацию первого заместителя председателя Госплана УСС В.Попова.

В. Попов доложил участникам о процессе работы над проектом Госпрограммы. При этом отметил, что первый вариант, разработанный еще в декабре прошлого года, подвергся существенной проработке по замечаниям, поступившим от министерств, ведомств и общественности крымских татар. Далее он рассказал об основных направлениях Программы, рассчитанной до 1998 года (в соответствии с этим проектом в 1998 году должны быть возвращены последние 66 тысяч человек).

В обсуждении второго вопроса приняли участие члены Госкомиссии Ф. Зиядинов, . Чубаров, . Аппазов, член республиканской комиссии Мустафаев и другие. Ф. Зиядинов, . Аппазов высказали возражение по поводу того, что на 1997-1998гг. оставлены 20% крымских татар, что составляет 66 тысяч человек. это еще от расчетной численности крымских татар в 330 тыс. человек, а ведь никто уже не сомневается – данная цифра является неточной, а численность крымских татар намного больше. . Чубаров выразил несогласие с тем, что в проекте предусматривается на счет госкапвложений построить только 30% необходимого для возвращения крымских татар жилья, остальную же часть – за счет средств населения и кредитов банка. Кроме того, даже при таком мизерном выделении на жилье госкапвложений, значительная часть их направлена на сельское строительство.

В заключении председатель Госкомиссии В. Догужиев предложил всем заинтересованным сторонам внимательно подойти к изучению проекта Госпрограммы и все свои замечания отправлять в Совет Министров УСС и в Госкомиссию.

 

События и факты

Ялта. 28 июля. Получено решение Ялтинского городского Совета народных депутатов (4 сессия 21 созыва), где руководству Ялтинского горисполкома указано приступить к разработке планов застройки поселков сразу же после получения решения областного Совета народных депутатов. Для этого предлагается привлечь специалистов и средства крымскотатарского народа. Власти обратились с предложением о снятии палаточного городка.

***

29 июля состоялся сход граждан с. Краснокаменка, на который были приглашены и представители крымских татар. Он прошел нормально, резких высказываний со стороны местного населения в адрес наших соотечественников не было. Принято решение схода о созыве Гурзуфского поселкового Совета народных депутатов.

***

1 августа. Сход граждан с. Оползневое. Он в целом одобрил решение Ялтинского городского Совета народных депутатов и выдвинул ряд своих требований, которые касаются расселения крымских татар на территории с. Оползневое.

***

3 августа по приглашению Симеизского поселкового Совета был проведен осмотр земли, отведенной крымским татарам под индивидуальное жилищное строительство. В этот же день нашими соотечественниками проведено собрание, на котором создан совет застройщиков, куда включены специалисты для проведения землеустроительных, архитектурных и строительных работ.

***

4 августа прошла сессия Гурзуфского поселкового Совета народных депутатов, где большинством голосов одобрено решение Ялтинского городского Совета народных депутатов.

По состоянию на этот день в горисполком сдано более 2500 заявлений. От жителей и гостей г. Ялты собрано в поддержку требований крымских татар 3033 подписи.

Симферопольский район

2 августа в районе палаточного лагеря наших соотечественников «Дубки» появилась группа жильцов массива Льдозавод. х было около 500 человек. Наблюдая из окон своих квартир за работой крымских татар, самостоятельно решающих свою жилищную проблему самовозвратом земли, они решили, по-видимому, присоединиться к ним со своими садово-огородными проблемами. Лихорадочно разделив между собой земли, жильцы тут же начали вбивать колышки, попутно объясняя бездомным крымским татарам, как трудно им живется в их тесных квартирах.

В результате спокойной дискуссии многих удалось убедить покинуть территории. Но уже на следующий день на приступ поля пошли жители других 5-ти домов.

На сегодняшний день отмечена колышками довольно обширная территория, в том числе и площадь, под которой проходит кабель высоковольтной линии (городок крымских татар разбит в ста метрах от него). Четверо, надо думать самых предприимчивых жильцов, уже приступили к строительству дачных домиков.

***

8 августа в 10 часов утра в палаточный лагерь «Белое-2″ прибыли прокурор, начальник милиции Киевского района г. Симферополя и генеральный директор объединения «Крымпродмаш» со своими помощниками.

