1990 Авдет №11 (15 грудня)

 

АВДЕТ

ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Съезд репрессированных народов

23-24 ноября 1990 г. в Москве, в здании Политехнического музея, состоялся Учредительный съезд общественных и общественно-политических организаций, представляющих интересы репрессированных народов в борьбе за полное восстановление их прав. От Организации крымскотатарского Национального движения в работе съезда участвовали: зампредседателя ОКНД Рефат Чубаров, члены ОКНД Эрик Кудусов, Риза Люманов, Мансур Эбуталыпов. Группу крымскотатарской общественности г. Москвы на съезде представляли: доктора наук Р. Аппазов, С. Изединов, К. Меметов, кандидат филологических наук С. Изединова, председатель общества «Ветандашлар» М. Арифов и другие соотечественники. В работе съезда принимали участие народные депутаты СССР: О. Сулейменов, Ф. Сефершаев, К. Фаргиев, Ходжаев и заместитель Председателя   Верховного Совета РСФСР Р.Г. Абдулатипов.

В первый день работы делегаты заслушали выступления представителей делегаций о современном пояснении народов, чьи интересы они представляли. Практически в каждом   выступлении обосновывалась необходимость объединения усилий всех репрессированных народов в борьбе за полное восстановление их  попранных  прав.   От имени крымскотатарской делегации на съезде  выступил  зампредседателя ОКНД Р. Чубаров.  Кратко охарактеризовав положение   наших  соотечественников в  Крыму и на местах высылки, он обратил внимание делегатов на  очень опасную тенденцию в решении проблем  репрессированных народов — попытку навязать им волю иноязычного населения.   Это особенно характерно  по отношению к  крымским  татарам, советским немцам   и туркам-месхетинцам. Судьбу этих трех народов,  еще не возвратившихся на свои исторические территории,  и  их  право  на свою  государственность   сегодня пытаются решать люди, которые живут в их домах,  на их земле и пользуются  ее природными  богатствами. Этот механизм противостояния восстановлению прав  депортированных народов разработан  в недрах коммунистической партии  и приводится в движение волей партаппарата. До тех пор, пока не состоится открытый  судебный процесс над коммунистической партией, как организацией, деятельность которой направлена против всех  народов СССР,  ни один народ не застрахован от   повторения   прошлых трагедий. Поэтому   именно съезду репрессированных народов    РСФСР надо выступить   инициатором  общественного суда над КПСС.

Ряд других  выступавших,  поддерживая это мнение, заявили, что пока нет публичного покаяния КПСС — главного организатора  преступлений против репрессированных народов РСФСР, то у этих народов не может быть никакой веры ни к партии, ни к коммунистам.

Делегаты приводили  убедительные примеры   уничтожения  национальной культуры, языка, традиций и обычаев репрессированных  народов. Без реализации права на свою государственность духовное   возрождение народов невозможно — таков лейтмотив всех выступлений.

Участники съезда приняли обращение к ЮНЕСКО с просьбой поддержать усилия  репрессированных народов в возрождении их национальной культуры, а также обращение к Президенту СССР и  высшим органам государственной  власти о положении репрессированных народов. Был принят также ряд резолюций по отдельным  вопросам, в том  числе и о  положении крымских татар

На второй день  съезда  были сформированы руководящие органы Кофедерации репрессированных народов — Президиум  и  Ревизионная комиссия. От крымскотатарской делегации в состав Президиума  избраны М. Арифов, Э. Кудусов, Р. Чубаров, Председателем  Ревизионной комиссии стал Риза Люманов. Председателем Президиума Конфедерации репрессированных народов — И. Алиев (карачаевец, 44 года, канд. техн. наук, зампредседателя карачаевского о6щественного движения). Заместителем председателя Конфедерации избран Генрих Гроут — председатель объединения советских немцев «Возрождение». Определена редакционная коллегия издания Конфедерации. Ее возглавил  представитель балкарской  делегации  профессор  Зейтун Тонгуров. Одним из  членов редакционной  коллегии  стала наша соотечественница С. Изединова (г. Москва).

В конце работы съезда выступил Р. Люманов. Он  отметил, что преступления против «наказанных»  народов не завершились собственно депортацией: не менее страшно то, что в течение всех лет идет оправдание варварских акций по  выселению и  геноциду.  За эти годы сформировался целый круг псевдоученых, задействованных  заинтересованными органами   в  очернении репрессированных народов.

В  президиуме  съезда, сказал Р. Люманов, сидит один   из авторов такой стряпни,  приготовленной по заказу властей — Трапезников («Крым: прошлое  и  настоящее, 1988 г., 50 тыс. экземпляров), находящийся здесь как председатель Московского греческого общества Делегация крымских  татар считает невозможным  его  присутствие на съезде -это  оскорбительно не  только для крымских татар,  но  и для греков Москвы, которых он, по  его словам, представляет.

