Символы

Множество символов присутствует в украшениях, одежде, вышивке крымских татар. Они придают им особое значение, передавая, таким образом, мудрость своих предков из поколения в поколение. Характер общечеловеческих носит большинство известных сегодня символов.

К примеру, звезда Давида (шестиконечная звезда), если она стала частью ювелирного украшения Фес-тепелик, то это совершенно не случайно. Энергетический центр связи с Богом находится у человека на темени, именно поэтому наши предки выбирали именно этот символ для навершия на фес. Есть не один трактат об этом мощном по энергетике и смысловому значению символе. Его можно встретить не только у мусульман, а и у христиан, буддистов, иудаизме. Буддизм трактует этот символ как пересечение активного и пассивного начал (мужского и женского). Ислам имеет свое трактирование: треугольник, который обернут вершиной вверх – это рай, вниз – ад. То есть, это пересечение неба и земли.

Еще один довольно частый символ – треугольник. Он очень часто встречается у крымских татар на головных уборах, женских покрывалах («марама») и красиво дополняется растительным орнаментом. Кроме того, треугольник часто размещали на тканых салфетках и полотенцах, а также на ювелирных украшениях. В исламе его трактуют как: Аллах, Мухаммед и Али.

В наши дни также исполняют амулеты и обереги в виде треугольника (сагъ-дува) – это ювелирное украшение в упрощенном виде (дувалых), где используют серебряные, иногда металлические, треугольники, что выполняются в технике филигрань, а внутри у них были свитки молитв. Дувалых зачастую носят на груди, с устремленной вверх вершиной, что значит – дух стремится к высокому, а именно к духовности, небу и чистоте.

Есть еще один интересный обряд у крымских татар, который связан с символами. В день свадьбы девушке-невесте дарят пояс (къушак). Пояс филигранной работы с довольно массивной серебряной бляхой «Йылышлы-къушакъ» носили замужние женщины, а девушки имели более нежный и изящный пояс, который был украшен драгоценными камнями. Эти пояса обязательно носили, как неотъемлемую часть костюма. Так как, он не просто украшал татарскую женщину, он был оберегом и нес защитную функцию энергетического центра жизненных сил.