Прокурор района предупредил наших соотечественников об уголовной ответственности за самозахват земель. При беседе людям были показаны решение горисполкома от 31.08.90 г. о выделении данной территории под застройку «Продмашу», а также списки из 105 человек, которым выделены участки (среди них 3 фамилии крымских татар).

«Гости» просили снять лагерь и даже предлагали перейти на поле «Белое-1″. Однако все предложения крымскими татарами были отвергнуты. Более того, они заявили, что с данной территории никуда не уйдут и просили правоохранительные органы не создавать искусственно конфликтные ситуации.

Все указанные товарищи сказали, что к этому разговору возвратятся повторно в 18 часов.

В 18 часов приехал генеральный директор «Крымпродмаша» со своими помощниками и 10-ю работниками предприятия, которые пытались убедить наших соотечественников покинуть поле. В противном случае они грозились привести 650 человек работников.

 

Симферопольский район

3 августа у строительного о городка самовозврата «Западная автостанция появился пост ГА, останавливавший грузовые автомашины со стройматериалами, предназначенными для строительства домов крымских татар. Он не пропускал также и машины с питьевой водой. Водители привлекались к административной ответственности т.е. у них отбирались водительские документы.

5 августа в 14.00 отчаявшиеся от нового произвола люди, предупредив о готовящейся акции сержанта А.Н. Борщевского, пошли на блокирование трассы «Симферополь-Бахчисарай». В течение 45 минут при большом скоплении автомашин дорога была полностью перекрыта, пропускались лишь бензовозы с топливом для сельского хозяйства и такси со спешащими на похороны людьми.

В 14.40 к месту события подъехал начальник облуправления ГА, подполковник Е.К. Жагорников. По его просьбе блокада до приезда представителей облисполкома была временно снята.

Он объяснил причину установки поста ГА именно на данном участке необходимостью: во-первых, розыска и поимки дезертиров, во-вторых, розыска угнанной машины марки «Жигули». На вопрос, почему останавливались машины со стройматериалами, Жагорников ответил, что попутно решаются проблемы вывоза стройматериалов за пределы области. Вступив в дискуссию, он явно тянул время, объясняя это тем, что лично ничего не решает и ждет представителей облисполкома.

Уставшие от бесполезного ожидания люди поставили ультиматум: если до 16.00 никто не решит проблемы, они вынуждены будут возо6новить блокаду трассы. ­то было в 15.35. Дождавшись указанного срока, подполковник неожиданно оказался правомочным самостоятельно снять пост ГА.

На этом участке проблема решена. Но кто снимет посты у карьеров, заводов ЖБ и других городков самовозврата!

***

10 августа около 9 часов утра к зданию облисполкома, где уже более месяца действует круглосуточный пикет крымских татар, подошла группа примерно из 20 человек. ­то были, как они сами объяснили, аспиранты и преподаватели Симферопольского университета, являющиеся пайщиками ЖСК «Солнечная долина». В руках антипикетчики держали плакаты следующего содержания: «Законы обязаны исполнять все и татары тоже», «Нельзя решать проблемы крымских татар, ущемляя интересы местного населения», «Нельзя восстанавливать историческую справедливость за счет несправедливости к другому народу», ЖСК «Солнечная долина» — законный владелец земли, захваченной в селе Луговое крымскими татарами», «Товарищ Багров,. заставьте татар вернуть захваченные земли в селах Белое, Чистенькое», «Бездействие власти приводит к межнациональным конфликтам», «Нашим детям жить на одной земле», «Власти, примените власть»!

Бросилось в глаза, что стилистика этого плакатотворчества очень напоминает дежурные выражения представителей власти в печати.

«Законные владельцы» крымской земли явно стремились начать бурную дискуссию с пикетирующими крымскими татарами. ­того удалось избежать, удалив не в меру эмоциональных наших соотечественников.

Простояв у облисполкома несколько часов, группа перешла к зданию обкома партии. Видимо, именно от этой «общественной организации» она ждет более заинтересованного взгляда на свои проблемы.