В ответной реплике Трапезников попытался представить выступление Р. Люманова как провокацию и ложь. Тогда Р. Чубаров заявил,  что если у Трапезникова не хватает мужества признать  ошибочным то,  о чем он писал несколько лет назад,  то делегация крымских татар представит всем учредителям Конфедерации научный комментарий на те разделы книги, которые написаны Трапезниковым. В перерыве вокруг крымскотатарской  делегации собрались около 20 делегатов съезда и ознакомились с отдельными  выдержками из книги. Подошел к этой группе и Трапезников. Он  пытался  утверждать,  что это не его цитаты, но увидев в руках делегатов несколько экземпляров  книги,  буквально сбежал и во время пресс-конференции по   итогам съезда в зале уже не появлялся.

Съезд завершил  свою  работу возложением  цветов  к  памятному камню жертвам советского террора, установленному на Лубянской  площади (бывш. Дзержинской).

Р. Рефатов.

Хроника

Совещание представителей Крымского отделения ОКНД

В декабре в помещении Карасубазарского религиозного общества состоялось очередное совещание представителей Крымского отделения ОКНД. На нем были представлены все 15 районов Крыма, а также отдельно города Симферополь, Ялта, Евпатория и Керчь. Всего в работе совещания приняли участие 46 человек.

После подробной информации представителей районов о событиях и ситуации на местах были рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой к общенациональному съезду крымских татар и положением на участках самостроя.

С докладом по поводу общенационального съезда выступил и затем ответил на вопросы участников совещания зампредседателя ОКНД Рефат Чубаров.

По поводу ситуации на участках самостроя принято решение созвать через несколько дней совещание руководителей участков для принятия соответствующих решений в связи с создавшейся ситуацией.

Затем был заслушан отчет председателя ОКНД М.Джемилева о его поездке в США и рассмотрены некоторые организационные вопросы.

Симферополь

27 ноября участники  голодовки из пос. Кореиз  прибыли в Симферополь, чтобы  продолжить ее  перед зданием Крымского облисполкома. Как только на  площади  появились раскладушки, около  200 сотрудников  милиции набросились на крымских татар. Были задержаны 14 человек, в т.ч. трое участников голодовки. Вечером того же дня  все они были освобождены  по требованию  почти тысячной  группы наших соотечественников, собравшихся перед зданием облисполкома.

Митинг протеста

28 ноября в 16 часов на площади перед облисполкомом  состоялся митинг крымских татар, которые обвинили власти в избиении участников  голодовки и выдвинули требование узаконить самострои возвращающегося на свою родину народа.

За 2 часа до митинга в облисполкоме проходило расширенное заседание комиссии с участием председателей горрайисполкомов,   где размещены самострои.

На митинге прозвучало принятое комиссией  решение, в котором власти признали, что решения предыдущей комиссии от 1 ноября  выполнялись неудовлетворительно,  и были предложены первые конкретные меры по узаконению самостроев.

Участники митинга  потребовали от крымских органов власти объяснения варварского избиения  голодающих, разместившихся  на площади. Непосредственный  исполнитель воли местных  властей — некий майор — и на сей раз остался  неизвестным.

От имени участников голодовки, которых  в тот день было 9 человек,  выступили  Решат  Аблаев  и Эмир Меджитов.

По факту избиения голодающих в областную Прокуратуру было подано заявление, которое принято к производству.

Выступивший Ильми Умеров разъяснил ситуацию в Крыму,  связал ее с   предстоящим   референдумом  и призвал  крымских  татар бойкотировать навязанную областной — партократией кампанию, грубо попирающую интересы коренного  народа Крыма.

Кезлев

Как сообщил Нариман Ибадуллаев, 5 декабря, после того, как были прописаны 282 человека из микрорайона «Исмаил-бей», приостановлена прописка крымских татар. Зампред горисполкома мотивировал это тем,  что отныне уполномоченным решать вопросы прописки является коммунист Эдем Умеров.

Во второй половине дня напротив горисполкома был развернут пикет крымских татар (103 человека) с плакатами «Позор Э. Умерову — марионетке партократии!», «Позор тайным решениям исполкома!», «КПСС — нет, ОКНД — да!»

На площадь были стянуты практически все силы городской милиции — 12 машин ПМГ, сотрудники в форме, дружинники.

Пикетирование было продолжено 6 декабря. Демократическим организациям, редакциям газет отправлены телеграммы об  осложнении ситуации.

Ленинский район

В ночь с 28 на 29 ноября в с. Приозерном была обстреляна кочегарка,   в  которой  работают крымские татары. Прибыв на место происшествия через день, участковый милиционер квалифицировал это как хулиганство.