 

Копенгагенская конференция о крымских татарах

На протяжении 13 лет Хельсинский процесс оказывает позитивное влияние на жизнь всех нас, жителей Европы. Было время, когда хельсинские группы, вставшие на защиту прав человека в различных республиках ССС , преследовали власти, их членов сажали в тюрьмы практически без суда и следствия, вопреки Конституции и Хельсинскому соглашению, подписанному правительствами 35 стран, в том числе и Советского Союза.

Однако новые веяния понемногу начали сказываться в Хельсинском процессе и на почве нашей многострадальной одины. Группы в Москве, Ленинграде, Киеве получили право на активную деятельность, были наконец легализованы. Появились надежды и на выход наших правозащитников на международную арену.

В этой связи весьма многообещающей выглядела инициатива Дании, где Хельсинские активисты решили созвать в июне 1990 г. 4-недельное совещание, посвященное защите прав человека и общественным, гуманитарным проблемам сегодняшней Европы. Предполагалось также обсудить вопросы расширения межнациональных контактов и путей обеспечения свобод всех граждан этих 35 стран. При этом особое внимание уделялось нацменьшинствам, до сих пор обреченным на бесправие. Весьма важным было то обстоятельство, что конференция должна была проходить параллельно с совещанием министров иностранных дел, намеченных там же, в Копенгагене, и по тем же проблемам.

Однако, между этими двумя форумами была существенная разница. Если совещание на правительственном уровне могло окончиться подписанием пакета новых соглашений, чье выполнение, как нам известно по многолетнему горькому опыту, как правило, оканчивается ничем, то на конференцию должны были собраться неформалы, члены неправительственных организаций, то есть люди, на деле доказавшие свою кровную заинтересованность в выполнении взятых обязательств. Особенно большую надежду вселяло то, что обе встречи должны были идти параллельно и оказывать известное влияние друг на друга.

Автору этой статьи, не первый год связанному с движением крымскотатарского народа за свои утраченные права, стало известна о планах Конференции в декабре прошлого года, в период служебной командировки в Данию. Естественно, первая мысль была о том, что на Конференцию должен поехать Мустафа Джемилев, как наиболее авторитетный и активный участник национального движения. Тогда же была сделана заявка на его имя, а вскоре в Бахчисарай пришла первая почта из Дании с официальным приглашением на имя Мустафы. Однако наша, очевидно, неопытность в международных контактах сыграла в этом важном деле злую шутку. Вовремя заполненные официальные бланки на участие в Конференции не возымели нужного воздействия на наши славные власти, и в результате признанный лидер ОКНД не получил прав члена Конференции, в том числе самого важного – права на выезд в Данию.

менно поэтому, оказавшись в Копенгагене по частному приглашению, я понял необходимость хоть в какой-то мере решить наиболее актуальные вопросы, основным из которых было ознакомление общественности 35 европейских стран с ситуацией, в которой до сих пор находится крымскотатарский народ. Единственное, что могло осложнить более или менее полноценное выполнение этой непростой задачи, была кратковременность моего пребывания в Дании — 10 дней вместо 30.

Первая встреча, организатором которой была одна из центральных датских газет «Политикен», была открыта для самой широкой общественности, поэтому на нее собралось несколько сот человек. Выступление о продолжающейся дискриминации коренного населения Крыма было выслушано с огромным вниманием уже потому, что, как выяснилось, почти никто из участников этой международной встречи абсолютно ничего не знал о бедах крымчан, желающих вернуться на историческую одину. Весьма значительным и, прямо скажем, трогательным было то, что о своей солидарности с крымскими татарами и об искреннем желании помочь заявили не только участники из различных европейских стран, но и советские журналисты, аккредитованные в Дании, в частности Серебряков- главный редактор «Советских новостей», журнала, выходящего на датском языке, пользующегося немалой популярностью благодаря своей объективности.

Перед вторым заседанием я был предупрежден о том, что обстановка будет не столь благоприятной, так как оно будет посвящено национальному вопросу в ССС , и советские делегаты будут там самой многочисленной группой, а люди среди них могут встретиться не только доброжелательно относящиеся к нацменьшинствам. Я был готов к любым неожиданностям, но все же, войдя в зал, был поражен уже составом нашей «неформальной» делегации. Кроме В. Терешковой, известной мне лично и ранее своей позицией правительственной подпевалы на международных встречах, там был один из заместителей Шеварднадзе и прочие вполне официальные лица. Естественно, что и диалог шел, как это бывает в подобных случаях, по накатанному пути: на каждый краткий, конкретный вопрос очередной советский выступающий давал получасовой обстоятельный ответ с массой информации о чем угодно, кроме существа дела. Поэтому, взяв слово, я счел нужным говорить только о конкретных, самых вопиющих фактах длящегося преступления против целого народа со стороны советских властей, действующих как в Симферополе, так и в Москве. Выступление, вернее начало его, построено в виде серии вопросов к аудитории, типа: Может ли кто-нибудь назвать имя единственного в Европе народа, целиком выселенного за пределы ее Какой народ ССС не имеет права проживания на исторической родине в полном своем составе звестна ли присутствующим какая-либо национальная культура, насильственно лишенная властями рукописного и печатного наследия, объективной истории, духовных центров и даже традиционной, древней письменности, а до недавних пор — и права на самоназвание

Подчеркнув, что эти вопросы обращены и к советской делегации, и тщетно прождав несколько минут ответа, я с полным правом смог задать отечественным коллегам последний вопрос: Как они, «эксперты по правам нацменьшинств», собираются эти права защитить, если не ведают, где у нас не только полностью лишили этих прав, но и буквально душат борцов за восстановление справедливости как вообще можно выступать за кого-то, не зная его ни в лицо, ни даже по имени Тем самым розовая картина, нарисованная предыдущими ораторами, была несколько омрачена. К сожалению, это вызвало очевидное неудовольствие не только советской делегации (что понятно), но и председательствующего — датчанина, который предложил продолжить дискуссию по правам крымских татар в специально отведенной для этой темы день — 18 июня.

Совершенно иная атмосфера сразу же установилась в «крымскотатарский день» 18 июня. Голубые листовки с тезисами доклада были заблаговременно разложены в библиотеках, ВУЗах, культурных центрах столицы. Поэтому собралась масса людей, искренне заинтересованных в искоренении последствий уродливых явлений сегрегации и геноцида на земле Европы. Стоит ли говорить, что советская делегация на этом широком заседании демонстративно отсутствовала Впрочем, эта акция, весьма удивившая участников Конференции, никоим образом не могла помешать конструктивному, деловому разговору на этой встрече. Доклад был выслушан с вниманием и, наконец, в полном объеме. Но не меньший интерес вызвало документальное подтверждение всего сказанного, а именно — демонстрация привезенного видеофильма «Следы от колес», отснятого по моему сценарию этой весной о крымскотатарских проблемах. Естественно, у делегатов возникло множество вопросов. здесь проявилось явное недопонимание процессов в ССС ныне происходящих, хоть датская печать в общем посвящает нашей стране немало внимания. Например, задавался вопрос, как Кремль относится к фактам нарушения прав человека крымской администрацией, на что я единственно мог ответить, что не будь крымские чиновники уверены в попустительстве московского аппарата, они никогда бы не допустили не только избиений и сноса палаточных лагерей, но и простого торможения прописки и выделения участков возвращенцам. Были вопросы и посложней: о состоянии крымскотатарской музыкальной культуры и народных ремесел, о развитии культуры, перспективах исследований фольклора, этнографии, истории народа. Особенно сложно было ответить на вопросы об экономическом и социальном развитии Крыма в целом — и это по понятным причинам объективной неопределенности, вызванной политической нестабильностью общекрымского о6щества сегодня и еще меньшей определенностью условий завтрашнего дня. Тем не менее, смею надеяться, по окончании встречи участники знали о Крыме и крымчанах больше, чем до ее начала. На другой день сообщения о заседании появились в местных газетах, а 21 июня крупнейшая газета «Берлингске Тиденде» поместила обширное (более половины полосы) резюме о содержании доклада и последовавшей дискуссии.

Сейчас, когда после конференции прошло какое-то время, позволяющее спокойно ее осмыслить, можно сделать выводы как об успехах встречи, так и о собственных ошибках, которых не допустил бы человек, более опытный в политических дискуссиях. Польза же, на мой личный взгляд, здесь та, что проблема крымскотатарского движения вошла в число проблем, постоянно составляющих предмет деятельности этого важного международного форума. Дело в том, что он не окончился в те июньские жаркие дни, а будет отныне собираться ежегодно. Знаменательно, что местом следующего интернационального диалога выбрана Москва. ­то вполне оправдано и, учитывая сложность национального вопроса в ССС , может привести к самым многоплановым и перспективным результатам — если, конечно, встреча не выльется усилиями устроителей в возведение очередных потемкинских деревень, в чем мы преуспели.