Подготовка к курултаю

2 декабря в Симферополе состоялось расширенное  заседание оргкомитета по подготовке и проведению курултая (съезда) крымскотатарского народа с участием более 200 представителей из различных регионов Крыма. С докладом «О целях и времени проведения курултая» выступил  член оргкомитета Рефат Чубаров. Большинство  выступивших в прениях высказалось за тщательную подготовку к курултаю, не увязывая срок его проведения с  намеченным властями на январь следующего года референдумом о статусе Крыма.

Участники заседания поддержали Обращение Крымского отделения ОКНД к соотечественникам о бойкоте референдума.

***

2 декабря в клубе хлопкосовхоза им.5-летия Уз.ССР Галабинского района Ташкентской области по инициативе районного  отделения ОКНД состоялось собрание крымских татар, на  котором присутствовало 150 человек.  Собравшиеся единогласно поддержали заявление Ташкентского облсовета ОКНД против проведения властями Крыма референдума и наметили дни проведения выборов делегатов на  курултай (съезд) крымскотатарского народа на территории  Галабинского района.

Ибраим Чегетрма.

Из истории Национального движения

Дело о «Союзе крымскотатарской молодежи»

В 1968 году по просьбе  Петра  Григоренко М. Джемилев изложил в форме письма историю создания и разгрома органами госбезопасности  молодежной крымскотатарской организации «Союз крымскотатарской молодежи». Этот материал в свое время был передан радиостанцией «Свобода»,  опубликован в журнале «Посев» и некоторых других зарубежных изданиях.

Сегодняшняя наша публикация перепечатана из  сборника  «Национальный вопрос в СССР», 1975 г., украинское издательство «Соучастие».

Мустафа Джемилев.

Григоренко Петру Григорьевичу
г. Ташкент, ноябрь 1968 г.

Многоуважаемый Петр Григорьевич!

Я с удовольствием исполню Вашу просьбу и расскажу  о  том, что произошло у нас в 1962 г.  Но мой рассказ не будет  достаточно  исчерпывающим, потому что я не во все был посвящен. К тому же прошло много  времени и кое-что стерлось в памяти. Лучше, конечно, мог бы все это изложить кто-нибудь из тех,  поплатившихся тогда своей свободой, товарищей. Ведь им приходилось  знакомиться  и  с материалами дела.

Мой же рассказ  будет  основан лишь на личных  воспоминаниях и впечатлениях.

В 1962  г.,  кажется,  в конце февраля, в  отделе редких  и старинных изданий Ташкентской публичной библиотеки им. А. Навои, где я рылся в книгах,  содержащих сведения по   истории   Крыма   и крымских татар,  я познакомился как-то с  двумя  молодыми  людьми моей национальности,   которых в библиотеке интересовала та же тема. После непродолжительной беседы они предложили мне собрать материалы по  истории нашего народа и через недели  две  выступить  с краткой лекцией  перед небольшой, человек 30-40,  аудиторией соотечественников.  Не пускаясь в расспросы о подробностях,  я  принял это предложение, предупредив, однако, что мои познания в этой области весьма   скромные. Меня подбодрили, говоря,   что на  первый случай моих знаний, судя по беседе, вполне достаточно.

В назначенный  день я явился в назначенное место,  имея при себе конспект, страниц в восемь ученической тетради, с кратким изложением основных этапов  истории крымских татар.

…На длинных скамейках в непросторной комнате сидели  человек 25 молодых ребят и девушек, преимущественно студентов  и  рабочих из близлежащего   района  города. Шли жаркие споры, читали стихи на русском и татарском языках,  возмущались неравноправным положением крымских  татар,   обсуждали проблемы возвращения их на  Родину  Выступавшие   критиковали существовавшие порядки,   допускали совсем нелестные  эпитеты в адрес «верного ленинца» — Хрущева.

И мне  дали  слово,  я зачитал свой конспект. Пренебрегая скромностью, скажу   — выступление мое было встречено с большим  восторгом. Никто  в жизни меня до этого так внимательно не слушал. Мне долго аплодировали, каждый просил конспект дать  переписать.

Конечно, молодым людям, которые в официальной литературе читали о своих предках как о каких-то варварах, предателях и всегда побеждаемых доблестными русскими, было приятно услышать «новость» о том, что прославленный русский  царь Петр І был крепко бит в 1711 г.  у реки Прут  турецко-татарскими войсками, что крымские  татары  не раз наводили  порядки  в  самой Москве или о том,  что у крымских татар еще полтысячелетия тому назад было высшее  учебное  заведение.

Потом почти до утра  обсуждали предложенную кем-то  идею создать молодежную организацию   крымских татар для борьбы за свои права. В принципе эта  организация  должна была быть «подлинно ленинской», формы борьбы   должны  были  быть только конституционными.  Предполагалось, что  через  некоторое время, когда  организация станет массовой, следует обратиться  в соответствующие инстанции  и попросить разрешения на ее официальное существование. Хотя вряд ли кто-нибудь всерьез верил  в  возможность получить подобное разрешение, никто  против такой постановки вопроса   не   возражал. Каждый, видимо,   думал,  как  я: «Что делать  дальше — будет видно по ходу дела».