Во всяком случае, уже сейчас необходимо задуматься о составе крымскотатарской делегации, которая должна быть и представительной, и способной ставить самые разнообразные актуальные для народного возрождения вопросы. Конечно, нужно готовиться к непредсказуемым препятствиям, которые, не исключено, советские организаторы встречи постараются поставить на пути наших представителей. Однако нельзя забывать и о праве крымских татар участвовать в Конференции, которое они автоматически получили благодаря самому факту постановки крымскотатарского вопроса на повестке дня первой встречи в июне 1990 года.

В. Возгрин
доктор исторических наук,
сотрудник Ленинградского отделения
нститута истории АН ССС

 

Резолюция митинга в поддержу справедливых требований крымскотатарского народа, проведенного 29 июля 1990 г.

Мы, участники митинга в поддержку справедливых требований крымскотатарского народа, проведенного в г. Евпатории 29 июля 1990 года, категорически возражаем против искусственного затягивания решения крымскотатарского вопроса и требуем:

1. Неукоснительного выполнения Декларации ІІ съезда народных депутатов ССС о депортированных народах и Постановления ВС ССС от 28 ноября 1989 года.

2. Безоговорочного выделения земельных участков возвращающимся на историческую родину крымским татарам для жилищного строительства в г. Евпатории.

3. В целях обеспечения строительными материалами возвращающихся крымских татар, а также проживающих в Крыму граждан других национальных групп прекратить вывоз стройматериалов за пределы Крыма.

4. Прекратить со стороны советских и партийных органов негативные, тенденциозные публикации и высказывания в средствах массовой информации, ведущие к разжиганию межнациональной розни.

5. Создания условий для возрождения культуры, языка и истории крымскотатарского народа.

6. Начать решительную борьбу за экологически чистый Крым.

7. Образовать при горисполкоме отдел по приему и размещению возвращающихся крымских татар.

8. Просить депутатов демократического блока ВС Украины для проверки и оказания помощи в решении проблем крымскотатарского народа, безоговорочном выделении земельных участков и стройматериалов, направить депутатскую комиссию в Крым.

9. Обратиться к населения г. Евпатории с предложением отозвать депутата ВС Украины Курашика за проявление бюрократизма и равнодушия к проблемам возвращающихся крымских татар.

10. Поддержать решения собрания клуба «Справедливость», избирателей и депутатов о проведении в г. Евпатории учредительного собрания всех политических, национальных и культурно-общественных организаций, на котором обсудить проблемы трудящихся города и возвращающихся на родину крымских татар и избрать Координационный Совет с правом юридического лица.

Данная резолюция принята подавляющим большинством голосов; на митинге присутствовали 1347 человек.

 

«Конструктивная» беседа

На территории совхоза им Коминтерна проживает более 100 семей крымских татар. Конечно, в связи с этим есть множество проблем, которые я хотел поднять, в очередной раз идя в сельсовет, и к директору совхоза.

В приемной директора совхоза состоялась «содержательная» беседа с председателем Железнодорожненского сельсовета А.В. Самарским, зампредом Бахчисарайского райисполкома Н. Тищенко и депутатом райсовета В. ябовым. Первые двое хорошо известны нам своим действиями по сохранению Бахчисарайского района как «зоны свободной от крымских татар». Так, А. Самарский лично разъезжал с бывшим участковым В. Долженко по домам непрописанных крымских татар и требовал их покинуть Крым, а Н. Тищенко в это же время орудовал на районном уровне.

Спор с Самарским начался с вопроса о прописке 58-летнего парализованного Синавера Джеббарова, которого, по словам председателя сельсовета, привезли «непрямые» родственники. Оказывается, на комиссии в райисполкоме Н. Тищенко потребовал от родных больного справку о том, что за этим человеком действительно нужен уход. Он также заявил, что в Железнодорожненском сельсовете прописывают, кого попало, а они потом требуют земельные участки.

Что касается благоустройства мусульманского кладбища, то никакой помощи со стороны райисполкома не ожидается. Тищенко дал понять: татары все должны делать сами.

Далее пошли доводы, что все крымские татары едут только в Бахчисарай, что участков им выделяться не будет, и что воо6ще все вопросы будут решаться только с 1991 года (с началом действия срока по возвращению крымских татар). Неужели же непонятно этим людям, что как не смогут они своими решениями регулировать дождь или снег, так не смогут они остановить возвращение крымских татар в Крым. Другое дело — хотят они или не хотят содействовать этому процессу.

Депутат Бахчисарайского райсовета ябов при своем начальстве сделал «большое открытие» это, мол, инициативники хватают людей за горло и заставляют их ехать в Крым. Я ответил, что со Средней Азии уезжают не только крымские татары, но и русские тоже.

Директор совхоза омановский был более откровенен, заявив мне, что «участков не будет, о кладбище думайте сами, есть у нас дела поважнее». Тогда я попросил его оставить депутатский пост, тем более, что от его работы в совхозе людям нет толку и что ему, не верят, как не верят коммунистам, которые врут уже более 70 лет. На это коммунист-хозяйственник обозвал нас, крымских татар, нахлебниками.

Все это не стоило бы внимания, потому что подобное имеет место во всех районах, если бы не тот факт, что моя беседа с вышеназванными товарищами состоялась через 3 Дня после приезда в Крым председателя Государственной комиссии В. Догужиева, клятвенно уверявшего, что проблема крымских татар будет решаться положительно.

Алим Сулейманов

 

Разгулялись добры молодцы

2 августа, как известно, был День воздушно-десантных войск. Крымские воины-десантники запаса решили отметить его каким-нибудь «героическим деянием». Поле для этого они нашли быстро — площадь перед облисполкомом, где разбит палаточный городок крымских татар. Подвыпившие молодчики появились там днем. Они пытались сорвать плакаты, вызвать на ссор пикетирующих. Одному из членов уха, находившемуся здесь, удалось образумить не в меру расходившихся патриотов, и они покинули площадь.

Опасаясь продолжения событий, руководители палаточного городка обратились в ближайшее отделение милиции, предупредили о возможности повторной провокации и предложили установить на площади усиленный наряд милиции. К сожалению, это предложение осталось без ответа. Тогда, в целях обеспечения своей безопасности, крымские татары – пикетчики были вынуждены позвать на помощь людей из других палаточных городков, а лагерь окружить автомашинами.

Вечером того же дня, между 21 и 22 часами, уже принявшие пополнение ряды «защитников Отечества» (их было более 50 человек), подогретые алкоголем, вновь подошли к палаточному городку. Последовали оскорбительные выкрики и угрозы в адрес всего крымскотатарского народа и отдельных его представителей. аботники милиции с отеческой заботой отговаривали распоясавшихся молодцев от дальнейших поступков, хотя вполне должны были действовать более решительно, так как на лицо был факт оскорбления национального достоинства наших соотечественников.

Но, по-видимому, действие этого закона на территории площади облисполкома избирательно.

Десантники покинули площадь. В тот же вечер Ш. Кайбуллаев от имени крымских татар, присутствовавших при инциденте, выразил протест заведующему административным отделом облисполкома М.М. Солодчуку по поводу бездействия властей и правоохранительных органов.

Лиля Буджурова

 

Газета «Тюркие» о положении крымских татар

Корреспондент стамбульской ежедневной газеты «Тюркие» Кемал Чапраз, побывавший в Крыму с группой своих сограждан крымскотатарского происхождения в начале июля этого года, опубликовал в нескольких номерах своей газеты серию иллюстрированных статей о нынешнем положении крымских татар.

В статье «первый праздничный намаз в Крыму через 46 лет» в номере от 11 июля повествуется о религиозных проблемах крымских татар, первом намазе 3 июля 1990 года в знаменитом евпаторийском Хан-Джами, который используется городскими властями в качестве музея атеизма; о самовольном занятии мусульманами села Коккоз (Соколиное) Бахчисарайского района для религиозных целей здания бывшей мечети.