Тут же поручили одному,  выразившему на то свое согласие,  товарищу составить проект программы и Устава организации, текст клятвы для вступающих в нее членов.

В заключение распределили среди присутствовавших районы,  на первый случай г. Ташкента  и  Ташкентской обл., где, следует вести «разъяснительную  работу» среди крымских татар. Мне достался небольшой районный центр, расположенный недалеко   от  Ташкента.  Кроме того, я должен  был установить количество  работающих на своем предприятии крымских татар и  по возможности привлечь их внимание к  национальным  проблемам. Оказывается,  было уже два таких собрания.

Через две недели,  как и договорились, мы  встретились снова в том же  самом доме.  Были и новые люди.

Выслушали отчеты  товарищей  о ходе выполнения взятых ими на себя обязательств по выявлению числа крымских татар на предприятиях и учебных   заведениях  города  и привлечения их к затеянному  нами делу. Мне отчитываться было не в чем. На  предприятии, где я работал, я не смог найти ни одного крымского татарина. Позднее я узнал, что там все-таки работали восемь человек крымских татар. Такое малое количество их на предприятии, где  работают десятки тысяч людей, объяснялось тем, что предприятие это  было  военизированным и   выпускало самолеты.  А крымские татары, как свидетельствует советская  официальная литература, народ ненадежный, способный на измену. Эту  цифру 8 человек —   мне  назвал   позднее зампредседателя КГБ  при СМ УзССР в ответ на мое утверждение,   что крымских татар  дискриминируют, принимают на  работу  не  во  все предприятия. Причем, чту цифру он назвал, не   порывшись  предварительно в каких либо бумагах, сказал по памяти даже  о  занимаемых ими должностях, невольно давая тем самым убедиться, что хотя кое-кому из крымских татар и оказано такое «доверие», все они находятся под  бдительным негласным надзором «стражей» государственной безопасности».

Потом велись дискуссии, в  основном вокруг   уже  составленных проектов программы и Устава организации, содержания клятвы и сделанной кем-то  формы  намечаемого билета члена организации.

Организацию по первоначальному замыслу было решено назвать «Союз крымскотатарской молодежи»  На собрании к нему  было добавлено еще выражение: «по возвращению на Родину».

Устав был составлен, насколько помню, почти по принципу КПСС.

Первоочередной задачей в  проекте программы  выдвигалась необходимость вести в  широком  плане разъяснительную работу для поднятия национальной сознательности и политической активизации крымских татар. В  ближайшее время намечалось организовать сбор подписей под петицией  к  правительству  с ходатайством рассмотреть вопрос крымских татар и вернуть  их  на Родину — в Крым, собрать с населения деньги для отправки делегации крымских татар.

Образец намечаемого  членского билета представлял собой фотографию с изображением Крымского  полуострова и чуть выше тон сочинений Ленина.

(Продолжение следует).

 

В защиту прав человека

9 декабря на площади Ленина   в Симферополе прошел митинг, посвященный Международному дню защиты прав человека. Выступавшие на нем говорили о продолжающемся на   полуострове геноциде крымских татар, о   референдуме, ущемляющем права коренного населения Крыма. В принятой резолюции участники   митинга подчеркнули, что «невозможно мириться с тем, что у крымско-татарского народа   отнимают право на родную землю,   хранящую их исторические корни,   право на государственность, на важнейшие национальные институты».

На митинге в г. Бахчисарае   его участники минутой молчания почтили память А. Сахарова,    направили телеграммы в ВС УССР и Прокуратуру У ССР с тр ебованием   освобождения Степана Хмары.

Аналогичные мероприятия прошли в этот день и в других населенных пунктах Крыма. 

 

Коренное население

Издательство «Международные отношения» выпустило в этом году книгу «Коренное население», выдержки из которой и предлагаем читателям журнала.

«Коренное население — это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других членов общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами» (с.31).

Декларация принципов, принятых четвертой Генеральной Ассамблеей Всемирного Совета коренного населения в Панаме в сентябре 1984 года

Принцип 1. Все коренные народности имеют право на самоопределение. В силу этого права они могут свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное, религиозное и культурное развитие.

Принцип 2. Все государства, на территории которых живут коренные народности, должны признавать коренное население, их территории и институты.

Принцип 3. Культуры коренных народностей являются частью культурного наследия человечества.

Принцип 4.   Традиции и обычаи коренного населения должны уважаться соответствующими государствами и должны быть признанными в качестве основополагающего источника права.

Принцип 5. Все коренные народности имеют право определять, какие лица или группы лиц включаются в их состав.

Принцип 6. Каждая коренная народность имеет право определять форму, структуру и полномочия своих институтов.

Принцип 7. Институты коренного населения, их решения, как и решения правительств, должны соответствовать международно-признанным правам человека, как коллективным, так и индивидуальным.

Принцип 8. Коренное население и его члены имеют право участвовать в политической жизни государства.

Принцип 9. Коренное население имеет исключительное право на свои традиционные земли и их ресурсы, причем земли и ресурсы коренного населения, отнятые у него без свободного и компетентного согласия, подлежат возвращению.

Принцип 10. Земельные права коренного населения включают право на землю и недра, полные права на внутренние и прибрежные воды и право на адекватные и исключительные прибрежные экономические зоны в рамках международного права

Принцип 11. Все коренные народности могут для своих собственных нужд свободно использовать свои природные богатства и ресурсы в соответствии с принципами 9 и 10.

Принцип 12. Не могут предприниматься действия или проводиться политика, которые могли бы прямо или косвенно нанести ущерб землям, воздуху, воде, морским льдам, животному миру, среде обитания или природным ресурсам без свободного и компетентного согласия соответствующих групп коренного населения.

Принцип 13. Коренному населению принадлежат изначальные права на предметы его материальной культуры, включая места археологических раскопок и археологические ценности, рисунки, технология и произведения искусства.

Принцип 14. Коренное население имеет право получать образование на своем родном языке или создавать свои собственные учебные заведения. Языки коренного населения должны уважаться государством в его деловых отношениях с коренным населением на основе равенства и недискриминации.

Принцип 15. Коренное население имеет право в соответствии со своими традициями перемещаться и осуществлять традиционные виды деятельности и поддерживать дружеские отношения на трансграничной основе.

Принцип 16. Коренное население и его органы имеет право на то, чтобы с ними предварительно консультировались и они давали разрешение на проведение всех технологических и научных исследований на их территориях, а также право на полный доступ к результатам этих исследований.

Принцип 17. Свободно заключенные договоры между коренными нациями или народностями и представителями государств подлежат соблюдению в полном объеме в соответствии с внутригосударственным и международным правом.

Эти принципы представляют собой минимальные нормы, которые должны уважаться и соблюдаться государствами.

Вот как соблюдаются эти принципы применительно к коренному населению Крыма — крымским татарам. Во-первых, до сих пор не восстановлена национальная государственность крымских татар — Крымская АССР,   во-вторых, нарушая принцип первый рассматриваемой декларации, областные, республиканские и союзные власти самовольно решают вопрос о политическом статусе исторической родины крымских татар (пользуясь, кстати, тем, что ни в Крымском областном, ни в Украинском республиканском Советах народных депутатов нет ни одного крымского татарина!) Конечно же, свободно, безнаказанно нарушаются и многие другие (если не все!) принципы анализируемой декларации. Чтобы не быть голословными, приведем несколько печатных примеров, свидетельствующих о том, как некоренные жители полуострова пытаются решать проблему политического статуса Крыма (как-будто русским, украинцам и представителям других народов страны, поселившимся здесь в основном после депортации коренного населения, не хватает РСФСР, УССР!):

«Один из идеологов крымскотатарского национального движения профессор Р. Музафаров в статье «АССР национальная», опубликованной в сборнике «Крымская АССР (1921-1945). Вопросы и ответы» (стр.27-30) указывает, что Крымская АССР была национальной, а не территориальной автономией, и на ее территории был закреплен приоритет крымскотатарской государственности по сравнению с другими нерусскими народами Крыма (сознательное искажение: написано было следующее: «Дело в том, что на территории Крыма в то время находился лишь один коренной народ — крымские татары,   а стальные — русские, украинцы, белорусы были здесь лишь национальными группами, являющимися частью своих наций» (с.28 — Ред.)   Его вывод: «Итак, Крымская АССР была крымскотатарской»… По сущности своей Крымская АССР была национальной государственностью всех нерусских (видимо, описка: вместо некрымскотатарских — ред.) народов Крыма».

(А. Титарчук, член оргкомитета по выработке предложений о статусе Крыма. О государственном статусе Крыма,   «Крымский комсомолец», 25.8.1990).

«Необходим демократический путь определения статуса Крыма, и было бы правильным, чтобы областной Совет рассмотрел вопрос о проведении Учредительного съезда народов Крыма (? — ред.), который бы определил его дальнейший статус. Решать областному Совету, его депутатам».

(В. Бурмистров, заведующий государственно — правовым отделом обкома партии. Ошибки надо исправлять («Крымская правда», 19.8.1990).

«Во все времена Крым был многонациональным, Крымская АССР была многонациональной республикой». (Ф. Бабейко, профессор Керченского филиала Калининградского и технического института рыбной промышленности и  хозяйства. И территориальная, и национальная, в сб-ке «Крымская АССР», С., 1990, с. 32).