В статье «з Крыма могут вынести только наши трупы» в номере за 12 июля автор рассказывает о палаточных городках крымских татар в различных населенных пунктах Крыма, деятельности ОКНД, приводит высказывания некоторых активистов Национального движения и жителей палаточных городков.

Под заголовком «удивлен, что в Турции есть еще коммунисты…» в номере от 14 июля приводится интервью Кемала Чапраза с председателем ОКНД Мустафой Джемилевым.

В статье «Шесть часов в руках КГБ», опубликованной в номере за 16 июля, автор подробно рассказывает о том, как 5 июля он, Зафер Каратай, Танер Каян и ­ртугрул Караш были задержаны работниками органов возле палаточного городка крымских татар в с. Сары-Су близ г. Карасубазара по обвинению в том, что без разрешения власти они заехали в «закрытую для иностранцев зону».

В статье «Фонтан слез оплакивает одину», напечатанной в номере от 26 июля под рубрикой «Борьба за родину в Крыму», Кемал Чапраз описывает свой визит в дом председателя ОКНД М. Джемилева, посещение ханского дворца династии Гиреев в Бахчисарае.

М. Къырымлы

 

Снимается фильм

В мае текущего года по крымскому телевидению был показан документальный фильм узбекских кинематографистов «фтира» (Навет). ­то практически первое кинопроизведение, которое правдиво рассказывает о трагической судьбе крымскотатарского народа, подвергшегося в 1944 году поголовному выселению со своей родины. Те, кому удалось посмотреть «фтиру», утверждают: один этот фильм стоит десятков газетных и журнальных публикаций о жертвах сталинского геноцида. К сожалению, по известным причинам широко продемонстрировать его в кинотеатрах Крыма не удалось.

«фтиру», автором сценария которого является наш соотечественник иза саев, снял молодой режиссер Батыр Баишев. Тема репрессированного крымскотатарского народа давно уже стала частью его жизни и творчества. Все, о чем хочет сказать и говорит художник, пропускается через его сердце — сердце неравнодушного человека, гражданина. Свидетельством тому — «фтира», 25-минутный фильм — документ, где есть и боль за случившееся и надежда на то, что справедливость по отношению к нашему народу в конце концов восторжествует. Сегодня тот же съемочный коллектив, за исключением, правда, оператора, которого заменил Ш. Шамахмудов, снимает другой фильм о крымских татарах, но опять же первый, потому что будет полнометражным художественно-публицистическим. абочее название картины «фтира-2″.

Беседуем с режиссером Б. Баишевым. Я прошу его коротко рассказать о содержании новой работы и о том, какие проблемы стоят перед съемочной бригадой, которая теперь, кстати, называется инициативная творческая группа от студии «Таклиф» (Предложение) г. Ташкент.

- аботу над этим фильмом, — говорит он, — мы начали в мае этого года. Съемки ведутся в различных уголках Крыма. Помимо нового материала в картину войдет и часть эпизодов из первого фильма (то, что вошло и не вошло в него, но стало уже историей). В частности, думаем расширить эпизод с академиком А. Сахаровым. вообще, должен сказать, что наша творческая группа вот уже несколько месяцев постоянно находится в гуще всех происходящих в Крыму событий.

нтересуюсь, что конкретно нового увидят зрители в художественно-публицистическом фильме

- В процессе работы сценарий картины постоянно изменяется отвечает режиссер поэтому сказать что-либо определенно затрудняюсь. В нашем фильме будет, к примеру, блок исторических материалов о происхождении крымских татар. Широко намерены представить и архивную кинофотохронику.

Далее Батыр рассказал мне о некоторых проблемах, стоящих перед творческой группой. Они, как оказалось, связаны с отсутствием надлежащей технической базы, неопределенностью финансирования и некоторыми другими моментами. Что касается планов на будущее, то после выхода «фтиры 2 — а это примерно начало следующего года — Б. Баишев и его единомышленники думают снимать фильмы о нашем народе по различной тематике: исторической, духовной, культурной и т.д.

 Джелилов

 

Поздравление

Бахчисарай. Толбухина, 13.
Керимову

Сердечно поздравляю с выходом первого номера газеты «Авдет». Желаю больших успехов на этом поприще.

Горбикова-Бахчисарай.