«Статус Крыма, по моему глубокому убеждению, должен быть следующим: многонациональная Крымская АССР в составе УССР».

(Б. Мельников. Зачем   ломать   построенное?    «Крымская  правда», 1.8.1990).

Просить Съезд народных депутатов СССР, Верховные Советы РСФСР и УССР восстановить многонациональную Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР».

(Решение митинга, «Крымская правда», 4.8.1990).

«Крым был и должен быть русским».

(Н.Луговой. Нужен взвешенный подход.   «Крымская правда», 28.9.1989).

«Вопрос о статусе Крыма, о судьбе наций, его населяющих, и тех, которые будут его населять завтра, можно будет решать только всем миром, всеми, кто сейчас живет на полуострове».

(Ю. Анисимов. Решать всем миром,   «Комсомольское знамя»,    Киев, 25.8.1989).

Как нам кажется, создается опасный прецедент; судьбу коренного народа пытаются решить пришлые, составляющие большинство на данном этапе. Если этот эксперимент в Крыму удастся, то завтра таким же образом поступят те мигранты, которые составляют большинство во многих других автономных республиках, и даже союзных, например, в Киргизии, Казахстане. В этом случае придется преобразовать все союзные, автономные республики в обыкновенные области (или штаты, как в Америке), что приведет к распаду СССР — как сообщества национальных республик!

Из журнала «Ватан» («Родина»), № 2, 1990 г.

Українці Криму!

Російські імперіалісти скривдили багато народів. В 1783 р. в они завоювали Кримське ханство. Нащадки жорстоких поневолювачів у 1944 р. насильно виселили кримських татар з батьківщини, знищивши в дорозі ледь не половину цього багатостраждального народу. Тепер їхні однодумці протидіють поверненню кримських татар на землю батьків.

Відомо, що Українська Республіканська партія обстоює права людини і права нації, найголовнішим з яких є право нації на самовизначення. Саме тому в нашій програмі зазначено, що «УРП підтримує право кримських татар на організоване повернення    до Криму і    на їхню політичну автономію в складі України».

Українці Криму!

Кримська земля – єдина територія, на якій могли б самовизначитися кримські татари, караїми та кримчаки – корінні народи цього чудового краю. Внаслідок політики геноциду, яку проводили російські шовіністи, корінні народи опинилися меншиною на своїй землі.

  Заселивши сонячний Крим жителями Сибіру, Півночі та Далекого Сходу, досягнувши таким чином абсолютної кількісної переваги, московські інтернаціоналісти пропонують тепер шляхом голосування освятити свою незаконну владу, щоб навіки закріпити за собою загарбану територію.

Референдум є незаконним: долю рідного краю мають вирішувати лише корінні народи. Результати запланованого колонізаторами референдуму не будуть чинними і не стануть — не можуть стати! — джерелом права.

Українці Криму!

Рада УРП закликає вас спільно з Організацією кримськотатарського Національного руху бойкотувати протиправний референдум.

Не даймося великодержавникам, які прагнуть навіки залишити Крим в складі   російської імперії. Підтримаймо право кримськотатарського народу на самовизначення, як свого часу це зробили український правозахисник генерал Петро Григоренко та російський правозахисник академік Андрій Сахаров!

Рада Української Республіканської партії
М.Київ, 18 листопада 1990 р. 

 

Из новостей агентства «Постфактум»

КИЕВ. Комментируя по просьбе агентства «Постфактум» принятую Крымским облсоветом Декларацию «О государственном и правовом статусе Крыма», председатель Народного движения Украины «Рух» Иван  Драч подчеркнул, что Крым может быть автономным только в составе Украины. По  мнению Драча, «определение статуса Крыма — в первую очередь дело крымских татар».

Секретарь УРП Олекса Микомишин заявил,  что отрицательно относится к решению Крымского облсовета. Референдум о государственном устройстве Крыма, полагает он, можно проводить лишь после  возвращения туда всех крымских татар. Микомишин также считает,  что Крым должен быть автономией в составе Украины.

Сопредседатель создаваемой  на основе движения  «Демократическая платформа» Украинской  партии демократического согласия   Валерий Хмелько утверждает, что население Крыма вправе ставить  вопрос  как об автономии, так и о переходе в состав России. 

 

Благодарность соотечественникам

Организация  крымскотатарского Национального  движения  и  самостройщики п. Кореиз выражают благодарность  своим соотечественникам из г. Той-Тепа Ташкентской области за  поступившее от них денежное   пожертвование  в   сумме 801 рубль.

 

Обращение к демократической общественности Азербайджана

Насильственное разлучение человека с родиной всегда считалось одним из наиболее тяжких преступлений против человечности. Что же тогда говорить о депортации целого крымскотатарского  народа?  В одночасье народ лишили  земли и доброго имени,  рассеяли за  Уралом, не оставив на родной земле даже резерваций для  сохранения уникальной многовековой культуры. Это злодеяние не имеет  прецедентов даже  в наше жестокое время и требует безусловного осуждения  и исправления. Но и после официального разрешения   высших  властей крымским татарам  возвращаться на земли предков это трудно осуществить из-за саботажа местных властей. Крымским  татарам отказывают в прописке, не возвращают конфискованные мечети, препятствуют нормальной работе  культурных обществ. Местное   население  умело натравливается на людей,  «виновных» лишь в том,  что полвека назад судьба   их народа была исковеркана сталинщиной.

Все это  резко  диссонирует  с духом и лозунгами  перестройки, вселяет обоснованные сомнения в порядочности и демократичности местных и центральных властей,  в силе и  зрелости  демократических движений Крыма.

Идущее  сейчас  по всей стране стравливание  народов  играет  на руку лишь имперским великодержавным силам, чуждым интересам демократии. Как  и в царские времена, русскоязычному населению отводится  неблаговидная  роль  жандарма «России единой и неделимой» («нерушимого Союза»), а малым народам — роль врагов, покушающихся на «священные   основы» империи. В финале трагедии может появиться самодержец с «железной рукой» и чрезвычайными полномочиями.

Заговору против  демократии можно противопоставить лишь объединенный  фронт демократических сил. Мы  призываем народы Крыма к единению и согласию,  а  русскоязычное население —  к диалогу с татарской общиной.  Нет – тоталитаризму!

Бюро Азербайджанской социал-демократической группы

Телеграмма

Симферополь
Председателю Крымского облисполкома
Багрову

Уважаемый господин Багров

Социал-демократы Азербайджана считают недопустимым применение силовых мер к крымским татарам. Решение межнациональных проблем возможно лишь на пути равноправного диалога сторон.

Отказ облисполкома в прописке крымских татар, возврате им конфискованных мечетей, препятствование нормальной работе культурного общества крымских татар не делает чести ни Вам, ни Советской власти.

Выражаем искреннюю надежду, что дальнейшие отношения облисполкома с татарской общиной будут опираться на благоразумие и уважение прав человека.

От бюро Азербайджанской социал-демократической группы
Арзу Абдуллаева

 

Обзор прессы

Как  победу тактики украинских патриотов расценивает «Комерсанть» заключение 19 ноября договора между РСФСР и  Украиной,   в которой они   признают друг друга суверенными государствами, а также заявление  Ельцина на состоявшейся после подписания  договора пресс- конференции   о  том,  что Россия не собирается  вмешиваться в крымские дела, так как это «является делом народов Крыма и Верховного Совета УССР».

***

«Отец»  временного положения о референдуме П. Евграфов  поведал на страницах  «Крымской правды» о намерении ОКНД  создать  в  Крыму «исламскую республику»,  о назначении, принципах  и цепях которой читатели достаточно   хорошо знают. Однако  странно, что  сами члены ОКНД до сих пор не подозревали о поведанном Евграфовым факте.

***

Отвечая  на  вопросы корреспондента «Крымской правды», представители Комитета по делам депортированных народов Крымского облисполкома и по совместительству активисты прокоммунистического крыла крымскотатарского  национального движения, так называемого НДКТ,  Гомер  Баев  и Ахсеит Сейтмеметов расценили идею проведения курултая  крымскотатарского народа как «очередную уловку  бюрократического аппарата, для сохранения стратегии завоеваний  и итогов депортации,  геноцида». По поводу референдума о статусе Крыма представители  Комитета заявили, что без  четких гарантий крымскотатарскому народу  участие НДКТ в  референдуме  неприемлемо. Означает ли это совпадение взглядов НДКТ и  ОКНД  на  создание  в Крыму территориальной  автономии?

***

Известное раздражение крымских «ответственных товарищей» вызывает непризнание  ОКНД намечаемого референдума о статусе Крыма. Осудить эту   позиции и заявить о своей поддержке  решений  внеочередной сессии Крымского облсовета (очевидно, от  имени  «более  100 наций и  народностей, населяющих Крым») были призваны приглашенные к «круглому  столу» в обкоме партии руководители национально-культурных обществ.   Впрочем, сомневаться в предназначении этих обществ, взлелеянных и дирижируемых Леонидом Грачом  не  приходилось и прежде.

***

Феодосийская  газета «Победа» сообщает  о  волоките и преднамеренном затягивании  выделения 160 земельных участков в окрестностях города крымским татарам, планируемого  на 1990 г, в рамках  «поэтапного организованного переселения».

***

В своем интервью газете «Правда» крымский партийный лидер Н.Багров сообщил о том,  что  они обратились в   ВС УССР с просьбой принять закон о наказании за  самозахваты.

 

Энвера Измайлова ждут джазмены Англии и Германии

Сюрпризом Таллиннского джазового фестиваля для специалистов стало выступление гитариста Энвера Измайлова. Два дополнительных номера на  эстраде и  специальная передача  по  эстонскому  радио — свидетельство восторга от «татарского чуда», как назвал гитариста один музыкальный обозреватель.

В радиопередаче 26 ноября кроме интервью с Энвером  Измайловым прозвучали  пять его пьес. Оригинальная исполнительная техника музыканта проявилась ярче всего в парафразе «На татарские темы». О трагизме, но и надеждах крымскотатарского народа исповедовала пьеса «печальная крымская легенда».

Эркки Тапплер
Эстония

 

О чем стихи поэтессы

20 ноября в  селе  Верхоречье Бахчисарайского района  состоялся творческий вечер поэтессы  Лили Буджуровой.

Хотя о проведении вечера  было условлено заранее, он едва не был сорван, так как на этот же день  и час объявили сход граждан с целью обсуждения темы   «Микроклимат  в семье». Пригласили четырех представителей правоохранительных  органов района.

Вечер, который состоялся  лишь после «схода», открыл член исполкома  ОКНД Ильми Умеров.  Он рассказал о положении в Ялте,  сообщил о готовящемся курултае, объяснил необходимость  бойкотирования крымскими татарами референдума.

В зале кроме  крымских татар присутствовали жители села других национальностей, руководители хозяйства. С  интересом слушали они выступление Л. Буджуровой.   Вечер прошел довольно успешно,  так как живое слово   поэта  всегда ближе уму и сердцу слушателя, чем слово печатное.

На следующий день,  21 ноября, в совхозе состоялся политдень.

В строительной бригаде,  в которой много крымских татар, политинформацию проводил замдиректора, парторг по совместительству В.В. Степанец. Он еще раз попытался объяснить ситуацию со злополучными купонами, которая меняется почти каждый день, задел вопрос о референдуме,   уклончиво обойдя заданные вопросы,  после чего перешел на прошедший накануне вечер,  где присутствовал лично.

Оказалось, что  парторг ушел с вечера в угнетенном  состоянии, так как у Л. Буджуровой наряду со стихами о беде крымских татар (но почему-то все  в черных красках и мрачно) оказались и стихи — угрозы. И  он зачитал из своей записной книжки  несколько  оторванных от общего смысла цитат: «Сегодня мы в огне,  а завтра чей  черед?» и т.д.

Выступившие  крымские татары указали на явное искажение смысла стихов и заявили, что он намеренно нагнетает обстановку. Секретарь парткома коснулся также выступления Ильми Умерова,  выражая недовольство его призывом к  крымским татарам к объединению, В.В. Степанец сказал, что бойкотировать референдум нельзя , что  съезд крымских татар не нужен и т.д. На этом «политинформация» была закончена.

В неофициальном же разговоре и при более  внимательном прочтении стихов участники собрания пришли к выводу, что путаница идет от официальной пропаганды.

Люди  разошлись  с пожеланиями жить в понимании и согласии.

Айваз Османов

Нетеатральные новости

Усилиями актеров  крымскотатарского музыкально-драматического театра Лейли Усеиновой и Феми Зейдуллаева организовано «Театральное кафе». 0но призвано привлечь  внимание крымскотатарской общественности к проблемам театра. Уже прошли встречи с участием Шакира Селимова, Субие Налбандовой, Сервера Эбубекирова, Сейтаблы Мамутова.  Свое  назначение «Кафе» оправдывает: люди потянулись  в театр,   происходит  полезный для актеров разговор, который помогает им  в решении определенных задач.

Но это  интересное  начинание под угрозой срыва. Нынешний руководитель  театра Дилявер Бекиров в устной форме запретил проводить в дальнейшем «Театральное кафе». Однако встречи  все равно будут, если  не в театре, то в другом месте».

Администрация должна подумать о своих безответственных действиях, губящих  добрые начинания актеров.

***

27 ноября в  г. Симферополе  на площади  Ленина  милиция избила наших соотечественников. В знак протеста актеры крымскотатарского музыкально-драматического театра единодушно  прекратили спектакль. Однако  администрация  театра,  в лице ее директора Дилявера  Бекирова  и  председателя  профсоюза, устроила обструкцию  актерам. Почему-то  всю  свою  ненависть и неприязнь директор обрушил на Феми Зейдуллаева и  Лейлу Усеинову, что  вылилось конкретно в следующее:  Л. Усеинову  лишили  роли, а Ф. Зейдуллаева попросили  подумать о своем пребывании в театре.  Это очень  похоже  на сведение личных счетов, охоту  на «ведьм».

 

Объявление

Редакция газеты «Авдет» реализует сборники стихов Л. Буджуровой «Некупленный билет» и «когда мы вернемся…» стоимостью 3 рубля каждый и карты Крыма за 1924 г. стоимостью 3 рубля.